Художник Валентин Серов написал множество портретов. Но самой любимой натурщицей Валентина Серова была его невеста, а затем жена Ольга. Известно около десяти картин и эскизов, на которых изображена супруга художника. Искусство — отражение жизни, и в жизни Валентина Серова Ольга тоже занимала исключительное место.
Осенью 1879 года живописец переехал в Петербург и поступил в Императорскую Академию Художеств. Начинающий художник каждую субботу бывал в гостях у своей тёти — известного педагога Аделаиды Симонович. Здесь он познакомился с юной Лёлей Трубниковой, сиротой, которая после смерти матери от туберкулёза, воспитывалась в доме Аделаиды Семёновны. Молодые люди признались в любви друг к другу, однако Валентин очень долго не решался сделать Лёле предложение, поскольку не был уверен в своей способности материально обеспечить жену и будущих детей.
В 1885 году у Лёли заподозрили туберкулёз, и ей пришлось поехать на лечение в Одессу. Опасения не подтвердились, но девушка решила не возвращаться в Петербург и осесть в южном городе. Она нашла место домашней учительницы и одновременно преподавала на местных музыкальных курсах. Валентин опасался, что, находясь вдали от него, Лёля разлюбит его. В Одессу одно за другим летели письма: «Лёля милая, брось, прошу тебя, тоскливые думы. Смотри веселее и не думай бросать меня — слышишь? На мои колебания бывшие не смотри, я вообще во всём сильно колеблющийся, но теперь крепну помаленьку и думаю, что понемногу и наши отношения установятся». Серов в своих письмах делится с невестой и духовными переживаниями. Он сокрушается, что совсем не умеет молиться и боится думать о Боге, но стремится. Именно в этот период художник написал свою картину «Зима в Абрамцеве. Церковь».
Вскоре у Валентина появились первые крупные заказы. Например, знаменитую картину «Девочка с персиками» купил за 300 рублей меценат Павел Третьяков. А за роспись плафона «Феб лучезарный» тульские помещики Селезнёвы заплатили тысячу. Теперь художник был уверен в своем финансовом будущем. Серов отправился в Одессу, где сделал Лёле предложение. Несколько недель они провели вместе: часто ездили к морю, а вечерами, пока Лёля шила или читала, Валентин рисовал её портрет.
Они обвенчались в январе 1889 года. Свидетелем на свадьбе был друг и наставник Серова художник Илья Репин. Венчание и свадебная трапеза получились очень скромными. Зато медовый месяц они провели в Париже, посетив Лувр и Всемирную техническую выставку.
Валентин и Ольга прожили вместе 22 года. У них родилось шестеро детей. Серов писал по несколько картин одновременно, преподавал, участвовал в российских и зарубежных выставках, а с 1892 года его стали приглашать для работы над портретами членов царской семьи. Он очень часто бывал в разъездах, и большая часть житейских забот легла на плечи Ольги: она воспитывала детей, вела семейную бухгалтерию, руководила строительством, а затем управляла дачей в деревне Ино Выборгской губернии. Серов писал ей почти каждый день и в каждом письме уговаривал: «Лёлюшка, дорогая, зачем так волнуешься по поводу ремонта и трат — это всегда так бывает. Главное — береги своё здоровье и детей, вот и всё — остальное пустяки — деньги дело наживное».
Одна из самых известных картин Валентина Серова — «Лето». С нее на нас смотрит Ольга Серова. Она одета в белую шляпку с синими лентами, в белую широкую утреннюю блузу. Вокруг — июльская зелень, деревья и трава. Вдали двое детей Валентина и Ольги собирают яркие летние цветы. Молодая женщина улыбается, потому что смотрит на любимого и любящего мужчину.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема