Жанр эпитафии — надписи на надгробных камнях в стихах или прозе — возник ещё во времена античности. Реже встречаются автоэпитафии — когда человек сам заранее сочиняет надпись для своего надгробия.
Сегодня мы говорим о святителе Георгии Конисском и его автоэпитафии.
Место действия — город Могилёв. Время действия — 18 век по Рождестве Христовом.
Святитель Георгий Конисский отошёл ко Господу 13 февраля 1795 года. Незадолго до кончины он сочинил автоэпитафию в виде восьмистишия. Вот как звучат её первые строки.
Колыбель — Нежин, Киев мой учитель,
Я в тридцать восемь лет назван: Святитель.
Семнадцать лет боролся я с волками.
А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами.
Что же кроется за этими строками? Будущий святитель (в миру его звали Григорий) родился в 1717 году в городе Нежине, в семье украинских дворян Конисских. Он окончил Киевкую Академию, где изучал поэтику, философию, богословие, иностранные языки — латынь, греческий, древнееврейский, немецкий, польский. Поэтому в автоэпитафии святитель назвал город Нежин своей колыбелью, а Киев — учителем.
По окончании академии Григорий Конисский принял монашеский постриг с именем Георгий и стал преподавателем по классу риторики. Всякий мог бы позавидовать его научной карьере. В тридцатилетнем возрасте отец Георгий уже возглавлял кафедру философии, ещё через четыре года его утвердили в должности ректора Киевской академии.
В 1755 году отец Георгий Конисский был назначен епископом в белорусский город Могилёв. «Я в тридцать восемь лет назван: Святитель», — говорится в автоэпитафии.
В середине 18 века Беларусь входила в состав католической Речи Посполитой. На всей белорусской территории оставалась единственная православная епархия с центром в Могилёве. Святитель Георгий Конисский неустанно трудился, чтобы укоренить в Белоруси православное учение: открыл Духовную семинарию, построил в Могилёве типографию¸ где печаталась свято-отеческая литература. Он и сам писал многочисленные статьи в защиту Православия и даже сочинял стихи.
Его поэтическое дарование впоследствии высоко оценил Александр Пушкин. Святитель Георгий обладал ёмким, лаконичным, не чуждым самоиронии стилем. Этот стиль хорошо прослеживается и в автоэпитафии могилёвского епископа.
За претерпенные труды и непогоду
Архиепископом и Членом стал Синоду,
Георгий именем, я из Конисских дому,
Коню подобен был я почтовому.
Тут трупа моего зарыты кости.
В год семисотый пятый девяностый.
«Коню подобен был я почтовому», — написал святитель о своей многотрудной жизни, обыгрывая фамилию Конисских. Что и говорить, могилёвский епископ не позволял себе ни минуты отдыха.
Святитель Георгий Конисский скончался в 1795 году и был погребён в Могилёве, в Спасо-Преображенской церкви.
Господь прославил его останки нетлением. Это обнаружилось во время Отечественной войны 1812 года, когда французы, захватившие Могилёв, открыли раку с телом святителя и обнаружили его нетленные мощи.
В 1993 году Белорусская Православная Церковь причислила архиепископа Георгия Конисского к Собору Белорусских святых. А в 2017 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении святителя Георгия Конисского или Могилёвского — богослова, поэта и человека святой жизни.
8 ноября. О явленных и до времени не явленных миру святых

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
О явленных и до времени не явленных миру святых — игумен Назарий (Рыпин).
Речь идёт о святости и праведности человека. То есть праведник, как бы он ни скрывал свою добродетель, всё равно он будет узнаваем. Как и апостол Павел говорит: «Мы гонимы, но узнаваемы».
И безусловно, это должно послужить нам ободрением в том, что не только какие-то греховные дела откроются. Безусловно, это так. В день Страшного Суда откроются все помышления сердечные, все движения нашего сердца, не говоря уже о делах, которые мы совершали, и словах, которые мы сказали. Даже какие-то взгляды, малейшие движения сердца, они будут объявлены.
Но тем не менее, Господь здесь говорит о том свете духовном, который является через людей праведной жизни. О том, что настоящий праведник не сможет скрыться, хоть как бы он себя ни скрывал.
В этом для нас великое обетование утешения, именно потому, что мы считаем порой, что святых вроде бы уже и нет, но пока существует этот мир, праведники были, есть и будут. Но, как говорят святые отцы, что до скончания века не иссякнут святые, но святые последних дней примут, раскроют себя от лица людей.
И всё же для нас это утешение в том, что Господь всегда будет являть в Своей Церкви святых до конца времен.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».
О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом — священник Родион Петриков.
Слова апостола Павла звучат особенно глубоко в день, когда Церковь вспоминает страшное землетрясение 740 года в Константинополе. В этот день византийскую столицу потрясла катастрофа: рухнули стены, дома, башни. Император-иконоборец Лев Исавра, который гнал верующих, увидел в этом Божий знак.
Люди, переживая ужас, вышли на молитву. И тогда случилось чудо. Юноша, вознесшийся во время моления, принес с небес ангельские слова: «И Я с вами, и никто против вас». Землетрясение прекратилось, но главное — обнажилась правда: всё земное шатко и неустойчиво, как та самая хижина из слов апостола.
Что же это событие открывает нам сегодня? Во-первых, Павел называет тело хижиной не из презрения, но чтобы сказать, что наша истинная крепость в Боге. Во-вторых, что для нас разрушение хижины — это не только катастрофы, но болезни, утраты и кризисы веры. И Бог допускает их, но не для наказания, а чтобы мы увидели под ногами зыбкий песок, а над нами — вечные небеса.
И если тревога трясет наш внутренний мир, вспомним кондак этого дня: «И избавь от труса тяжкого, и воззови: „Аз есьм с вами“». Это в-третьих.
Наконец, последнее, что мы можем узнать в этом дне, это то, что если мы теряем опору, то вспомним, что наша жизнь — это не просто сиюминутная палатка, а стройка вечности. Каждая молитва, каждое доброе дело, прощение — это всё кирпичики небесного дома.
Пусть память о Царьграде и страшном землетрясении научит нас, что, даже когда рушатся стены, Бог не оставляет Своих. Как писал святитель Феофан Затворник, настоящая жизнь — это переход в вечность. Идите туда с надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О подвиге Великомученика Димитрия Солунского
Сегодня 8 ноября. День памяти Великомученика Димитрия Солунского, военачальника, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Молодой человек Димитрий, перспективный, принял Христа, будучи научен вере христианской. Но от него-то ждали другого, от него ждали, что он будет преследовать христиан. А святой Димитрий открыл воскресную школу, покровительствовал христианам. И когда об этом донесли императору, немедленно градоначальника арестовали и подвергли пыткам.
Но он не был слаб духом, он не отрёкся от Христа, он пронёс все эти пытки. Больше того, он даже ученика своего Нестора научил, как противостоять злу. Нестор был небольшого роста, некрепкого телосложения, но бросил вызов великану Лию, низверг его и победил. И это, конечно, школа Димитрия.
И когда мы молимся святому великомученику Димитрию, мы молимся в том числе о научении: научи нас, святой, как нам победить наших врагов. Наши воины молятся святому великомученику Димитрию. Исторически всегда святой Димитрий Солунский был покровителем русского воинства.
В честь святого Димитрия Солунского крестили будущего великого князя московского Дмитрия Донского, который теперь сам святой. И святому Димитрию Солунскому посвящены самые древние до нас дошедшие иконы и мозаики.
Святой Димитрий Солунский по праву стоит в первых рядах небесных покровителей православного христолюбивого воинства.
Все выпуски программы Актуальная тема







