
Протоиерея Александр Дьяченко, настоятеля Тихвинского храма в селе Иваново Владимирской области, называют одним из самых популярных современных православных прозаиков. Его увлекательными рассказами о приходской жизни зачитываются и священнослужители, и миряне. При этом сам отец Александр не любит называть себя писателем. Своё творчество он считает частью пастырского служения. Так или иначе, на счету автора — более десятка успешно изданных книг. Одна из них вышла в популярной «Зелёной серии надежды» Издательства Сретенского монастыря. Называется она «Телефон доверия и другие рассказы».
Эти истории — родом из интернет-блога, который отец Александр ведёт уже много лет. Батюшка вспоминает, что, когда открывал свою страничку в сети, совсем не ожидал такого живого отклика от читателей. Оказалось, что непридуманные истории из жизни простого сельского прихода интересны людям; многие находили в них поддержку и вдохновение, а кто-то, прочитав их, приходил в храм.
Действительно, рассказы священника Александра Дьяченко — простые, тёплые и искренние — сразу же глубоко западают в душу. Героев этих историй мы каждый день встречаем на улице, в автобусе, в магазине. Узнаём их в своих знакомых, а может быть, и в самих себе. Отчасти поэтому рассказы отца Александра оказываются понятны и близки сердцам читателей. А ещё — потому, что автор говорит в них о самом главном. О том, что в нашей непростой жизни мы не одиноки. Рядом с каждым из нас всегда — Бог. И порой Он обнаруживает своё присутствие тогда, когда совсем этого не ждешь, и там, где никак не думаешь Его встретить. В одном из рассказов своей книги «Телефон доверия» Александр Дьяченко вспоминает, как крестил тяжело больного младенца — дочь своего знакомого. Крещение пришлось проводить в больничном боксе. Батюшка прошёл внутрь, а родители малышки наблюдали за происходящим снаружи, через большое окно. Ребёнок почти всё время спал. Но когда батюшка, окунув палец в святую воду, начертал на лбу младенца крест — по-другому в условиях бокса поступить было невозможно — девочка вдруг открыла глазки и широко, во весь свой маленький беззубый младенческий ротик, улыбнулась. Родителей малышки поразил этот эпизод. После крещения отец ребёнка признался священнику, что в тот самый момент пересмотрел свою жизнь, и понял, как много в ней необходимо изменить.
Священник Александр Дьяченко считает, что только встреча с Богом может заполнить пустоту в сердце человека, который и приходит в этот мир, чтобы испытать любовь и самому ощутить свою нужность кому-то. В книге «Телефон доверия» батюшка открывает секрет: Тот, Кому мы очень нужны, Кто всегда любит и ждёт нас — совсем рядом. И если когда-нибудь у человека даже по непонятной для него самого причине появится хоть малейшее желание быть с Ним — в тот же миг Господь выйдет ему навстречу. Пройдет сквозь тернии и годы и сделает все от Него зависящее, чтобы встреча обязательно состоялась.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер