«Деревня — тема общенациональная», — считал писатель Василий Белов, один из самых известных представителей литературного жанра деревенской прозы. И вневременная, — хочется добавить, читая его произведения, многие из которых были написаны более тридцати, а то и сорока лет назад, но и теперь звучат свежо и ново. Одно из них — повесть под названием «Плотницкие рассказы» — впервые было издано в 1968-м, и сегодня успешно переиздаётся и находит нового читателя.
И пусть этот читатель украдкой сверяется с поисковиком в интернете по поводу слов «соха» или «плуг», глубинная суть прозы Белова остаётся понятной, а ещё — будоражащей душу, заставляющей думать и задавать самому себе вопросы. Её без всякой натяжки можно назвать и философской и глубоко психологичной, а значит, всегда актуальной.
Герой, от лица которого ведётся повествование — инженер Константин Зорин, свой неурочный мартовский отпуск решает провести на давно оставленной родине — проведать оставшийся от отца деревенский дом, подремонтировать старую, покосившуюся баню. В помощь себе он зовёт деревенского плотника, старика-соседа по имени Олёша Смолин. И двадцать четыре дня пролетают в беседах о прошлом, о жизни, о родной земле, о человеческой душе...
Олёша рассказывает Зорину, как ходил в детстве, до большевиков с их атеизмом, в храм на исповедь, и при колхозах старого держался, а теперь вот иногда сомневается — есть ли Бог? И тут же сам себе отвечает — коли не было бы Его, так и не приходили бы в голову мысли о том, что с душой после смерти станет?!
А вскоре на горизонте появляется ещё один сельский старожил, тоже в прошлом плотник — Авенир Козонков. Он, словно антипод Смолина, напротив, и с наганом по селу своих же раскулачивать хаживал, и купола с церкви сбивал, а теперь вот, на старости лет, стал мастером жалобы начальству или обличительные статьи в районную газету писать. И не могут эти двое пройти мимо друг дружки, не поддев, не зацепив обидным словом. Зорин решает помирить стариков, найти что-то, что объединило бы их и заставило забыть давнюю неприязнь.
О том, что из этого вышло, Василий Белов пишет и трогательно, и смешно, и трагично одновременно. Не гонясь за изысканным словом, просто и по-настоящему в этой простоте красиво он приводит «Плотницкие рассказы» к на первый взгляд, весьма нелогичной развязке, из-за которой советская критика однажды называла повесть «комедией абсурда». И ошиблась. Торжествует в итоге гармония! Инженер Зорин, когда-то сбежавший из села в поисках лучшей жизни, признаётся себе, что готов топить свою забытую баню хоть каждый день. Он счастлив оттого, что дома. И старики, ещё утром готовые вырвать друг другу бороды, вечером, как ни в чём не бывало, мирно сидят за одним столом и ведут мудрую беседу.
А что, как не гармонию, не возможность примирения и прощения с другими и самими собой в глубине души ищет каждый из нас в этой непростой жизни? Возможно, «Плотницкие рассказы» Василия Белова подскажут верное направление поисков.
«КлеверЛаб» — журнал для всех, кто заботится о воспитании и образовании детей

«КлеверЛаб» — это онлайн-журнал. На его страницах собраны лучшие примеры и опыт в области образования и воспитания детей. Задача проекта — помочь родителям и педагогам привить детям важные жизненные ценности и сформировать в них крепкую внутреннюю опору.
Команда детских психологов, педагогов и священников готовит статьи, подборки фильмов и книг, идеи для семейного досуга и материалы для работы с детьми.
Педагог Дарья Юшкова из Оренбургской обрасти регулярно читает онлайн-журнал «КлеверЛаб» и находит там полезную информацию для работы. Дарья знакомит школьников и студентов с Основами православной культуры и рассказывает им, как устроены храмы. Отвечать на вопросы ребят — почему храмы похожи на дворцы, сколько бывает куполов и другие — помогают статьи журнала.
«В январе мне удалось провести увлекательный урок для студентов в Храме Святой Троицы города Бугуруслана, — рассказывает Дарья. — Наше занятие превратилось в путешествие в мир православной культуры. Мне было важно пробудить в ребятах интерес к истории, архитектуре и символике храма. Поэтому, по рекомендации команды „КлеверЛаб“, вместо обычного урока я выбрала формат квеста. Разделила студентов на группы и вручила им подготовленную мной „карту исследователя“. В ней были вопросы и задания, благодаря которым ребята раскрывали тайны храма и его значимость в православной культуре».
Статьи и подборки онлайн-журнала «КлеверЛаб» помогают сделать процесс обучения увлекательным и эффективным. Поддержите проект. Любая финансовая помощь позволит редакции журнала создавать больше материалов для всех, кому небезразлично будущее детей. Чтобы найти проект в интернете — наберите в поисковой строке «Журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Нестор Летописец». Наталья Иртенина

Гостьей программы «Исторический час» была писатель, исторический публицист Наталья Иртенина.
Разговор шел о преподобном Несторе Летописце, авторе «Повести временных лет». О том, как складывалась жизнь преподобного Нестора, о его духовных наставниках, а также о его работе над знаменитой летописью.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Нестор Летописец». Наталья Иртенина
- «Князь Иван Андреевич Хованский». Олег Курбатов
- «Жостовский промысел». Екатерина Бунина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Искусство, вера, традиции». Анастасия Схимова

Гостем нового выпуска «Вечера воскресенья» стала Анастасия Схимова — художник, педагог, иконописец и исследователь русской культуры. В беседе она рассказала о своём творческом пути, воспитании детей через искусство и важности преемственности традиций.
С детства она была погружена в мир искусства, но осознанный путь в иконописи начался вместе с воцерковлением. «Найти духовника непросто. Это требует труда. Нужно искать того, кто сможет разделить твои жизненные задачи», — делится она. Сегодня Анастасия совмещает творчество и преподавание, помогая детям и их родителям открывать для себя красоту храмов, мозаики и церковного искусства.
Одной из ключевых тем разговора стало образование. Гостья убеждена, что школа должна не просто давать знания, но и воспитывать душу. Её методика основана на синтезе истории, культуры и духовности: дети изучают храмы не только как архитектурные памятники, но и как живые свидетели истории. Она подчёркивает: «Каждый храм в XX веке пережил разорение, и важно помнить, какой ценой они сохранились».
Особое внимание уделили роли учителя в обществе. По мнению Анастасии, «войны выигрывают учителя и приходские священники», ведь именно они формируют будущее страны. Современной образовательной системе, по её мнению, не хватает молодых преподавателей, способных вдохновлять и передавать детям любовь к культуре.
Этот выпуск «Вечера воскресенья» напомнил, что образование — это не просто передача знаний, а путь к осмыслению жизни. Искусство, вера и традиция здесь переплетаются, создавая основу для духовного и культурного роста.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья