Если ехать по шоссе Симферополь-Феодосия, то на отрезке между селами Богатое и Грушовка трасса пересечет реку Мокрый Индол. Здесь непременно стоит остановиться и посетить Свято-Троице Параскевиевский женский монастырь, что уютно разместился на правом берегу речки. Места-то какие красивые! Гряда Крымских гор, поросших лесом, плавно спускается в зеленую долину Мокрого Индола, кое-где белеют скалистые выступы. До моря далеко, но сколько радости приносят источники, что бьют из под земли здесь, в самом центре знойного Крыма.
Один из них, так называемый Чокрак-Саглык-су, что в переводе с татарского означает «источник живой воды», был известен с незапамятных времен. Рядом с ним располагалось греческое село Топлу, в советское время переименованное в Тополёвку. После того, как возле родника нашли икону Параскевы Римской, он стал называться именем этой святой. Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, побывав у источника святой Параскевы, решил устроить в урочище Топлу монастырь, но осуществиться его чаяниям не дала Крымская война.
Однако в пятидесятых годах девятнадцатого века, вскоре после смерти святителя Иннокентия, возле источника святой Параскевы поселилась некая болгарка Константина. Она родилась в соседнем селе Кишлав, в юные годы покинула родительский дом, долго жила в Кизилташской пещере в полном уединении, а потом пустилась в странствие, собирая подаяние на троительство церкви в честь Параскевы Римской возле чудесного родника. Средств, которых ей удалось собрать, хватило на строительство часовенки, при которой стали жить несколько женщин. И только через несколько лет здесь состоялось официальное открытие Топловского монастыря, где Константина приняла постриг с именем Параскевы.
Получив поддержку церковных властей и меценатов, обитель стала стремительно разрастаться. В 1887 году здесь построили каменную церковь во имя Параскевы Римской, стены которой и сейчас украшают монастырский комплекс. Сохранился в обители до наших дней еще один храм конца девятнадцатого века, освященный во имя иконы «Всех скорбящих радость». А вот Троицкий собор, рассчитанный на тысячу человек, так и не был достроен, его взорвали в 1928 году.
Обитель летом утопает в цветах, храмы и сестринские корпуса, окрашенные в густые гуашевые цвета – розовый, голубой, салатовый, создают впечатление сказочности. А как отрадно в жару пройтись до источника, коих в монастыре целых три. Знакомый уже нам родник святой Параскевы с крытой купелью находится непосредственно на монастырской территории. До источника Георгия Победоносца нужно идти минут двадцать по лесной тропе. Ключ Трех святителей самый дальний – три с лишним километра в гору. Но стоит их преодолеть, чтобы окунуться в природную купель – лесное озерцо, освященное иноческой молитвой.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение