Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

* Поделиться

Апостол Иоанн Богослов

3 Ин., 76 зач., I, 1-15.

Глава 1.

Старец — возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.

2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.

Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.

4 Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.

Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников.

6 Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога,

ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников.

Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.

Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.

10 Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

12 О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно.

13 Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью,

14 а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.

15 Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Апостол Иоанн пишет человеку по имени Гай, который, согласно преданию, был епископом города Пергам. Иоанн благодарит Гая за то, что тот принял по его просьбе группу странствующих христиан, проповедников Евангелия. Гай дал им приют, оказал всяческую поддержку. Это весьма ценная помощь, т.к. гостиницы и постоялые дворы в древнем мире, по сути, были притонами, где нередко собирались сомнительные личности, процветал разврат, да и просто были местом, опасным для жизни. А потому, обременяя себя заботой о нежданных гостях, Гай, по словам Иоанна, становится «споспешником истине». То есть выполняет то, что от него ожидает Бог.

В этом отношении образу Гая противостоит Диотреф. Он не был епископом. Скорее всего он был священником в одной из пергамских общин. И мы видим, что среди верующих этой общины он пользовался большим авторитетом. В частности, это проявляется в том, что он самолично решает, каким странникам дать приют, каким нет. Желая продемонстрировать свою независимость от Иоанна, Диотреф отказывается принимать странствующих миссионеров. По его мысли, сделать это — подчиниться власти апостола. Диотрефом руководит страх, что кто-то будет вмешиваться в дела его общины и подрывать его авторитет. А он хочет всё держать под контролем. Чтобы как-то себя оправдать, он ко всему прочему клевещет на Иоанна, распространяя дурные слухи. Видимо, речь идёт о том, что он обвиняет апостола в честолюбии и любоначалии. Дескать, Иоанн хочет подчинить своей власти все пергамские общины христиан.

Что же получается? Видимым образом Диотреф заботится о своей пастве. Ограждает её от ненужных, как ему кажется, влияний извне. Однако при этом, обуреваемый подозрительностью и страхами, не делает добро в моменте. Более того, его бездействие порождает большее зло. Напротив, Гай ставит на первое место исполнение Евангельской заповеди здесь и сейчас. Ему нет дела до того, что с точки зрения политики он может совершить ошибку. Христос и Его заповеди для него стоят на первом месте. А потому Диотреф подражает злу, а Гай «споспешник истины».

Так сегодня апостольское чтение напоминает нам, что плох тот христианин, который исполняет слова Христа о любви к ближнему из расчёта. Взвешивает, как ему аукнется, если он простит своему обидчику, если будет молиться за своих врагов, если будет жертвовать своими временем, силами, репутацией и авторитетом ради ближних. Подобное полухристианство порой хуже, чем открытое неверие. Там хотя бы есть честность. Здесь же перед нами лицемерная химера. Вроде бы на шее висит крест, благообразный вид, в деталях соблюдается церковный устав, а любовь и милость избирательны. С выгодой, с присказкой «как бы чего не случилось». А потому, если мы хотим подобно Гаю стать «споспешниками истины», необходимо помнить, что в конечном счёте Бог сильнее всех. Всё в Его руках. Наша задача в моменте, здесь и сейчас, исполнять Его волю. Быть максимально полезным для тех, кто нас окружает, не задумываясь о последствиях для собственной репутации. Если будем сегодня, сейчас исполнять заповеди Христа о любви к ближним, то завтра Он Сам лично позаботится о нас и, если необходимо, отведёт все те неприятности, которые могут принести вред нам или нашим близким.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем