Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
— Нет, Олег, я бы так не сказал. Для Тропинина Москва — это олицетворение сердечной простоты, тепла и творческой свободы. Обрати внимание, на картине Василий Андреевич в удобном домашнем халате, с палитрой в руках.
— А почему ты противопоставил успех теплу и уюту? Не думаю, что для Тропинина жить в столице было невыгодно.
— Ну, столицей в то время считался Санкт-Петербург. И там находилась Императорская академия художеств. Каждый художник мечтал устроиться поближе к ней — это сулило и доход, и положение в обществе. Ведь именно через академию распределялись звания, должности и крупные заказы. В 1824 году Василий Андреевич сдал творческий экзамен на звание академика живописи и... решительно отказался от места преподавателя!
— Но почему?
— Тропинин до сорока семи лет был крепостным. Получив в 1823 году вольную, он не захотел ограничивать себя никакой зависимостью. И предпочёл простодушную Москву амбициозному Петербургу, творческую свободу с её рисками — строгим регламентам Академии художеств.
— Но если Тропинин был крепостным, как он достиг такого мастерства в живописи?
— Василий рисовал с детства, но никто не придавал этому значения. Когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, помещик, граф Ираклий Морков, отправил его в Санкт-Петербург учиться кондитерскому ремеслу. Будущий художник в свободное от занятий время посещал Академию художеств, стал её вольным слушателем. Преподаватели заметили талантливого юношу, он считался одним из лучших учеников.
— Барин, наверное, обрадовался таким успехам своего крестьянина?
— Трудно сказать, что чувствовал Ираклий Моров. Едва Тропинин окончил курс, помещик отозвал его к себе в деревню в Малороссию. Там Василий имел возможность упражняться в рисовании, но при этом ещё выполнял обязанности лакея и даже пастуха.
— Как же Тропинин добился успеха?
— А вот тут на его творческую судьбу действительно повлиял переезд в Москву — не зрелый осознанный выбор 1824 года, а более ранний, невольный. Во время войны 1812 года граф Морков руководил Московским ополчением, и художник сопровождал его. Когда Наполеона победили, город отстраивался после пожара. Дворяне, следуя старинной моде, восстанавливали семейные портретные галереи взамен сгоревших — и талант крепостного художника стал чрезвычайно востребованным.
— А что в его мастерстве привлекало людей?
— Современники ценили в произведениях Тропинина сочность цвета, тонкие переходы тонов, правдивое отображение натуры. Но более всего — умение показать душу человека, его добрые качества. Для Василия Андреевича каждая модель прежде всего — неповторимое Божие создание.
— Вот и автопортрет художника такой душевный. В облике нет и тени строгости: взгляд лучится добротой, на губах — мягкая улыбка.
— Да, работа, которую мы видим перед собой — блестящий образец авторского стиля. Художник изобразил себя уже в почтенном возрасте. Он жил скромно, не гнался за почетом и богатством, бесплатно давал уроки бедным начинающим художникам. Расположив собственную фигуру на фоне Кремля, Василий поделился со зрителями радостью — как славно свободно жить и работать в любимом городе!
«Автопортрет Василия Тропинина на фоне Кремля можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Радищева».
Деян., 4 зач., II, 14-21 Библия — книга, которая содержит в себе множество таинственных пророчеств. Исполняются ли какие-то…
У нас в гостях был руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш). Разговор…
У нас в гостях была многодетная мама, оперная певица, обладательница самого высокого в мире голоса по версии «Книги рекордов…
В этом выпуске своими светлыми историями, связанными с встречей светлого Христова Воскресения и празднованием пасхальных дней поделились ведущие…
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она…
This website uses cookies.