Когда мои дети были маленькими, я, как и многие матери, постоянно переживала за их здоровье и настроение. Успокаивала себя тем, что все заботы и тревоги закончатся, когда они подрастут. И в этом прекрасном светлом будущем, когда они станут взрослыми и самостоятельными, наконец прекратится ночная бессонница, бесконечные думы об их благополучии. И я больше не буду целый день ломать голову: как там мой сынок, не обижает ли его кто, не плачет ли он, не заболел ли.
Дети выросли. И выяснилось, что мои надежды были напрасными. Моя тревога за детей никуда не делась, просто изменилось её направление. Я переживаю, как дети ведут себя на уроках, что они делают после школы, занимается ли старший сын подготовкой к ЕГЭ... Самая неприятная особенность этой тревоги в том, что у меня теперь практически нет ресурсов, чтобы повлиять на старшего сына. Он уже совсем взрослый, совершеннолетний юноша. Да и младший сын с каждым днём всё больше стремится к независимости от родителей.
Все мои друзья рекомендуют мне «расслабиться и отпустить ситуацию». Имеется в виду — нужно научиться быть безразличной ко всем жизненным обстоятельствам, отрастить толстую, непробиваемую броню, чтобы тебя не смогли достать волнения и тревоги.
А если я не хочу обзаводиться бронёй? Если мне дорога моя чувствительность и я не хочу её терять?
Мне кажется, здесь просто нужно несколько перенести акцент: не выработать в себе безразличие к жизненным треволнениям, а положиться в них на Бога. Как только меня вновь одолевает тревога за моих сыновей, я обращаюсь с горячей молитвой к Господу: «Боже мой, Ты же видишь, как я переживаю. Ты лучше меня знаешь, как нужно для моих детей, Ты больше любишь их, чем кто бы то ни было. Господи, устрой всё по Своему усмотрению! Да будет воля Твоя, а не моя». Мне кажется, это самый лучший способ справиться со своей тревожностью. Как сказано в Священном Писании: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас».
И это не перекладывание ответственности на могучие Божьи плечи, совсем нет! Конечно, я продолжаю заниматься делами своих сыновей, просто без этой выматывающей душу нервозности, бесконечных мучительных переживаний.
Мне очень понравилась история, которую я прочитала недавно. Кто-то пожаловался старцу Паисию Святогорцу на то, какое у него высокое давление.
Батюшка ответил ему: «Давление твоё от постоянного внутреннего беспокойства. Тебе необходимо благое безучастие. Никогда не пытайся всё решить сам. Разрешай лёгкие проблемы, которые тебе по силам, а сложные оставь Богу: у Него это получится лучше».
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О покровительстве Божьей Матери

Сегодня 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы.
О покровительстве Божьей Матери — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Царица Небесная, которая даёт нам знак Своего покровительства, ждёт от нас молитвы, чистой и смиренной веры и готовности под Её покровом творить добро и утверждать правду.
И если мы приходим в День Покрова Пресвятой Богородицы и просим Её об этом покрове, мы всегда должны помнить: а о чём мы просим, что конкретно мы хотим, чтобы Божия Матерь восприняла как нашу молитву и ответила Своим вспомоществованием? И если через внутренний беспристрастный анализ мы скажем самим себе: «В моей просьбе есть нечто, что не достойно покрова Пресвятой Богородицы», — тогда лучше остановиться и не просить, потому что такая молитва будет тщетна.
Вот мы сегодня все молимся Господу о нашем Отечестве. В непростую историческую эпоху вошёл наш народ. С одной стороны, мы возродили православную веру, мы стали духовно сильнее, становимся более просвещёнными, но на нашем пути очень много соблазнов, опасностей, которые мы должны пройти.
И если наше общенародное целеполагание совпадает с волей Божией, благой и совершенной, то над нами будет всегда покров Пресвятой Богородицы.
Вот в это верили наши предки и говорили: «Над нами покров Пресвятой Богородицы».
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 55. Богослужебные чтения

Как вести себя в тех ситуациях, когда положение кажется безвыходным и мы оказались в тупике? Ответ на этот вопрос предлагает 55-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 55.
1 Начальнику хора. О голубице, безмолвствующей в удалении. Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе.
2 Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня.
3 Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня, о, Всевышний!
4 Когда я в страхе, на Тебя я уповаю.
5 В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?
6 Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне — на зло:
7 собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою.
8 Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою? Во гневе низложи, Боже, народы.
9 У Тебя исчислены мои скитания; положи слёзы мои в сосуд у Тебя, — не в книге ли они Твоей?
10 Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе, из этого я узнаю, что Бог за меня.
11 В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его.
12 На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?
13 На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы,
14 ибо Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицом Божиим во свете живых.
Только что прозвучавший псалом — это молитва человека, который оказался в непростой жизненной ситуации. Учёные предполагают, что этот псалом был написан Давидом, который из-за преследований еврейского царя Саула был вынужден искать убежище в стане врага Израиля. Давид бежит в город Геф, в логово филистимлян. Здесь он просит защиты у филистимского князя Анхуса и тот даёт ему пристанище. Жалует ему и его людям пограничный город Секелаг. Однако взамен Анхус требует, чтобы Давид служил ему как вассал служит своему сюзерену. Более года Давид исполняет поручения Анхуса, воюет с его врагами, совершает набеги на соседние племена. Но своим для филистимлян он не становится. Писание говорит, что князья филистимские его ненавидели и строили против него козни. А к своим он вернуться тоже не мог. Всё усугубляется тем, что однажды Анхус зовёт Давида, чтобы тот выступил в составе его войска против своих же собратьев евреев.
В этих обстоятельствах и возникает 55-й псалом. Но помимо стенаний и сетований, мы видим в словах псалмопевца и твёрдую уверенность. «У Тебя́ исчи́слены мои́ скита́ния; положи́ слёзы мои́ в сосу́д у Тебя́, — не в кни́ге ли они́ Твое́й?» Давид уверен в той истине, которую позже выразил Христос в Евангелии: «Не пять ли ма́лых птиц продаю́тся за два асса́рия? и ни одна́ из них не забы́та у Бо́га. А у вас и во́лосы на голове́ все сочтены́. Ита́к, не бо́йтесь: вы доро́же мно́гих ма́лых птиц». Давид уверен, что Господь держит его судьбу в Своей руке. А потому удивительным образом Он разрешит и эту, казалось бы, непреодолимую трудность. Поэтому Давид и говорит: «Враги́ мои́ обраща́ются наза́д, когда́ я взыва́ю к Тебе́, из э́того я узна́ю, что Бог за меня́». Эти слова дают нам понять, что у Давида накопился достаточный жизненный и духовный опыт, который подсказывал ему: порой, если ты оказался в безвыходном положении, всё, что от тебя требуется, — обратиться к Творцу с просьбой о помощи и наблюдать.
Давид поступает именно так. Он покорно идёт за Анхусом на войну против войска Саула и своих собратьев. Однако филистимские князья возмущены этим. Они боятся, что Давид ударит им в спину. А потому убеждают своего царя отослать Давида обратно в глубокий тыл. Так Анхус и делает. А после этого события начинают стремительно развиваться так, что Давид обретает свободу и становится царём в своей родной стране над своим любимым народом. Поэтому и говорит он в конце псалма: «На Бо́га упова́ю, не бою́сь; что сде́лает мне челове́к? На мне, Бо́же, обе́ты Тебе́». То есть на мне, Господи, исполняются все Твои обещания о том, что Ты Сам заботишься о своих верных.
Может только показаться, что у Давида была пассивная и безвольная позиция. Но нет. Ведь порой жизнь сжимает нас так, что не дёрнуться и не шелохнуться. И в эти моменты мы просто вынужденно замираем, однако у нас всегда есть возможность проявить внутреннюю, духовную активность. Мы можем перестать суетиться и метаться. Перестать пыжиться и напрягаться, чтобы вновь обрести контроль над жизнью. Вместо этого мы можем выдохнуть, встать на колени, признать своё бессилие и поражение и выдавить из себя: «Помоги мне, Господи. Сам я больше не могу. Направь течение моей жизни в нужную сторону». Именно такую стратегию выбирает Давид. И он побеждает. Побеждает, казалось бы, не шелохнув даже пальцем. Но Бог-то всё видит иначе. Потому и приводит Своего праведника на престол.