Каждый год с двадцать шестого июня по семнадцатое июля в Саратовской области проходит большой крестный ход. Выходят богомольцы из города Саратова. За три недели проходят семь районов по обоим берегам Волги. Посещают храмы и монастыри, встречающиеся на пути. А завершают своё молитвенное странствие в месте под названием Вавилов Дол, что у границы с Самарской областью.
Семнадцатое июля – день мученической кончины последнего русского Императора и его семьи. Поэтому крестный ход посвящен памяти всех новомучеников, пострадавших за святое православие во время безбожных гонений. Здесь в крестьянском краю, служившем одной из главных житниц России, была своя история стояния за веру перед лицом государственного атеизма.
Вавилов Дол – это овражная местность, спрятавшаяся в лесу, что уцелел посреди степного Заволжья. Здесь с незапамятных времён из земли бил источник с солоноватой водой. Под тенистыми кронами деревьев находил себе приют и зверь, и скрывающийся человек.
Своё название это место получило от разбойника Вавилы, чья банда орудовала в окрестностях в восемнадцатом веке. Много злодеяний совершил Вавила, но однажды был пойман солдатами, подвергнут пыткам и ослеплён. Едва живой он добрался до оврага с источником, выкопал пещеру и остаток жизни провёл в покаянии за грехи.
После Вавилы другие подвижники выкопали тут еще несколько пещер. Но имена этих подвижников не дошли до нас. А в народе появилась легенда о церкви, которая ушла под землю – подобно граду Китежу.
В начале двадцатого века на Вавиловом Долу сложилась монашеская община, пользовавшаяся большим авторитетом у окрестных крестьян. Был построен храм во имя Святителя Николая Чудотворца, а на источник приезжали за исцелением тысячи паломников.
После революции когда храмы стали закрываться, а духовенство преследоваться, Вавилов Дол приобрёл особое значение. Монахи укрепляли в вере приходивших к ним крестьян. Они не стеснялись обличать политику большевиков, и в скором времени обратили на себя внимание властей.
Шел тысяча девятьсот двадцать девятый год. По всей России крестьян начинали сгонять в колхозы. Тех, кто побогаче и посамостоятельнее раскулачивали и отправляли в ссылку. Любое сопротивление сразу же подавлялось. Тогда-то и было решено ликвидировать общину на Вавиловом Долу. Православных монахов арестовали за преступление, которое совершили сектанты в ста верстах от их обители. Была организована кампания клеветы и показательный суд.
Глава общины афонский иеромонах Иоанн Дорофеев и еще несколько иноков были расстреляны. Другие получили различные сроки заключения. Храм разрушен. Источник осквернён. Пещеры засыпаны. Но память о святом месте осталась в народе и пережила гонения.
Сегодня, как и сто лет назад, Вавилов Дол – центр народного паломничества. Сюда приезжают, чтобы искупаться в освящённом источнике. Помолиться Святителю Николаю Чудотворцу в часовне. Почтить память убиенных за веру в годы гонений. Вспомнить покаявшегося разбойника Вавилу и попросить прощения за свои грехи.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема