История нашего поволжского села Усолье по своей продолжительности и количеству событий, как мне кажется, могла бы стать историей небольшого государства.
Находится оно всего в 60-ти километрах от Сызрани возле впадения реки Усы в Волгу. Усолье было первым русским поселением в пределах Сызранского уезда. Оно было основано в XVI веке выходцами с реки Камы, привлеченными сюда удобством рыбной ловли, соляными источниками и вообще природными богатствами. Вот именно все эти богатства и привели к тому, что Усолье постоянно меняло своих хозяев, т.к. Усольем в разные годы награждали разных людей.
Впервые Усолье документально упоминается в 1583 году, когда Иван Грозный «за службу и радение» пожаловал Усолье промышленнику Строганову, за то, что он организовал добычу весьма дорогой тогда поваренной соли. Через 49 лет по указу царя Михаила Фёдоровича Усольские владения были переданы ярославскому промышленнику Надею Светешникову, который хозяйствовал здесь 28 лет. По его имени вся местность получила название Надеино Усолье. В 1660 году царь Алексей Михайлович выкупил эти земли и передал их Звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю. Ещё через 50 лет Пётр Первый издал указ о пожаловании Надеинского Усолья со всеми землями по обоим берегам Волги своему сподвижнику и светлейшему князю Александру Меньшикову. После падения Меньшикова императрица Анна Иоанновна подарила село своему фавориту Бирону. В 1768 году Екатерина Вторая пожаловала эти земли «в вечное и потомственное владение» своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову. Через 63 года умер последний из братьев Орловых, фаворитов Екатерины II, — Владимир Григорьевич Орлов. Прямых наследников мужского пола он не оставил, и Усольская вотчина досталась двум лицам: внуку покойного — Владимиру Петровичу Давыдову и его тетке Екатерине Владимировне Новосильцевой. Прямо не село с земельными угодьями, а переходящий приз какой-то...
Но это не единственный рекорд, поставленный селом Усолье. В летописи села упоминаются не один, не два, а сразу пять храмов. Первая церковь XVII века была деревянная. В 1686 году на этом же месте построили каменный храм с колокольней и тремя престолами. Но и он не уцелел. Третий храм тоже был каменный, во имя святого Саввы Сторожевского. Над ним первоначально возвели деревянную церковь в честь святителя и чудотворца Николая. В этот деревянный храм вела лестница с террасы, поэтому в него можно было попасть минуя нижнюю церковь. В 1805 году верхний деревянный храм в целях безопасности сняли и поставили его рядом на площади, недалеко от деревянной колокольни. А на каменном храме сделали своды, купол и крышу и пристроили к нему каменную колокольню. И, наконец, к 1827 году на деньги Владимира Петровича Орлова-Давыдова был достроен и освящен Преображенский храм. Ни один из них не уцелел.
В 2006 году началось строительство нового деревянного храма во имя святителя и чудотворца Николая, которое благополучно завершилось.
В финале сегодняшней программы скажу только, что такая концентрация в одном селе исторических событий и исторических памятников, требует вашего личного присутствия. Мой короткий рассказ про село Усолье — это только начало вашего интересного путешествия.
Путь святого Иакова: пешее паломничество к мощам апостола в Сантьяго-де-Компостела
Оказавшись в каком-нибудь старом городке на севере Испании или юге Франции, вы с большой долей вероятности сможете на стене местного католического храма или на остатках крепостной стены, а иногда и прямо на мостовой, увидеть изображение ракушки. Причем, совсем не обязательно, чтобы рядом находилось море. Ракушка для упомянутого региона служит древним христианским символом, непосредственно связанным со святым апостолом Иаковом. Святой Иаков Зеведеев был одним из ближайших учеников Христа и первым из числа апостолов принял мученическую смерть. Это печальное событие произошло в Палестине в середине первого века по Рождестве Христовом. Ученики святого Иакова увезли его тело на самый запад Европы, теперешнюю Испанию. Здесь останки святого апостола и были погребены. Во втором веке могила святого пришла в запустение и место его захоронения было утеряно. Однако в девятом веке местному монаху-отшельнику через видение было указано следовать за звездой, которая и привела его к могиле святого. Место погребения апостола Иакова получило называние Компостела, с испанского — «поле звезды». Впоследствии к данному именованию было добавлено словосочетание Сантьяго, что по-испански означает «святой Иаков». В годы нашествия арабов и мавров, начиная с VIII века, святой Иаков начал почитаться испанцами в качестве небесного защитника их страны. Кроме того, Католическая Церковь провозгласила Иакова покровителем путешественников, прежде всего морских. Поэтому святой стал изображаться с раковиной в руках. Над могилой апостола в девятом веке была построена часовня, вскоре рядом с ней стало селиться множество людей, желавших находиться ближе к великой святыне. Так появился город Сантьяго-де-Компостела. Впоследствии часовню заменил собой большой кафедральный собор. Останки апостола были извлечены из земли, помещены в драгоценный ларец, который теперь находится в крипте собора.
К двенадцатому веку в Европе сложилась традиция совершать пешее паломничество к мощам апостола Иакова. По территории Англии, Германии, Франции, Португалии и Испании были проложены маршруты паломничества, отмеченные традиционным символом святого Иакова — ракушкой. Паломники старались прибыть в Сантьяго ко дню памяти апостола, которая Католической Церковью совершается 25 июля. В течение веков множество тысяч людей решалось на трудный путь, чтобы почтить мощи святого Иакова. К 80-м годам двадцатого века путь святого Иакова почти утратил свою известность. Однако благодаря писателю Пабло Коэльо и его роману «Путешествие мага» вновь её обрел. Начиная с 1999 года, по инициативе приходов Русской Церкви в Португалии, пешее путешествие в Сантьяго совершают и православные паломники — в основном, выходцы из России и стран бывшего Совесткого Союза, проживающие теперь в Южной Европе. В ходе своего многодневного паломничества они усердно молятся святому Иакову о своих нуждах. Паломники также соблюдают древний обычай — крепят к одежде изображение ракушки, символ святого Иакова. С недавнего времени Католическая Церковь разрешила православным совершать богослужение в паломническом доме при соборе Сантьяго поблизости от мощей святого Иакова. Православным паломникам, также, как и католическим, в случае если они прошли пешком более ста километров (при выяснении расстояния полагаются исключительно на честность человека), администрацией собора дается особый диплом паломника с изображением апостола Иакова, который напоминает им о пешем путешествии к мощам великого святого.
Все выпуски программы Вселенная православия
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых