Протоиерей Тихон Архангельский и его супруга Хиони́я посвятили себя служению Господу. А когда в России после большевистского переворота настали лихие времена, трудности преодолевали рука об руку, не отрекаясь от Бога. Их жизнь стала примером любви, семейной верности и крепости веры.
Тихон Иоаннович родился в одном из сёл Тамбовской губернии. Дед, отец, дядя мальчика были священнослужителями. Не удивительно, что Тихон хотел продолжить династию. В 18 лет юноша поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Окончив её, в 1900-ом году женился на Хионии Дмитриевой. В том же году Тихона рукоположили во священника. Большую часть своей жизни он отдал служению в церкви Димитрия Солунского при женском монастыре села Троекурово, неподалёку от города Лебедянь.
Добросовестный и трудолюбивый батюшка построил дом для своей большой семьи: Хиония Иоанновна родила 18 детей, но девять малышей умерли. Архангельские владели участком земли, на котором сеяли пшеницу и овёс, сажали капусту и картошку. У семьи были две коровы, домашняя птица. Казалось, Архангельские - зажиточные люди. А между тем, жили они бедно, а зимами даже недоедали.
Хиония Иоанновна – строгая мать, приучала детей к труду и молитве. Следила за соблюдением постов, водила дочерей и сыновей в храм. Отца они редко видели дома. Кроме службы в церкви, он работал в церковно-приходской школе, преподавал в местной земской школе. К нему – приветливому, доброму человеку тянулись люди, приходили за советом и помощью. Односельчане не понимали, когда их батюшка отдыхает. Ведь возвращаясь домой поздно вечером, он ещё занимался хозяйством, которое требовало мужских рук.
Жизнь после революции стала для Архангельских не просто тяжёлой, а невыносимой. Отца Тихона объявили «вредным элементом», обложили повышенным налогом, лишили дома, несколько раз арестовывали. В 1929-ом году односельчане предупредили священника о новом аресте и предложили уехать из Троекурова. Архангельские согласились. Переезд стал началом крестного пути батюшки и его супруги: дети были уже взрослыми, с родителями жила только маленькая Елена. Несколько лет семья скиталась по деревням губернии. Отец Тихон переходил из храма в храм. Троицкая церковь села Куймань стала последним местом службы батюшки. Люди обрадовались, когда пустой храм вновь открыл свои двери для прихожан.
Увы, девятого августа 1937-ого года за батюшкой пришли трое. Спросили, есть ли оружие. Он ответил: «Есть! Крест и молитва!». На допросах не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности и был расстрелян. Хиония Иоанновна со дня ареста мужа не знала, где он и что с ним. Ходила к местным властям, но, не отвечая на вопросы, ей только грозили арестом. Матушка отвечала: «Вот и хорошо! Заберите меня, я там, может быть, с отцом Тихоном увижусь!».
Позже она выяснила, что муж сидит в липецкой тюрьме. И начались поездки в Липецк, Лебедянь, Москву – к друзьям и знакомым, которые могли бы похлопотать за супруга. Всё было бесполезно. Когда Хиония Иоанновна вернулась домой из очередной поездки, дочь сообщила, что за ней приходили из сельсовета. Матушка поняла, что означает этот приход, прятаться отказалась, собрала вещи и сама пошла к властям. Её арестовали. В тюрьме она, так же как супруг, отрицала все обвинения и писала детям: «Дорогие мои, прошу вас, надейтесь и молитесь – Бог не без милости, нигде своих рабов не оставит без помощи…».
Хионию Иоанновну приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. Смертельно больную освободили в 44-ом. Через год её не стало. А спустя 55 лет Тихон и Хиония Архангельские были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер