Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
— Я бы даже сказала — репортажная. Художник предлагает нам яркие психологические портреты участников церковного собрания, состоявшегося в 325 году в византийском городе Никее. Спокойно и величаво восседает на своём троне император Константин Великий. Перед ним на кафедре пламенно произносит свою речь Афанасий Великий. Жесты красноречиво свидетельствуют об убеждённости оратора и его готовности отстаивать правду до конца.
— Я так понимаю, святой Афанасий обличает еретика Ария, отрицавшего Божественную природу Христа?
— Да, Василий Суриков изобразил святителя Афанасия в центре картины, как одного из главных участников собора.
— Мужественный человек! Последовательно и стойко он защищал чистоту православной веры. Не только на Никейском соборе, где Арий был осуждён, но и позднее, когда весь епископат уклонился в арианство.
— Точно, его ещё тогда прозвали «Athanasius contra mundum» [Афанасиус контра мундум], что значит «Афанасий против всего мира». За свои взгляды Афанасий Великий претерпел гонения и ссылки. Но благодаря его упорству и смелости Церковь сохранила один из главных догматов христианского вероучения, сформулировала и приняла Символ веры.
— Конечно, в этом есть заслуга и многих других святых отцов. И некоторых из них Василий Суриков также представил в своей работе «Первый Вселенский собор». Кто, по-вашему, вот этот седой архипастырь на переднем плане, который так взволнованно прислушивается к речи Афанасия Великого?
— Полагаю, что это его духовный наставник, епископ Александр Александрийский. Как известно, он председательствовал на Никейском соборе. Святитель Александр был тогда уже в преклонном возрасте, он скончался через год после собрания.
— Ещё на картине среди других участников собора выделяется старец в простой монашеской одежде.
— А это, скорее всего, святитель Спиридон Тримифунтский. Греческий епископ так скромно одевался, что однажды стражник принял за его за нищего и отказался пускать в императорский дворец.
— А ведь точно, на картине он держит в руках предмет, похожий на плинфу — глиняную пластину для строительства, аналог современного кирпича! По преданию, с помощью плинфы святитель Спиридон явил на соборе чудо, помогающее осознать единосущность Лиц святой Троицы. Епископ сжал пластину, и из глины вышли огонь и вода. "Как плинфа — одна, а стихий в ней три, — сказал мудрый старец, так и Пресвятая Троица — Единое Божество в трёх Лицах.
— Удивительно, как Василий Суриков смог в нескольких деталях запечатлеть ключевые моменты и интересные подробности Первого вселенского собора. А ведь он в то время был ещё только выпускником Академии художеств.
— Это его дипломная работа?
— Нет, первый заказ. В 1876 году художник участвовал в росписи Московского храма Христа Спасителя. И перед нами — эскиз для этой большой работы. Собор большевики взорвали в 1931 году, а благодаря этюду Сурикова мы можем представить, какие изображения украшали его внутреннее пространство.
— Эскиз Василия Сурикова, что хранится в Русском музее, как маленькое зеркальце, в котором отражается и великолепие храма Христа Спасителя, и церковная история первых веков христианства.
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…
Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам. О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери. Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Читаются 12 отрывков Евангелия о страстях Христовых. О духовном смысле чтения, — игумен Лука Степанов.
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери. О важности Причащения Христовых Таин в этот день для всех…
This website uses cookies.