1 октября 1937-го года, после неоднократных обвинений в антисоветской агитации и религиозной пропаганде, был расстрелян епископ Амфилохий Скворцов. Ученый, проповедник, миссионер. Он объездил Калмыкию, Монголию, Прикаспийские степи. Талантливый и активный, он мог бы сделать для православной миссии больше, но не успел — в его планы вмешалась революция.
Священномученик Амфилохий (в миру Александр Яковлевич Скворцов) родился в 1885-м году. На первом курсе Казанской Духовной академии принял постриг с именем Амфилохий. Основным послушанием молодого иерея стала научная деятельность.
Отец Амфилохий в совершенстве изучил калмыцкий язык, а также всю литературу, касающуюся переводов Библии и богослужебных текстов на этот язык. Он был активным участником миссионерских съездов. На одном из них предложил организовать постоянно действующую калмыцкую миссию и переводческую комиссию, тем самым упорядочив труд отдельных миссионеров в этом направлении и сделав его более эффективным.
Молодой ученый был назначен на должность доцента при кафедре монгольского языка, истории и обличения ламаизма. Позже командирован на год в Монголию для изучения тибетского языка и тибетской литературы по ламаизму. По традиции русской миссионерской школы он изучал не только язык, но и культуру обращаемого народа.
Отец Амфилохий был талантливым проповедником. Под сводами кафедрального собора Казани часто звучали его проповеди, послушать которые приходило множество верующих. А 3 ноября 1914-го года в этом храме состоялось важное в миссионерской практике событие — крещение трех китайцев. Заслуга в этом полностью принадлежала иеромонаху Амфилохию.
За усердную службу и плодотворную деятельность он был удостоен высокой церковной награды. А через 2 года в России начались революция, войны и гонения на церковь. Кафедра, наука, миссионерские путешествия — всё это навсегда осталось в прошлом. Но главного — веры — у отца Амфилохия было не отнять.
Он противостоял не только советским властям, но и обновленческим раскольникам, которые поддерживали большевистский режим. В 1922-м году был уволен от управления приходом за отказ перейти к обновленцам. Позже поселился в женском монастыре в глухом краю Минусинского уезда.
В 1923-м году отца Амфилохия первый раз арестовали. Но обвинительных материалов у следствия не оказалось, и уже через неделю он был освобожден. В 1925-м году иеромонаха Амфилохия рукоположили в епископа Красноярского. А в 1926-м году он снова был арестован за продолжение борьбы против обновленцев и приговорен к трехлетнему заключению в Соловецком лагере.
В общей сложности Амфилохий Скворцов пять раз был арестован, девять лет провел в лагерях. Но, даже находясь в заключении, он продолжал выполнять свой миссионерский долг.
Из сибирского лагеря, где заключенные работали в шахтах на добыче угля, владыка писал своей духовной дочери монахине Варваре (Цивилёвой): «питание в лагере плохое, собираем картофельные очистки и им бываем рады». Тяжелые условия провоцировали повальное воровство. Отец Амфилохий беседовал с заключенными и, в конце концов, его проповеди принесли плоды — воровство прекратилось. Более того — многие из заключенных обратились к Богу.
На последнем допросе владыка сказал: «Я снова заявляю, что советской власти и ее укладу я желаю падения, в этом нахожу возможность восстановления правильной духовной жизни народа». 20 сентября 1937-го года епископ Амфилохий Скворцов был приговорен к расстрелу.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница