
26 декабря 1783-го года в семью коломенского священника Михаила Дроздова пришла большая радость. Его супруга Евдокия Никитична родила сына. Родители крестили младенца и нарекли Василием — в честь святителя Василия Великого. Малыш появился на свет немного раньше срока и был очень слабым. Евдокия Никитична дни и ночи проводила у колыбели и, глядя на крошечное, худенькое тельце сына, порой тихонько плакала. Отец Михаил утешал жену. «Молиться надо. Милостив Бог, выправится наш мальчонка!» — говорил он. И бессонными ночами, глядя икону Богородицы, матушка просила Её сохранить дитя. Родительские молитвы были услышаны — Васенька стал крепнуть.
Мальчик любил просыпаться рано, ещё до восхода солнца. Он открывал глаза, но не кричал, а тихо лежал в колыбели и внимательно наблюдал, как отец собирается в храм служить Литургию. Батюшка подходил к сыну, поправлял ему одеяльце и с нежностью говорил: «Голубь ты мой бессонный, что ж ты не спишь?» Так повторялось почти каждое утро. И когда маленький Вася заговорил, первым, что он произнёс, было слово «голубь» — мальчику запомнилось это ласковое отцовское обращение.
Едва став на ноги, Василий вместе с родителями начал ходить в храм. Отец Михаил совершал Богослужение, а мальчик тихонько стоял, прижавшись к маме, и с благоговением смотрел вокруг. Однажды, в самом конце службы, когда свечи в церкви гасили, Вася увидел, как тонкий дымок от них поднимается вверх, и радостно воскликнул: «Мама, мама, смотри: молитвы к Богу пошли!»
Василий рос весёлым и подвижным. Часто с самого утра убегал вместе с приятелями на рыбалку, и мать едва успевала сунуть ему в руки узелок со свежим хлебом и бутылью молока. А после игр с друзьями Вася шёл в гости к бабушке и деду. Бабушка, Домника Прокопьевна, баловала любимого внука сладкими пирогами. Дед, Никита Афанасьевич, учил премудростям шахматной игры. Или доставал из-под лавки... гусли! И Василий, затаив дыхание, слушал, как под перебор звонких струн дедушка тихим голосом поёт псалмы и духовные стихи.
Когда Васе исполнилось 9 лет, пришло время учиться. Мальчик захотел пойти по стопам своего отца и стать священником. В 1791 году Василий поступил в Коломенскую семинарию. Это было началом духовного пути будущего святого и учёного — митрополита Филарета (Дроздова), святителя Московского.
Монашеский постриг, высокий духовный сан и важные дела на церковном, образовательном и государственном поприще не отдалили митрополита от семьи. На протяжении всей жизни он вёл переписку с родными. «Любезнейшие мои! Все слова и выражения мертвы по сравнению с моим живым внутренним к вам чувством. Я смею надеяться, что даже без помощи пера и бумаги вы уверены в его безграничности», — так писал родителям святитель Филарет (Дроздов), и не уставал говорить им о своей любви.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема