
Не так много дошло до наших дней литературных произведений эпохи раннего европейского средневековья, а уж текстов, написанных женщинами – вообще единицы.
Сегодня мы говорим о святых девах Агапии, Хионии и Ирине и драматическом произведении Хросвиты Гандерсгеймской «Дульциний».
В 303 году от Рождества Христова, во время гонений императора Диоклетиана, прятавшиеся горах христиане из города Фессалоники были схвачены и приведены на суд. Среди них перед главой римской администрации Дульцинием предстали три девушки-христианки, родные сестры Агапия, Хиония и Ирина.
Дульциний был поражён красотой девушек. Он пообещал свободу той, кто согласится вступить с ним в любовную связь. Все три сестры наотрез отказались.
Тогда Дульциний велел запереть узниц в спальной комнате своего дома и отправился к ним ночью, чтобы совершить насилие. Но его внезапно поразила неведомая сила: правитель потерял рассудок и вместо спальни попал на кухню…
В драме средневековой писательницы Хросвиты Гандерсгеймской «Дульциний» показано, как девушки, запертые в спальной комнате, через замочную скважину наблюдают за странным поведением Дульциния.
Агапия: Кто в дверь стучится?
Ирина: Несчастный Дульциний сюда ломится.
Хиония: Боже, нас не покинь.
Агапия. Аминь.
Хиония: Что означает звон этих котлов, кувшинов и горшков?
Ирина: Пойду взгляну. Подойдите, прошу вас, в замочную скважину посмотрите.
Агапия: Что там такое?
Ирина: Это безумный, рассудка лишённый, воображает, что в наших объятьях пребывает.
Агапия: Что же он делает?
Ирина: То котел нежно к груди прижимает, то горшки и кувшины обнимает…
Оказавшись вместо спальной на кухне и перепачкавшись в саже, Дульциний в диком испуге выбежал на улицу. Стражники не узнали своего чёрного от угля начальника и в ужасе разбежались, думая, что это нечистая сила.
Узницы посчитали такое наказание вполне справедливым для того, кто собирался совершить насилие.
Хиония: Ах, как смешно!
Ирина: От горшков лицо, руки и платье так уж измазаны, так уж изгажены,
что от налипшей сажи стал он эфиопа гаже…
Агапия: Справедливо, чтобы он так же выглядел извне, как душа его, преданная сатане.
Автор драмы «Дульциний» Хросвита Гандерсгеймская жила в середине 10 века по Рождестве Христовом. Она была монахиней в знаменитом аббатстве Гандерсгейм в Нижней Саксонии. Аббатиса монастыря Герберга – племянница короля Оттона Великого – обратила внимание на литературные дарования Хросвиты, которая писала стихи, драмы, поэмы.
Хросвиту Гандерсгеймскую называют новатором в средневековой христианской культуре. В 10 веке, когда в латинской словесности драматический жанр находился в зачаточном развитии, монахиня Хросвита писала пьесы благочестивого христианского содержания и свободно пользовалась рифмой. Драма «Дульциний» имеет даже комическую окраску, что и вовсе большая редкость для литературы раннего средневековья.
Сочинения Хросвиты Гандерсгеймской в начале 16 века были случайно обнаружены в одной из монастырских библиотек и изданы с гравюрами Дюрера.
В том числе, и драма «Дульциний» о бесплодных попытках римского правителя нарушить чистоту Агапии, Хионии и Ирины.
Из жития святых дев Агапии, Хионии и Ирины известно, что несговорчивые сёстры были преданы казни, они почитаются как солунские (Солунь – славянское название Фессалоник) мученицы.
Хросвита Гандерсгеймская, которую называют первой немецкой поэтессой и писательницей, в драме «Дульциний» воспевает девственность как образец чистой жизни, угодной Богу.