
Фото: Casey Horner/Unsplash
Святитель Иоанн Златоуст называл брак таинством любви и вечным единением супругов во Христе. Апостол Павел признавал семью «малой Церковью». Сам Господь благословил семейную жизнь, совершив Своё первое чудо именно на свадьбе — в Кане Галилейской. Вместе с тем, святые отцы Церкви недаром называют супружество подвигом. Семья — это ежедневный труд, подчас нелёгкий, порождающий много вопросов, которые требуют самого обстоятельного ответа. Как сохранить любовь в браке? По каким правилам строить семейную жизнь, чтобы она была счастливой? Как научиться не допускать конфликтов и мирно решать семейные проблемы? На эти и многие другие вопросы отвечают известные современные священнослужители, опытные духовники, на страницах книги «В поисках любви. Беседы о браке и семейной жизни».
Сборник составлен по материалам просветительских курсов для мирян, которые регулярно проводятся в московской Сретенской духовной семинарии и пользуются большим успехом. Открытый, неформальный и честный диалог с читателями ведут епископ Пантелеимон (Шатов), священники Павел Великанов, Алексей Уминский, Фёдор Бородин, Алексей Никольский и другие.
Прежде всего, авторы сборника «В поисках любви» признают очевидное: ни в одной семье не бывает постоянной безоблачной погоды. Но это не повод опускать руки. Совсем наоборот — именно критические ситуации часто дают супругам возможность посмотреть на свой брак как бы со стороны. И именно взгляд с христианской точки зрения позволяет понять, куда двигаться дальше. Так, например, протоиерей Александр Никольский уверен: в семейной жизни, как и везде, не обойтись без исполнения Божьих заповедей о любви к ближнему. Ведь Бог есть любовь. И если подойти к проблеме с любовью то, с Божией помощью, всегда можно найти выход. Батюшка вспоминает интересный случай из собственной жизни. Однажды ему довелось сидеть за одним столом с семейной парой — стареньким священником и его супругой. Отец Александр с восхищением наблюдал, как пожилые супруги, которые полвека прожили вместе, бережно обращаются друг с другом, ласково называют друг друга «солнышко моё». «Они выглядели так, словно у них — медовый месяц», — рассказывает батюшка.
Епископ Пантелеимон (Шатов) называет семью пространством предельной концентрации любви. И вспоминает слова преподобного Серафима Саровского: «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». К супругам, по мнению владыки Пантелеимона, это относится в первую очередь. А значит, стяжание мирного духа и есть главная, общая задача для всех членов семьи, к этому необходимо стремиться и об этом заботиться прежде всего остального.
В конце концов, авторы сборника сходятся в едином мнении: главнейший принцип семейного счастья ничем не отличается от принципа жизни любого христианина — нужно стремиться отдавать, а не получать. И если в поисках любви мы пойдём по этому пути, то обязательно её обретём.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (02.12.2025)
Псалом 67. Богослужебные чтения
Все мы являемся наследниками победы. Так выглядит один из основных постулатов христианского вероучения. Все люди (хотят они того или нет) стали обладателями удивительного дара жизни, добытого нам Христом, победителем смерти. Об этом даре мечтали ветхозаветные праведники. В частности, царь и пророк Давид, написавший знаменитые псалмы — гимны, прославляющие Бога. И в псалме 67-м, который звучит сегодня в храмах во время богослужения, Давид как раз рассуждает о Божьей победе. Давайте мы его послушаем.
Псалом 67.
1 Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь.
2 Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его.
3 Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.
4 А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости.
5 Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицом Его.
6 Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своём жилище.
7 Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне.
8 Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею,
9 земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай — от лица Бога, Бога Израилева.
10 Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твоё, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его.
11 Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного.
12 Господь даст слово: провозвестниц великое множество.
13 Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу.
14 Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом:
15 когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне.
16 Гора Божия — гора Васанская! гора высокая — гора Васанская!
17 что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?
18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.
19 Ты восшёл на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога.
20 Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас.
21 Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти.
22 Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях.
23 Господь сказал: «от Васана возвращу, выведу из глубины морской,
24 чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов».
25 Видели шествие Твоё, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне:
26 впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами:
27«в собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева!»
28 Там Вениамин младший — князь их; князья Иудины — владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы.
29 Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!
30 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары.
31 Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней.
32 Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострёт руки свои к Богу.
33 Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа,
34 шествующего на небесах небес от века. Вот, Он даёт гласу Своему глас силы.
35 Воздайте славу Богу! величие Его — над Израилем, и могущество Его — на облаках.
36 Страшен Ты, Боже, во святилище Твоём. Бог Израилев — Он даёт силу и крепость народу Своему. Благословен Бог!
Услышанный нами псалом был написан царём и пророком Давидом после победы над более сильным неприятелем. И правитель радуется от всей души этой победе. Не потому, что ему приятно видеть, как разбегаются неприятели. А потому, что народ, который был поручен Богом Давиду в управление, оказался спасён. И царь ликует, что оправдал доверие, оказанное ему Господом.
Но не только в сугубо историческом контексте нужно читать псалом 67-й. Этот текст имеет ещё и пророческое значение. Дело в том, что первые строки псалма ежегодно звучат в православных храмах во время пасхальных богослужений. Вот слова, которые духовенство поёт вместе с народом в начале каждой службы так называемой Светлой седмицы — недели от Пасхи до следующего воскресенья: «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его... Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия. А праведники да возвеселятся...».
Перед нами настоящий гимн победы — но не военной, а значительно более значимой, глубокой. Речь о торжестве Бога, дающего победу жизни над смертью, над безысходностью и тьмой. И мы, православные христиане, торжествуем от понимания, что благодаря Христу и Его щедрости стали обладателями удивительного дара вечного и радостного бытия от Бога. И не нужно нам больше ничего и никого страшиться. Потому что Господь уже победил.
Об этом пророчески пишет царь Давид: «Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти. Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях». Христом действительно сокрушено царство закосневшего во тьме дьявола.
Есть в прозвучавшем псалме ещё одно пророчество. Оно касается Церкви. Царь Давид пишет, что гора Божия привлечёт к себе многие народы. Некоторые из них были древнему Израилю враждебны, но покаялись и приняли веру в Бога истинного. Так пророк предвещает создание на земле Церкви Христовой, внутри которой должны быть преодолены национальная и культурная рознь, призваны найти истинное единство многие люди. И это уже, пусть отчасти, но произошло. И от этого обстоятельства также ликует душа. Ведь и здесь свет побеждает тьму. И он уже никогда не погаснет, согревая и освещая каждого, кто готов быть частью народа Божия.
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Тим., 279 зач., I, 8-14.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всякому человеку бывает тяжело смотреть на близкого, который ведёт себя неподобающим образом. В такие мгновения, особенно если прилагал много усилий для исправления ситуации, попросту не понимаешь, в чём найти поддержку? На что надеяться? Прикровенный ответ на этот вопрос мы можем найти в отрывке из первой главы первого послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
Недавно один знакомый с горечью рассказывал мне о своём сыне, который, как он выразился, совершенно распоЯсался. Парень стал поздно приходить домой, иногда за полночь, на уговоры отвечал дерзко, угрожая вообще в следующий раз остаться ночевать у друзей. Можно было бы подумать, что отец мало общался с сыном и не сумел сохранить с ним дружеских отношений, почему и слышал теперь в ответ такие вещи... Но надо сказать, что передо мной был хороший отец, который ходил с детьми в походы, много с ними беседовал, записывал их в кружки и секции. Он говорил с детьми о Боге. Старался при этом не быть навязчивым или скучным. Может быть, именно с этим и было связано его особенно подавленное состояние. Он просто не понимал, что сделал не так, почему сына как будто бы подменили.
В отрывке из первого послания к Тимофею, который мы сейчас услышали, апостол Павел пишет о законе, что он важнее не для добрых, потому что они и так добрые и будто бы не ощущают его гнёта... Закон, по его словам, существует для злых, поступки которых он сдерживает. Дальше апостол, довольно эмоционально перечисляет самые разные типы грешников, среди которых мы узнаём и страшные грехи вроде убийства или похищения человека, и то, что может показаться чем-то обычным вроде непокорства, развращения и, кстати, того самого оскорбления родителей. Интересно, что Павел объединяет все эти грехи одним уточнением, он говорит, этим людям противно здравое учение. А это, в свою очередь, значит, что внутренне им близко учение губительное, болезненное, ведущее к духовной смерти. И кажется, здесь всё понятно, есть грехи, есть добродетели, есть духовное здоровье, есть болезни... Христиане — праведники, язычники — грешники. Ясно, как белый день. Но всё не так просто. Потому что Павел и о себе пишет вещи очень страшные — называет себя богохульником, гонителем и оскорбителем... Был ли он таким на самом деле? «Ну раз пишет, наверное, знает, что говорит», — скажем мы. Но не забудем, что, когда он таким был, сам себя он таким не осознавал. Более того, был уверен, что всё у него прекрасно и он замечательный и искренний ревнитель отеческих преданий. И только потом, будучи призван Христом, он остановился и осознал, что совершал ужасные вещи... Осознал, покаялся, крестился и оказался помилован.
Но что это значит для каждого из нас? Что даже хорошо воспитанные и образованные люди, а Павел был именно таким, порой заблуждаются и ведут себя совершенно неправильно. В то же время, Бог ждёт одному Ему известного времени, чтобы обратиться к ним и вернуть их обратно на верный путь. Он любит этих людей больше, чем любой из нас, чем отцы и матери, мужья и жёны... Он желает всем им спасения и в этом Его желании, в Его любви к ним, как и в примере изменений, произошедших в жизни Павла, нам стоит находить поддержку и утешение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











