
«Мемуары» — в переводе с французского языка это слово означает «воспоминания». В мемуарной литературе встречаются воспоминания и о людях святой жизни.
Сегодня мы говорим о священномученике Августине Беляеве и книге Анны Тепляковой «Воспоминания».
Место действия — Москва. Время действия — первая половина 20 века.
Анне было пятнадцать лет, когда она после революции 1917 года переехала из деревни жить в Москву и стала прихожанкой церкви Петра и Павла на Преображенке. В стенах этого храма Аня встретила подруг на всю жизнь — таких же глубоко верующих, благочестивых девушек — и обрела духовного отца.
В нашем храме стал служить один архиерей, который нам всем, подружкам, очень понравился. Какой-то необыкновенный, особенный. Это был епископ Августин. Его епархия — город Иваново-Вознесенск. Жить ему было негде, и его кто-то устроил жить в подвале одного небольшого храма... Нам он очень полюбился, и мы попросили его принять нас в духовные дети.
На всю жизнь дорогой Владыка-мученик связал нас, семерых девчат, поистине святой духовной дружбой.
В 20-х годах 20 века Августин (Беляев), епископ Иваново-Вознесенский, верный сподвижник патриарха Тихона, вынужден был жил в Москве. Он постоянно подвергался преследованиям со стороны советской власти.
В сентябре 1926 года владыка Августин был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве, его приговорили к трем годам ссылки.
Узнав, когда арестантов будут отправлять в Казахстан, Аня с подругами пришли ночью на вокзал проводить своего духовного отца.
Мы видели: если вагон с решеткой, значит будут ссыльные. Уже пассажиры сидят в вагонах, никого уже на платформе нет. И вот показалась высокая фигура Владыки Августина. Идёт — конвоиры ведут его. Он такой был величественный, спокойный, с посохом, в клобуке. Идет за Христа в далёкий край, в неизвестность.
Через два года Анна и ее подруга Настя отправились в город Ходжент в Средней Азии, где их духовный отец отбывал ссылку. Девушки запомнили крошечную комнатку, в которой владыка Августин, не представлявший своей жизни без богослужения, устроил домашнюю церковь. И обыски в его комнате Анна тоже долго не могла забыть...
После освобождения из ссылки в 1930 году владыке Августину было запрещено возвращаться в Ивановскую область, он стал епископом Сызранским. Не прошло и года, как владыку Августина с группой сызранских священников и прихожан арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности.
Вот что вспоминает Анна Теплякова о трехлетней ссылке владыки Августина в Свирьлаг — лагерь строгого режима недалеко от станции Лодейное поле Ленинградской области.
Владыка рассказывал, что его работа была — собирать смолу. Два ведра на коромысле носил. А питание было плохое, сил совсем не было. И вот он набрал два ведра смолы, и, шагая через какую-то яму, упал, и жидкая смола вылилась. Так ему в этот день даже пайка не дали. Боря, его келейник, (он уже был дьяконом) в лагере умер от недоедания.
Последним местом служения владыки Августина стала Калуга. В 1937 году Августин, епископ Калужский и Боровский, был арестован. Его приговорили к высшей мере наказания и расстреляли 23 ноября 1937 года.
Схимонахиня Анна (в миру — Анна Семеновна Теплякова) прожила долгую, почти столетнюю жизнь, сохранив в своем сердце любовь к своему духовному отцу — священномученику Августину Беляеву.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер