«…Когда мы в смятенье, тогда средь разброда, оно настигает мгновенно, врасплох», - так знаменитый поэт Борис Пастернак писал о чуде. Действительно, большинству из нас кажется, что чудо, если оно вдруг случится, будет похоже на вспышку, на гром среди ясного неба, и не заметить его будет просто невозможно. Но, оказывается, бывает и по-другому. Чудеса происходят с нами каждый день, а мы не всегда их замечаем. Почему? Да потому что они – тихие. Вдруг успели утром на автобус, на который по всем статьям должны были опоздать. Или неожиданно отыскали давно пропавшую нужную вещь. В издательстве «Артос-медиа» выпустили сборник историй о подобных «неслучайных случайностях», и так и назвали его: «Тихие чудеса. Непридуманные рассказы».
Свои опытом встреч с чудесным и необъяснимым на страницах сборника с читателями делятся и современные начинающие авторы, и представители более старшего писательского поколения, и писатели, без преувеличения, легендарные.
Евдокия Варакина, писательница молодая, но уже не раз с успехом издававшаяся, рассказывает несколько трогательных историй, одна из которых, «Тётя Катя» - о старушке, умирающей от рака. Но автор говорит не о мучениях несчастной женщины, а о том явном присутствии рядом с нею Бога, которое явственно ощущали все, кому довелось быть с тётей Катей в её последние дни. Оно было даже в мелочах – в том, например, что автор рассказа, не обладающая, по её словам, ни голосом, ни слухом, вдруг обрела эти способности и смогла пропеть у постели больной последние в жизни Пасхальные песнопения!
Буквально поражает и один из рассказов писательницы Лидии Запариной под названием «Непонятная молитва». В нём автор вспоминает о случае, который произошёл с её отцом. Однажды он стал свидетелем, как у постели больной девушки по имени Елена, святой праведный Иоанн Кронштадтский вдруг стал молиться не о ней, а о каком-то младенце Сергее. Мужчина ничего не понял. А когда приехал домой, узнал, что его маленькому сыну вдруг стало плохо. Казалось, малыш умрёт, но внезапно, как по мановению руки, всё вдруг прошло, и ребёнок стал совершенно здоров. Малыша звали… Сергеем!
Невероятно одухотворённо, с присущей ему живой радостью, пишет о своих переживаниях чуда знаменитый писатель Иван Шмелёв в зарисовке «Милость преподобного Серафима». А митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает несколько коротких, но впечатляющих историй в цикле под названием «Промысел Божий в моей жизни».
Но главное, что все эти свидетельства не просто подтверждают то, что чудеса происходят с нами гораздо чаще, чем мы думаем. Удивительные непридуманные истории вполне могут стать ещё и компасом, который поможет нам лучше ориентироваться в собственной жизни, чтобы не упустить в ней «Тихие чудеса».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема