Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
Выпускник Тифлисской семинарии, с 1851 года будущий владыка Александр трудился в Абхазии. Ещё продолжалась Кавказская война, значительно было влияние Турции. Несмотря на древнюю историю Православия в Абхазии, народ в основном придерживался ислама и язычества. Перед немногочисленным духовенством стояла задача просвещения этой земли.
В начале своего пребывания в Абхазии отец Александр основал церковную школу в селе Лыхны. Впоследствии школы были основаны и в четырёх других селениях. Мальчики изучали там грузинский и абхазский языки, Закон Божий, молитвы. Епископ Александр (Окропиридзе) вложил много сил в эти заведения, поддерживал учеников духовно и материально. Он писал: «Бог Вездесущий и Видящий ведает, сколько у меня желания образовать абхазцев нравственно и умственно».
В 1860-х годах вышли первые книги на абхазском языке, среди них и одна под названием «Доброе чтение православным». Епископ Александр внёс значимый вклад в издание такой литературы.
При нём в Абхазии было открыто 13 церквей, возрождены из руин два древних храма в Сухуми, воспитывалось новое духовенство, в том числе из коренных жителей.
Множество абхазов принимало Православие. Так, за один лишь 1867 год было крещено две тысячи человек.
Святитель Александр был открытым и добрым человеком, находил путь к сердцам как простых людей, так и высокопоставленных. Он был учителем сына последнего абхазского князя Михаила Шервашидзе, много общался с дворянами, призывая их подавать народу «добрый пример в христианской жизни».
Ему был чужд формальный подход к распространению веры, когда заботятся больше о количестве крещаемых, а не о том, чтобы они знали веру. «Миссионеры, — писал владыка Александр, — не должны ускорять дело крещения из видов честолюбия и расчётов человеческих». При этом, учил он, проповедникам «надобно употребить средство Божеское: пост и молитву. Эти средства освящены примером Спасителя».
В 1869 году святитель Александр был переведён на Горийскую кафедру, фактически находясь в Тифлисе (нынешнем Тбилиси). Он добился открытия в грузинской столице нового епархиального училища, на свои средства восстановил три древних монастыря: Шио-Мгвимский, Зедазнийский и Давид-Гареджийский. Владыка издавал старинные духовные книги, возрождал древний стиль церковного пения, работал над исправлением грузинской Библии.
Скончался он в 1907 году восьмидесятитрёхлетним старцем, упокоившись в возрождённой им Шио-Мгвимской обители. А в 1996 году епископ Александр был канонизирован Грузинской Православной Церковью, которая нарекла его «апостолом Абхазии».
Глубоко характеризуют святителя слова, обращённые к нему в 1868 году прихожанами в Сухуми: «вы неразлучно пребывали с богохранимою Вашею паствою. Своим кротким и благосклонным обращением Вы привлекли сердца всех».
У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева. Мы говорили…
У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…
Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…
Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам. О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.
This website uses cookies.