
Я всё думаю: когда же я остепенюсь? Когда жизнь моя будет размеренной, плавной, гармоничной? По возрасту вроде бы давно уж пора...
А я всё в каком-то вихре, и лишь воздыхаю на лету: «Господи, помилуй! Господи, дай сил, чтоб всё успела, всё смогла!» И понятия об отдыхе какие-то солдатские: выспаться. И несбыточное желание: вот бы в сутках было не 24 часа, а хотя бы 36! Работа, быт, заботы о близких, а тут ещё вентиляция засорилась, надо мастера вызывать... А тут ещё кошка на улицу убежала, потом нашли её, но всю в проплешинах, надо лечить... Да всего не перечислить. Хочется, чтоб дома было хорошо: тепло, чисто, вкусно. И выслушать каждого, и помочь... Делаешь постоянно, что должно. А вечером садишься за компьютер: работа сама себя не напишет, сроки поджимают.
А ведь живу-то в Переславле-Залесском, чудесном древнем городе! Здесь на берегу Плещеева озера часами сидят художники. Я прохожу мимо, украдкой бросаю взгляд на холсты. Эх, мне бы так! Краски и кисти годами лежат нетронутыми в ящике стола. Потому что всегда нужно делать что-то быстрое, срочное, необходимое, а сесть вот так на берегу с мольбертом — роскошь, отодвинутая на неопределенное счастливое будущее. И просто фотографирую озеро, ветку, отражённую в воде, лодку на волнах... Щёлк — и полетела дальше.
Но есть в подобном душевном настрое некоторая опасность. Я знаю это и себя окорачиваю: остановись, не искушай Господа! Не охай и не сетуй! И вспоминаю недолгий, но очень-очень спокойный период жизни. Муж мой уехал тогда на всё лето на заработки, дочь отправилась в оздоровительный лагерь, а я не работала. Я ждала второго ребёнка, жила в очень комфортных условиях в тихом благоустроенном районе большого города, у меня была маленькая собачка и лоджия, полная цветов. Казалось бы — твори! Пиши, рисуй! Но творческое начало словно выключилось. Ночами меня мучили бессонницы, днями — сонливость и апатия, мне не хотелось ни писать, ни читать, ни рисовать, я лишь ждала возвращения мужа и дочки, находясь в каком-то полусне. Наверное, Господь таким образом создавал лучшие условия для созревания сыночка внутри меня, я не знаю. Но вот факт: времени было хоть отбавляй, а жить полноценно не получалось.
Так что всему своё время, и слава Богу за мой сегодняшний ежедневный круговорот забот! За мимолётные кадрики, за быстрые заметки. За то, что так остро ощущаю ценность каждой минуты.
Я кручусь в заботах, я опять куда-то спешу, молюсь на ходу, но я всегда помню: будет вечер субботы и утро воскресенья. А значит — Всенощная и Литургия. Это как в детстве: вот меня и в школе наругали за что-то, и в музыкальную школу опоздала, долго-долго на остановке трамвай ждала, а потом братишку из садика вела и он упал в грязь... Трудный день случился, хлопотный, и столько переживаний! Но я знаю: вечером придёт с работы папа. И я выхожу его встречать во двор, стою на крыльце, всматриваюсь в даль... И вижу наконец родной силуэт! Несусь навстречу, с разбегу висну на шее отца, он подхватывает меня на руки, от его шеи — самый лучший на свете запах,.. Запах моего папы! И мне хорошо-хорошо! И мы рады друг другу просто так.
Мне и в храме на службе хорошо-хорошо. Слава Богу, что это так! А подробнее и не надо, наверное. Вы же всё равно уже всё поняли, правда? У нас ведь один отец, Отец Небесный, и в доме Его — свет, и отдохновение, и радость самой главной встречи.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер