
Фото: Shane Hoving/Unsplash
«Не рой другому яму, сам в неё попадёшь!» — предостерегаем мы родных или друзей от дурного поступка. Или в ответ на чьи-то жалобы на жизнь, философски пожимаем плечами: что посеешь, мол, то и пожнёшь. Как только ни называют меткие, глубокие, метафоричные высказывания, прочно вошедшие в нашу повседневную речь: и крылатыми фразами, и афоризмами, и пословицами. Но редко — цитатами. Хотя это именно они: цитаты из... Библии! Современный русский язык переполнен библеизмами: метать бисер перед свиньями, внести свою лепту, не отступить ни на йоту — слова, знакомые всем. Но далеко не все знают об их первоисточнике и изначальном смысловом контексте. Приоткрывает тайну библейских фразеологизмов доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Санкт-Петербургского университета Валерий Мокиенко. Он составил научно-популярный справочник, который называется «Библеизмы в современной русской речи. Как их правильно понимать и употреблять».
В компактной и доступной самому широкому кругу читателей форме автор разъясняет специфику современного литературного употребления слов и выражений библейского происхождения. Например, он считает, что крайне важно знать источник того или иного библейского фразеологизма — то есть, где именно в Священном Писании, кем, когда и в каких обстоятельствах были сказаны эти, ставшие впоследствии крылатыми, слова. Такое знание позволит говорящему или пишущему не искажать форму и содержание. И к тому же даст любопытные исторические и культурологические сведения. Автор приводит интересный пример: в современной речи церковнославянский глагол «довлеть» почти всегда употребляется в значении «давить». Между тем Христос в Евангелии от Матфея, говоря: «довлеет дневи злоба его», имел в виду не что иное, как «довольно для каждого дня своей заботы». Эта фраза — окончание знаменитого наставления Нагорной проповеди: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
После небольшого увлекательного вступления Валерий Мокиенко переходит непосредственно к списку библеизмов, наиболее часто используемых нами в повседневной речи. Автор удобно сгруппировал слова и фразы в алфавитном порядке, снабдил их краткой информацией и точными указаниями на соответствующее место в тексте Священного Писания. Так что у читателя есть возможность оперативно сверяться с первоисточником.
И всё же за академичным названием «Библеизмы в современной русской речи», по признанию Валерия Мокиенко, кроется нечто большее, чем научно-популярный ликбез. Это — возможность продемонстрировать читателям красоту и силу выразительных слов Книги книг. Пришедшие на Русь с Кириллом и Мефодием, хранимые веками, слова эти переходили из уст в уста, чтобы и сегодня помогать нам своей вечной мудростью.
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







