Не так много дошло до наших дней литературных произведений эпохи раннего европейского средневековья, а уж текстов, написанных женщинами – вообще единицы.
Сегодня мы говорим о святых девах Агапии, Хионии и Ирине и драматическом произведении Хросвиты Гандерсгеймской «Дульциний».
В 303 году от Рождества Христова, во время гонений императора Диоклетиана, прятавшиеся горах христиане из города Фессалоники были схвачены и приведены на суд. Среди них перед главой римской администрации Дульцинием предстали три девушки-христианки, родные сестры Агапия, Хиония и Ирина.
Дульциний был поражён красотой девушек. Он пообещал свободу той, кто согласится вступить с ним в любовную связь. Все три сестры наотрез отказались.
Тогда Дульциний велел запереть узниц в спальной комнате своего дома и отправился к ним ночью, чтобы совершить насилие. Но его внезапно поразила неведомая сила: правитель потерял рассудок и вместо спальни попал на кухню…
В драме средневековой писательницы Хросвиты Гандерсгеймской «Дульциний» показано, как девушки, запертые в спальной комнате, через замочную скважину наблюдают за странным поведением Дульциния.
Агапия: Кто в дверь стучится?
Ирина: Несчастный Дульциний сюда ломится.
Хиония: Боже, нас не покинь.
Агапия. Аминь.
Хиония: Что означает звон этих котлов, кувшинов и горшков?
Ирина: Пойду взгляну. Подойдите, прошу вас, в замочную скважину посмотрите.
Агапия: Что там такое?
Ирина: Это безумный, рассудка лишённый, воображает, что в наших объятьях пребывает.
Агапия: Что же он делает?
Ирина: То котел нежно к груди прижимает, то горшки и кувшины обнимает…
Оказавшись вместо спальной на кухне и перепачкавшись в саже, Дульциний в диком испуге выбежал на улицу. Стражники не узнали своего чёрного от угля начальника и в ужасе разбежались, думая, что это нечистая сила.
Узницы посчитали такое наказание вполне справедливым для того, кто собирался совершить насилие.
Хиония: Ах, как смешно!
Ирина: От горшков лицо, руки и платье так уж измазаны, так уж изгажены,
что от налипшей сажи стал он эфиопа гаже…
Агапия: Справедливо, чтобы он так же выглядел извне, как душа его, преданная сатане.
Автор драмы «Дульциний» Хросвита Гандерсгеймская жила в середине 10 века по Рождестве Христовом. Она была монахиней в знаменитом аббатстве Гандерсгейм в Нижней Саксонии. Аббатиса монастыря Герберга – племянница короля Оттона Великого – обратила внимание на литературные дарования Хросвиты, которая писала стихи, драмы, поэмы.
Хросвиту Гандерсгеймскую называют новатором в средневековой христианской культуре. В 10 веке, когда в латинской словесности драматический жанр находился в зачаточном развитии, монахиня Хросвита писала пьесы благочестивого христианского содержания и свободно пользовалась рифмой. Драма «Дульциний» имеет даже комическую окраску, что и вовсе большая редкость для литературы раннего средневековья.
Сочинения Хросвиты Гандерсгеймской в начале 16 века были случайно обнаружены в одной из монастырских библиотек и изданы с гравюрами Дюрера.
В том числе, и драма «Дульциний» о бесплодных попытках римского правителя нарушить чистоту Агапии, Хионии и Ирины.
Из жития святых дев Агапии, Хионии и Ирины известно, что несговорчивые сёстры были преданы казни, они почитаются как солунские (Солунь – славянское название Фессалоник) мученицы.
Хросвита Гандерсгеймская, которую называют первой немецкой поэтессой и писательницей, в драме «Дульциний» воспевает девственность как образец чистой жизни, угодной Богу.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема