Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

"Церковь и Казачество". Светлый вечер с митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом (25.05.2017)

"Церковь и Казачество". Светлый вечер с митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом (25.05.2017)



У нас в студии был глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

Владыка поздравил слушателей с праздником Вознесения, поделился своими впечатлениями от встречи мощей святителя Николая в Москве, а также рассказал о деятельности возглавляемого им Синодального комитета и о том, почему 90 процентов казаков называют себя православными.


А. Пичугин

— В студии светлого радио приветствуем вас мы: Алла Митрофанова…

А. Митрофанова

— Алексей Пичугин!

А. Пичугин

— Сегодня у нас в гостях вместе с нами и с вами эту часть «Светлого вечера» проведет митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл — председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, член Совета по делам казачества при Президенте России. Владыка, здравствуйте!

Митр. Кирилл

— Добрый вечер!

А. Пичугин

— Мы с вами выходим в эфир в праздник Вознесения, поэтому начинаем с того, что поздравляем и вас с этим праздником, и наших слушателей. Такой чудесный день!

Митр. Кирилл

— Дорогие ведущие и дорогие радиослушатели, я сердечно всех поздравляю с праздником Вознесения Господня, одним из двунадесятых праздников, а значит, самых главных в году. И, конечно, хотел бы также поделиться своими глубокими духовными впечатлениями от принесения совершенно недавно, несколько дней назад, мощей святителя Николая Чудотворца из города Бари. Я участвовал в Божественной Литургии, которую возглавлял Святейший Патриарх Кирилл, и участвовало более 50 архиереев Русской Православной Церкви и из других Церквей. И, конечно, огромная «ниточка» людей (и даже не «ниточка», а в несколько рядов!), которую вы, может быть, и сами наблюдали или сами были участниками. И я, конечно, желаю каждому из вас помощи святителя Николая, и, если будет такая возможность, конечно, посетить храм Христа Спасителя и приложиться к этим святым мощам.

А. Митрофанова

— А как вы, владыка, понимаете эти очереди? Зачем они? Знаете, ведь есть же разные мнения по поводу того, что происходит в таких ситуациях у храма Христа Спасителя. Кто-то считает, что это просто ажиотаж — у нас же, знаете, как люди любят где-нибудь постоять, и чтобы все вместе, вот так. Кто-то видит, наоборот, такую форму подвига, говорит о том, что, если, допустим, частица мощей святителя Николая есть в каждом втором храме (я, конечно, преувеличиваю, но в очень многих храмах России и в свободном доступе, пожалуйста, никто не мешает — приходите и молитесь), но здесь смысл именно в том, чтобы какое-то усилие совершить, в том числе и усилие духовное, и усилие физическое, и побывать в этой очереди, и предпринять своего рода паломничество. Кто-то говорит о том, что у нас все верят в чудеса, «мы все спешим за чудесами», и вот к святителю Николаю, собственно, за чудесами в этой очереди и стоят. Мнения самые разные. Вы как считаете? Что же это всё-таки за история, когда мы вот так воспринимаем приезд к нам большой святыни?

Митр. Кирилл

— Вы знаете, вы уже сказали в своих рассуждениях, называя разные мнения, то мнение, которое мне совершенно понятно, близко и естественно. Это действительно определенный подвиг человека, и паломничество к святыне как некий труд, который он предпринимает перед тем, как приложиться к святыне. Тем более в наше время, в такое очень скоростное, когда мгновенно можно оказаться в совершенно другом полушарии, на другом материке, когда по телефону можно сегодня разговаривать со всем миром, чуть ли не одновременно, и в течение 10 минут переговорить с огромным количеством людей в разных точках мира, и даже с космонавтами. Понимаете, какой сегодня быстрый мир! И если мы не будем останавливаться и думать о духовных вещах, то в таком случае мы никогда их и не увидим, мы никогда не почувствуем и не поймем, что такое духовные вещи, что такое духовная жизнь, в какое время мы должны думать о Боге, как, конечно, не в то время, когда мы, например, стоим на богослужении. Говорят, что русские службы — длинные, а монашеские еще длиннее. Вы знаете, когда я бываю на Афоне и совершаются ночные богослужения, а они бывают и по шесть, и по восемь часов, по-разному. Там, правда, есть, как правило, для монахов и для всех присутствующих такие места, где можно немножко облокотиться, даже, может быть, присесть во время чтения определенных молитв и кафизм, например, но это всё равно 6-8 часов. А начинаются ночные службы, скажем, в 2 часа ночи по нашему московскому времени. Там время византийское, оно немножко другое. Первые полчаса ты вроде бы всё нормально воспринимаешь, ты уже проснулся, подготовился, потом начинаешь в дрёму какую-то впадать, потому что реально это ночь, и полумрак, одни лампадочки горят, такое негромкое пение или чтение, может быть, монотонное, а в греческих монастырях еще и по-гречески. Но в какой-то момент, вы знаете, когда, казалось бы, уже одолевает невероятная сонливость и усталость, включается какое-то второе дыхание, и только после 3-4 часов и, может быть, даже не в первую ночь пребывания на такой службе на Афоне, ты начинаешь молиться. Вот это второе дыхание — это последствия труда, последствия подвига, последствия молитв и окружающих тебя святынь, которые находятся в этом храме. Вот это и есть, наверное, настоящая молитва.

А. Пичугин

— То есть происходит такая духовная акклиматизация?

Митр. Кирилл

— Да. Или, например, когда тяжело или неожиданно страшно, то какая сила молитвы!

А. Митрофанова

— Это да!

Митр. Кирилл

— Или, когда всё нормально, всё спокойно, вот попробуйте… У меня тоже это было, когда на службе стоишь длительно или какие-то непростые паломнические поездки, когда стоишь час, стоишь два. Ну, наверное, может быть, тебе и позвонят в очереди, когда ты стоишь на улице по каким-то делам, но в то же время ты, конечно, вольно-невольно начинаешь свой взор обращать на свою жизнь, на все обстоятельства, на какие-то проблемы. И всё больше и больше мысли идут к святителю Николаю, к тому, так сказать, сосредоточию, к которому ты и пришел поклониться, и, конечно, это время молитвы не заменить порой даже какими-то долгими акафистами, еще чем-то. Вот этот труд, конечно, очень полезен и очень нужен. Я, если можно, расскажу один случай, близкий к тому, о чем мы говорим. В Санкт-Петербурге была одна семья, отец один воспитывал своего сына, сын был уже достаточно взрослый и беспутный: пил, по ночам гулял (денег было достаточно в семье), а в дневное время отсыпался. И вот отец, когда умирал, попросил его дать только одно обещание: «Я тебя прошу, дай мне обещание 40 дней по одному часу в течение дня в этой комнате у моей постели, где я умер, находиться в полном одиночестве с закрытыми дверьми, ставнями, лампадочка горит, свечи горят. Только один час в течение 40 дней!» Похоронили отца, сын напился и раз, и два, и три, и погулял, чтобы как-то «прийти в норму», забыть об этом печальном событии, а денег отец оставил очень много, огромное наследство. И вдруг он вспомнил о своем обещании отцу. И вот в первый день он с огромным трудом просидел этот час, потом уехал с друзьями опять, погулял. На второй день вспомнил — посидел, в третий, четвертый, пятый, и уже, может быть, после двадцатого дня он один час, находясь наедине без этих пирушек, без этого шума, без этих искушений и друзей, понял, что он пропадает, если будет жить так, что он промотает наследство отца и его жизни придет конец. Вот, что значит заглянуть внутрь себя! И вот это «внутрь себя», наверное, есть и в стоянии в очереди к святым мощам. Очень полезная вещь!

А. Митрофанова

— Иными словами, это такой же смысл, как и у паломничества, когда человек выделяет определенное время в своей жизни для того, чтобы посвятить его исключительно Богу. Или во всяком случае, если не исключительно (так мало у кого, наверное, получается), то приоритеты расставить так, что хотя бы на это время в жизни на первом месте были размышления о соответствующих сторонах в этом мире и о присутствии Бога в нем. Потому что, если раньше, например, паломничество было связано с физическим трудом, когда люди пешком шли из пункта «А» в пункт «Б», а пунктом «Б» зачастую была Святая Земля, и не факт, что после этого человек вернется назад — это было связано с серьезными рисками и для жизни, и для здоровья и т.д. Сейчас, куда бы мы ни направились, везде для на есть вполне комфортные, приемлемые условия, и в том числе средства передвижения тоже в духе XXI века, всё в порядке.

А. Пичугин

— Для тех, кому это доступно!

А. Митрофанова

— Да, но всё равно есть и какие-то эконом-варианты, это в любом случае по уровню комфорта несопоставимо с тем, что было, например, с паломниками эпохи Средневековья или даже XIX века. И в этом смысле, наверное, сегодня то, что это хоть какая-то возможность… В этом и смысл паломничества, чтобы выделить хоть немного времени, хоть 2-3 дня, но так, чтобы эти дни были посвящены Богу.

Митр. Кирилл

— У меня есть тоже свое мнение и оно близко, конечно, к тому, что вы говорите. Я считаю, вообще, что главный отдых для человека — это духовный и психологический отдых. Физический отдых — это, знаете, нужно выспаться пару дней…

А. Митрофанова

— Когда есть такая возможность. (Смеется.)

Митр. Кирилл

— Ну, дай Бог, если есть возможность, то, может быть, десять раз какие-то процедуры провести, принять какие-то оздоровительные ванны или, может быть, какой-то массаж у специалистов, что в санаториях обычно бывает, и в принципе, даже, может быть, не отрываясь от работы, и этого вполне достаточно для восстановления физических сил — для этого нужно немного времени. Лежать месяц на пляже — это, на мой взгляд, невыносимо. Отдых духовный и психологический! А для этого как раз, мне кажется, очень удобно паломничество. Посмотрите, во-первых, ты меняешь место, ты забываешь о проблемах, о том месте, где ты был, где тебя что-то беспокоит. Во-вторых, вот сегодня есть паломничество в Крым, послушайте, это такие красоты, эти горные монастыри! Или тот же Афон взять, Иерусалим — это и пальмовые рощи, и иудейская пустыня, камень, песок. И то, что описывалось, где подвижники как Мария Египетская и другие — всё это по-прежнему именно так и осталось по сей день. Это и Мертвое море, горные вершины. Это огромный восторг от природы, от общения с новыми людьми, это возможность забыться, и в то же время это та духовная составляющая, которой в первую очередь нужно дать отдых.

А. Пичугин

— Мне тоже казалось одно время, вернее, кажется до сих пор, что лежать на пляже сутками, особенно на протяжении, скажем, двухнедельного отпуска — это совсем никуда не годится. Но потом я пообщался с людьми, у которых действительно очень тяжелая физическая работа, она связана с производством разных металлов, с шахтерским трудом, еще с чем-то таким похожим, и вот я понял, что я, наверное, ошибался, потому что есть люди, для которых две недели лежать на пляже, просто закрыв глаза, и не думать ни о чем — это единственная возможность как-то отдохнуть от этой неимоверной тяжести работы.

Митр. Кирилл

— Вы знаете, я этого не говорил, конечно, что это неправильно.

А. Пичугин

— Ну это мне так казалось.

Митр. Кирилл

— На мой взгляд, я так не смогу и никогда не было такого в моей жизни. И всё-таки на своем опыте скажу, что в первую очередь человек должен духовно отдохнуть и отдохнуть психологически. Конечно, чуть подальше уехать от проблем, которые нас одолевают каждый день, расстояние очень здорово как бы дает забыться. И, конечно, нужно окружить себя хорошими людьми и хорошими впечатлениями. Но, когда, скажем, на мой взгляд, пустое времяпровождение на пляже сопряжено с бездуховным поведением, то это дает возможность вроде бы физически где-то и восстановиться, но духовно человек приезжает еще более ущемленным и обедненным. Вот это самое страшное! А это сплошь и рядом. Бывает, когда кругом шум и музыка, и всё остальное. Конечно, приходится бывать на побережье. Но, допустим, все мои поездки на побережье черноморское, кипрское, скажем, или Афон (это тоже побережье моря), и Иерусалим — всё-таки это паломничество. Кто-то, может быть, там может и искупаться (у нас на это время есть), кто-то может и в бассейн в гостинице пойти вечером, кто-то, допустим, какие-то другие процедуры принять, но каждый день у нас паломническая поездка, например, по Кипру — вы знаете, такие монастыри! И мы службу послужили, мы исповедовались и причастились, вечером я посидел на балконе у моря и подышал этим воздухом. Вот для меня этого достаточно, потому что я в первую очередь духовно получаю заряд, а всё остальное, конечно, нужно в тонусе держать свое тело — это понятно. Нужно стараться много гулять и дома, и тем более где-то в таких паломнических поездках, и почему бы и тренажер не использовать. Всё-таки паломничество, как отдых духа и такая психологическая разгрузка, я считаю, главным средством отдыха человека.

А. Пичугин

— Мы напомним, что в гостях у радио «Вера» сегодня митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл — председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, член Совета по делам казачества при Президенте России.

А. Митрофанова

— Собственно, по поводу казачества, владыка, это основная тема нашего сегодняшнего разговора.

Митр. Кирилл

— Да-да.

А. Митрофанова

— Просто поскольку сегодня праздник и тут у нас часть мощей святителя Николая находится в России, то было о чём еще поговорить. Но вместе с тем, вы знаете, наверное, как сегодня нередко реагируют на слово «казачество», и вообще на присутствие вот этой части нашего общества…

А. Пичугин

— Давайте разберемся, как правильно называть. То есть «казаки», кто они?

Митр. Кирилл

— Казаки, по мнению некоторых исследователей самих казаков, — это отдельный народ, который пришел издалека, который вошел в состав Российской империи, поселился на границах и границы охранял, и они как бы стали такой составной военной частью пограничников нашей страны, нашего Отечества. Но всё-таки большинство исследователей, конечно, придерживаются того мнения, как это есть сегодня и в документах, что нет такого народа как казаки, а они действительно сформировались как некая такая общность очень-очень давно, возможно, это тысяча лет назад, возможно, пятьсот лет назад. Но только пятьсот лед назад они уже стали входить в состав Российской империи. Сначала с ними работал посольский приказ, то есть они как бы всё-таки не входили в состав Империи полностью, а потом уже вошли в состав, стали служить Отечеству, а затем Петр I организовал уже и регулярные казачьи части, которые прославили себя. И вот сегодня, я считаю, по определению XIX века — это сословие.

А. Митрофанова

— Ага, сословие?

Митр. Кирилл

— Да. Сегодня это часть нашего города, которая имеет глубочайшие корни. Корни эти — это всё-таки воинское служение, жизнь на границе, в том числе, конечно, земледелие между военными походами и защитой Отечества. Это православные люди, которые вошли уже православными в состав России — это очень важно! А где они крестились (большинство из них) даже трудно себе представить, никаких данных на этот счет нет. И я считаю сегодня, как это было и ранее, что это некий авангард, на мой взгляд, патриотизма, воинского служения, причем порой без формального определения их в какие-то воинские части. Допустим, были регулярные войска при Петре I — были казаки, которые не были в этих войсках, начинается война — и тех приписывают. А до Петра I и не было регулярных казачьих войск. Начинается война — его призывают, он берет своего коня, оружие как всегда (всё своё должно быть у них) и идёт в поход. Поскольку на границе, то постоянно он на грани жизни и смерти, причем из века в век, из рода в род. То есть выработалась определенная такая общность людей, которые готовы выйти на службу в любое время дня и ночи, если нужно — с оружием, а сегодня они выходят (об этом поговорим) и без оружия охранять улицы и площади. Конечно, безусловно, не все были родовыми казаками, и сегодня это так. Они же погибали, кто-то должен был восполнять, не все же рождались родовыми казаками. Скажем, погибло 100 000 человек, и чем восполнить? Это нужны годы, чтобы восполнить, чтобы родилось столько казачат. Естественно, что многие приходили в эти войска, казачьи станицы и становились родоначальниками новых казачьих родов, как и сегодня некоторые, не будучи казаками, вступают в казачьи организации, принимают присягу, выполняют определенные правила и становятся как бы родоначальниками казачьего рода. Вот такое, может быть, интересное описание, но в этом уникальность явления казачества. Есть народ — татары, есть народ — чуваши, есть народ — башкиры, есть народ — чеченцы, ингуши. А казаков, с одной стороны, повторяю, нигде в переписях и Российской империи, и тем более сейчас, нет как народа, народности, но в то же время, конечно, может быть, не генетически, а вот по своему сплаву жителей границы, и постоянно находящихся в состоянии защитить Отечество и отдать свою жизнь, вот в чём сформировалась вот эта удивительная общность, которую мы называем казачеством.

А. Митрофанова

— Это то, в чем она сформировалась. А как это реализуется сейчас? Ведь вы же, владыка, занимаетесь делами казачества очень много лет и наверняка сталкивались с таким восприятием в обществе, как ряженые какие-то…

А. Пичугин

— Я как раз хотел озвучить этот вопрос. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что вы говорите: «на границах». У вас на Ставрополье, в Краснодарском крае, в вашей епархии, где-то в Сибири, за Уралом — это да, но когда мы видим огромное количество казаков в больших городах (здесь исторически их никогда не было), то сразу возникает вопрос: «Кто эти люди?»

Митр. Кирилл

— Во-первых, всё-таки я до этого говорил о казаках до революции.

А. Пичугин

— Ну да!

Митр. Кирилл

— Поэтому звучало слово «граница» в первую очередь и другие показатели. Что сейчас? Почему «ряженые» часто звучит из уст современных жителей России? Потому что очень много вылили грязи на казачество.

А. Пичугин

— После революции? Расказачивание?

Митр. Кирилл

— Вот я — сын священника, внук священника. Сколько вылили грязи на Русскую Православную Церковь, на духовенство! Сегодня, занимаясь огромной социальной, духовной, образовательной работой, и то сегодня до сих пор, когда, казалось бы, по опросам огромный процент голосует за авторитет Церкви, и всё равно столько слышится голосов, в которых звучит вот эта чернота, эта грязь, пролитая после революции на Церковь. То же самое примерно присутствует и в отношении к казачеству. Я вот вам хотел сказать и донести до слушателей, чтобы задуматься над тем… Я об этом часто говорю, потому что, когда стал заниматься по благословению Церкви казачеством, то я для себя, конечно, определил какие-то главные тезисы, идеологемы: «А что же такое казачество? Это что-то искусственное или естественное? С какой стороны браться за эту работу воцерковления, тем более в таком масштабе, которым сегодня занимается и государство, и Церковь?» Так вот, что вышло из революции, осталось живым, возродилось? А почему я ставлю вопрос именно от обратного, от такого негативного и страшного, как революция, Гражданская война, расказачивание, расцерковление, раскрепощение и т.д.? Потому как, что же могло быть страшнее вот этого периода? И если этот период что-то пережило и смогло возродиться, причем без помощи государства, без каких-то средств (сегодня никто, кроме региональных властей, причем в разных объемах, не дает деньги казакам), так вот только Церковь и казачество вышли из советского периода, смогли за 25 лет очень серьезно возродиться, подняться! Наши десятки тысяч храмов, наши образовательные и другие проекты, и сегодня уже около 300 000 в реестре казаков! А реестр — это как бы государственные служащие, которых могут в любое время призвать к государственной службе.

А. Митрофанова

— А чем они занимаются, владыка? Что делают вот эти самые настоящие казаки, которые не ряженые…

Митр. Кирилл

— И вот я всё-таки хочу донести… Если они смогли после этого страшного периода возродиться (ведь ни купечество, ни дворянство не возродилось, а возродились казаки и, конечно, Церковь в первую очередь), то это говорит о той огромной внутренней силе, которая есть у них. Конечно, в первую очередь эта сила (понятно, вы задавали вопрос очень правильный) реализовалась на границе. Когда приходил враг, они брали в руки шашку и вставали на защиту. Что сегодня? Я бы так сказал, и это тоже очень важно понять, что государству и самому обществу очень важно сегодня сформулировать вообще наши… Вернее даже не государству, а самому обществу сформировать гражданское общество, в котором люди, которые хотят что-то большее, чем все остальные, то они могли бы иметь такую возможность: кто-то заниматься экологией, кто-то заниматься чистотой рек, озер, рыб разводить, соболя, леопарда и что-то ещё. И в том числе, допустим, казаки, которые могли бы выходить на улицы и помогать с наведением порядка. У нас сегодня сотрудников полиции, я думаю, честно положа руку на сердце, не хватает, и об этом многие говорят — это же огромные деньги для государства. А казаки выходят в большинстве случаев (за небольшим исключением) бесплатно в выходные, праздничные дни для охраны порядка на улице, для поиска, скажем там, наркопритонов каких-то, на границе помогать… Я могу перечесть очень много служений, которые сегодня они выполняют и порой на общественных началах. Ведь улицы охранять учитель не пойдет, врач не пойдет, а казак хочет идти! Надо дать ему такую возможность!

А. Пичугин

— Мы напомним слушателям, что в гостях у нас сегодня митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл — председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, член Совета по делам казачества при Президенте России. Здесь также Алла Митрофанова и я — Алексей Пичугин. И через минуту, после небольшого перерыва, мы вернемся в эту студию.

А. Митрофанова

— Еще раз добрый, светлый вечер, дорогие слушатели! Алексей Пичугин, я — Алла Митрофанова. И напомню, что в гостях у нас сегодня митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл — председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Мы, собственно, о казачестве сейчас и говорим, пытаемся разобраться, что представляет собой это явление сегодня в XXI веке. Все читали «Тихий Дон» (кто не читал, тот смотрел фильм), но это всё равно другая эпоха и другие люди. Это те люди, которые сохранили еще преемственность с дореволюционным казачеством. И действительно, владыка, вы нам объяснили сейчас очень подробно, в чем состояла суть служения этих людей, селившихся по границам Российской империи, и они эти границы оберегали. И, кстати, в «Тихом Доне», собственно, помните, как там объявлена мобилизация и все мужики седлают своих коней (бабы остаются на хуторах) и едут по дороге, песни поют, веселятся — такая очень, так сказать, колоритная жизнь. А что касается казаков сегодня? Вот хотелось бы, чтобы вы нам все-таки подробнее рассказали о том, чем еще они занимаются.

А. Пичугин

— А я даже, наверное, конкретизирую тот вопрос, который мы задали перед небольшим перерывом. Вы говорите, что они могут быть помощниками полиции в охране порядка. Но здесь сразу возникает вопрос. Несколько лет назад министр внутренних дел издал указ, по которому каждый сотрудник полиции, аттестованный в погонах, должен иметь хотя бы начальное юридическое образование, для того чтобы понимать, как квалифицировать всё происходящее. Соответственно, сотрудники полиции проходят определенное обучение для наведения порядков на улице. А как дела обстоят с казачеством? То есть люди, пускай даже из самых лучших побуждений, выходят на улицы, чтобы помогать наводить порядок, но у большинства из них нет достаточной квалификации для того, чтобы трактовать происходящее, и как быть в таком случае, не может ли речь идти о самоуправстве?

Митр. Кирилл

— Во-первых, надо сказать, что они не имеют права даже заполнить протокол по правонарушению. Они обязаны, обнаружив правонарушение, пригласить сотрудника полиции, и только он имеет право уже дальше действовать в рамках закона. Это — первое. Второе — конечно, там, где организуются дружины, а тем более в казачьих регионах (это Кубань, Дон, Терек) очень серьезно подходят сегодня власти к тем казакам, которые, в общем-то, помогают сегодня, допустим, сотрудникам полиции. Но про Кубань и Дон я, например, скажу о том, что это вообще большой прорыв. Наверное, это самые традиционные территории проживания казаков. Но и, наверное, сегодня многие жители считают, что вообще это в полном смысле казачьи регионы. Даже предыдущий губернатор Кубани — Ткачёв, у него был такой девиз, что идея возрождения Кубани — это идея возрождения казачества. Замечательно, что есть такая идея! И там сегодня такой уровень, что около 3000 казаков работают на заработной плате сотрудниками полиции во всех отделах края, на транспортной полиции, сотрудниками ДПС, в аэропортах — везде! Около 3000 человек помогают наведению порядка. Далее, сегодня многие атаманы являются главами муниципалитетов. Сегодня треть или, может быть, даже больше уже, депутатов законодательных органов власти края — это казаки или атаманы. То есть сегодня вполне естественная жизнь для этого региона, где казачество является, наверное, главным населением, будем так говорить. То же самое, конечно, и на Дону. В других регионах это немножко послабее. Но я вам сейчас масштабы тоже несколько назову, даже в цифрах. Во-первых, я говорю, что в реестре сегодня более 300 000 казаков, даже, может быть, и 500 000 казаков, но просто сейчас идёт до сих пор проверка каждого казака, выдаются новые удостоверения, уже отпечатанные на Гознаке, где записывается всё, что касалось их службы в армии, например, то, что касается сейчас служения в казачестве. И идёт очень большая проверка, это — первое. Второе — около 30 кадетских казачьих корпусов, это сегодня 1000 казачьих школ (конечно, в первую очередь — Кубань, Дон, Терек, то есть Ставрополь, Краснодар и Ростов). Это сегодня десятки тысяч казачьих классов, то есть вы представляете себе масштаб! Более того, ели говорить об образовании, то начиная от детского садика (которых очень много в этих регионах, да и в Москве есть, в ЦФО и в других регионах, просто в меньших масштабах), дальше — казачьи классы, потом казачьи школы, потом казачьи кадетские корпуса и вуз — Первый казачий университет в городе Москве на базе бывшего Университета технологий и управления имени Разумовского.

А. Пичугин

— А он официально аккредитован?

Митр. Кирилл

— Конечно!

А. Пичугин

— И дипломы государственного образца выдает?

Митр. Кирилл

— Конечно. Это, во-первых, Университет технологий и управления, это «пищевка», это сельское хозяйство — это вполне нормальные направления для казаков. Как раз у них есть 18 филиалов, большинство из которых расположены как раз в казачьих регионах. И, понимаете, даже система образования выстроена. То есть я сейчас говорю о масштабном явлении, чем является казачество.

А. Пичугин

— А это не грозит замыканием в определенной среде? То есть люди идут в казачий детский сад, потом в казачью школу, потом в казачий университет, и получается, что это такой замкнутый довольно…

А. Митрофанова

— Диаспора получается!

А. Пичугин

— Да, замкнутая диаспора, из которой… Она живет по своим законам, из нее сложно выйти, в нее сложно войти.

А. Митрофанова

— И сложно взаимодействовать с законами, которые… И вообще людям, которые живут по другим законам, сложно взаимодействовать с этой диаспорой.

Митр. Кирилл

— А у них нет других законов! У них тут есть только свои правила: какой должна быть казачья семья, что казак должен быть православным человеком, он должен жить в венчанном браке, он должен крестить своих детей, он должен любить свое Отечество и, если нужно, отдать свою жизнь, если он дал присягу и вступил в казачье общество. Там нет никаких других законов, противоречащих законам нашего государства, нашей Конституции!

А. Пичугин

— А это не грозит тем, что просто на улицах больших городов (я сейчас даже, скорее, не про южные регионы и не про Зауралье говорю, где традиционно довольно много казаков, а про Москву, про Петербург) казаки будут пытаться объяснять людям, что те неправильно живут, как это было недавно (в, общем-то, почему я и задаю вопрос) с одним моим приятелем, к которому просто такие ребята типа «казачки» подошли на улице в центре города и сказали: «У нас так не положено ходить».

Митр. Кирилл

— Я сейчас веду речь о том, что эти казачьи патрули совершенно санкционированные, нормальные, и более того, они полностью как бы, так сказать, совмещены с деятельностью полиции, даже под контролем полиции. Всё остальное, если будут какие-то такие самостоятельные ребята ходить, то они должны в рамках законах действовать, иначе к ним будут применены определенные санкции. Более того, допустим, я вам скажу, что, например, сегодня у нас есть Чеченская республика, в которой проживает примерно 20% русскоязычного населения. Это же не значит, что у нас там сегодня какие-то огромные проблемы для русского населения, потому что остальные — чеченцы. Ничего не значит! Конституция — одна, законы — одни, правила муниципалитетов — одни, даже язык у нас общий. Поэтому, повторяю, что различие казачества, наверное, в рамках, сами понимаете, нашей многомиллионной страны… Пусть даже сегодня казаками называют несколько миллионов населения. Дело в том, что не все же в реестровых казачьих обществах, многие в общественных казачьих организациях, а кто-то и просто не состоит ни в каких казачьих организациях, но себя называет казаком.

А. Пичугин

— А это нормально? Или это как раз те, о ком мы в начале программы говорили, как о ряженых? Вот те, которые не в реестрах, не в организациях, а сами по себе.

Митр. Кирилл

— Часть — ряженые, но часть — просто считающие, что вступать в организации нет необходимости по разным причинам.

А. Митрофанова

— Такие неформалы по сути своей.

Митр. Кирилл

— Да, но «я — казак». Это же нормально. Есть же, допустим, такие же этнические организации в Ставропольском крае, например, даргинцев. А другой даргинец говорит: «Я не хочу в эту организацию вступать. Я — даргинец, но вступать не буду!» И это нормально.

А. Пичугин

— Но это по происхождению. А если я, Алексей Пичугин, например, вдруг завтра решу, что я — казак в душе. Я не хочу никуда вступать, но я — казак.

А. Митрофанова

— (Смеется.) Я представила себе картину, как Лёха верхом на коне, с шашкой наголо… Простите!

Митр. Кирилл

— Алексей, никаких проблем нет совершенно! Это ваше полное право!

А. Пичугин

— То есть я могу ходить и всем говорить, что я — казак.

Митр. Кирилл

— Называть себя русским, казаком или русским казаком. А кто может это запретить?

А. Пичугин

— Нет, запретить никто не может.

Митр. Кирилл

— Другое дело, что если вы форму наденете, если вы определенные погоны наденете, то тут могут быть вопросы, что форму реестровых казаков вам носить не очень-то полагается.

А. Пичугин

— А есть какая-нибудь специальная одежда, которую можно носить?

Митр. Кирилл

— Есть казачья общая одежда. Это гимнастерка, например, похожая на гимнастерку времен Первой мировой войны, без всяких погон, ремень, галифе с лампасами у казаков, сапоги, скажем. Так что… Да, и папаху вам дадим!

А. Митрофанова

— Лёш, соглашайся, картина маслом! (Смеется.) Будешь звездой «Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)»!

Митр. Кирилл

— Я хочу еще договорить. Пускай сегодня всех, которые в реестре, в общественных организациях… Называют разные цифры, но пускай их будет даже 3-5 миллионов населения, считающих себя казаками. Ну какой это процент от общего количества? Поэтому разговор, я думаю, каких-то «измов», каких-то нехороших явлений, конечно, он здесь неприемлем. Я знаю, как живут казаки на Кубани, на Дону. Да, конечно, если, скажем, приедет человек, который будет явно хулить их традиции или их веру, наверное, это естественно в любой стране, то они, так сказать, скажут сотруднику полиции: «Давайте посмотрите на этого человека — он нас оскорбляет».

А. Митрофанова

— Естественно, да, вызывает негативную реакцию.

Митр. Кирилл

— Да, не более того. Это, повторяю, на мой взгляд, наоборот, наиболее патриотичная часть общества, которая в первую очередь, если, не дай Бог, что-то случится, отдадут свои жизни.

А. Пичугин

— Мы напомним, что в гостях у радио «Вера» сегодня митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл — председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, член Совета по делам казачества при Президенте России. Владыка, еще хотел поинтересоваться. Вы занимаетесь казачеством шесть лет, если не ошибаюсь, да?

Митр. Кирилл

— Семь.

А. Пичугин

— Уже семь лет, с 2010 года. А до этого вы как-то были связаны с казачьими общинами?

Митр. Кирилл

— Я сам связан не был. Дедушка по линии мамы был из крестьян. Возможно, и был казаком, потому что есть фотография времен Первой мировой войны, где он сфотографирован в папахе. Кто его знает? То ли это какая-то общая форма была, то ли он, может быть, был казаком — сведений никаких нет. Мы жили на Урале (я и мои предки), и там я родился.

А. Пичугин

— Нет, вопрос, скорее, даже не про происхождение. А вопрос в том, что за годы вашего служения вы как-то взаимодействовали с казачеством? То есть для вас это назначение семь лет назад было в новинку? Вы столкнулись с чем-то совсем новым для себя? Или же где-то по службе, по служению, по работе приходилось сталкиваться?

Митр. Кирилл

— Однозначно, это было совершенно новое для меня служение — само казачество. А буквально через полтора года после создания Синодального комитета в городе Москве произошло и мое назначение на Ставропольскую кафедру. Конечно, естественно, казачий регион, и такой достаточно оригинальный, как Северный Кавказ. Поэтому, конечно, это было совершенно для меня новым, неожиданным. Вот я сейчас уже называл некоторые такие идеологемы. И я очень много над этим думал, над этим явлением, и думал над тем, как духовно окормлять, за что браться, с какой стороны подойти? И вот как раз ваши вопросы о возможных каких-то негативных явлениях — это нормально, это естественно. Или о негативных явлениях, мыслях, которые возникают у людей в отношении казачества. Так вот как раз Церковь и призвана в данном случае, конечно, по желанию самих казаков, делать их духовнее, делать их лучше.

А. Пичугин

— А большой ли процент казаков люди церковные, искренне церковные?

Митр. Кирилл

— У нас есть некоторые цифры. Мы каждый год делаем мониторинг (конечно, мониторинг несовершенный) о религиозной ситуации в казачестве. Мы раздаем анкеты по войскам. Сегодня, скажем, одно войско, завтра — другое, часть этого войска, может быть, отдел какой-то. И у нас там довольно много, может быть, 12-15 вопросов о том, а крещены ли дети в семье, живут ли в венчанном браке, есть ли иконы в доме, отмечаются ли именины как церковный праздник (День ангела), есть ли Библия в доме, как часто посещают храм, как часто в течение года исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн и т.д. И вот, например, по нашим данным сегодня, к сожалению, но более 50% казаков живут еще в невенчанном браке. Но некрещенных взрослых казаков, уже принявших присягу (в реестре я имею в виду), практически нет. И есть небольшая часть, которая готовится вступать в казачество, готовится ко крещению — это в Сибири, на Дальнем Востоке — там такие казаки есть. И даже есть несколько групп вообще не православных казаков — это исторические казачьи структуры в Калмыкии (буддисты).

А. Пичугин

— На Северном Кавказе, я знаю, среди мусульман есть…

Митр. Кирилл

— Нет, на Северном Кавказе нет. Во всяком случае они в реестр не вошли, их там нет.

А. Митрофанова

— Казаки-буддисты — это интересно!

Митр. Кирилл

— Потом, казаки-буддисты Бурятии и небольшой татарский мусульманский отдел в Волжском казачьем войске. Всё остальное — это, конечно, православные казаки.

А. Пичугин

— По поводу крещения-то у нас и в советское время тоже большинство людей все-таки тайно где-то на квартирах, в храмах крестили.

А. Митрофанова

— Владыка, а можно спросить все-таки у вас, а как они живут? Быт их, каков он сегодня? Опять же есть фильм (я почему-то иногда путаю ударение) «Кубанские казаки»…

А. Пичугин

— Или песня «Ехали казаки».

А. Митрофанова

— Да-да. Есть тот же «Тихий Дон», но это всё наше представление, такой романтизированный образ жизни этой части, этого сословия, как вы говорите. В чем сегодня особенности их быта, работы, службы? Я так пониманию, что есть некие регулярные войска. То есть они там проходят обучение, у них есть постоянные тренировки какие-то и т.д. Но, наверное, не все казаки задействованы в регулярной армии? Наверное, есть и те, кто какие-то гражданские функции выполняет. Как вообще выглядит вот эта жизнь в станицах, хуторах? Что это?

Митр. Кирилл

— Ну регулярной армии, конечно, нет. Есть государственная служба казаков, госслужба. Она по-разному выражается: кто-то помогает пограничникам, кто-то общественным порядком занимается с сотрудниками полиции, кто-то наши, скажем, рыбные уделы охраняет. Это государственная служба, и именно у реестровых казаков в данном случае. Про общественных мы как бы немножко не говорим, потому что по отношению к ним нет государственной политики, это обычные общественные организации — как они хотят, так они себя и ведут в рамках закона. Так вот всё-таки быт, внутреннее устройство… Конечно, в сельской местности именно в казачьих семьях, наверное, есть много от того дореволюционного уклада, который был. Ну, может быть, нет сегодня лошадей в таком объеме и вообще где-то их нет и многого другого, но во всяком случае, если взять, например, Ставропольский край, взять Кубань, то это, конечно, работа с землей, животноводство и многое другое. Это, конечно, как правило, достойная семья у настоящего казака, и правильное воспитание своих сыновей и дочерей. Но вот, например, до сих пор, может быть, в малом таком объеме есть такие принципы, понятия как куначество. Куначество — это такой способ подружиться на века с горцами, когда казак отдавал своего сына, скажем, на год, на полтора, на полгода в семью горца, а его сына брал к себе в семью. И я вам скажу, что сегодня в некоторых казачьих семьях этот принцип до сих пор существует, и я знаю имена таких казаков. Повторяю, может быть, их не так много, но они есть. Другое дело — это казаки, живущие в городе. Сами понимаете, что это квартиры, многое другое, и, конечно, самое главное, что… Потом ведь главное-то не в коне, не в шашке, тем более в нашем XXI веке, главное — в семье! Вы знаете, семья, вообще, — это огромный разговор, конечно, и не только для этой передачи (наверняка у вас очень много передач). Вот, что вывело людей на «Бессмертный полк» 9 мая несколько лет назад, и каждый год всё больше собирает? Семья! Люди заглянули внутрь, посмотрели, покопались там, письма подняли, фотографии, в Интернете почитали о своем дедушке, об их воинской части — и всколыхнулась семья. Так вот главное, конечно, — это не шашка и конь, а главное, безусловно, для казака, как и для каждого человека, — это семья. И у настоящих казаков минимальное количество разводов. Всё-таки пускай 50% венчанных браков, но это гораздо выше процент от общего по стране, намного. Конечно, не каждый воскресный день посещение храма, но процент намного выше, чем по стране.

А. Пичугин

— А что касается венчанных браков или участие в каких-то других таинствах — это всё действительно у большинства казаков осознанно? Или это дань традиции? «Мы — казаки, и мы — православные», и, соответственно, есть определенный набор каких-то ценностей, в том числе, наверное, и православные таинства, к которым необходимо приступать.

Митр. Кирилл

— Алексей, дело в том, что в душу не заглянешь.

А. Пичугин

— Ну это да, это правда.

Митр. Кирилл

— Мы вот говорили о тех, которые идут к мощам. Кто-то, может быть, просто за чудом идет, кто-то, может быть, еще не осознал до конца, но, может быть, после того, как он постоял в очереди, с ним чудо произойдет, он изменится. Поэтому сегодня работа Синодального комитета — это более тысячи священников, окормляющих казачьи общества. Пускай один формально священник, другой уже более ревностно, а третий, может быть, уже так ревностно, что пускай там будет десять казаков из ста, но приведет их к храму так, что они будут каждый воскресный день на богослужении. Я вот, например, смотрю по казакам, которые окружают меня в Ставрополе… У нас сейчас служба безопасности состоит из казаков-терцев нашей епархии. Эти казаки на заработной плате, они охраняют епархию, охраняют главные соборы города и т.д. Это 30 человек, и мы начали проводить обязательные для всех беседы, и кто-то даже ушел через некоторое время — хорошо, мы никого не держим. И вот мы стали проводить беседы, подготовка к исповеди и причащению, серьезная подготовка, тем более, что они же рядышком — этот же храм и охраняют, в котором батюшка с ними ведет эти беседы. И вы знаете, опять же, в душу не заглянешь, но они все сегодня причащаются каждый пост, и я вижу, как некоторые из них кардинально изменились. Даже внешне я смотрю на них, общаюсь с ними — это совершенно другие люди, чем те, которые пришли в начале. И вот эти семь лет работы сначала, может быть, ста священников, сегодня уже тысяча (у нас 43 священника) — это работа, которую невозможно посчитать, нет прибора, который мог бы проверить уровень веры. Нет такого прибора! Или пытаются сегодня посчитать работу человеческого интеллекта — это тоже всё очень приблизительно. А тем более проверить силу веры, силу молитвы! То же самое и здесь, я считаю, что семь лет — это огромная работа. И, конечно, это работа в кадетских корпусах. Посмотрите, при каждом корпусе есть духовник, при каждой школе стараемся, чтобы был духовник. Вот про Первый казачий университет я сказал, у них 18 филиалов в регионах и в каждом — духовник. Отец Тимофей — мой главный помощник в Синодальном комитете, он духовник в том числе и казачьего университета. Недавно мы с ним вместе проводили видеоконференцию по духовному воспитанию, воцерковлению с духовниками, руководителями филиалов и самого университета. Это же всё работает! Но повторяю, что, конечно, до конца все проверить очень-очень сложно. Но сегодняшнее казачество, и даже поверьте, что из уст людей-обывателей (простите, если так можно назвать), граждан наших, большинство из которых казаков всё-таки ряжеными называли когда-то, уже меняют свою точку зрения. И я этому свидетель как обычный гражданин, я слышу эти возгласы и справа, и слева. Меняется ситуация! И вот я еще хочу сказать о том, что надо сегодня заниматься всем обществом, но в том числе нужно заниматься в первую очередь, на мой взгляд, теми частями общества, где есть точки роста. Вот нельзя сегодня найти ту часть общества, в которой бы все себя назвали (скажем, учителя, врачи или писатели Союза писателей России) православными людьми. А все казаки себя называют православными людьми! Разве Церковь не должна на это среагировать? Все казаки, кроме небольшой части буддистов и мусульман, говорят: «Мы — православные люди». И они готовы подписаться под этим. Более того, присягу принимают на кресте и на Евангелии в храме. Ну как на это не реагировать? Во-первых, это радостно, это сотни тысяч, миллионы человек, а, во-вторых, значит, раз они себя называют таковыми, то они готовы и обучаться воспитанию, что мы по силам, по возможностям и делаем.

А. Митрофанова

— Владыка, нам уже нужно заканчивать программу, но мне бы всё-таки в конце хотелось задать вам вопрос, важный, как мне кажется, сегодня особенно, и в контексте нашей темы тоже. Буквально в нескольких словах, если можно, очень кратко. Вы не раз сегодня употребили слово «патриотизм». А в чем, как вы считаете, принципиальная разница между настоящим таким патриотизмом как любовью к Родине, и тем, что сегодня называют «ура-патриотизмом», когда с шашкой наголо и с головою в рожь, «порвём всех» и т.д.

Митр. Кирилл

— Настоящий патриотизм, во-первых, для начала, может быть, в той идеологии, которая произносится из уст патриота. Это — первое. Второе — это уже проверка в деле. Что же мы можем сказать против патриотизма, проверенного сотнями тысяч погибших казаков? Только сказать: «Ура! Спасибо огромное! Благодарность всей страны такому явлению, как казачество, которое положило свои жизни за Отечество и за весь большой многонациональный народ!»

А. Митрофанова

— Но опять же, если мы не про историю…

Митр. Кирилл

— Сегодня настоящие казаки, во-первых, уже себя немало показали, можно так сказать, в разных ситуациях. Даже в ситуациях встречи с наркодельцами и с бандитами, и немало сегодня сделано добрых дел. И я уверен, что настоящие казаки, по-настоящему, честно дав присягу на кресте и Евангелии, а, может быть, еще и родовые казаки, наследники своих отцов и дедов — великих героев нашей страны, поведут себя точно так же, как и они. И они — настоящие патриоты! И по большому счету мы же знаем тех «ура-патриотов» и среди казачества, и среди русского народа. Мы прекрасно это знаем! Или, когда есть прямые «подставы», когда с лозунгами «ура-патриотизма» пытаются уничтожить патриотизм в нашей стране, называя их черно-коричневыми (помните, в 90-е годы, как всё это было!)

А. Пичугин

— Красно-коричневыми их называли.

Митр. Кирилл

— Ещё были черно-коричневые, да. Они выходят на улицы, и после этого сразу попробуй слово скажи о патриотизме. Сразу забьют либеральные газеты 90-х годов в нашей стране. Вот, конечно, в принципе, мы это знаем. И всё-таки большинство нашего народу, это видно по всем показателям, и большинство нашего славного казачества — это патриоты. И если есть некий авангард, есть люди, которые в тылу, есть, которые в другом своем месте, то всё-таки, на мой взгляд, лучшая часть казачества — это авангард!

А. Пичугин

— Спасибо! Митрополит Кирилл — митрополит Ставропольский и Невинномысский, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, член Совета по делам казачества при Президенте России. Алла Митрофанова…

А. Митрофанова

— Алексей Пичугин!

А. Пичугин

— Всего хорошего!

Митр. Кирилл

— Милости Божьей всем вам! Всего самого-самого доброго!

А. Митрофанова

— Спасибо!

Радио ВЕРА

Последние записи

Стать добровольцем - ремонтником и помочь жителям Мариуполя

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы…

02.05.2024

«Разговор с подростками о христианских ценностях». Елена Бреднева

У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева. Мы говорили…

02.05.2024

«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская

У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…

02.05.2024

Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская

Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…

02.05.2024

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

This website uses cookies.