
1 октября 1937-го года, после неоднократных обвинений в антисоветской агитации и религиозной пропаганде, был расстрелян епископ Амфилохий Скворцов. Ученый, проповедник, миссионер. Он объездил Калмыкию, Монголию, Прикаспийские степи. Талантливый и активный, он мог бы сделать для православной миссии больше, но не успел — в его планы вмешалась революция.
Священномученик Амфилохий (в миру Александр Яковлевич Скворцов) родился в 1885-м году. На первом курсе Казанской Духовной академии принял постриг с именем Амфилохий. Основным послушанием молодого иерея стала научная деятельность.
Отец Амфилохий в совершенстве изучил калмыцкий язык, а также всю литературу, касающуюся переводов Библии и богослужебных текстов на этот язык. Он был активным участником миссионерских съездов. На одном из них предложил организовать постоянно действующую калмыцкую миссию и переводческую комиссию, тем самым упорядочив труд отдельных миссионеров в этом направлении и сделав его более эффективным.
Молодой ученый был назначен на должность доцента при кафедре монгольского языка, истории и обличения ламаизма. Позже командирован на год в Монголию для изучения тибетского языка и тибетской литературы по ламаизму. По традиции русской миссионерской школы он изучал не только язык, но и культуру обращаемого народа.
Отец Амфилохий был талантливым проповедником. Под сводами кафедрального собора Казани часто звучали его проповеди, послушать которые приходило множество верующих. А 3 ноября 1914-го года в этом храме состоялось важное в миссионерской практике событие — крещение трех китайцев. Заслуга в этом полностью принадлежала иеромонаху Амфилохию.
За усердную службу и плодотворную деятельность он был удостоен высокой церковной награды. А через 2 года в России начались революция, войны и гонения на церковь. Кафедра, наука, миссионерские путешествия — всё это навсегда осталось в прошлом. Но главного — веры — у отца Амфилохия было не отнять.
Он противостоял не только советским властям, но и обновленческим раскольникам, которые поддерживали большевистский режим. В 1922-м году был уволен от управления приходом за отказ перейти к обновленцам. Позже поселился в женском монастыре в глухом краю Минусинского уезда.
В 1923-м году отца Амфилохия первый раз арестовали. Но обвинительных материалов у следствия не оказалось, и уже через неделю он был освобожден. В 1925-м году иеромонаха Амфилохия рукоположили в епископа Красноярского. А в 1926-м году он снова был арестован за продолжение борьбы против обновленцев и приговорен к трехлетнему заключению в Соловецком лагере.
В общей сложности Амфилохий Скворцов пять раз был арестован, девять лет провел в лагерях. Но, даже находясь в заключении, он продолжал выполнять свой миссионерский долг.
Из сибирского лагеря, где заключенные работали в шахтах на добыче угля, владыка писал своей духовной дочери монахине Варваре (Цивилёвой): «питание в лагере плохое, собираем картофельные очистки и им бываем рады». Тяжелые условия провоцировали повальное воровство. Отец Амфилохий беседовал с заключенными и, в конце концов, его проповеди принесли плоды — воровство прекратилось. Более того — многие из заключенных обратились к Богу.
На последнем допросе владыка сказал: «Я снова заявляю, что советской власти и ее укладу я желаю падения, в этом нахожу возможность восстановления правильной духовной жизни народа». 20 сентября 1937-го года епископ Амфилохий Скворцов был приговорен к расстрелу.
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема







