Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Тяжело богатому


Преподобный Серафим Вырицкий о монашестве мечтал с самого детства, но в братию Александро-Невской Лавры в Петрограде вступил только в возрасте пятидесяти четырех лет — в 1920 году. Эта маленькая деталь очень много говорит о личности преподобного Серафима.

Вообразите себе, что у вас есть заветная мечта. И кто-то мудрый, кому Вы безусловно доверяете, говорит Вам: она исполнится — только позже, через несколько десятилетий. Так произошло с преподобным Серафимом. Когда ему было четырнадцать, он рассказал одному из старцев Александро-Невской Лавры о своем желании быть монахом, и получил ответ: «Тебе суждено еще пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Соверши же его перед Богом и совестью. Придет время, и Господь вознаградит тебя…» Будущий преподобный Серафим, а тогда еще просто Вася Муравьев, смиренно пошел мирским путем — и добился немалого успеха. В двадцать шесть будущий святой уже открыл собственное дело — занялся торговлей мехом. Значительную часть товара экспортировал в Германию, Австро-Венгрию, Великобританию и Францию. Постепенно будущий преподобный Серафим стал состоятельным купцом 2-ой гильдии — судьба, о которой многие его деревенские сверстники могли только мечтать.

Жизнь преподобного Серафима Вырицкого — своего рода этюд на тему евангельского: «Трудно богатому войти в Царство Небесное… Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19:23-24) Образ православного святого привычно ассоциировать с нестяжательством, а еще лучше — с нищетой. Но оказывается, святости удостаиваются и богатые люди. Преподобный Серафим Вырицкий — не только пример того, что богатый может стать святым, но и еще ответ на вопрос: «Как?» Дело в том, что купец второй гильдии, крупный торговец мехом относился к деньгам ровно так же, как в свое время маленький четырнадцатилетний рассыльный одной из лавок Гостиного двора. Мальчик, напомню, почти все отсылал матери. А крупный торговец мехом почти все использовал на помощь бедным и, как сейчас бы сказали, на благотворительные проекты. Деньги были для него средством помощи Церкви — ни больше, ни меньше. В семье будущего святого была традиция: обильно накрывать столы после Литургии в дни крупных церковных праздников — и приглашать на трапезу неимущих. На пожертвования купца существовали несколько богаделен. В его доме находили приют больные из казенных больниц, которым нужен был особый уход.

Чего стоило преподобному Серафиму расстаться со своим финансовым успехом при поступлении в монастырь и принесении монашеских обетов? Можно сказать, что ему это не стоило ничего: расставание это было желанным. Богатому трудно войти в Царство Небесное — трудно, но не невозможно. Оказывается, все, как всегда, зависит от человека.

Радио ВЕРА

Последние записи

29 апреля. О вере и молитве

В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите». О вере и молитве, — священник Максим…

29.04.2024

29 апреля. О богослужениях недели

Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы. О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.

29.04.2024

29 апреля. О духовном смысле песнопения дня

Сегодня 29 апреля. Великий понедельник. О духовном смысле песнопения дня, — священник Николай Дубинин.

29.04.2024

Хорошо уже сейчас. Елена Сурняева

Однажды близкая подруга Катя поделилась со мной некоторыми обстоятельствами своей жизни. Непростая ситуация заставила ее…

29.04.2024

Ценная книга. Анна Жарая

Моя мама стала воцерковляться в тот момент, когда я была ещё школьницей. Она понемногу, постепенно…

29.04.2024

Самостоятельный синдром. Анна Жарая

На протяжении большей части своей жизни, я считала себя человеком самостоятельным и надеющимся только на…

29.04.2024

This website uses cookies.