Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

"Святой Силуан Афонский". Светлый вечер с архимандритом Алексием (Поликарповым) (15.09.2016)

"Святой Силуан Афонский". Светлый вечер с архимандритом Алексием (Поликарповым) (15.09.2016)



У нас в гостях был наместник московского Данилового монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов).

Мы говорили о принесении мощей преподобного Силуана Афонского в Москву в Данилов монастырь, о жизни этого святого и о традиции почитания мощей.

 

 

 


А. Пичугин

— Добрый светлый вечер, дорогие радиослушатели! Здесь, в этой студии, приветствую Вас я, Алексей Пичугин. И сегодня у нас в гостях эту часть «Светлого вечера» и с Вами, и с нами проведет архимандрит Алексей Поликарпов, наместник Московского Свято-Данилова монастыря. Здравствуйте, отец Алексей!

Архимандрит А. Поликарпов

— Добрый вечер!

А. Пичугин

— Мы, я думаю, поговорим на разные темы сегодня. Ну, поводом к нашей с Вами встрече стало то, что в рамках празднования Тысячелетия русского присутствия на Афоне глава преподобного Силуана Афонского, замечательного святого, будет... Ну, вернее, она уже находится в приделах нашей Церкви, а в Москве, в Даниловом монастыре, эта святыня будет находиться с 20 по 24 сентября. До этого она некоторое время будет еще на Афонском подворье (это храм Мученика Никиты за Яузой, недалеко от Котельнической набережной), а четыре дня она будет пребывать в Даниловом монастыре. И об этом поговорим, поговорим о том, кто же такой Силуан Афонский.

Но для начала я бы хотел Вас попросить, отец Алексей, рассказать немного о монастыре. Даже, наверное, не историю обители — мы знаем, что московские монастыри — древние монастыри, их довольно много, а Данилов монастырь интересен тем, что он еще в советское время первым, в рамках подготовки празднования Тысячелетия Крещения Руси, в самом начале 80-х годов был возвращен Церкви. Вот немного о жизни обители расскажите, пожалуйста — чем он славен, значим для Москвы?

Архимандрит А. Поликарпов

— Московский Свято-Данилов монастырь — это первый общежитный монастырь в Москве. XIII век, конец XIII века, основанный князем Даниилом, младшим сыном Александра Невского. Святой Даниил основал обитель во имя своего небесного покровителя — преподобного Даниила Столпника. Есть у нас небольшой храм в обители, посвященный Даниилу. Вообще, несколько престолов есть — пророка Даниила, самого князя Даниила и вот его небесного патрона — преподобного Даниила Столпника.

XIII век. Потом монастырь переходил и в Кремль, и он дал место уже Спасу, Новоспасскому... Спас на Новом — тоже уже вот это такое родство, единство. И вот это его коренное место — это южные приделы Москвы. Тогда, когда приходили татары, когда приходили поляки... Как в летописи говорится — что они были под Даниловым каждый день. Потом пришли французы. И, как в летописи говорится, они много вреда не принесли, но только ободрали раку с серебряными листами и унесли с собою. И вот уже при советской власти он был закрыт последним из московских монастырей в 1930 году.

И еще можно сказать, что были сняты, как везде, колокола, а это был один из лучших звонов в Москве — Даниловский звон с колокольни, и они готовы были к переплавке. Стояла баржа на Москва-реке. И вот американский предприниматель Витеморф(?) увидел это. Он знал Россию, бывал в России, и он приобрел эти колокола по цене лома и отправил в Америку, подарил... Там его шеф был выпускником Гарвардского университета, и вот эти колокола попали в Гарвард, в общежитие теперешнее Лоу Хаус. Как раз это общежитие строилось, и там несколько башен — архитектура имеет такой облик. И вот на одной из башен эти колокола были повешены.

Пытались там организовать звон, даже такой церковный. Вызывали известного такого звонаря московского Сараджева, но не получилось. Не получилось...

А. Пичугин

— Его прямо туда выписывали, в Америку, да?

Архимандрит А. Поликарпов

— Да-да, в Америку. Но не получилось звона церковного. И так вот они продолжали висеть. Там они уже были закреплены. И они, ну что, в конце концов, звонили на бейсбольные матчи, еще какие-то такие события — по нескольку минут.

И вот уже вот эта новая история, страницы которой вписаны в страницы древнего Данилова монастыря. 1983 год, монастырь передается в полуразрушенном, руинированном таком состоянии, но Церкви. Святейший патриарх Пимен, Священный Синод обратились к правительству с просьбой передать один из московских монастырей для того, чтобы можно было там провести торжества к Тысячелетию Крещения Руси. И был выбран Данилов монастырь. Там, возможно, было новое строительство, была построена резиденция, гостиница. И вот так, за пять лет — с 1983-го, к 1988-му году — монастырь уже приобрел такой облик обители, в которой можно было служить, в которой можно было молиться, которая приобрела, если не полностью, то, во всяком случае, свой такой вот современный облик.

Наполнилась братией. Постепенно приходило братство. И вот возвратились, если говорить, продолжить историю колоколов, то в 2008 году, после нескольких лет переговоров, из Гарварда стали приходить колокола — вначале один, а потом все остальные. Вот этот комплект звонов, которые теперь водружены на монастырской колокольне и которые вот эту древнюю традицию продолжают. Ну, и более того, есть такой Колокольный центр по благословению Святейшего патриарха при монастыре, где изучается колокольное дело, и есть курсы для обучения начинающих звонарей, есть изготовление колоколов. И вот так пишется и продолжается история.

А. Пичугин

— А в Гарвард, насколько я знаю, были отправлены копии?

Архимандрит А. Поликарпов

— Да, копии, сделанные на Воронежском заводе «Вера». Приезжала целая делегация, которая объехала несколько колокольных предприятий, и вот им больше всего понравился этот воронежский завод. И отлиты были колокола, и они были туда отправлены. Звонят, звонят в них студенты. Более того, они приезжают сюда, эти гарвардские студенты, те, что интересуются звоном. И вот наш звонарь, иеродиакон Роман, периодически ездит туда и там тоже проводит мастер-классы. Так что эта возрожденная традиция живет и продолжается.

А. Пичугин

— Ну, вот, здорово. И с Гарвардом подружились заодно.

Архимандрит А. Поликарпов

— Ну, не просто, но да. (Смеется.)

А. Пичугин

— А скажите, пожалуйста, но ведь, насколько я помню, все-таки Данилов монастырь был одним из немногих открытых с 1983-го, вот уже пока храмы не начали передавать. Ну, что там, собственно — Троице-Сергиева лавра, Данилов монастырь, и, практически, больше ничего не было.

Архимандрит А. Поликарпов

— После него — да, вот после него уже пошло церковное возрождение.

А. Пичугин

— То есть огромное количество монашествующих прошло через Данилов монастырь. Вот чью-нибудь биографию читаешь — епископа какого-то, известного священника, монаха, архимандрита — смотришь, да, с 1986-го какого-нибудь года состоял в братии Данилова монастыря.

Архимандрит А. Поликарпов

— Да, прежде всего, это была лаврская братия, а потом уже приходили новые люди, которые продолжали свое служение в иных местах по послушанию. Да, это именно так. Данилов монастырь был такой вот первой обителью. Установился устав, богослужения, архитектура, иконопись. Это была такая школа, школа-мастерская.

А. Пичугин

— Да, и, причем, ведь я, насколько знаю, и подворий довольно много у него, и какое-то свое подсобное хозяйство. И сейчас на территории Данилова монастыря резиденция патриарха, и отдел там тоже был...

Архимандрит А. Поликарпов

— И отдел, да, да. Все это имеется, да. Несколько подворий, которые... Вот одно из последних подворий — это под Рузой, в Московской области, посвященное иконе Божьей Матери «Всецарица». Написаны были две копии в Ватопеде на Афоне и оттуда уже переправлены сюда. Почему? Ну, всем известно, что в Ватопеде находится чудотворная икона Божьей Матери «Всецарица», а вот уже списки прибывают в Россию. И, конечно, народ обращается. Мы знаем, насколько сильна эта болезнь — особенно при онкологии помогает, когда обращаются с верой верующие люди. И действительно приходит исцеление. И вот так, таким образом, «по вере Вашей и будет Вам», как мы знаем из Евангелия.

А. Пичугин

— А тяжело вообще жить в монастыре в условиях большого города? То есть когда-то Данилов монастырь был на окраине. Теперь-то это самый центр Москвы уже. Особенно район метро «Тульская» — это еще и промышленный центр, это и деловой центр. Причем, жизнь вокруг Данилова монастыря кипит.

Архимандрит А. Поликарпов

— Непросто, да, да. (Смеется.) Ну, мы имеем стены. Ну, стены не столько внешние, которые уже не защищают от захватчиков, не имеют такой функции, сколько стены внутренние должны быть, да. У каждого монаха — он знает, зачем он приходит сюда. Он приходит в монастырь служить Богу, Церкви, людям, спасать свою душу. И вот, по слову святых отцов, мир есть не просто то, что за стеной, а мир есть совокупность страстей. Так что вот мы эту тему духовности, каждый из православных христиан, развивает, в жизни своей воплощает. Ну, а монашествующие — они должны быть в особенности к тому примером.

А. Пичугин

— У нас когда речь заходит о том, что человек идет в монастырь, всегда рисуется в голове картинка, что маленький монастырь где-нибудь на высоком берегу реки, вокруг лес, деревня, природа, вот человек уходит от мира, от суеты, приходит в такую обитель. А как люди приходят в городской монастырь?

Архимандрит А. Поликарпов

— В городской монастырь? Ну, наверное, потому что мы живем, да, как Вы говорите, в центре Москвы. Преподобный Амвросий Оптинский говорит: «Можно жить и в миру, но не на юру, а тихо». То есть вот келья, послушание, молитва в храме — ну, и, конечно же, отношение к Богу. Отношение к своей совести. Для чего я иду? Я иду для того, чтобы исполнить те обеты, которые, прежде всего, обеты Евангелия, которые для каждого христианина прописаны в этой священной книге, а монахи как бы еще раз подтверждают: да, они хотят быть благочестивыми, они хотят быть христианами, которые в жизни своей исполняют Слово Божие. Но мы знаем, что монах «отрицается мира яже сущих в мире», по заповеди Господней, обещает пребывать в целомудрии, нестяжании, послушании, молитве. И вот это все приносит он, приносит себя и жизнь свою на алтарь Божий. Причем, в чине пострига есть такие слова: что будет судиться этот человек, который обещает стать монахом, не просто по своим словам, но и по делам, не по тому, что обещал, а по тому, что исполнил. И когда постригают, его вопрошают: вольно ли, своей волею пришел, исполнишь ли ты это? Он говорит: «Ей-богу содействующие честные очи». То есть не просто сам, не просто уверенно и с апломбом таким. Он говорит: «Да, если Бог мне поможет, то я это исполню».

А. Пичугин

— Напомню, что в гостях у радио «Вера» сегодня наместник московского Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексей Поликарпов. А человек, которого постригают, соответственно, он не может говорить убедительно, уверенно, А человек, которого постригают, соответственно, он не может говорить убедительно, уверенно, что он до конца дней своих будет пребывать, исполнять все обеты?

Архимандрит А. Поликарпов

— Он обещает.

А. Пичугин

— То есть он обещает, но при этом ссылаясь на то, что только с помощью Божией мы это?..

Архимандрит А. Поликарпов

— Ну, да, как мы знаем, Священное Писание ясно сказало: «Все возмогу о укрепляющем мя Господе».

А. Пичугин

— А сколько человек сейчас в монастыре — братии именно в постриге?

Архимандрит А. Поликарпов

— В постриге, в мантии, в рясе у нас около 60. Есть еще подворье, кроме монастыря, здесь, на котором тоже братья трудятся.

А. Пичугин

— Но это подворье у отца Петра Мещеринова?

Архимандрит А. Поликарпов

— И у отца Петра Мещеринова, да, там, где есть сельское хозяйство, где есть богослужение, есть огород, коровки...

А. Пичугин

— И там братия какая-то тоже есть, да?

Архимандрит А. Поликарпов

— Есть братия, да. И есть братия под Серпуховом. У нас есть подворье, в котором братья живут по Афонскому уставу. Они рано, ночью еще, встают, совершают правило в келье, потом совершают богослужение в Церкви. Есть у них тоже небольшое хозяйство, занимаются издательской деятельностью, такой просветительской, переводческой. И вот там они совершают свое богослужение, богослужение вот по этому строгому уставу. И ритм у них такой довольно строгий — нужны силы, нужно желание подвизаться таким образом.

Хозяйство — это огороды, сад, пасека — есть в Рязанской области. И там тоже богослужения, и братия тоже там живет, подвизается. И, таким образом, совершает свое спасение. Ну, вот о Рузе, о подворье «Всецарица» я говорил уже.

А. Пичугин

— То есть монастырь полностью сам себя обеспечивает — вот все, что подают на монастырских трапезах, все это приготовлено, выращено в подворьях?..

Архимандрит А. Поликарпов

— Не совсем, да. Мы стараемся. У нас есть свои молочные продукты, у нас есть овощи, но не всегда в полной мере мы можем себя обеспечить. Но что-то покупаем, что-то жертвует кто-то. Но мы должны... Потому что мы иногда получаем... Были такие случаи, когда приходят братья и просят что-то в колхозе или еще где-то. Они говорят: «Ну хорошо, вот мы Вам уже давали, что же Вы сами не трудитесь? Нужно и самим трудиться».

А. Пичугин

— А есть такая известная поговорка: «В чужой монастырь со своим уставом». А это значит, что у каждого монастыря какой-то свой отдельный устав, или все монастыри живут по какому-то одному распорядку?

Архимандрит А. Поликарпов

— Устав общий, но есть нюансы у каждого монастыря, каждой обители. Если направленность какая-то, может быть, есть целых монастырей, или подворье в одном монастыре может быть. И вот отсюда немножечко отличный образ жизни, один от другого отличается. Но это такая специфика, которая позволяет выявлять какие-то таланты, какие-то дела делать. Служить, будем говорить, и обществу, и людям.

А. Пичугин

— А у Данилова монастыря какая специфика?

Архимандрит А. Поликарпов

— Молодежная работа. Вот напротив монастыря строится молодежный центр, где идет просветительская деятельность (это уже на протяжении многих лет), издательская деятельность есть. Это общение с людьми, когда можно прийти каждый день в монастырь и иметь беседу со священником, получить ответы на недоуменные вопросы, советы какие-то — вот это важно.

А. Пичугин

— А священники — они все из числа братии монастыря...

Архимандрит А. Поликарпов

— Да, все...

А. Пичугин

— ...или это дежурства каких-то московских священников?

Архимандрит А. Поликарпов

— Нет, московские священники — они в своих приходах. У нас братия на обители.

А. Пичугин

— А если приходит молодежь с какими-то вопросами, касающимися семейной жизни? Ну, казалось бы, что тут, наверное, монашествующие не так компетентно могут ответить на вопросы?

Архимандрит А. Поликарпов

— Ну, как сказать. Потому что наши братья общаются с многими людьми в течение многих лет. Мы не претендуем... Как иногда говорят: «А есть у Вас прозорливые? А есть у Вас старцы?», на что батюшка отец Кирилл в свое время ответил: «Старцы... старцы... Старики есть». А у нас есть братья, которые читают, молятся, трудятся, и вот, в силу своей компетентности, они отвечают, да. Но какие-то проблемы, естественно, не все решишь, и не все сразу, и не на все вопросы, может быть, ответишь. Но для этого есть работа, для этого есть общение. Для этого есть люди, с которыми можно посоветоваться.

А. Пичугин

— Это мне очень понравилось, как один известный московских священник рассказывал про старцев. Говорит: «Мне кто-то сказал, что там вот где-то живет старец. Ну, у меня знакомый, — говорит, — тоже священник, туда съездил, посмотрел. Приезжает. Я говорю: «Ну, что?» — «Ну, — говорит, — пожилой священник, проповедует на амвоне, то же самое, что и мы проповедуем. Но вот только он, в отличие от нас, еще так и живет».

Архимандрит А. Поликарпов

— (Смеется.) Вот и о старце Силуане так же говорили!

А. Пичугин

— Ну, давайте перейдем к нему, к старцу Силуану, святому Силуану Афонскому. Это человек, который родился на территории нашей страны, в Тамбовской, если я не ошибаюсь, губернии во второй половине XIX века, но известен как Силуан Афонский. И мощи его привозятся, я напомню, с 20 по 24 сентября. То есть вот уже на днях мощи его будут пребывать в Москве в Даниловом монастыре. До этого они еще какое-то время будут на Московском подворье Афонского монастыря. И это все будет происходить в рамках празднования Тысячелетия присутствия русского монашества на Афоне. Вот давайте поговорим немного про преподобного Силуана Афонского — кто это был, каким был этот человек, и вообще, как он из русской глубинки, из Тамбовской губернии, вдруг оказался на Святой горе?

Архимандрит А. Поликарпов

— Ну вот, на мой взгляд, зная о преподобном Силуане, в свое время когда-то познакомился с книгой отца Софрония Сахарова, где он и биографию его дает, и поучения, и рассуждает о православной аскетике. Облик его живой. Если мы имеем жития святых каких-то древних веков, то вот там, кажется, все понятно: пришел, молился, спасался, умер, чудотворил и прочее. Трафарет такой. А здесь же представляется, насколько нам возможно... Мы почти современники — это ведь в прошлом веке он скончался, в 1938 году!

А. Пичугин

— Ну, у нас еще огромное количество людей, которые реально его современники.

Архимандрит А. Поликарпов

— Да. Так что это наш как бы современник — человек, который жил вот здесь, вот наши приделы. Делились впечатлениями люди, которые были на встрече главы преподобного и на его Родине — в Шовском, село Шовское...

А. Пичугин

— Их сюда привозили, да?

Архимандрит А. Поликарпов

— Да. Лебедянский район.

А. Пичугин

— Ныне Липецкая область, это бывшая Тамбовская губерния.

Архимандрит А. Поликарпов

— Да, епископия Елецкая. И вот это такое село — заброшенное... глубинка, да. Но вот именно встрепенулась вся та округа. Конечно, в этом очень важно, что вот этот Центральный федеральный округ принял большое участие — Беглов Александр Дмитриевич и весь его аппарат работали на это. Понятно, что много сделано. Причем, удивляются люди: если они приезжали за несколько месяцев до этого, кажется, там ничего не было — и движения, и непонятно было, как пройдут эти торжества. Приехали вот на днях, когда вот на это уже, на принесение главы, — с таким восторгом говорят: и дорога есть, и храм отремонтирован, и дом, в котором жила семья Антоновых — Семена Ивановича, старца будущего Силуана, и дом этот возобновлен...

А. Пичугин

— И дом даже есть, сохранился?

Архимандрит А. Поликарпов

— Да! И там... Не знаю, насколько религия там сохранилась — может быть, типа музейных, но отмечают, что есть крюк, подлинный крюк, на который вешали люльку...

А. Пичугин

— Люльку, да, на которой, вполне возможно, качали...

Архимандрит А. Поликарпов

— ...так что старец качался еще, может быть, в ней! (Смеется.)

А. Пичугин

— Хотя, казалось бы, прошло столько лет советской власти...

Архимандрит А. Поликарпов

— Да! Вот это сохранилось, дом его сохранился. И вот это такой подъем, что вся эта округа, пришло много школьников, детей. То есть можно говорить не только о наших современниках, но и о нашем будущем, которые вот так восприняли эту святыню, приняли как свою, такую... то, что будет нам помогать в жизни — у нас есть примеры.

И, так вот, старец родился в семье крестьянина в 1866 году и рос в этой крестьянской семье. Ну, вот эти нравы как бы отчасти можно проследить в деревне, в его биографии, в его житии. То есть много трудились, жили крестьянской жизнью. И вот этот тогда молодой человек еще младенцем, еще, можно сказать, в четырехлетнем возрасте познакомился с вопросом, есть ли Бог. А это было так: отец его призвал торговца книгами и решил с ним поговорить, надеясь, что услышит от него что-то умное. А этот торговец был, видимо, просвещенный такой своего рода и стал говорить о том, что Бога нет. И вот этот маленький тогда мальчик, Семен, к отцу потом обращается и говорит: «Как же ты говоришь, что Бог есть? А он сказал, что нет». Отец так в сердцах говорит: «Да он дурак, ты не слушай его! Я думал, что он умный человек». Но у него запала мысль в сердце: «Вот когда я вырасту большой, то я пойду и везде буду искать — искать Бога, и где есть Бог, есть ли Бог». Потом, когда он подрастал, уже был подростком, слышал, что неподалеку от них Сезёнова... Сезёнов — вот такой был подвижник сезёновский.

А. Пичугин

— Дом(?) Сезёновский, да.

Архимандрит А. Поликарпов

— Да, и вот там и чудеса совершались, и очевидцы были. И вот в сердце его вошла тогда уже мысль, что не надо ходить по всей земле — вот они чудеса эти, значит, Бог есть. И вот так постепенно этот юноша, живя обычной сельской жизнью, но возрастал.

К сожалению, надо сказать, что силен враг рода человеческого, как говорят, и прочее. Были у него такие обычные в то время молодежные грехи против целомудрия, и он не избежал этого, но он был вразумлен, потому что в сердце его жило вот это движение, желание к Богу, поэтому Бог его хранил и помогал ему. И вот когда он совершил свой проступок против целомудрия, ему приснился сон, что в его уста вошла змея. И он услышал... Он как бы ее проглотил. И он услышал голос — голос неземной, который он запомнил на всю жизнь. Он считает, что ему явилась Богоматерь. Правда, он ее не видел по своей греховности, как он говорил. Но она сказала: «Вот тебе неприятно, так и мне неприятно видеть, как ты грешишь, как ты живешь неправильно». И отец его был настолько... Он был малограмотный, но настолько мудрым духовном... Потому что старец потом говорил: «Вот мне бы такого старца, я бы последовал его примеру». Отец, когда он вел себя неправильно, говорил: «Где ты был вчера, сынок, что ты делал? Потому что болело сердце мое».

И вот так постепенно он рос. У него появилось желание служить Богу. Он хотел в 19 лет пойти в Киево-Печерскую лавру. Но отец сказал ему, что он должен отслужить в армии, а потом уже делать, что он хочет, тогда он свободен. Он служил в Петербурге в саперных войсках. Но тогда уже мысль о монастыре, мысль об Афоне жила в его сердце. Однажды, когда он со своими сослуживцами навеселился в кабаке, сидел, они пили водку, пели песни, может быть, беседовали о чем-то, а он так молчал, а потом сказал: «Вот мы сейчас здесь веселимся, а на Афоне монахи совершают всенощные бдения. И так они будут молиться весь день». Удивились сослуживцы: «Вот ты сидишь рядом с нами, а думаешь об Афоне». Он пересылал деньги — видимо, те, что он имел, какую-то свою лепточку, — он посылал туда, для молитвы, в Пантелеймонов монастырь. И, таким образом, он как бы уже стремился в этот удел.

И такой случай с ним еще произошел. Он говорил, что однажды, когда вот он шел на почту в Колпино (это под Петербургом, где он служил), навстречу ему мчалась бешеная собака. И неизвестно, что бы с ним было. Только когда она почти к нему подбежала, он произнес: «Господи помилуй!» И вот она развернулась и побежала в Колпино, и там причинила много вреда и людям, и скоту. А его так Господь сохранил — так вот за его такое благочестие и за его движение к Богу.

Он побывал у отца Иоанна Кронштадтского. Зная пример как великого угодника Божия, он его почитал и говорил уже впоследствии, что на Афон он попал благодаря молитвам и благословению отца Иоанна. Но он с ним не пообщался воочию, потому что того не было на месте, но оставил записку, в которой говорил, что он имеет желание пойти в монахи и просит батюшку, чтобы тот его благословил и попросил, чтобы мир его не держал. И после этого он почувствовал такой адский пламень, или, как можно сказать, что земля у него горела под ногами. И вот эта его такая настроенность уже вела его дальше.

А. Пичугин

— Друзья, напомню, что мы сегодня говорим с отцом Алексеем Поликарповым, наместником московского Свято-Данилова монастыря, архимандритом. Меня зовут Алексей Пичугин. Буквально через минуту мы вернемся в эту студию.

И еще раз добрый вечер, дорогие слушатели Светлого радио! Напомню, что мы сегодня беседуем с архимандритом Алексеем Поликарповым, наместником московского Свято-Данилова монастыря. Беседуем в преддверии того, когда в эту обитель московскую, которая находится в самом центре столицы, недалеко от метро Тульская, привезут главу Силуана Афонского, замечательного русского и греческого святого, человека, который прожил очень необычную жизнь, родившись во второй половине в XIX века в Российской империи, в деревне, в Тамбовской губернии, и закончивший свои дни перед началом Второй мировой войны на Афоне.

Отец Алексей рассказывает нам о жизни преподобного Силуана Афонского, и остановились мы на том, что он собрался уходить в монастырь, съездил к Иоанну Кронштадтскому, не застал того, но, тем не менее, сумел получить благословение на свою монашескую жизнь.

Архимандрит А. Поликарпов

— По окончании военной службы он на небольшое время заехал домой, попрощался со своими родными и уже прибыл на Афон.

А. Пичугин

— А паочему имненго на Афон он стремился?

Архимандрит А. Поликарпов

— Ну, самое святое место, это известно было по всей России, что там и удел Царицы Небесной. И множество русских людей ведь... Да, только в одном Пантелеймоновом монастыре было в лучшие времена до двух тысяч монахов.

А. Пичугин

— Да, и Константин Леонтьев тогда очень много писал об Афоне...

Архимандрит А. Поликарпов

— Да-да-да...

А. Пичугин

— Интересные у него записки...

Архимандрит А. Поликарпов

— Старцы Иероним и Макарий и потом их преемники...

А. Пичугин

— Да-да-да...

Архимандрит А. Поликарпов

— Так что это большое святое место... И он избрал это как место, о котором он знал, что если будет подвизаться, то унаследует жизнь Вечную.

В возрасте 26 лет он прибыл на Афон, через четыре года был пострижен в мантию с именем Силуан. До этого, я напомню, имя его было Семен, а вот в монашестве он получил имя Силуан.

Потом, в 1911 году он был пострижен в схиму, и скончался он в 1938 году, 24 сентября. Вот это как раз память его будет в ближайшую субботу.

А. Пичугин

— 27 лет он провел в монашестве.

Архимандрит А. Поликарпов

— Да.

А. Пичугин

— Ну, на Афоне он дольше прожил, но монахом он был 27 лет.

Архимандрит А. Поликарпов

— Да.

А. Пичугин

— Но на Афоне, Вы сами говорите, что в период расцвета в одном Свято-Пантелеймоновом монастыре было около двух тысяч насельников. И все это люди из России, в основном. А почитают, особо почитают Силуана Афонского. За что? А вот что он, будучи монахом, такого сделал, что удостоился не только всероссийского, но и всеправославного почитания?

Архимандрит А. Поликарпов

— Он... ну, вот хочется сказать как? Что афонская святость — она особенная, если я могу так сказать. Были древние подвижники, афонские подвижники, да. Были подвижники, о которых мы читаем, знаем, тоже слышали — греческие, русские, болгарские. Но об афонской святости, как говорил один из афонитов, что она довольно суровая и сдержанная. Если в России человека... Ну, народ всегда стремится к святыне... Если человека начинают сразу почитать, обращаться к нему за наставлениями, то там вся эта монашеская братия, это суровое воздержание, это молитвы постоянные, и они друг к другу относились сдержанно. И так вот старец Силуан, не отличаясь внешне, может быть... А он был, надо сказать... Что о нем еще можно сказать? Что он был большой физической силы. Даже будучи юношей, он мог ударом кулака прошибить довольно толстую доску. Будучи физически сильным, он мог... пример приводится в его жизнеописании, что однажды мать сварила ему около полусотни яиц — он съел. Это для него было, ну, не всегдашней привычной едой, но он был силььный такой духом и телом.

А. Пичугин

— Даже если Википедию открыть, тут вот можно прочитать, что он голыми руками мог взять горячий чугун со щами, перенести его с плиты на стол, за которым работала их артель (он в артели работал).

Архимандрит А. Поликарпов

— Да-да-да. И вот потом, придя на Афон... Поначалу, когда приходит послушник (так было и у Силуана), дается несколько дней для того, чтобы он обдумал минувшую жизнь свою, вспомнил все свои грехи, подготовился к исповеди. Так было и с ним. И вот когда он поисповедался и, кажется, от всего очистился, духовник ему сказал: «Ну, теперь начинай новую жизнь». Послушание его было разное. Вот у него было послушание на мельнице. И сейчас эта мельница — ну, она уже не в таком состоянии, как была при старце, но существует, там есть церковь пророка Ильи. Он работал на мельнице, носил огромные мешки, обладая физической силой, трудился. И, конечно же, молитва. Молитву — он сразу поставил себя так, что он старался молиться непрестанно. И когда он разговаривал с духовником отцом Анатолием и объяснял ему свое состояние, и произнес при этом — ну, без утайки от духовника, сказал, что у него молитва непрестанная, когда тот ему напомнил, что нужно молиться. А старец не скрыл своего удивления и сказал: «Если ты сейчас такой, то что же будет у тебя в старости, то есть тогда, когда ты будешь еще больше подвизаться и наживешь такой духовный опыт?» И вот это потом, к сожалению, лукавый так вошел помыслами, когда он стал себя как бы одобрять, тщеславие, и тогда враг мешал ему молиться, докучал мыслями, рассеянным умом. Но он противоборствовал ему, он боролся с ним.

И вот открыл, как мы говорим, старца Силуана для нас, русских людей, здесь, в России, а вначале даже за рубежом, отец Софроний Сахаров.

А. Пичугин

— Сейчас мы до этого дойдем. Только один вопрос, отец Алексей. А почему отец Силуан так и не стал священником?

Архимандрит А. Поликарпов

— Мне трудно об этом говорить, но я думаю, что по своему смирению он избегал этого. А потом, он же буквально был малограмотным практически человеком. Он духовно был просвещен имел духовную мудрость, а о себе он говорил, что он две зимы ходил только в школу. И даже мы видим если фотографии его записок, написанных его рукой, такой почерк малограмотного человека, но духовно просвещенного. Значит, старцем возвещалось, что именно так полезно ему. В то время много было схимников, монахов, много было братии, не имевшей священного сана.

А. Пичугин

— Да, сейчас для современного монастыря — я не знаю, как греческого, — но для современного российского монастыря это довольно нехарактерно.

Архимандрит А. Поликарпов

— Потому что многое приходится брать, и молиться, и богослужения совершать для паломников. В греческих монастырях, может быть, у них и меньше духовенства, ну, Афон я имею в виду, прежде всего. Что там единицы, которые совершают богослужения.

А. Пичугин

— Ну, Вы же сами, наверняка, там бывали, конечно?

Архимандрит А. Поликарпов

— Да, да.

А. Пичугин

— Вы начали говорить про архимандрита Софрония Сахарова. Тоже, в общем, довольно удивительный человек, проживший очень длинную жизнь. В общем, он-то совсем наш современник. Они были знакомы с Силуаном Афонским?

Архимандрит А. Поликарпов

— А как же? Конечно!

А. Пичугин

— Они были знакомы...

Архимандрит А. Поликарпов

— Он же открыл как бы старца Силуана, если так можно сказать.

А. Пичугин

— Он — да, но это же уже было после смерти старца.

Архимандрит А. Поликарпов

— После смерти он опубликовал его писания, записки старца Силуана, и вот эти записки, изданные на западе, как раз нашли своих поклонников, почитателей. И потом уже они пришли в Россию, вот эта книга отца Софрония известная, где он и биографию, и писания приводит, и поучения старца Софрония, и свои рассуждения на тему аскетики и духовности.

А. Пичугин

— Смотрите, как интересно: Силуан Афонский две зимы ходил в школу. Человек, выражаясь языком светским, абсолютно малограмотный. И архимандрит Софроний Сахаров, его ученик. Читаем первые строчки его биографии: «Родился в Москве в купеческой семье в 1896 году. В детстве увлекался классической литературой. Участник Первой мировой войны, обер-офицер, занимался живописью, учился в Академии художеств. В 1918 году дважды арестовывался органами ЧК. Эмигрировал из страны, жил в Италии и Берлине, Париже, работал художником. И, в общем-то, в Церковь пришел только в 20-е годы. А до этого — блестящая биография такого светского... очень характерная для людей, ну так скажем, Серебряного века русской культуры. Ученик необразованного крестьянина, который подвизался на Афоне.

Архимандрит А. Поликарпов

— Человек, который был посвящен духом. Вот почему мы говорим уже о преподобном Силуане, как о святом. Он общался с ним, со старцем Силуаном, был близок к нему в плане духовном таком. Его старец посвящал в свои переживания, в свои мысли. И вот эти записки перешли к отцу Софронию. А об отце Силуане там много говорили. Ну, как — много? Я хочу сказать даже, не много, а были противоречивые мнения о нем его современников, даже братии обители. Когда говорили, а между с собой братья рассуждали: ну вот почему к нему ходят люди? Вот кто-то там у него перед ним благоговеет. Он же, наверное, ничего и не читает! А один брат другому говорит: «Он, может быть, не читает, но он исполняет все то, о чем читают другие».

А. Пичугин

— Ну, вот то, о чем Вы говорили, да? «Он проповедует то же самое, что и мы, но он еще и живет так».

Архимандрит А. Поликарпов

— Да, да.

А. Пичугин

— А Мария Египетская — так она и в жизни Евангелия не держала в руках, но, тем не менее, цитировала его.

Архимандрит А. Поликарпов

— Да, вот молитва, молитва, непрестанная его молитва, непрестанное делание — это пост, воздержание в пище, в сне... Надо сказать, что старец спал урывками, 15-20 минут, и всего это набиралось в сутки, может быть, около нескольких часов. И вот это такой вот подвиг его, подвиг устремления, когда он боролся за свою духовность и когда он всецело ум и сердце посвятил Богу, это очень значимо, конечно.

Вот приводятся такие афонские свидетельства, когда братья вместе общались, и один из них, духовник, говорил, что когда он читает газеты или слышит какие-то сообщения о бедствиях, о судьбах человеческих, он усиливает молитву. Это он молится и в церкви, он поминает их, потому что переживает за этих людей. А старец на это Силуан не отозвался. Он говорит, что он не делает это и не считает... Он не полемизировал, но, тем не менее, свое мнение высказал, что он не считает нужным, потому что настоящая боль за мир, настоящая боль за человека (а у него есть эти слова такие, где он говорит об этом) даются через молитву. И чем больше человек молится, тем больше его слышит Бог, и тем больше сам молящийся эту боль людскую, человеческую принимает в сердце свое.

Интересно его замечание — вот в книге отца Софрония приводится тоже такое мнение его. Когда братья смотрели... А он занимался же экономством еще... Братья смотрели немецкую машину и одобрительно отзывались о ней, что вот как немцы умеют хорошо делать. А старец сказал: «А русский человек — он первую силу отдает Богу, а потом уже земле. Если бы он первую силу отдавал земле, то он бы очень много преуспел».

А. Пичугин

— Но это еще, наверное, слова человека, на глазах которого прошла Первая мировая война, и все наши отношения с немцами были, наверное, в какой-то мере, так или иначе затронуты Первой мировой войной. А до Второй он просто не дожил.

Архимандрит А. Поликарпов

— Ну, да. Но, может быть, старец сам и крестьянствовал, и жил этой жизнью. Жизнь в Боге Бог открывает же каждому.

Вот интересно, например, его общение с людьми. Я скажу, что в записках о нем говорится, что в 1905 году отец Силуан провел несколько месяцев в России, часто посещал монастыри. И вот однажды в своем путешествии по железной дороге он в вагоне сидел напротив купца, который, когда его увидел, любезно открыл портсигар и предложил ему сигарету. Тот отказался и на вопрос, почему же он отказался, что, он считает, что это грех? — этот купец начал оправдывать этот свой навык... Он говорит: «Не потому ли Вы, батюшка, отказываетесь, что считаете это грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни — хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении дружескую или деловую беседу вести». И он продолжает говорить о пользе курения. Тогда все-таки отец Силуан решил сказать: «Господин, прежде, чем докурить сигарету, помолитесь. Скажите одно «Отче Наш». На это купец ответил: «Молиться перед тем, как курить, как-то не идет». Силуан в ответ заметил: «И так всякое дело, перед которым не идет не смущенная молитва, лучше не делать». Вот жизненный принцип, пожалуйста. Как по Священному Писанию — «все позволено, но не все полезно».

А. Пичугин

— В 1988 году Силуан Афонский был канонизирован — наверное, во многом как раз стараниями его ученика, отца Софрония Сахарова.

Архимандрит А. Поликарпов

— Да, потому что они обратились к патриарху Константинопольскому и получили благословение такое, да.

А. Пичугин

— И сам отец Софроний дожил до этой канонизации и еще пять лет потом жил...

Архимандрит А. Поликарпов

— Да, и образы писал старца Силуана. И здесь, в России, старец Силуан, ну, во всяком случае, я думаю, у читающей православной публики весьма почитается. И многие о нем узнали, и многие почувствовали такую соль духовной жизни, глубину его. И вот это очень важно, конечно, — когда не просто слова, которые взяты откуда-то, не просто цитаты, хотя знать Священное Писание или святых отцов уже велико. Он это опытом, и он о своем личном опыте говорил. И вот это очень важно, когда он говорит, например, о мире, что «брата надо вразумлять кротко, с любовью». «Мир теряется, если душа подтщеславится или вознесется перед братом, или осудит кого-либо, или брата будет вразумлять, но не кротко и не с любовью. Если будем много кушать или будем мало молиться, за сие теряется мир. Но если привыкнем усердно молиться за врагов и любить их, то мир всегда будет пребывать в душах наших. А если брата возненавидим или осудим, то ум наш омрачится, и мы потеряем мир и дерзновение к Богу». «Если бы цари и правители народов знали любовь Божию, то никогда бы не воевали — война посылается за грехи, а не за любовь. Господь создал нас по любви и заповедовал нам жить по любви и славить Его». Вот на актуальные вопросы ответ.

А. Пичугин

— Напомню, дорогие друзья, что Вы слушаете радио «Вера», программу «Светлый вечер», где сегодня у нас в гостях архимандрит Алексей Поликарпов, наместник московского Свято-Данилова монастыря, куда будут принесены мощи, глава преподобного Силуана Афонского. В рамках празднования Тысячелетия русского присутствия на Святой горе, на Афоне, с 20 по 24 сентября, вот уже на днях, эта святыня будет там находиться. А почему мощи разделены?

Архимандрит А. Поликарпов

— Ну, Афонская традиция.

А. Пичугин

— А вот расскажите, пожалуйста. А у них все по-другому, там все гораздо сложнее.

Архимандрит А. Поликарпов

— Афонская традиция: когда монах умирал, то его зашивали в мантию и прямо без гроба хоронили в надгробный холмик, да, в могилу. А через три года откапывали и смотрели, в каком состоянии кости. Если уже тело истлело, если кости были такие уже светлые, то омывали, кости собирали в костницу, а череп — надписывали имя, может быть, иногда послушанием. Там тоже видно, в Пантелеймоновской костнице, и на полочку. И вот так поэтому они разделены.

А. Пичугин

— А если нет, то закапывали обратно и усиливали молитву.

Архимандрит А. Поликарпов

— Закапывали, да. Был такой случай на Афоне, когда один богатый человек пришел, поступил в братию, но поскольку он имел... видимо, у него сохранились какие-то средства, ему хотелось построить что-нибудь новое, значимое, большое. И вот когда... Ему не давали благословения, но вот был такой случай, когда он смог это осуществить. И вот, по преданию афонскому, когда вот этого человека, строителя, похоронили и через три года открыли могилу, то кости его были черные, и почернела даже стена, под которой он был похоронен. Вот это непослушание таким образом оказано было.

А. Пичугин

— Говорят еще, что если на протяжении какого-то относительно длительного времени плоть не истлевала, то выбрасывали в море со скалы.

Архимандрит А. Поликарпов

— Да, ну, вот есть такие сведения, да. Ну, вот нам поучение такое. Мы не знаем, что будет с нашими костями, но знаем, что...

А. Пичугин

— Ну, в России нет такой практики! (Смеется.)

Архимандрит А. Поликарпов

— ...надо иметь послушание! (Смеется.)

А. Пичугин

— Скажите, пожалуйста, а в чем, зачем... Ну, Вы, наверное, уже ожидаете, что будет большая очередь из паломников?

Архимандрит А. Поликарпов

— Не знаю, не знаю!

А. Пичугин

— А, нет? Ну, можно предположить...

Архимандрит А. Поликарпов

— Может быть! Как...

А. Пичугин

— А зачем вообще людям приходить к мощам святого? Почему нельзя помолиться, например, перед его иконой, дома? Зачем идти?.. Этот вопрос, наверное, относится не только к Силуану Афонскому, но вот мы помним многокилометровые очереди к Поясу Богородицы, помним очереди к другим святыням, которые привозили в Москву и привозят довольно часто. Почему нельзя просто помолиться образу, нельзя помолиться дома, в храме? Зачем выстаивать вот эту длинную, многочасовую очередь?

Архимандрит А. Поликарпов

— Везде можно помолиться. Да, естественно, можно помолиться — и без образа даже, и без иконы. Бог и святые Его услышат, они, святые, возносят свои молитвы к Богу, и Бог исполняет наши прошения. Но когда мы соприкасаемся вот непосредственно как бы, ну, условно говоря, как бы с живым святым, вот эта вот его плоть, вот этот вот его, положим, или череп, или кости... В Священном Писании говорится, что тень святых апостолов исцеляла, одежды их, когда возлагали. То есть вот это такое... Поскольку человек состоит из души и тела, то это такое овеществленное общение оказывает благодатное воздействие и на душу, и на тело.

А. Пичугин

— А как нельзя относиться к мощам святых?

Архимандрит А. Поликарпов

— Нельзя?

А. Пичугин

— Да.

Архимандрит А. Поликарпов

— Ну, кощунственно каким-то образом.

А. Пичугин

— Скорее, вопрос, как лучше не приходить?

Архимандрит А. Поликарпов

— В состоянии неподготовленности. Мы приходим для того, чтобы... Мы приходим и просим святого: «Помоги мне». Мы просим, потому что у нас есть беда, у нас есть нужда. И мы благодарим святого за то, что он оказал нам уже какую-то помощь. Вот когда мы смиренно просим, когда мы сердце свое повергаем ниц при святыне, то тогда наши молитвы будут услышаны. А если это надменно, или это просто одолжение — «пойду свечку поставлю, он мне должен помочь», — ну, тогда сомнительно, чтобы такая молитва была услышана.

А. Пичугин

— Часто можно услышать, что к святым и вообще лучше не приходить с какими-то просьбами такими вот житейскими. С одной стороны, можно понять — люди приходят, потому что зачастую идти больше некуда, что это какая-то последняя надежда, последний такой рубеж, когда человек уже отчаялся получить какую-то помощь, то он идет к мощам и просто к Богу обращается со своими просьбами, молитвами. Иногда можно услышать, что это не самый лучший путь, что мы не должны говорить Богу: «Дай, дай, дай!» Так же, наверное, и со святыми? Или нет?

Архимандрит А. Поликарпов

— Ну, да. В том плане, что это не самый возвышенный, не самый духовный путь, потому что Бог и святые узнают наши нужды. Ну, а просто, если по-человечески рассуждать, «дитя не плачет — мать не разумеет». А мы плачем, мы Его просим. Простые люди, простые сердцем, говорят: «Господи, вот у меня то плохо, у меня это не получается, дай мне...» Вот нам часто приносят свидетельства — устные или письменные, говорят — свидетельства помощи князя Даниила. Ну, может быть, смешно и наивно звучит, но тем не менее — говорят, князь Даниил помогает в квартирных вопросах. Плохо или хорошо? Ну, кого этот вопрос не волнует, ему неинтересно, а для кого это насущно, важно, жизненно — он просит всех и вся, да. Уже отказали в очереди, а женщина берет, вспоминая, как мать ее молилась, берет Акафист, ходит по этим очередям, где ей отказали, молится князю Даниилу — и получает просимое.

А. Пичугин

— Но ведь это же не потому, что князь Даниил помогает именно с квартирным вопросом. Ну, так же всегда говорят, что нельзя находить святого, который помогает в вождении автомобиля, святого, который помогает с квартирой, и так далее.

Архимандрит А. Поликарпов

— Ну, есть патроны! (Смеется.) Есть патроны разные. Святые — они готовы во всем нам помочь.

А. Пичугин

— Ну, вот в том-то и дело!

Архимандрит А. Поликарпов

— Только мы бы творили волю Божию и жили хоть чуточку более похоже на Него. Вот это очень важно. Вот когда в ссылке, например, были люди, кто-то там поехал в Москву. И одна верующая женщина, прихожанка Данилова монастыря, сказала: «Давайте соберем деньги на свечу князю Даниилу, поставим!» Кто-то отозвался, а кто-то нет. Тех, кто отозвался, потом досрочно отпустили, а эти там еще свой срок отбывали. Ну, не знаю, как, но Бог слышит святых. Бог слышит святых, а святые слышат нас.

А. Пичугин

— Давайте напомним еще раз, что с 20 по 24 сентября будет глава Силуана Афонского, святого преподобного Силуана Афонского, находиться в московском Даниловом монастыре. А как будет осуществляться доступ, до какого часа и с которого? Или круглосуточно?

Архимандрит А. Поликарпов

— От половины шестого утра и часов до десяти. Но если будет нужно, то храм будет открыт всегда. И люди могут прийти в Троицкий собор. В Троицком соборе будет совершаться богослужение — утреннее, вечернее. Будут совершаться молитвословия о Силуане Афонском в течение дня.

А. Пичугин

— Преподобному Силуану? Да... Спасибо. Я напомню, что архимандрит Алексей Поликарпов, наместник московского Свято-Данилова монастыря, был гостем программы «Светлый вечер» на Светлом радио, радио «Вера». Меня зовут Алексей Пичугин. Всего хорошего и будьте здоровы!

Радио ВЕРА

Последние записи

Хорошо уже сейчас. Елена Сурняева

Однажды близкая подруга Катя поделилась со мной некоторыми обстоятельствами своей жизни. Непростая ситуация заставила ее…

29.04.2024

Ценная книга. Анна Жарая

Моя мама стала воцерковляться в тот момент, когда я была ещё школьницей. Она понемногу, постепенно…

29.04.2024

Самостоятельный синдром. Анна Жарая

На протяжении большей части своей жизни, я считала себя человеком самостоятельным и надеющимся только на…

29.04.2024

Самая страшная ложь. Анна Жарая

Я выросла в семье, где меня воспитывали порядочным человеком. Всегда знала, что ложь — это…

29.04.2024

Праздник непослушания. Анна Жарая

Хочу рассказать о том, как поняла, насколько послушание является необходимым навыком. Особенно важно человеку слушать…

29.04.2024

Правило полностью. Анна Жарая

В начале своего воцерковления я не молилась утренним и вечерним правилом. И, честно говоря, особой…

29.04.2024

This website uses cookies.