
Фото: Shane Hoving/Unsplash
«Не рой другому яму, сам в неё попадёшь!» — предостерегаем мы родных или друзей от дурного поступка. Или в ответ на чьи-то жалобы на жизнь, философски пожимаем плечами: что посеешь, мол, то и пожнёшь. Как только ни называют меткие, глубокие, метафоричные высказывания, прочно вошедшие в нашу повседневную речь: и крылатыми фразами, и афоризмами, и пословицами. Но редко — цитатами. Хотя это именно они: цитаты из... Библии! Современный русский язык переполнен библеизмами: метать бисер перед свиньями, внести свою лепту, не отступить ни на йоту — слова, знакомые всем. Но далеко не все знают об их первоисточнике и изначальном смысловом контексте. Приоткрывает тайну библейских фразеологизмов доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Санкт-Петербургского университета Валерий Мокиенко. Он составил научно-популярный справочник, который называется «Библеизмы в современной русской речи. Как их правильно понимать и употреблять».
В компактной и доступной самому широкому кругу читателей форме автор разъясняет специфику современного литературного употребления слов и выражений библейского происхождения. Например, он считает, что крайне важно знать источник того или иного библейского фразеологизма — то есть, где именно в Священном Писании, кем, когда и в каких обстоятельствах были сказаны эти, ставшие впоследствии крылатыми, слова. Такое знание позволит говорящему или пишущему не искажать форму и содержание. И к тому же даст любопытные исторические и культурологические сведения. Автор приводит интересный пример: в современной речи церковнославянский глагол «довлеть» почти всегда употребляется в значении «давить». Между тем Христос в Евангелии от Матфея, говоря: «довлеет дневи злоба его», имел в виду не что иное, как «довольно для каждого дня своей заботы». Эта фраза — окончание знаменитого наставления Нагорной проповеди: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
После небольшого увлекательного вступления Валерий Мокиенко переходит непосредственно к списку библеизмов, наиболее часто используемых нами в повседневной речи. Автор удобно сгруппировал слова и фразы в алфавитном порядке, снабдил их краткой информацией и точными указаниями на соответствующее место в тексте Священного Писания. Так что у читателя есть возможность оперативно сверяться с первоисточником.
И всё же за академичным названием «Библеизмы в современной русской речи», по признанию Валерия Мокиенко, кроется нечто большее, чем научно-популярный ликбез. Это — возможность продемонстрировать читателям красоту и силу выразительных слов Книги книг. Пришедшие на Русь с Кириллом и Мефодием, хранимые веками, слова эти переходили из уст в уста, чтобы и сегодня помогать нам своей вечной мудростью.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема