
Поймал однажды мальчик в лесу птичку, и вдруг она заговорила человеческим голосом.
— Не губи меня, мальчик! — Отпусти на волю! Зачем я тебе понадобилась?
— Ясное дело — зачем, — сказал мальчик. — Я певчих птиц на базаре продаю. А ты к тому же ещё и говорящая. За тебя мне хорошо заплатят.
— Я знаю, что люди не могут жить без денег. Но если ты отпустишь меня на волю, я дам тебе три хороших совета. Такие советы ты точно ни за какие деньги не купишь. К тому же, я тебе открою секрет клада.
Задумался маленький птицелов: а вдруг птица и впрямь знает, где зарыт клад? Тогда он без всякого труда разбогатеет.
— Так и быть, я тебя отпущу, — согласился мальчик. — Говори мне свои советы и секреты.
— Только давай сделаем так: первый совет ты услышишь прямо сейчас, когда я нахожусь в твоих руках«, — сказала пичуга. — Второй совет я дам тебе, когда сяду на нижнюю ветку дерева. А третий — когда долечу до его вершины.
— Начинай, — велел маленький птицелов.
— Первый мой совет такой: никогда не жалей о том, чего уже не вернешь, — сказала птичка.
Мальчик кивнул и выпустил птичку из своих рук. Ему не терпелось поскорее услышать про клад!
Пичуга уселась на нижней ветке дерева и сказала:
— Второй мой тебе совет будет такой: никогда не верь в то, чего не может быть.
Затем, вспорхнув и устроившись на верхушке дерева, откуда её уже было не достать, птичка сказала.
— Какой же ты всё-таки простофиля! Если бы ты знал, что внутри меня находятся две драгоценные жемчужины, то ни за что бы меня не отпустил.
Мальчик-птицелов чуть не заплакал от огорчения, но потом вспомнил:
— Ты обещала мне три совета, а сама дала только два!
— Но какой смысл продолжать, если ты уже успел забыть два предыдущих совета? —сказала птичка. — Не говорила ли я тебе: «никогда не жалей о том, чего не вернешь», и «никогда не верь в то, чего не может быть»? А ты уже пожалел, что отпустил меня, и поверил, будто в моих внутренностях находятся жемчужины. Где это видано, чтобы в животе у лесной птички находились драгоценные камни, которые бывают только в раковинах на дне морском?
— Обманщица! —воскликнул мальчик.
— Ты должен меня благодарить за мой урок, а не ругать и угрожать. Эти советы помогут тебе избежать в жизни серьёзных ошибок. Нельзя быть таким легковерным и беспечным. Научись внимательно вслушиваться в то, что тебе говорят — и тогда впредь никто не сможет тебя обмануть.
(по мотивам чешской народной сказки)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема