Вполне возможно, что любителям путешествовать по нашим уральским краям хорошо знаком поселок Черноисточинск, который находится почти строго на север от Екатеринбурга по Серовскому тракту, в сторону Нижнего Тагила. Тем же, кто не бывал – настоятельно рекомендую съездить.
Много чем примечателен Черноисточинск. Например, редчайшей в наших краях вымощенной брусчаткой центральной улицей. Она, конечно, не такая ровная, как на Красной площади, но очень похожа. Или знаменитой Ушковской канавой – гидротехническим сооружением, которым до сих пор восхищаются специалисты. Достоин внимания, конечно, и храм Петра и Павла. Но давайте обо всем по порядку.
Поселок Черноисточинск возник в 1726 году при строительстве Черноисточинского молотового завода, который был запущен через 3 года. Привозимый с Нижнетагильского завода чугун переделывали в железо. Название и заводу, и поселку дала речка Черный Исток.
Дальше – первый удивительный факт. До 1833 года, то есть больше ста лет в Черноисточинске не было православного храма. Дело в том, что изначально заводовладельцы Демидовы заселили поселок раскольниками. Немногочисленные православные христиане окормлялись у духовенства Нижне-Тагильского или Висимо-Уткинского заводов. К 30-м годам XIX века Демидовы значительно пополнили рабочее население Черноисточинска крепостными крестьянами из Тульской и Черниговской областей. Эти-то переселенцы и образовали в результате Черноисточинский приход.
Первоначальный храм в Черно-Источинском заводе был деревянный. Построен он был в 1833-34 годах. Через 20 лет в ночь с 16 на 17 января храм этот сгорел. Пожар произошел от плохой алтарной печи. Два года службы велись в каменном здании местного училища. Ещё 6 лет – во временной церкви Петра и Павла на берегу красивейшего пруда, который цел до сих пор. В 1862 году наконец-то был достроен и освящен каменный Петропавловский храм, построенный, естественно, Демидовыми. Он обошелся им в 24 000 рублей ассигнациями. Нужно сказать, что никаким переделкам храм Петра и Павла не подвергался и вы сможете увидеть его в первозданном виде.
Теперь о знаменитой Ушковской канаве. Её построил крепостной гидротехник Клементий Константинович Ушков. Цель строительства канала – обеспечение завода водяной энергией и пополнение Черноисточинского пруда. Почти каждую зиму, когда уровень воды в Тагильском пруду падал, вододействующие механизмы завода останавливались. Демидов даже выписал из Франции ученых, чтобы они помогли решить проблему. Те сказали, что ничего сделать нельзя. И были в очередной раз посрамлены русским мастером. К 1848 году Ушков построил канал и на речке Черной создал систему резервных прудков с дамбами и шлюзами. От Ушковской канавы польза была не только для завода, но и для Черноисточинского пруда. В нём добавилось воды, что позволило увеличить выпуск железа на Черноисточинском заводе. Эта, так называемая, канава сохранилась до сих пор и до сих пор является водным регулятором для Нижнего Тагила. 10 июля 1849 года Ушкову и всей его семье выдали отпускную грамоту и они получили свободу.
Это всего две истории из жизни поселка Черноисточинск. Чтобы послушать остальные – приезжайте. Не пожалеете.
21 августа. О временах и сроках

В 24-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого».
О жизни человека в ожидании Второго пришествия Христа — священник Николай Конюхов.
Господь говорит, что Евангелие будет проповедано всем народам, чтобы не осталось людей, которые скажут: «Господи, мы не имели благовествования, мы не следовали за тобой, не соблюдали твои заповеди не потому, что мы не хотели, а мы просто не знали, не ведали, а жили на далёком острове или на каком-то далёком континенте, и просто не имели проповедников, не имели миссионеров, которые нам бы открыли тайну Евангелия».
Действительно, когда уже Евангелие полностью будет проповедовано по всей Вселенной, когда не будет ни у кого отговорки, что он просто не знал о Христе, тогда, может, приблизится точка кончины мира. Но нужно понимать то, что блаженный Иероним Стридонский говорил, что не осталось ни одного народа, который не знал бы имени Господа Иисуса Христа.
Тем не менее, это не должно нас пугать каким-то образом или наводить панику, что всё, конец, у нас не осталось никакого времени. Мы должны продолжать жить, любить, бороться с грехом со своим, желательно, а не с грехом ближнего.
И нам не полезно знать времена и сроки. Господь нам не даёт точной информации о Своем втором пришествии, чтобы мы каждый день ждали Его, как того самого заветного жениха ожидали пять мудрых дев, взяв с собой елей, который прообразует добрые дела, и ожидая своего жениха ежедневно, а не только тогда, когда, как нам кажется, исполнились некие пророчества.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 августа. О признаках кончины мира

В 24-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».
О временах и сроках кончины мира — игумен Назарий Рыпин.
Евангелие Царство будет проповедано всем народам в свидетельство о Христе, чтобы никто не смог оправдаться на страшном суде, что он не знал о Христе. Безусловно.
Но мы видим, что, может быть, какие-то поверхностные знания о Христе есть у многих, но далеко ещё не всем народам проповедано Царствие Небесное. Потому кончины мира ещё пока мы не видим.
Да, есть признаки кончины мира, да, мы видим очень серьёзные знамения, исполняющиеся порой на наших глазах, при нашей жизни. Но все же Господь сказал: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец Небесный положил Своей власти».
Поэтому мы должны служить этому делу благовестия, проповедовать тем, кто не знает о Христе, а когда придёт конец, всё-таки оставить это на тайну божественного промысла.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 августа. О служении апостолов

В 4-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Имея по милости Божией такое служение, мы не унываем».
О служении апостолов — священник Захарий Савельев.
Больше всего, наверно, лично меня вдохновляет мысль, что Спаситель при своей земной жизни не оставил ни одной рукописи, не оставил ни одного физического следа о Своей земной жизни. Он оставил лишь группу учеников, которых назвал Церковью. Эти ученики, эти апостолы, проповедовали Евангелие по всему миру.
Самое главное и самое важное для человека — это иметь смысл жизни, который выражается и в работе, и в семейных делах, и в том, как он смотрит на мир. Это великое служение апостолы передали епископам и духовенству, то есть епископ является преемником апостолов, а духовенство является помощниками преемника.
И этот факт в какой-то степени приравнивает священнослужителей сегодня к тому делу, которым занимались апостолы. Это действительно радостное великое служение — служение Богу и подлинное служение человеку.
Не так давно мы праздновали память апостолов Петра и Павла, и по их жизни, и по их путешествиям, особенно по путешествиям апостола Павла, мы можем увидеть, как он был увлечён этим служением. Как много он путешествовал по всей Римской империи, как много он церквей основал и какие плоды эти церкви принесли Самому Богу, а церкви — это, в первую очередь, не столько территории, сколько люди. То есть люди, каждый из нас, каждый человек.
Все выпуски программы Актуальная тема