Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Святая Троица


У праздника Троицы два названия. Первое, Пятидесятница, отсылает нас к событию, случившемуся в пятидесятый день после Воскресения Христова: на апостолов сошёл Святой Дух. Второе название - собственно День Святой Троицы, предлагает нам взглянуть на произошедшее чуть шире. Церковь чествует три Ипостаси Единого Бога. Мы вспоминаем, как Святая Троица явила себя миру.

С двумя названиями связано и то обстоятельство, что у праздника два типа икон. Первый иллюстрирует строки "Деяний святых апостолов": "И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них". Второй изображает Святую Троицу. Остановимся на нём подробнее. Этот сюжет также называют "Гостеприимство Авраама". Он отсылает нас к событию Ветхого Завета. Однажды праотец Авраам встретил трёх странников. О Троичности Бога тогда не было известно, он не мог узнать в трёх мужах Святую Троицу. Но праведник прозрел Божественную сущность своих гостей.

Авраам предложил гостям отдохнуть, заколол тельца, накрыл стол. Господь благословил бездетного Авраама потомством и пообещал, что из его рода выйдет Спаситель.

Самый известный образ Святой Троицы был создан великим иконописцем Андреем Рублёвым в начале пятнадцатого века. На нём не изображены ни Авраам с женой и слугами, ни подготовка трапезы. Мы видим только трёх ангелов, сидящих вокруг стола с одной единственной чашей. Они символизируют Три Ипостаси Господа, а чаша - жертву Спасителя, "Кровь... Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов...".

Ангелы неподвижны, но между ними идёт безмолвное общение. Левый ангел, символизирующий Бога Отца, словно только что благословил чашу. Средний ангел, это Сын Божий, принимает её, наклоном головы выражая своё согласие: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». Правый ангел, Святой Дух, представлен как Утешитель.

Такое изображение Святой Троицы наиболее полно передаёт единство сущности Господа - так как ангелы похожи внешне. И одновременно - различие Ипостасей, ведь Они обладают собственной идентичностью.

Первое откровение о Троичности Бога состоялось в момент Крещения Иисуса Христа. Не случайно это событие называют ещё Богоявлением. Согласно Евангелию, когда Христос выходил из воды, небеса над ним разверзлись и Иоанн Предтеча увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса. А с неба раздался глас Божий: "Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение".

Смысл этого откровения люди смогли понять лишь после Пятидесятницы. Именно Святой Дух приоткрыл возможность познания тайны Троичности Господа. Подобно тому, как Лица Троицы пребывают неслиянно, но составляют Единое, все верующие собраны в единое Тело Христово. И это не образ, такова реальность бытия Церкви.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Вера Васильева и Владимир Ушаков

В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и…

28.04.2024

28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим

Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.

28.04.2024

28 апреля. О духовном смысле праздника Вербного воскресенья

Сегодня 28 апреля. Вербное воскресенье. О духовном смысле праздника, — епископ Черняховский и Славский Николай.

28.04.2024

28 апреля. О нравственном служении медиков

Сегодня 28 апреля. День работника скорой медицинской помощи. О нравственном служении медиков, — протоиерей Игорь Филяновский.

28.04.2024

Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии

Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке.…

28.04.2024

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Флп., 247 зач., IV, 4-9. Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда…

28.04.2024

This website uses cookies.