Василий и Светлана Казаковы встретились на войне, там, где, казалось бы, нет места романтике. Но любовь не спрашивает, война сейчас или мир.
Артиллерист Василий Казаков и связистка Светлана познакомились на встрече Нового 1943 года. Казаков тогда переживал трагедию: на его глазах погибла жена. Начальник госпиталя - она приехала к мужу на фронт и была смертельно ранена. Прошло полгода, а Казаков всё винил себя за то, что не смог защитить любимую женщину.
Светлана попала на праздничный вечер случайно. Её пригласили поиграть на пианино высокому начальству. А за стол посадили рядом с генералом, который представился: «Василий Иванович Казаков». Он был единственным, кто не танцевал в ту ночь.
Ей было всего 19 лет. До революции её родители жили в Петербурге. После переворота хотели эмигрировать, но на последний пароход, уходящий в Константинополь, не успели. Осели в Севастополе, где и родилась Светлана. Её родные, в том числе и крошечная племянница погибли в начале войны. Тогда Света дала себе слово, что, если выживет, усыновит ребёнка. Пройдя курсы подготовки связистов, она ушла на фронт. Эту короткую историю своей жизни Светлана рассказала Казакову в ночь их знакомства. Василий Иванович и сам не знал, почему он разговорился с юной связисткой. Ему вдруг показалось, что он знает Светлану давным-давно. Может, поэтому, уезжая утром на передовую, он сказал девушке, что позвонит ей.
Он действительно позвонил и назначил свидание, на котором Светлане стало ясно: Казаков относится к ней серьёзно. Они стали видеться. Нечасто. Но одна из таких встреч решила их дальнейшую жизнь. Светлана приехала к Василию Ивановичу. Внезапно начался обстрел. Казаков бросил девушку на пол и закрыл её собой. Не успей он сделать это, они погибли бы. Тогда Казаков понял: Бог дал ему второй шанс на любовь. После Победы Светлана и Василий Иванович уже не расставались.
Они ещё пять лет жили в Германии. Туда Светлана привезла из Ленинграда маленькую осиротевшую Наташу – дочь своей двоюродной сестры. В 1948-ом году Казаковы усыновили Сашу – мальчика из детдома. И как подарок к самому дорогому празднику, 9-ого мая 49 года на свет появилась дочка - Светлана вторая. Ещё через год Казаковы забрали к себе в Москву двух племянников Василия Ивановича из его родной деревни. Родителями Казаковы оказались удивительными. Они любили друг друга, были счастливы вместе и делали счастливыми всех, кто их окружал.
То, как Светлана Павловна вела дом и воспитывала детей, Василий Иванович шутя называл «дореволюционными замашками». Она устраивала ёлки с подарками и лотереями, придумывала праздники, например, дни прощания с летом. Иногда Василий Иванович ворчал на жену, ему казалось, что она балует детей, но Казаков был самым счастливым человеком на свете, когда на седьмом десятке у него родилась ещё одна дочь. Супругой, подарившей ему это счастье, он восхищался бесконечно. И понимал, почему подруги дочерей играют не в куклы, а в «Светлану Павловну», копируя её причёски и подражая прекрасным манерам. Шестеро детей не сделали из неё домоседку. Казаковы часто бывали в театрах, дружили с артистами и дипломатами. Светлана Павловна отлично водила машину, играла на рояле, танцевала.
Она стала вдовой в 44 года. Разлуку стало легче переносить, когда Светлана Павловна решила: Василий Иванович просто уехал в командировку. А перед отъездом он, как всегда, оставил записку: «Дорогая моя Светочка! Очень жаль, что увидеть тебя перед отъездом не могу. Срочно уезжаю на несколько дней. Постараюсь вызвать тебя по телефону. Ну, Светка, всё. Крепко тебя целую! Вася».
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница