Если ехать по шоссе Симферополь-Феодосия, то на отрезке между селами Богатое и Грушовка трасса пересечет реку Мокрый Индол. Здесь непременно стоит остановиться и посетить Свято-Троице Параскевиевский женский монастырь, что уютно разместился на правом берегу речки. Места-то какие красивые! Гряда Крымских гор, поросших лесом, плавно спускается в зеленую долину Мокрого Индола, кое-где белеют скалистые выступы. До моря далеко, но сколько радости приносят источники, что бьют из под земли здесь, в самом центре знойного Крыма.
Один из них, так называемый Чокрак-Саглык-су, что в переводе с татарского означает «источник живой воды», был известен с незапамятных времен. Рядом с ним располагалось греческое село Топлу, в советское время переименованное в Тополёвку. После того, как возле родника нашли икону Параскевы Римской, он стал называться именем этой святой. Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, побывав у источника святой Параскевы, решил устроить в урочище Топлу монастырь, но осуществиться его чаяниям не дала Крымская война.
Однако в пятидесятых годах девятнадцатого века, вскоре после смерти святителя Иннокентия, возле источника святой Параскевы поселилась некая болгарка Константина. Она родилась в соседнем селе Кишлав, в юные годы покинула родительский дом, долго жила в Кизилташской пещере в полном уединении, а потом пустилась в странствие, собирая подаяние на троительство церкви в честь Параскевы Римской возле чудесного родника. Средств, которых ей удалось собрать, хватило на строительство часовенки, при которой стали жить несколько женщин. И только через несколько лет здесь состоялось официальное открытие Топловского монастыря, где Константина приняла постриг с именем Параскевы.
Получив поддержку церковных властей и меценатов, обитель стала стремительно разрастаться. В 1887 году здесь построили каменную церковь во имя Параскевы Римской, стены которой и сейчас украшают монастырский комплекс. Сохранился в обители до наших дней еще один храм конца девятнадцатого века, освященный во имя иконы «Всех скорбящих радость». А вот Троицкий собор, рассчитанный на тысячу человек, так и не был достроен, его взорвали в 1928 году.
Обитель летом утопает в цветах, храмы и сестринские корпуса, окрашенные в густые гуашевые цвета – розовый, голубой, салатовый, создают впечатление сказочности. А как отрадно в жару пройтись до источника, коих в монастыре целых три. Знакомый уже нам родник святой Параскевы с крытой купелью находится непосредственно на монастырской территории. До источника Георгия Победоносца нужно идти минут двадцать по лесной тропе. Ключ Трех святителей самый дальний – три с лишним километра в гору. Но стоит их преодолеть, чтобы окунуться в природную купель – лесное озерцо, освященное иноческой молитвой.
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема