
Мученики — самый многочисленный лик святых и слава нашей Церкви. На протяжении двух тысячелетий смерть за веру в Христа принимали разные люди — мужчины и женщины, молодые и пожилые, богатые и бедные, обычные миряне и священнослужители. Последних называют священномучениками.
Священномученик Аполлинарий жил в первом веке. Он пришел из Антиохии в Рим вместе с апостолом Петром, который посвятил его в епископы итальянского города Равенны и благословил идти на проповедь.
Аполлинарий вошел в Равенну как простой странник и остановился у местного жителя, воина Иринея. Его сын страдал от слепоты, и воин обратился к святому со словами: «Если проповедь твоя имеет силу — исцели моего сына». По молитве святого ребенок прозрел, а воин и вся его семья тут же уверовали во Христа и приняли крещение.
Житие описывает и другие чудеса, которые совершались молитвами священномученика и приводили в Церковь новообращенных.
Двенадцать лет проповедовал Аполлинарий в Равенне. Число верующих неуклонно увеличивалось. И это вызвало ярость языческих жрецов и властей. По приказу правителя Сатурнина святого подвергли жестоким пыткам и мучениям. Но он чудом остался жив: ему помогла одна христианка и укрыла в своем доме.
Местопребывание святого стало известно, когда он исцелил от немоты знатного жителя города. После этого чуда многие язычники обратились ко Христу, а святого Аполлинария снова привели на суд и пытали. Но Господь снова сохранил ему жизнь.
Святой не прекращал проповеди до тех пор, пока его не изгнали из города. Но и в ссылке Аполлинарий продолжал благовествовать.
Через три года святой Аполлинарий вернулся в Равенну, где сотворил новое чудо — исцелил слепорожденного сына нового правителя Тавруса. В благодарность Таврус постарался укрыть святого от разъяренных язычников, которые требовали казнить его. Четыре года жил святой Аполлинарий в имении Тавруса и беспрепятственно проповедовал Евангелие.
Но гнев язычников всё же настиг епископа. Его жестоко избили, он долго болел и скончался от ран. Перед смертью святой Аполлинарий предсказал, что для христиан наступят лучшие времена, когда они будут открыто и свободно исповедовать свою веру.
Православная Церковь чтит память священномученика Аполлинария 23 июля.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема