— Ну вы и ковыряетесь! Словно генерала собираете, или министра какого.
— Генерала! Это его кухня, это главное. Это спальня его. Это гардероб. Книжки с собой в кабину возьмешь.
— Вань, ты уж помоги ему там. Мне б с тобой поехать, да на поле надо бежать.
— А то без тебя не управимся! К Надьке везти?
— Ну а к кому же ещё? Я с ней договорилась.
— Ну, всё?
— Вроде, всё
— Поехали
— До свиданья, мама, до свиданья, дядя Илья!
— Господи... Господи!
C каким же душевным надрывом звучит молитвенный вздох крестьянки Марии Андреевны — героини фильма Евгения Ташкова «Уроки французского». Она провожает десятилетнего сына Володю в районный центр на учебу, и материнское сердце чувствует — несладко придётся ребенку в чужом городе. Так же горевала мама Валентина Распутина, когда он мальчиком в 1947 году отправился в школу за полсотни километров от родной деревни. Трудные годы послевоенного детства писатель отразил в рассказе «Уроки французского». А в 1978 году режиссёр Евгений Ташков снял по этому произведению одноимённый фильм — о подростке, преодолевающем невзгоды. Об одиночестве. И о доброте, искренности, бескорыстии. О милосердии молоденькой учительницы иностранного языка Лидии Михайловны, которая не в силах смотреть, как терпит нужду десятилетний мальчишка.
— А макароны ты эти всё-таки возьми.
— Не возьму!.
— Ну зачем ты так? Я же знаю, ты голодаешь. А я могу покупать всё, что угодно, но ведь мне одной...
— Я совсем не голодаю!
— Не спорь, пожалуйста, со мной! Я знаю. Я говорила с твоей хозяйкой. И потом, что плохого, если ты сейчас возьмёшь эти макароны и сваришь себе хороший обед. Обещаю больше никаких посылок не подсовывать. Но эту, пожалуйста, возьми
— Нет!
Володя отказывается принимать помощь Лидии Михайловны. Маленький деревенский мужичок привык стойко переносить трудности, ему совестно брать подаяние. Тогда учительница вынуждена пойти на хитрость. Узнав, что мальчик добывает деньги на пропитание в азартных играх с хулиганами, она предлагает ему сыграть в «пристенок». И старательно проигрывает, чтобы ребенок мог купить себе на базаре кружку молока.
Удивительно даже не то, что Лидия Михайловна не пожалела денег для Володи. Когда сотрудники школы узнали, что их коллега играет в азартные игры с учеником, она не оправдывается. Берёт всю вину на себя и уезжает из города с позором, попросив не наказывать мальчика. Принимая участие в судьбе ребенка, учительница пожертвовала большим, чем несколько рублей. Она не побоялась потерять доброе имя и положение в обществе. Ради другого человека — мальчика Володи.
Фильм Евгения Ташкова, как и рассказ Валентина Распутина, называется «Уроки французского». Но в нем скрыты иные уроки — милосердия, самоотверженности, любви.
17 июня. О почитании Святителя Митрофана, епископа Византийского

Сегодня 17 июня. День памяти Святителя Митрофана, епископа Византийского, жившего в начале четвёртого века.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 86 зач., IV, 4-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Поступая правильно, люди могут делать это по разным причинам. Например, кто-нибудь уважительно говорит с другим человеком, потому что от его решения зависит нечто значимое, или может быть щедрым, надеясь на какие-то выгоды в будущем. В данном случае мы как будто бы на рынке, покупаем у других ответное добро. Подобный подход настолько распространён, что обычно люди не видят в этом ничего особенного. Но как выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Большинство людей на земле имеют опыт родительской любви. Более того, даже те, кто не имеют этого опыта или имеют искажённый опыт, обычно знают, каким должен быть правильный. И хотя современные стратегии родительских отношений явным образом отличаются от того, что мы знаем о подобных отношениях в XX или XIX и прежних веках, всё же одно в них было очевидно всегда: родители любят своих детей не за что-то, а просто по факту того, что они есть. Очевидно, что поведение детей на эту любовь влияет, строптивость и эгоистичность ребёнка, естественно, усложняет эмоциональную сторону отношений. Но первичность родительской любви неоспорима, мы так устроены. При этом нельзя не видеть, что рыночная модель отношений довольно быстро улавливается детьми, и они могут вести себя так, чтобы родителям нравилось, преследуя свои интересы. Но означает ли это, что родительская любовь такими вещами определяется?
В сегодняшнем чтении из послания к Римлянам апостол Павел ставит похожие вопросы, рассуждая о Боге и человеке. Хотя о том, что Бог есть любовь писал Евангелист Иоанн, для Павла это тоже было очевидно. Господь и мир-то сотворил только лишь по Своей любви, совершенно в нём не нуждаясь. Привлекая иудеев к праведной жизни, Бог нередко формулировал заповеди так, что им казалось, что Его любовь к ним зависит от их поведения. Но дело было не в Его любви, а в несовершенстве людей, которые жили в окружении языческих народов, про любовь Божию вообще ничего не знавших. Иными словами, как и иудеи, так и язычники, верили, что любовь Божию надо заслужить и только в таком случае Он посчитает человека праведным. Апостол Павел, несомненно, был согласен с тем, что праведность нужна, но также он знал, что с неё невозможно начать, так как праведным сам по себе человек быть не может. Учитывая же, что спасение необходимо всем, Бог заранее всех готов простить, и соблюдавших закон и не соблюдавших, всем готов позволить начать сначала.
Но, если Бог готов не вменять нам грехов и принимает нас в Своё общение даром, означает ли это, что можно вовсе обойтись без дел праведности, просто сославшись на Его любовь? Конечно, нет. Потому что общение с Богом, как общение с любым личностным существом, не может быт односторонним. Родитель может любить ребёнка сколько угодно, но пока ребёнок не полюбит его в ответ, подлинно глубокого общения не состоится. Подобным образом и в наших отношениям с Богом, своими добрыми делами мы не заслуживаем Его любовь, но подтверждаем свою собственную любовь к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим Дом, где живут особенные люди

8 лет назад в городе Омске священник Антоний Хмелёв создал Дом для людей с инвалидностью, которые остались без попечения близких. Располагается он при храме Рождества Христова в микрорайоне Крутая горка. Со временем проект получил название «Дом, который очень нужен». Здесь вместе с отцом Антонием о подопечных заботятся сёстры милосердия и добровольцы. Людям помогают решать бытовые задачи, приучают к самостоятельности, дают возможность заниматься творчеством и учиться.
Ксения и Александр почти ровесники. По паспорту им обоим чуть больше 40 лет, а по развитию они совсем, как дети. У каждого была семья и дом, но после смерти близких заботиться о них стало некому. Ксению и Сашу должны были отправить в психоневрологический интернат. Тогда бы не о какой свободной и радостной жизни — не было бы и речи. К счастью, про особенных мужчину и женщину узнал священник Антоний, так они и оказались в «Доме, который очень нужен». Условия в этом церковном приюте максимально приближены к домашним. Здесь подопечные готовят, ухаживают за садом во дворе, свободно общаются, играют в спортивные игры и не только.

Кроме Ксении и Саши в приюте при храме Рождества Христова находятся ещё 9 человек с инвалидностью. Они тоже, как могут, ведут самостоятельную жизнь и даже участвуют в делах местной службы милосердия — развозят вместе с волонтёрами гуманитарную помощь нуждающимся.
Сегодня Дому, где живут люди с ментальными и физическими нарушениями, необходима поддержка. Помогайте финансово, становитесь добровольцами или просто рассказывайте другим об этом добром проекте из Омска. Узнать о нём больше можно на сайте Православной службы «Милосердие. Крутая горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов