
Люди пишут мемуары, чтобы мысленно встретиться с теми, кто оставил в их жизни неизгладимый след. В некоторых случаях так и хочется сказать: неизгладимый свет.
Сегодня мы говорим о священномученике Кирилле Казанском и книге воспоминаний Сергея Трубецкого «Минувшее».
В 1920 году преподаватель Московского университета Сергей Трубецкой, сын известного религиозного философа Евгения Николаевича Трубецкого, был арестован большевиками как «вражеский элемент».
В Таганской тюрьме Москвы произошла его встреча с митрополитом Казанским Кириллом Смирновым.
Сергей Евгеньевич не раз был свидетелем того, каким уважением владыка Кирилл пользовался среди заключённых и тюремных охранников.
В своих мемуарах Сергей Трубецкой вспоминает один революционный праздник в Таганской тюрьме, на который приехал народный комиссар юстиции Дмитрий Курский.
И в тот момент, когда тюремное начальство сделало знак заключённым запеть хором «Интернационал», владыка Кирилл развернулся и стал пробираться к выходу.
ТРУБЕЦКОЙ:
И когда мы, с Митрополитом Кириллом Казанским и Самариным, во время всеобщего пения «Интернационала» спешно протискивались среди уголовной толпы в наши камеры, мы не слышали ни одного слова протеста или насмешки, хотя мы не могли не мешать стоящим, и цель нашего демонстративного ухода была очевидна.
Митрополит Кирилл Смирнов был арестован в августе 1920 года. Его приговорили на неопределённый срок «до конца гражданской войны» - лишь бы отстранить влиятельного и популярного в народе архиерея от церковного служения и общения с верующими. Внешне спокойный и невозмутимый, но несгибаемый и принципиальный в вопросах веры, владыка Кирилл и в стенах Таганской тюрьмы проводил богослужения.
В своих мемуарах Сергей Трубецкой вспоминает, как это было…
ТРУБЕЦКОЙ:
Архиерейская служба шла под ироническими взглядами Ленина и Троцкого, портреты которых украшали стены. На время службы мы пожелали их снять или завесить, но этого нам не позволили. В этой бедной тюремной обстановке я особенно оценил великолепие службы Митрополита Кирилла…
Летом 1922 года следователь неожиданно предложил Сергею Трубецкому написать прошение об отъезде за границу. Оказалось, что он, как преподаватель Московского университета, попал в список «инакомыслящих» учёных и философов, которых советская власть решила выслать за пределы страны.
ТРУБЕЦКОЙ:
Митрополит Кирилл не поверил, что меня действительно высылают за границу. Он, конечно, не сказал этого мне, но я видел, что он считает куда более вероятным, что меня расстреляют.
Мне навсегда останется памятным его последнее благословение, когда меня выводили из камеры…
Владыка Кирилл принял в судьбе товарища по камере поистине отеческое участие. Он нашёл способ, каким образом Сергей сможет прислать в тюрьму зашифрованную весточку, что он, действительно, на свободе и жив.
В 1922 году Сергей Евгеньевич Трубецкой навсегда покинул Россию. Больше ему не довелось встретиться с владыкой Кириллом.
В том же 1922 году казанский митрополит был выслан в Усть-Сысольск (сейчас это город Сыктывкар республики Коми) – отбывать трёхлетнюю ссылку.
В 1937 году владыка Кирилл, находившейся в очередной ссылке в Казахстане, снова был арестован по обвинению в руководстве некой «контрреволюционной организацией» и приговорён к расстрелу.
20 ноября он был расстрелян в Лисьем овраге под Чимкентом.
«С достойной простотой и твердостью нес он свой крест до конца, подавая пример многим и являясь немым укором тоже для многих… - написал в своих мемуарах о священномученике Кирилле Казанском Сергей Евгеньевич Трубецкой.
2 мая. О пророчествах Моисея и других пророков о Христе

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
О пророчествах Моисея и других пророков о Христе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Моисей будет обвинять иудеев перед Христом. Почему так? Объясняет сам Спаситель, обращаясь к ним. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Итак, Моисей писал о Христе. Давайте найдем это место в его книгах. Оно находится во Второзаконии. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебя Господь Бог твой, — Его слушайте». Но если бы только один Моисей писал о Сыне Божьем, Господь так сказал: «Исследуйте Писание, они свидетельствуют о мне». Поэтому все ветхозаветные праведники будут на стороне обвинения, так как они писали о Сыне Божьем, но иудеи не поверили ни Христу, ни пророкам. Почему так получилось? Ответ есть в Евангелии. Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с ним, сказали ему: «Неужели и мы слепы?» Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Таким образом, гордыня и сердечная слепота не позволили им увидеть в Иисусе Мессию, Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О причинах непринятия Христа

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя своё, его примете».
О причинах непринятия Христа — священник Николай Конюхов.
Человеку гораздо проще понять свидетельство другого человека, увидев в нем в том числе отражение и собственной гордыни. Когда человек приходит во имя свое, то есть он говорит от себя то, что он думает сам, и сам о себе свидетельствует. А Христос говорит, что нельзя принимать только лишь свидетельство самого о себе. Оно не всегда может быть объективным. Более того, человек может находиться в глубокой прелести, и вообще его свидетельство будет неистинно. Он об этом и говорит. «Вы не верьте Моему свидетельству. Отец, который послал Меня, свидетельствует. И дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне». Потому что мы никогда вообще не принимаем свидетельство только лишь одного человека. Он может быть замешан в каких-то схемах и пытается нас обмануть. Но почему-то людям свойственно доверять другому человеку, если он как-то самоуверен, абсолютно убежден. И даже на курсах всяких повышений квалификации современные коучи об этом говорят, что ты должен говорить, вот я уверен, 100% и так далее. И какая-то убежденность, конечно, должна быть у проповедника. Но Христос призывает себе в свидетели свои дела. И призывает нас иметь некое критическое мышление. Потому что мы слишком доверчивы, особенно глядя на статистику обращения людей ко всяким знахарям, экстрасенсам и все остальное, которые зачастую творят дела, не только не подтверждающие какие-то их качества духовные, но наоборот свидетельствуют о том, что если даже есть у них какая-то сила, но точно не от Бога. А тут Христос творит дела, о которых никто никогда не творил. И они его не принимают. Именно из-за того, что другой человек — это отражение нашей собственной гордыни. И для того, чтобы принять Христа и слова Христа, нам нужно уметь увидеть глубже, посмотреть не на то, как человек представляет себя, не на внешний фасад, а в глубину.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О блаженных и блаженстве

Сегодня 2 мая. День памяти Блаженной Матроны Московской.
О блаженных и блаженстве — священник Захарий Савельев.
Те, кто прославлены в лике святых именно как блаженные, сам образ этих святых лучше всего показывает преображение человека во Христе, потому что таким образом человек показывает процесс Обожения, процесс того, как душа просвещается Божественным Светом и становится ему сопричастна, и природа человеческая меняется. По благодати Божией становится новым естеством, к которому призвал нас Господь в Своем Светлом Христовом Воскресении. Но вместе с этим процесс Обожения связан именно с благодатью. Мы становимся причастными Богу не по Его природе, потому что Его природа для нас недоступна, а по Его благодати, по Его милосердию к нам. И вот эта благодать — это и есть блаженство. Говорят, какое блаженство, когда человеку просто хорошо, даже просто от хорошей погоды или от хорошего настроения, но само понятие блаженства — это и есть счастье. А счастье и блаженство напрямую связаны с благодатью. А благодать напрямую связана с Божественным естеством, с его любовью к роду человеческому. И вот, когда мы празднуем память блаженных святых, особенно Матроны Московской, мы должны иметь это у себя в голове. Пример их святой жизни, на которой они встретились с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема