
У каждого человека есть специальный чемодан, выданный ему Богом для пути по жизни. А в нём — разные качества, самые сутевые. Много там хорошего, того, что беречь и растить стоит. Но есть такие штуки, которые не понятно для чего, и как быть с ними не ясно. Потому что мы считаем это обузой, а не подарком.
Бывает, что есть у человека внешняя особенность, не нравится она ему, а изменить не возможно.
Вот, например, я — с детства худая. Вешу сорок восемь килограмм. Здоровая, ем как все, а всё равно — тоненькая. В детстве хорошо мне было с моим телом: ловкое оно, быстрое! И по деревьям, и в любую щель пролезу. Но пришла пора девичества и стала я мучиться. «Что это ты такая худенькая?» — замечали люди. Да я и сама видела, что отличаюсь от других. А мне хотелось быть как все! И случилось со мной то, что называют «комплекс неполноценности».
Стеснялась я самой себя. В классе, выходя к доске, руку с мелком поднимаю, а сама думаю: «Сползёт рукав, увидят все мою худую руку. Слово-то какое — „худая“! Плохая, значит».
Глядя теперь на свои подростковые фото, вижу: правда, некрасивая я была, прямо, «гадкий утёнок».
А штука в том, что моё уродство было совсем не в худобе. Я считала себя некрасивой, да такой и становилась.
Но лет в семнадцать я по-настоящему увлеклась моим делом, живописью, и просто забыла про свой комплекс. А, придя к вере, решила вот как: «Худая? Значит, так уж Бог дал».
И вместо угловатости проступила стройность и грация. Гадкий утёнок начал превращаться... в лебедя. Я и впрямь похорошела. Но главное: тогда я одержала маленькую победу над своей гордыней. Ведь желание быть как все — это гордыня! Нелюбовь к данному Богом телу — ужасная гордыня! Ничуть не лучше самолюбования.
В том чемодане у каждого своё особенное, а не «как у всех». И если это неизменимо, значит — твоё. Главное, чтобы оно не вредило другим. Ведь бывает, что в чемодане лежит такое свойство, которое человек может обратить в проблему для себя и других людей. Оно может стать грехом, и всю жизнь придётся с этим бороться.
Вот у меня там, должно быть, было красноречие. Но превратилось оно в болтливость. Всю жизнь с ней борюсь. С юности знаю, что порой, устают от меня люди. Училась тишине, оставалась одна, в деревне, с полями, лесами. Училась слушать. Расспрашивала встречных людей об их жизни. Попутчик начнёт рассказывать, я не перебиваю. Да ведь как интересно слушать! Если не мешать, если со вниманием — человек такое расскажет! Жизни у людей удивительные!
Конечно, совсем от болтливости избавиться не удалось. Но всё же, красноречие сохранилось, я — неплохой рассказчик. А ещё, я научилась говорить своей литературой. И мне есть о чём: ведь, сколько я узнала о мире, учась тишине у природы и слушая людей. Хорошо, что я осознала свою болтливость, стараюсь управлять ею во благо.
Тут вы можете сказать: «А если в чемодане том — болезнь? С этим как быть?»
А я вот верю, что и болезнь нам даётся для пользы: нашей и других людей.
Знаю я одного прекрасного художника, который уже полжизни сильно хромает. В молодости настигла его хворь, такая, что чуть ногу не потерял. Но, доверяя Богу, принял он и боль, и хромоту. И упорно продолжал делать своё дело — рисовать. Да ещё и жить продолжал, как здоровый: строгал доски, лазил по деревьям, устраивал друзьям пикники, строил дом, своими руками ремонтировал храм. Нога-то болела, а он — жил! И болезнь его притихла с годами.
Мне неведомо, что подарила болезнь его душе, но думаю, что подарок тот бесценен.
Этот человек теперь уж не молод. У него большая семья, друзья, множество учеников. И, представьте себе, я видала, как некоторые молодые парни, его студенты — подражают его хромоте! Прихрамывают они чуток...
Настолько красив этот человек, настолько гармоничен, что и хромота его — притягательна. Вот ведь как можно распорядиться даже болезнью.
Думаю, каждому из нас стоит задуматься: «А что у меня в чемодане?»
Я верю, нет, я уверена, что у каждого там — самое нужное. Только надо сообразить, для чего оно. Но прежде — принять с благодарностью.
Это самые ценные подарки. Потому что они — от Бога. Это — наши сокровища.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер