Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Светлый вечер с Юрием Григорьевым (эфир 07.07.2015)

Светлый вечер с Юрием Григорьевым (эфир 07.07.2015)



У нас в гостях был актер Юрий Григорьев.
Мы говорили о его недавнем юбилее, об актерской профессии, о многолетней работе ведущим в программе "Спокойной ночи малыши" и о поездках по русской глубинке.

Ведущие: Алексей Пичугин, Алла Митрофанова

А. Пичугин

— Друзья, здравствуйте! Мы начинаем нашу программу «Светлый вечер», и я уверен, что сегодняшний наш выпуск будет по-настоящему светлым и добрым...

А. Митрофанова

— ...в привычном вечернем формате...

А. Пичугин

— Здесь, в студии... Да, Алла Митрофанова... В привычном вечернем формате — кстати, да. Сейчас объясню, почему! Алла Митрофанова, привет!

А. Митрофанова

— Добрый светлый вечер!

А. Пичугин

— Я — Алексей Пичугин. И действительно вот, с величайшим удовольствием представляем Вам нашего сегодняшнего гостя — это актер Юрий Григорьев, дядя Юра из «Спокойной ночи, малыши!» Здравствуйте!

Ю. Григорьев

— Здравствуйте.

Наше досье:

Юрий Григорьев. Родился в 1955-м году в Москве. Школьные годы провел в Риге. В 1976-м окончил Театральное училище имени Щукина и был принят в труппу Центрального детского театра, ныне РАМТ, где работает до сих пор. Сыграл более 16 ролей в кино. Широко известен как ведущий программы «Спокойной ночи, малыши!» дядя Юра.

А. Митрофанова

— Юрий Герасимович, ничего, что мы так, про «Спокойной ночи» сразу?

Ю. Григорьев

— Ну, как...

А. Митрофанова

— Ну, Вы поймите... Наверное, Вас замучили этими вопросами, но Вы сделали наше детство, понимаете? Мы... Это для нас эпоха...

А. Пичугин

— Мы сидим и улыбаемся.

А. Митрофанова

— Да, да. Мы просто при одном взгляде на Вас начинаем сиять!

Ю. Григорьев

— А знаете, как это приятно, когда, глядя на тебя, люди улыбаются? Поэтому как можно замучить приятным, радостным?

А. Митрофанова

— Хорошо! Это хорошо.

А. Пичугин

— Хотя творческая Ваша биография, извините за такое банальное словосочетание, она гораздо, гораздо шире, чем «Спокойной ночи, малыши!»

А. Митрофанова

— Работа в РАМТе. Сколько лет? Там, получается, уже лет...

Ю. Григорьев

— С 1976 года, почти 40 лет.

А. Митрофанова

— С 1976-го... Почти 40 лет. Вот я пыталась посчитать это.

Ю. Григорьев

— Я тут на днях отметил свое 60-летие, и должен сказать, что 50-летие как-то легче прошло. Притом, что я был, когда отмечал 50-летие, а в театре отмечалось мое 100-летие, потому что мне было 50, 30 в театре и 20 на телевидении...

А. Митрофанова

— Ах, как нарядно! (Смеется.)

А. Пичугин

— Так отметили? Вековой юбилей?

Ю. Григорьев

— Отметил хорошо! Полный зал был! Полный! Меня вначале спросили: «Юр, скажите, ну, сколько Вы хотите места, ну, чтобы для приглашенных?» Я говорю: «А сколько в театре мест?» — «Юра, ты с ума сошел?» — сказал руководитель театра Алексей Владимирович... (Смеется.) Но в результате получилось, что, действительно, весь зал наполнился, потому что я работаю для детей, и детские сады, и школы — ну, и отовсюду захотели прийти, и, слава Богу, получился очень теплый и радостный вечер. Но это были вместо двух с половиной, максимум, запланированных четыре часа. И когда люди в конце выходили, и у некоторых на глазах были слезы радости от того, что получился такой добрый светлый вечер, это было замечательно. Но устал я тогда... Я там похудел, по-моему, как не худел уже давным-давно. (Смеется.) Вот.

А 60 лет — это как-то значимо, Вы знаете... Вот не знаю, почему.

А. Митрофанова

— А вот чем, да? Что там такое происходит?

Ю. Григорьев

— Ну, во-первых, я значительно более как бы спокойно встречал его. Работа, с двенадцати у меня была репетиция до трех. Дальше я был свободен, но с друзьями — все, кто был в театре, мои коллеги, они все пришли поздравить. И потом уже, дома тоже в очень уютном, в самом тесном таком семейном кругу... Самые мои близкие и родные были со мной. Не хотелось шума почему-то. Не знаю. Как-то уже вот накануне и после, оглядываясь назад, эти 60 лет — так много! Так много сделано, прожито! Главное...

А. Пичугин

— Самое главное — что есть ощущение наполненности, что действительно много сделано!

А. Митрофанова

— Вот это, наверное, время, когда человек подводит какие-то там первые итоги, оглядываясь назад, и понимает, что...

Ю. Григорьев

— У меня получилось именно так. Я задумался так вполне определенно. Конечно, и раньше тоже вспоминал, думал о том, что было, как. И когда, кстати говоря, готовил этот вечер к 50-летию, там почему так получилось много? Потому что хотелось и об этом, и об этом, и об этом. Ну, как, там — о звучании(? о Звучане?– 04:29) о своей(?) как-то не вспомянуть там... И получилось долго, долго. Хотя в результате все равно... Ну, в конце я... Это было замечательно! (Смеется.) Меня «спокушки» пришли поздравить, они почти в самом конце вышли — мои друзья...

А. Митрофанова

— А «спокушки» — это значит?..

А. Пичугин

— «Спокойной ночи»...

Ю. Григорьев

— «Спокойной ночи малыши», да.

А. Митрофанова

— Это команда, которая снимает программу? Или это Хрюша, Степашка?..

А. Пичугин

— Хрюша, Степашка!

Ю. Григорьев

— Ну, там и режиссеры, и авторы, и, конечно, артисты были...

А. Пичугин

— Вместе с Хрюшей, Степашкой, да?

Ю. Григорьев

— Да, да-да-да.

А. Митрофанова

— А, вместе с Хрюшей и Степашкой? С Каркушей — девочка в команде есть.

Ю. Григорьев

— Ну, меня они еще и поздравляли на сцене, потому что просто появилась в нужный момент ширма, и там появились Хрюша, Степашка, Филя, Каркуша, вся компания, и они поздравили там. А потом вышла вся вот эта наша бригада.

А. Пичугин

— А Вы общаетесь до сих пор?

Ю. Григорьев

— Ну, конечно. Это же полжизни, ну что Вы!

А. Митрофанова

— Двадцать лет Вы вели «Спокойной ночи, малыши!»

А. Пичугин

— С 1980-го и с 2000-го.

А. Митрофанова

— Да, вот эти все персонажи, которых Вы перечислили, которых знает вся страна, без преувеличения, — Хрюша, Каркуша, Степашка, Филя, — Вы, когда про них говорите, Вы улыбаетесь так, как будто говорите о живых людях, а не о... Да, у них у каждого есть же свой характер, у каждого же какой-то свой образ...

Ю. Григорьев

— Вы знаете, мы, когда... ну, незадолго до моего расставания с этой программой, там какие-то социологи провели такие очень серьезные взрослые исследования — а что такое, почему именно вот эти четыре персонажа самые главные? И выяснили... Ведь были же другие — там...

А. Пичугин

— Уже забытые.

Ю. Григорьев

— ...много каких-то привносили, пробовали — Цап-Царапыч, там, и так далее.

А. Пичугин

— Мурапыч(?), (нрзб. — 06:05).

Ю. Григорьев

— Оказалось, что это основные четыре типа человеческого характера, которые очень близки и востребованы детьми.

А. Митрофанова

— То есть это такое попадание было идеальное, да? Хрюша — немножко такой вредный...

Ю. Григорьев

— Да, да. Только плюс талант кукольников и кукловодов, безусловно.

А. Митрофанова

— Ага.

Ю. Григорьев

— Потому что Хрюшу без Наташи Державиной вначале просто ну невозможно было представить. Потом уже начали кто-то пробовать, тоже помогать. Но она создала этого озорника такого. Работать с ней было тяжело, потому что первая программа... Знаете, она из тех людей — ну, вот как Шелин(?) наш дорогой, любимый, — он говорит совершенно серьезно, а тебя разрывает от смеха. Невозможно удержаться, а он еще и с удивлением смотрит на тебя и говорит: «Юра, я не понимаю, что ты смеешься?» И то же самое с Наташей — было очень трудно. Она отходила от сценария, который был передо мной, ну, буквально, там, на какое-то словечко, или где-то пауза, но в нужном месте, вот.

А. Митрофанова

— (Смеется.) И Вас разрывало от смеха в кадре, а Вы не могли смеяться?

Ю. Григорьев

— Да, и все, кто за камерой — они, естественно, там давились от смеха и все это, а мне говорили: «Юра! Ну ты же профессиональный артист! Ну что это такое? Ну, надо как-то держать себя в руках!» (Смеется.) Ну, конечно! Сами хохочут, а я должен сдерживаться!

А. Пичугин

— У меня вопрос, который меня с детства мучает: почему... Я, правда, переживал, честное слово, когда был маленький и смотрел...

А. Митрофанова

— Незакрытые гештальты пошли такие! Давай-давай! (Смеется.)

А. Пичугин

— Я смотрю — вот в одной программе, например... Очень редко, когда все персонажи собирались вместе. Вот в одной программе — Хрюша и Степашка, например. Или, там, Хрюша и Каркуша. И я переживал, действительно переживал и боялся, что больше, раз сегодня нет Каркуши, то больше никогда и не будет. Она реже всех, кстати, появлялась — ну, в моем детстве.

Ю. Григорьев

— Ну, Вы знаете, скажем, Валентина Михайловна Леонтьева — она Каркушу просто не любила.

А. Пичугин

— М-м...

А. Митрофанова

— То есть почему? Потому что она была девочка?

Ю. Григорьев

— Не знаю, не знаю.

А. Митрофанова

— Каркуша — девочка, и с ней было сложно? (Смеется.)

Ю. Григорьев

— Это надо было, пока она была жива, у нее спросить, вот. Ну не любила — и все. Она Филю очень любила. Вот с Филей обожала. Как правило, все программы авторы писали, уже знали, естественно, для Валентины Михайловны с Филей. Или с кем-то еще.

А. Митрофанова

— А у Фили какой характер?

Ю. Григорьев

— Ну, защитник.

А. Митрофанова

— Защитник!

Ю. Григорьев

— Вот эти четыре главных характера: озорник такой, да? — и часто, там, непутевый или что-то такое балагурящий, Хрюша, да?

А. Митрофанова

— Вредный!

Ю. Григорьев

— Степашка — такой лирический, задумчивый...

А. Митрофанова

— Такой Пьеро.

Ю. Григорьев

— Да. При этом резонерка Каркуша, которая все знает, всем расскажет, что нужно делать, как нужно и за кого нужно. Ну, и Филя — защитник такой вот, помощник...

А. Митрофанова

— Благородный рыцарь такой.

А. Пичугин

— Ну, действительно, вот редко же когда они вместе собирались, все вчетвером?

Ю. Григорьев

— Да, да. Ну, это было связано, в первую очередь, просто с актерами...

А. Пичугин

— И занятостью.

Ю. Григорьев

— Занятостью, да. Ну, и авторам, когда... Наверное — я думаю, что подспудно это где-то было, — чтобы все-таки было чуть подешевле. Тоже это срабатывало.

А. Пичугин

— М-м... Ну, в детстве мы об этом не думаем. В детстве переживаем — где?

А. Митрофанова

— Да, мы переживаем, нам очень важно, какая у них там жизнь протекает — в кадре и за кадром.

А. Пичугин

— В пять лет — какие зарплаты и где они вообще? (Смеется.)

А. Митрофанова

— Да. И какие между ними отношения выстраиваются. Вот был же такой воспитательный момент, совершенно очевидно, мне кажется, да?..

Ю. Григорьев

— Ну, а как же? Да.

А. Митрофанова

— ...когда на примере взаимоотношений Хрюши, Степашки, Каркуши, Фили и такого, ну... такого, как это сказать, наставника в лице Вас, они проживали определенную жизнь, определенные ситуации, и дети, соответственно, должны были делать какие-то свои выводы, да?

Ю. Григорьев

— Наверное, да, да.

А. Митрофанова

— То есть а как Вы прорабатывали, да? Где Вы брали материалы — вот сейчас такую-то ситуацию надо разобрать, в следующей программе?..

Ю. Григорьев

— Ну, это профессионалы-авторы.

А. Митрофанова

— А они психологи были?

Ю. Григорьев

— Иногда... иногда просили о чем-то. Ну, грубо говоря, в принципе, у нас, у редактуры, были такие колоночки — «жадность», «скупость»...

А. Митрофанова

— Ну, жадный — это Хрюша был, это я помню, он такой...

Ю. Григорьев

— Ну, да, да...

А. Пичугин

— Как правило.

Ю. Григорьев

— Ему, бедному, это все приписывают. (Смеется.) Через него.

А. Митрофанова

— (Смеется.) Ни за что ни про что страдал поросенок несчастный.

Ю. Григорьев

— Да-да-да.

А. Митрофанова

— А Вам самому насколько это было близко и интересно — вот именно такой воспитательной заниматься сферой?

Ю. Григорьев

— Ну, Вы знаете, это же работа, и радостная такая, светлая. Так же, как светло Ваше радио, так и эта работа — была она замечательная, очень теплая. Сама компания — она небольшая, круг людей, которые создавали это. И, кстати говоря, это, в результате, дало возможность нам создать телеканал «Радость моя»!

А. Пичугин

— Как раз мы хотели у Вас спросить про «Радость мою»...

Ю. Григорьев

— Фактически, да.

А. Пичугин

— Да. Недаром же Вы на «Радости моей» продолжили заниматься тем, чем занимались, в общем, практически, те же «Спокойной ночи, малыши!», только в другой...

Ю. Григорьев

— Ну, да. Просто в этот момент — по крайней мере, ведущие, которые в 2000-м году ушли... Там такое произошло обновление полное...

А. Митрофанова

— Ребрендинг.

Ю. Григорьев

— Ну, да, да. Нужно было усилить популярность программы как бы этой, под этим замыслом как бы все это происходило. Вот. Я не знаю, насколько это усилило. Я знаю, что когда я езжу иногда, и по поводу «спокушек», мне очень часто с горечью родители, которые пришли на меня, встретиться со мной — «ой, дядя Юра, как хорошо — увидели Вас, как будто обратно, там, в детство вернулись!»...

А. Пичугин

— А Вы на какие-то гастроли с ними ездите?

Ю. Григорьев

— Я несколько тысяч концертов за эти годы провел. И еще и в будущем «спокушки»...

А. Митрофанова

— Но самостоятельно, да? Не... Не привязываясь к...

Ю. Григорьев

— Я со своими друзьями... создали несколько таких театрализованных представлений. И они были и со «спокушками», и без «спокушек», и с другими куклами...

А. Пичугин

— Нет, а я имею в виду, уже после Вашего ухода из «Спокойной ночи, малыши!» Вы продолжали какие-то концерты давать?

Ю. Григорьев

— Ну, когда меня куда-то приглашали, и если среди приглашенных были эти куклы, то я, конечно, с радостью с ними тоже (нрзб.)...

А. Митрофанова

— Юрий Герасимович, а Вам не кажется, что вот... Сейчас же очень сильно время изменилось, времена всегда меняются, да, понятно? И нет каких-то застывших форм. Может быть, действительно, сейчас уже «Спокойной ночи, малыши!» в том формате, в котором Вы делали эту программу, сейчас уже утратили, скажем, ту актуальность, которая имела место в 80 — 90-е?

Ю. Григорьев

— А вот как Вы думаете, дети сильно изменились в дошкольном своем возрасте?

А. Митрофанова

— Ох... Это сложный вопрос. Потому что, понятно, внутренне...

Ю. Григорьев

— Если я Вам скажу — не очень сильно. Не очень. Да, они уже, там, с трех лет сидят тоже во всех этих гаджетах, вот. Но то, что касается потребности в доброте, внимании, любви — ничего не изменилось.

А. Митрофанова

— Согласна, да. Да. Вот это — константа такая.

Ю. Григорьев

— А основой этой программы — «Спокойной ночи, малыши!» — было всегда именно это, что и переняли наши «шишки» — «Шишкин лес» на радиостанции.

А. Митрофанова

— На телеканале, да.

Ю. Григорьев

— То есть на телеканале «Радость моя», да. Понимаете, от этого никуда не уйти. Это необходимо детям всегда. А почему у нас еще поездки эти были как бы многими такими... Действительно, мы много ездили — и с Наташей Державиной, и когда ее не стало, потом уже с другими, — потому что дети в 90-е годы, когда родители занимались чем угодно, кроме детей, и начало 2000-х тоже, — они были просто брошены. И что ездило параллельно с нами по России, это я Вам просто передать не могу — огромное количество каких-то странных нелепых цирков, которые заполонили все. Я понимаю, что артистам надо тоже зарабатывать деньги. Но когда выходят уже престарелые... 70 с лишним лет клоун, и у него жалкая собачонка, это так... Ну, это ужасно. Это ужасно, и... Я понимаю, я все понимаю, но нельзя. Если мы детям показываем что-то некачественное... Почему еще я категорически против вот этих западных мультфильмов — это не наше.

Вы знаете, не так давно тоже интересное такое исследование провели. На всей территории России вещает 16 детских телеканалов. Из них — представляете? — целых пять (пять!) имеют русское название! Ух, какая радость-то! Понимаете, да?

А. Митрофанова

— Есть о чем подумать.

Ю. Григорьев

— А из этих пяти только телеканал «Радость моя» работает на своей продукции, так называемом контенте. Только мы создавали наши, свои программы — родные, душевные, наши.

А. Пичугин

— Друзья, актер Юрий Григорьев, знаменитый дядя Юра из «Спокойной ночи, малыши!» сегодня вместе с нами проводит «Светлый вечер». Давайте про «Радость мою» поговорим. Мы как-то к ней подходили, подходили с разных сторон. Расскажите немного о проекте и о проекте Вашем внутри телеканала.

Ю. Григорьев

— Ну, Вы знаете, так, по милости Божией, там много как бы вот родилось через меня. Я к этому никакого... Заслуги моей тут нет, просто через моего духовного отца ко мне обратился человек, который финансировал этот телеканал. Он абсолютно бюджетный, затратный. Там не было никакой рекламы и нет сейчас. И он позвонил мне, меня предупредил мой крестный... мой батюшка, мой наставник, что он мне позвонит — человек, который хочет создать детскую программу. Начиналось все с детской программы. И появился «Шишкин лес». А как появился? Я просто взял, собрал всех людей, которые знают, что такое детское телевидение...

А. Митрофанова

— Кстати, большое искусство — делать детскую программу так, чтобы ее смотрели изо дня в день и из года в год.

Ю. Григорьев

— Безусловно, безусловно.

А. Пичугин

— Но был уже опыт. Был уже опыт, наработанный за, там, десятилетия.

Ю. Григорьев

— Безусловно. Конечно, да. И редакторы знали, как редактировать детские программы, режиссеры — как снимать именно детские программы.

А. Пичугин

— А кроме Вас был кто-то из «Спокойной ночи, малыши!», из команды?

Ю. Григорьев

— Так все оттуда! Я их оттуда, большинство, позвал!

А. Пичугин

— А-а!

Ю. Григорьев

— И это стало основой тех, кто создавал это!

А. Митрофанова

— А в чем главный секрет (нрзб.)?

А. Пичугин

— А Вы там как дядя Юра тоже проходите?

Ю. Григорьев

— Да, да. Ведущий дядя Юра.

А. Митрофанова

— Да.

Ю. Григорьев

— Ну, я там многие программы вел — вот «Аты-баты» до сих пор у нас идут, мы просто очень много сняли, одна из любимых программ. И такое количество писем, кстати говоря... Для мальчишек, вот конкретно нашим мальчишкам — «Аты-баты». Там я — Афанасий Иваныч, бывалый солдат в форме екатерининского солдата...

А. Митрофанова

— Рассказываете о войне...

Ю. Григорьев

— Я рассказываю обо всем, что связано с нашей памятью...

А. Митрофанова

— С историей армии?

Ю. Григорьев

— Да, историей армии, и современной — обо всех родах войск, обо всех полководцах наших, о событиях, о сражениях, о победах, о поражениях...

А. Митрофанова

— О солдатиках.

Ю. Григорьев

— То, о чем должен мальчишка знать и чем гордиться.

А. Митрофанова

— Юрий Герасимович, а в чем все-таки, вот как Вы думаете, что самое главное там должно быть, в детской программе, чтобы она вот так из года в год успешно существовала? Это же — ну, понятно, есть маркетинговые исследования, есть определенный набор, как это сказать, таких... скрепочек, на которых это все держится, — чтобы это была правильная картинка, чтобы были узнаваемые герои, с которыми можно себя ассоциировать, и прочее, прочее. Но ведь есть же вот... есть еще какой-то секретный ингредиент. О секретном ингредиенте можно?..

А. Пичугин

— А кто тебе о нем расскажет?

А. Митрофанова

— А вот, да... А вот...

Ю. Григорьев

— Да нет, нет... Все, в действительности... Вот никаких секретов нет, и все очень просто. Основа — самое главное, что должно быть, — это любовь к детям. А если любишь детей, своего ребенка и других, то ты понимаешь, что для них полезно, а что неполезно. Должны обязательно в этом работать профессионалы, потому что если человек не знает этой специфики, то ему очень трудно, действительно.

А. Митрофанова

— Любовь и профессионализм, да.

А. Пичугин

— А когда Вы начинали «Спокойной ночи, малыши!», у Вас был опыт уже работы с детьми?

Ю. Григорьев

— Нет, нет, в тот момент — нет. Наташа Цветкова, Наталья Владимировна, которая меня туда привела, она оттолкнулась от, как она мне потом рассказывала, от моей внешности. Она увидела мою фотографию в театре, и ей показалось, что я достаточно добрый для того, чтобы работать с детьми.

А. Пичугин

— А Вам всего 25 было на этот момент?

Ю. Григорьев

— Ну, да, да.

А. Митрофанова

— А вот Вы упомянули своего духовника. Вы же... Вы верующий человек православный, да?

Ю. Григорьев

— Да.

А. Митрофанова

— В какой момент это случилось в Вашей жизни? Как Вы пришли в церковь? Как это произошло?

Ю. Григорьев

— Я взрослым человеком пришел, и, ну, как всегда, с этим всегда, я думаю, у всех связаны какие-то свои чудеса в жизни. Уже будучи взрослым, в год тысячелетия Крещения Руси...

А. Митрофанова

— 1988-й...

Ю. Григорьев

— ...да, я вдруг, будучи в Смоленске, на Родине отца, придя в Успенский собор, который парит над всем городом, я вдруг осознал, что мне надо это сделать. Вот оно пришло, и все.

А. Митрофанова

— В смысле, креститься?

Ю. Григорьев

— Я как бы внутренне, видимо, постепенно к этому шел и готов был, потому что вот там — вот оно произошло, и все, и я знал, что мне нужно креститься.

А. Митрофанова

— А какие вопросы к этому привели? Вот внутренняя готовность — она чем измерялась, что это было?

Ю. Григорьев

— Вы знаете, нет, не могу так проанализировать, сказать вот: «У меня там что-то произошло в жизни, что подтолкнуло»... Нет. Вот произошло... Конкретно просто вот — местоположение, Родина отца, и вот этот удивительный, конечно, просто восхитительный храм, который тебя уносит в небо, туда, ввысь куда-то...

А. Митрофанова

— А что меняется в жизни после того, как это происходит?

Ю. Григорьев

— Ну, у меня, в общем, мое мироощущение поменялось, поменялись привычки многие. Вы знаете, сколько я избежал благодаря тому, что я пришел к вере, это не пересказать.

А. Митрофанова

— Каких-то соблазнов, или что?..

Ю. Григорьев

— Да, да.

А. Митрофанова

— Да? Вот смотрите, актерская профессия — она же связана с успехом, да, с любовью зрителей... То есть, есть момент...

Ю. Григорьев

— Да, с желанием... Да, с гордыней, фактически...

А. Митрофанова

— Ну, с желанием нравиться... Не всегда...

Ю. Григорьев

— Да, да, естественно. Популярность должна быть, а как же. Каждый же стремится, чтобы тебя похвалили, да? Значит, ты... Ну, в общем, все соблазны связаны с этим. Недаром же в церкви не очень благославляется эта профессия. Но у меня, по милости Божией, была встреча на острове Залец(?) со старцем, отцом Николаем Гурьяновым, и я у него спросил... У меня был такой момент, когда я был на перепутье — я думал, стоит ли продолжать, или нет. И батюшка меня благословил и сказал... Там, я знаю, что там были и другие ответы таким же артистам, как я, пришедшим к нему. Он благословил, перекрестил меня, помазал елеем и сказал: «Только с верой. Занимайся, но только с верой».

А. Митрофанова

— И как? Вот Вы занимаетесь только с верой. Вот смотрите — Вы вели «Спокойной ночи, малыши!» до этого и вели «Спокойной ночи, малыши!» после этого. Вот как-то поменялось что-то в Вашем отношении?..

Ю. Григорьев

— Ну, во мне же менялось, значит, в моем отношении, наверное, что-то поменялось, но это не было так прямо — так, раз! — и совсем другой дядя Юра. Нет, этого же так... Просто внутри у меня какие-то возникли другие каноны, законы поведения...

А. Пичугин

— А параллельно со «Спокойной ночи, малыши!» Вы занимались взрослыми проектами?

Ю. Григорьев

— Ну, у меня... Взрослыми в тот момент — Вы имеете в виду что?

А. Пичугин

— Театр.

Ю. Григорьев

— Театр? Ну, театр... Это не параллельно со «Спокойной ночи, малыши!», а это «Спокойной ночи, малыши!»...

А. Пичугин

— ...параллельно с театром.

Ю. Григорьев

— ...параллельно с моим родным, любимым бывшим Центральным детским, а потом молодежным театром.

А. Митрофанова

— Это РАМТ нынешний, да.

Ю. Григорьев

— Да-да-да. Это с огромными традициями театр, который и на сегодня является уникальным театром, уникальным. То, что я слышал от своих друзей по поводу других театров, то иногда просто волосы на голове шевелятся от того, что там происходит в закулисье. Ну, и по тому, что и на сцене я вижу в других театрах.

А. Митрофанова

— А почему РАМТ уникальный?

Ю. Григорьев

— Он уникален... На сегодняшний день всегда все творится руководителем. Как наша страна уникальна сегодня благодаря руководителю, так и театр. Алексей Владимирович обладает удивительным талантом создавать свою, только ему как бы присущую, атмосферу в театре. У нас нет склок. Вот представить театр без склок очень сложно. А у нас их, ну, практически нет. Ну, я не знаю, может быть, я такой счастливый, что меня это не касается, но я не знаю, чтобы были склоки. Кто-то, может быть, недоволен политикой репертуарной, там, но это не переходит на личное — это всегда профессиональное. И Алексей Владимирович — он с самого начала, когда он пришел, он сказал: «Так, я вырос в семье, где не было «ТЮЗовщины». То есть...

А. Пичугин

— А «ТЮЗовщина» — в данном случае что вкладывается в понятие?

А. Митрофанова

— Это что такое, да?

Ю. Григорьев

— Это не очень интересные детские вот такие вот спектакли на потребу именно как бы для детей, не очень качественные. В этом «ТЮЗовщина». Он говорил: «Меня в детстве водили на взрослые спектакли — на хорошие взрослые спектакли, хотя я был как бы еще ну не совсем маленьким, наверное, а чуть вот уже постарше. Меня водили на хорошие взрослые спектакли, и поэтому мне было хорошо. Я со своими родителями смотрел и обсуждал с ними всерьез хорошие какие-то спектакли, которые давали и достаточно взрослые как бы проблемы. Но за счет того, что со мной на равных это обсуждалось, я и рос, и мужал».

И у нас в РАМТе — у нас есть, естественно, детский репертуар — «Незнайка» и так далее, но...

А. Пичугин

— Но есть и серьезный?

Ю. Григорьев

— Есть и очень серьезный.

А. Пичугин

— Например?

Ю. Григорьев

— Одна из последних премьер — «Нюрнберг», за который только что за лучшую режиссуру... Алексей Владимирович получил. за лучшую режиссуру «Хрустальную Турандот». «Нюрнберг» — два, то есть полтора года назад... То есть в позапрошлом году, в сентябре кто мог предположить, что сегодня тема нацизма и фашизма кому-то будет интересна? До всех событий на Украине — кто? Да абсолютно... Там совсем другие волновали проблемы, и интересы были! И вдруг, когда мы выпускаем, все сказали: «Вы что, это готовили к этому? Или к юбилею?»

А. Митрофанова

— У художников есть такая черта, да — они чувствуют, как что-то витает в воздухе, какие-то назревающие проблемы, не до конца еще даже сформулированные.

Ю. Григорьев

— Удивительное чутье.

А. Митрофанова

— Да-да. А они уже...

Ю. Григорьев

— А какие постановки! У нас в театре практически нет помещений, где не было бы поставлено спектаклей. Под сценой — были, на главной лестнице — был. (Смеется.) Наверху...

А. Митрофанова

— В гардеробе? (Смеется.)

А. Пичугин

— Антрепризы и капустники?

Ю. Григорьев

— Нет, нет! «Береника» — неплохо? На нашей парадной мраморной лестнице. О, вот древние времена, стояли лампады, и в этих тогах красивые замечательные наши артисты играли «Беренику». В зале у нас в основном, да? То есть зритель... Я своему другу говорю: «Приходи, посмотри, «Лорензаччо» у нас будет, только ты будешь на сцене, а я буду в зале на тебя смотреть». Он говорит: «Ты что, с ума сошел?» Я говорю: «Нет». Пришел и увидел, что... Замысел был, что это был театр в театре. Потрясающая была постановка «Лорензаччо», очень любил.

А. Митрофанова

— Вы так увлеченно об этом рассказываете... У Вас вот, видимо, театр — это вот вся жизнь, да?

Ю. Григорьев

— А как же? Это — основа. Это — основа. Другое — да, не менее любимое — и «спокушки», и телеканал «Радость моя». Это огромное счастье, что это наполнило мою жизнь еще другими смыслами, дало возможность по-другому развиваться еще.

А. Митрофанова

— Разные бывают точки зрения на то, что театр делает с человеком. Может быть, даже как-то порабощает...

Ю. Григорьев

— Например?

А. Митрофанова

— Вот, скажем, актриса Екатерина Васильева, когда была здесь, у нас в гостях, она тоже делилась своими переживаниями по поводу сочетания актерской профессии, веры и...

А. Пичугин

— Вот давайте это на следующую получасовку оставим.

А. Митрофанова

— Да.

А. Пичугин

— Буквально через несколько мгновений вернемся в эту студию, где...

А. Митрофанова

— …где и продолжим размышления. (Смеется.)

Ю. Григорьев

— Хорошо.

А. Пичугин

— ...где у нас актер Юрий Григорьев, дядя Юра из «Спокойной ночи, малыши!», вместе с нами проводит «Светлый вечер». Алла Митрофанова, я — Алексей Пичугин.

А. Митрофанова

— Еще раз добрый вечер, дорогие слушатели! В студии радио «Вера» Алексей Пичугин, я — Алла Митрофанова. У нас в гостях артист Юрий Григорьев, благодаря которому вот...

А. Пичугин

— ...наше детство прошло...

А. Митрофанова

— ...было раскрашено просто в какие-то немыслимые краски, потрясающие. Не так много на нашем советском телевидении было программ, которые адресованы именно тебе, когда тебе два года, три года и так далее. Вот «Спокойной ночи, малыши!» были такой программой. Мы, кстати, посчитали с Лешей перед эфиром, что Хрюше-то уже 46 лет. Вот он уже...

А. Пичугин

— А старше всех Филя — ему почти полтинник.

А. Митрофанова

— Вот. А Каркуша — это такая леди бальзаковского возраста, ей 36. Да. То есть это, на самом деле, потрясающие вещи, и дай Бог, чтобы вот этот формат... Он как-то... Ну, просто он греет душу — вот эти воспоминания, они такие... какие-то совершенно особые, да? Ну, мы...

А. Пичугин

— Ну, мы про разные взгляды на театр хотели поговорить до перерыва. Вот Алла уже напомнила — у нас в гостях была замечательная актриса Екатерина Васильева...

Ю. Григорьев

— А что Катя рассказывала?

А. Митрофанова

— Глубоко верующий человек, да. Она говорила о том, что театр — это, ну, как сказать, это же вот вторая религия, фактически. И если ты целиком и полностью театру принадлежишь — там, душой, сердцем, мозгами, всем, то это такая своеобразная форма, ну, как сказать...

А. Пичугин

— ...зависимости...

А. Митрофанова

— Да, я не берусь сейчас...

А. Пичугин

— ...воспроизводить точные ее слова, но форма зависимости, да.

А. Митрофанова

— ...но смысл такой.

А. Пичугин

— И она говорила, что когда ей приходится выходить на сцену, когда ей приходится сниматься в той или иной картине, она не играет персонажа, а она такая, как она в жизни. То есть она соглашается на ту роль...

Ю. Григорьев

— То есть она проживает (нрзб.).

А. Пичугин

— ...только на ту роль, которая ей близка по ее характеру.

А. Митрофанова

— Вот. А режиссер, например, требует безусловного подчинения, и здесь тоже возникают несостыковки, и так далее.

Ю. Григорьев

— Конечно.

А. Митрофанова

— А вот... А для Вас это органично получается, да?

Ю. Григорьев

— Ну, Вы знаете, каждый ведь по-своему проживает свою жизнь, и в театре тоже. Но я никогда не замыкался на театре. Я с радостью принимал все, что театр мне давал, но при этом у меня была и своя жизнь другая, поэтому у меня не было такой зацикленности на театр. Поэтому у меня, если что-то в театре происходило, то я последним обычно это узнавал. «Юра, ты с ума сошел! У нас тут шубы пропали!» — «Какие шубы? Боже мой, о чем Вы? Я сейчас со съемок пришел!» Вот. (Смеется.) И в этом было мое, наверное, такое другое счастье еще. Поэтому я не знаю, я этого не ощущал. Но, может быть, для женщины, к тому же, еще по-другому восприятие, чем для мужчины...

А. Пичугин

— Да, кстати, это тоже немаловажный фактор.

А. Митрофанова

— Может быть. Вот, кстати говоря, в Вашем таком длинном списке ролей, сыгранных в РАМТе, есть роль в спектакле «Идиот», Вы играли там Тоцкого, да? И это вот как раз таки человек с такой очень, как сказать, сомнительной репутацией — человек, который является совратителем, да? И Вы говорили, почему Вас взяли в «Спокойной ночи, малыши!» — Вас взяли туда за добрые глаза. А как в этот?..

А. Пичугин

— Тоцкий с добрыми глазами — ну, вот он да! А иначе... иначе как?

А. Митрофанова

— (Смеется.) Как Вам себя было ощущать в этой роли?

А. Пичугин

— Вы, кстати, адаптировали «Идиота» под... для такого детско-юношеского?

Ю. Григорьев

— Нет, нет, этого не было. Это был совершенно взрослый, очень необычный и интересный спектакль, один из тоже спектаклей, которые как бы в память врезались. Он необычно был построен, потому что меня друзья спрашивали: «Слушай, у Вас же кто — балетмейстер, да, постановщик-то, режиссер? А текст-то будет вообще?»

А. Митрофанова

— (Смеется.) Действительно!

Ю. Григорьев

— И успокаивал: «Да-да, текст будет, не волнуйтесь!» Просто периодически у нас это перемежается пластическими такими вставками, этюдами, танцами, которые раскрывают или дополняют содержание. Это был действительно очень интересный эксперимент у нас в театре, и, к сожалению, не так долго шел — там, по каким-то внутренним проблемам. Но это было безумно интересно. И, кстати говоря, он дал возможность себя почувствовать совершенно другим, свои возможности пластики.

А. Митрофанова

— В другом амплуа?

Ю. Григорьев

— Потому что я танцевать всегда, с детства любил, а там получилось — ну, такой западный вариант хореографии, с ним познакомиться... Ну, замечательный Режис Абадио(?)... «У Вас кто режиссер?» — «Режис». — «Нет, ну понятно, что он режиссер... Как его?» — «Режис». — «А-а!» — «А что?» Ну, как «Авас», вот здесь Режис. Режиссер Режис. Замечательный был, интересно очень работать, необычный, такой очень западный подход к театру. Но он натолкнулся на наш театр, на то, что там воспитал Алексей Владимирович. Потому что вот если внутренние все взаимоотношения в сценах, действенные линии персонажей, — фактически, это разбиралось, в первую очередь, самими актерами, которые там были заняты. И поэтому мы привнесли туда русский театр, а Режис — он принес такой западный интересный взгляд.

А. Митрофанова

— Интересный микс получился. Как Вам роль Тоцкого? Вы уходите от ответа, да...

Ю. Григорьев

— Вы знаете, мне не привыкать! Я пришел в театр, и первая роль у меня была замечательная такая — Черный Ефрейтор в «Молодой гвардии», садюга такой. Очень милый человек. У меня накануне — вот завтра спектакль «Молодая гвардия», у меня сегодня уже портилось настроение, потому что, ну, вот поначалу — это же отсутствие опыта еще и профессионализма — у меня жутко портилось настроение, потому что завтра опять этого мерзавца, как... А потом, когда я нашел «ключик», когда я начал над ним издеваться, над этим своим Черным Ефрейтором, вот тогда все пошло...

А. Митрофанова

— То есть Вы его играли, а внутренне при этом издевались?

Ю. Григорьев

— И я ждал, когда же «Молодая гвардия»... А-а, в этот раз еще что-нибудь придумаю!

А. Митрофанова

— А над Тоцким Вы тоже издевались?

Ю. Григорьев

— А?

А. Митрофанова

— Над Тоцким тоже издевались?

Ю. Григорьев

— Ну, Тоцкого я...

А. Пичугин

— Тоцкий — бедный, несчастный человек, ему уже жизнь поиздевалась, чего (нрзб.)...

Ю. Григорьев

— (Смеется.)

А. Митрофанова

— А как он поиздевался над жизнью и окружающими!

Ю. Григорьев

— Да, он там славно, да, у Достоевского. Но я нашел тоже такое отношение к нему — я ну не то, что издевался, но то, что я явно показывал всю его эту подленькую душу, раскрывал так, чтобы увидели всю эту изнанку, я постарался. Мне показалось, что получилось.

А. Митрофанова

— А какая роль для Вас самая интересная вот за Вашу творческую биографию? Может быть. самая сложная? Как правило, то, что сложно дается, потом долго запоминается и долго ценится! (Смеется.)

Ю. Григорьев

— Ну, я Вам должен сказать, что не так давно у меня была... (Смеется.) Ну, каждая по-своему... Как Вы думаете, вот... капитан Врунгель — как это? Значит, когда я получил роль — ну, там только сорок... вначале сорок семь листов, потом стало сорок два или сорок три, вот. Ну, и когда начал читать, то выяснилось, что это все — моя роль. То есть, если взять чисто мой текст в этой пьесе, то, я думаю, там, из сорока двух листов, ну, наверное, тридцать семь — мои.

А. Пичугин

— Ну, вообще-то, заметный персонаж в этом произведении!

Ю. Григорьев

— Да, да! Такой существенный!

А. Митрофанова

— Да-да-да, такой существенный!

Ю. Григорьев

— И это было невозможно. Я все время должен был говорить. А так как на выпуске второй артист ребра себе там... трещины получил, она оказалась еще и опасной, роль, потому что мы там лазим, яхта же...

А. Пичугин

— А, он повредился именно?..

Ю. Григорьев

— Да, прямо на самой... прямо на репетиции...

А. Митрофанова

— Наверное, белок спасали, да? Там, да, да?

Ю. Григорьев

— Как-то там вот что-то такое, да, с ним произошло, и, залезая, он наткнулся там на что-то. Вот, короче говоря, я остался один. И Вы представляете, да? — утром и вечером прогон, и я — непрерывно говорящий. Вот. Потом я своих друзей звал к себе на премьеру и говорил: «Слушай, вот если я тебе еще не надоел своим голосом, приходи, послушай». Потому что я непрерывно говорил. Но, с другой стороны, это замечательный опыт. У меня есть мысль еще об одном моноспектакле — ну, посмотрим, как это получится.

А. Пичугин

— А «Капитан Врунгель» — это недавно было, да?

Ю. Григорьев

— Ну, не так давно, да. Четыре, что ли, года назад.

А. Пичугин

— А, ну, то есть, Вы уже не играете его?

Ю. Григорьев

— Нет, нет, сейчас он снят.

А. Митрофанова

— Скажите, пожалуйста, когда Вы участвовали в работе телеканала «Радость моя», там был проект, когда Вы выезжали в разные города и веси и исследовали окрестности для того, чтобы рассказать о...

Ю. Григорьев

— О-о, это еще один удивительный...

А. Пичугин

— Кстати говоря, да-да-да! Я забыл уже даже...

Ю. Григорьев

— «Пройти сто дорог» называется.

А. Митрофанова

— Да, «Пройти сто дорог».

Ю. Григорьев

— И мы заезжали — вот, скажем, Ивановская область. Едем — деревня, дальше дорога, дальше дорога, еще деревня, деревня, деревня, дальше дорога... Деревня — дальше дороги нет. Вот здесь и снимали. Вот заезжали в самые глубинки, Боже ж ты мой!

А. Митрофанова

— То есть Вы специально в такие экстремальные ситуации себя ставили, чтобы там что-то начинало получаться? Какой смысл?

А. Пичугин

— А какой смысл был?

Ю. Григорьев

— Рассказать о России, которую мало знают. О нашей глубинке. Мы живем Москвой, Питером, Владивостоком. То есть вот что-то крупное, большое...

А. Пичугин

— А мизансценически как это выглядело вес?

Ю. Григорьев

— А мы приезжали, и вот там мой тезка, дядя Юра такой был, у него... Ну, он удивительный просто, да? Обо всем, что вот вспоминаешь, оно просто... такое внутри тепло разливается. Поездки дали возможность увидеть наших русских людей, которые нигде не видны, о них никто не знает, они живут в самой-самой глубинке. Вот как они живут-то? И вот этот дядя Юра, скажем. Там две Алевтины... Ой, я не могу, это...

А. Пичугин

— А Вы спонтанно приезжали? Как-то рандомно точка на карте была, или?..

Ю. Григорьев

— Нет-нет-нет, как правило, мы все-таки узнавали там... город Павлово... Боже ж ты мой! Кто знал, что там столько увлечений! Лимонами увлекаются, ножами увлекаются, канарейками увлекаются — перечислять долго можно, что там.

А. Митрофанова

— В каком смысле — увлекаются — ножами, канарейками и лимонами?

А. Пичугин

— Это лимоны выращивают, да?

Ю. Григорьев

— Многие жители этого города.

А. Митрофанова

— Выращивают лимоны?

А. Пичугин

— Вы идете по улице и смотрите на окна, а там лимоны. Нижегородская область, Павлово-на-Оке.

Ю. Григорьев

— Потрясающе!

А. Пичугин

— Город между Нижним и Муромом!

А. Митрофанова

— Спасибо, что просветили, коллега, но...

Ю. Григорьев

— А ножи какие они делают! Сумасшедшие ножи, красивые, с какими-то там туманами, разводами...

А. Митрофанова

— Подождите... А Вы, получается... Вы выясняли, Вы проводили исследования, почему в этом городе Павлове люди выращивают лимоны?

Ю. Григорьев

— Нет, нет.

А. Митрофанова

— Нет? Вы просто рассказывали?

Ю. Григорьев

— Нет, мы приходили к конкретным людям — к Алле, вот к кому-то еще и узнавали, а как они живут, что их интересует, а почему родилось это увлечение. Мы с ними разговаривали.

А. Пичугин

— Так-то вся страна знает, что в Павлове автобусы «выращивают».

А. Митрофанова

— И вполне успешно.

Ю. Григорьев

— «ПАЗики», да-да-да.

А. Митрофанова

— Да... И что Вы для себя вынесли? Что вот Вы выносили, что Вы узнавали нового о людях?

Ю. Григорьев

— Это удивительная наша страна — раз за разом ты понимаешь, как удивительна и многообразна наша страна, и какие люди замечательные, удивительные, действительно. Две Алевтины. Мы ехали из Москвы, и поэтому спланировать время приезда не знали. Режиссер сказал, что часам к трем приедем, хотя ну это не могло быть по определению. Значит, уже к пяти приедем. С трех часов эти две Алевтины — это бабушки, одной вчера 80 было, а у следующей скоро должно было быть, — вот они две певуньи, уже ждали, значит, нас, с трех часов сидели. Мы приехали, чтобы не соврать, часов в восемь, темно уже было, а они только вот буквально за полчаса до этого разошлись — «ну, видно, не приедут». А они разложили свои удивительные кружева какие-то, украшения, от своих бабушек-дедушек там что пришло к ним, из сундуков вынули, разложили. А они в этом выступают — в том, что прабабушка там когда-то пела где-то, вот они в этом же сейчас выступают. Певуньи какие, Боже мой! А что они отвечают — замечательно. Я задал... часто задавал вопрос: «Скажите, а вот Ваше представление — что такое счастье?» Сколько ответов! Но пусть наши слушатели откроют сайт «Радость моя», и там есть эти наши... кликают эти картинки наших программ, — вот послушают этих людей. Это заслушаешься. Как они живут!

А. Митрофанова

— А Вам какой ответ больше всего запомнился, что такое счастье?

Ю. Григорьев

— Самый, наверное, больше всего — женщина сказала: «Счастье? Да что же это за счастье? Я и не знаю».

А. Митрофанова

— (Смеется.) Исчерпывающе.

Ю. Григорьев

— Она прожила, там, от деревни последней по речке, которая петляет, петляет-петляет... Так если напрямую, там, я не знаю, наверное, километра нет. Долго-долго мы плыли по каким-то каналам там непонятным — приплыли.

А. Пичугин

— Это где?

Ю. Григорьев

— Не могу сейчас вспомнить. По-моему, это Вологодская губерния наша, по-моему, там. Топка, змеи — и деревушка из 14, по-моему, домов, два — жилые. Вот она там живет. Не хотела ничего говорить. Долго-долго... Да мы: «Бабушка! Мы же ее... камеру вообще тут уберем далеко. Но если Вы не расскажете, кто же расскажет?» Уговорили все-таки. Она начала рассказывать про свою жизнь — как она, там, с семи лет уже работала, с двенадцати уже просто официально в колхозе она работала, ей уже тут трудодни выписывали. И как она вышла замуж... Я говорю: «Ну, наверное, это-то?..» — «Да нет, эта штука — работа все была». Но если в других местах — там, в Белгородской области — расспрашиваю: «А молодость-то как прошла?» А как раз получилось, что одна за другой были поездки, и под впечатлением вот этой бабушки, у которой счастья вообще и не было, она не знает, что это такое, спрашиваю здесь, они говорят: «Ой, так молодость-то! Ой, мы тут пели по ночам-то!»

А. Митрофанова

— Зажигали.

Ю. Григорьев

— Я говорю: «А когда ж спали-то?» — «Да, спали потом!» — «Когда потом-то?» — «Да, не важно! Там прикорнешь на пятнадцать минут — и ладно! А мы вечером там с гармонью по деревне!»

А. Пичугин

— Может быть, просто кто-то помнит, а кто-то уже забыл, что так было? Ведь, наверное, у той бабушки из Вологодской области тоже, возможно, было нечто подобное?

Ю. Григорьев

— Вы знаете, нет. Если бы Вы посмотрели ей в глаза, Вы бы поняли, что это... это жизнь ее такая тяжелая. Она... Ну, просто этого эфира не хватит — пересказывать все ее перипетии, которые она рассказывала...

А. Пичугин

— Ну, можно зайти на сайт да посмотреть.

Ю. Григорьев

— Да, да, это стоит того. Да, не договорил... Очень хочется про этого дядю Юру, который... Он совсем лысенький такой — ну, чуть-чуть там что-то такое сзади. И когда он улыбался, у него от уголков глаз разбегались лучики и загоралось солнце. Это всепоглощающее такое, заливающее все вокруг добротой удивительной... Я у него спрашиваю: «Как же Вы тут один живете-то?» — «Ну, вот сейчас-то да, да, в прошлом году-то переехала, а так вот тут со мной была вот по соседству соседка, там, Валентина жила, да. Ну, вот мы там с ней друг другу помогали». Я говорю: «А как же Вы?.. Ну, а зимой? Тут же никто сюда... кто доберется-то? Дорогу, наверное, не чистят?» — «Не, какой там! Не чистят!» Я говорю: «А кто?» — «А почтальон! Я ее прошу — там, когда хлебушка принесет, там, вместе с пенсией, или, там, нужно лекарство». Я говорю: «Ну, давайте мы Вам хотя бы, ребята мои — там, все, кто со мной был, там, операторы, — давайте мы Вам... (а у него козочки)... давайте накосим?» Он говорит: «Не-не-не! Я сам! А что ж я-то буду делать?» А он со мной полчаса на завалинке-то посидел — он вставал минут двадцать, разминал ногу, которая у него болит. Но «нет, я сам».

Журавль, колодец — сломался журавль уже, древний. То есть доставать нужно ведро за веревку и таскать. Мы говорим: «Давайте мы Вам натаскаем воды-то!» — «Не-не, ребятушки, нет!» Вот ему ничего не надо, он сам все сделает. Удивительный, солнечный человек! Живет в последней деревне, где дорога кончается.

А. Пичугин

— В Ивановской области?

Ю. Григорьев

— Угу.

А. Митрофанова

— Артист Юрий Григорьев сегодня в гостях в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». И у нас такой какой-то очень светлый разговор получается!

А. Пичугин

— Многогранный, я бы сказал! Начали со «Спокойной ночи, малыши!» и сейчас говорим про Россию. Так здорово!

А. Митрофанова

— Юрий Герасимович, а получается, что эти люди — они совсем не ропщут на то, что у них тяжелая жизнь, про них никто не помнит, о них... к ним доходят только почтальоны, они живут там, где заканчиваются дороги, у них нет воды, нет практически ничего? А как вообще, как они себе там, не знаю, ну, вопросы... Может быть, это наши, там, проклятые — все, там, «достоевщина», «интеллигентщина», когда мы начинаем?..

А. Пичугин

— А я давно говорил!

А. Митрофанова

— Да! Он давно говорил, да, там. Смысл жизни, там, что-то сделать и так далее. А вот они же просто живут, да?

А. Пичугин

— Многие знания — лишние скорби... Лишние знания — многие скорби.

А. Митрофанова

— Да-да-да.

Ю. Григорьев

— Не лишние — многие. Это правильней. «Лишние» — как лишние знания? А какие лишние, а какие не лишние? Это делить надо.

А. Митрофанова

— Ну, вот Вы рассказываете: каждый человек — как поэма.

Ю. Григорьев

— Ну так и есть! Так и есть! Вот с кем встречались... Ну, поразительные эти судьбы! И я думаю, что в этих судьбах очень хорошо проявляется наш вот русский характер, наш менталитет российский.

А. Митрофанова

— А в чем он?

Ю. Григорьев

— Понимаете, это... Я думаю, что то, что не ропщут, это, действительно, от характера нации, всего народа, но и, безусловно, благодаря вере. Что дал Господь — то и принимай.

А. Пичугин

— А вера есть?

Ю. Григорьев

— Есть. Есть.

А. Пичугин

— Храмов нет, а вера есть?

А. Митрофанова

— Они же советские люди. Как это, откуда это?

Ю. Григорьев

— Вы знаете, нет...

А. Пичугин

— Вот они — не советские люди.

Ю. Григорьев

— Это не советские люди.

А. Пичугин

— Это мы — советские люди.

Ю. Григорьев

— Это как раз постсоветские, которые, к счастью, благодаря нашим бабушкам и нашим женщинам сохранили нашу веру.

А. Митрофанова

— «Надсоветские» такие, да?

Ю. Григорьев

— Кто сохранил веру-то в советские времена?

А. Митрофанова

— Ну, «белые платочки», да.

Ю. Григорьев

— Да, женщины. Наши женщины. В первую очередь, бабушки.

А. Пичугин

— У них же никогда по-другому не было. Что бы ни происходило в стране, кто бы не был наверху, у власти, у них всегда не будет дороги в это последнее село, у них всегда это село будет таким, какое оно есть.

А. Митрофанова

— Некая константа бытия такая.

А. Пичугин

— С ним... С ним ничего последние, там, лет 80 не происходило, кроме того, что оно планомерно уходило.

А. Митрофанова

— Оно просто разрушается, и скоро его не будет. Вот в этом катастрофа-то.

Ю. Григорьев

— Да, да. Это уж я посмотрел. Та же Ивановская область, когда едешь по ней, — ощущение, что, ну, неделю назад война закончилась.

А. Пичугин

— Там разные места есть...

Ю. Григорьев

— Разруха. Разруха.

А. Пичугин

— Ну, да, в общем...

Ю. Григорьев

— А в Вологодской области... Господи! Вы говорите про наших русских людей. Значит, бедный нищий колхоз, один из большинства, который... все уже разрушены, там. Я приехал, там, год назад там председатель соседнего колхоза все заложил в банк. Причем, все об этом знают... За, там, не помню, 60 миллионов — земли, ну, вот все, что принадлежит колхозу, заложил туда; 20 миллионов вернул наличными, обналичил — в банк, кому нужно было. Вот. И колхоза не стало. А рядом вот этот колхоз. И там такой Николай — простой мужик, который никогда и не был председателем. А меня попросили, говорят: «Слушай, больше-то некому... Все же спиваются уже, работы-то нет, этого нет. Может быть, возьмешься?» И он взялся. И для того, чтобы... Скот у него там, стадо — 120 коров. Вот. И как-то надо выживать, и надо как-то организовывать. А денег на молочную ферму нет. А там вот эти пластиковые трубы, по которым когда-то там эти доильные аппараты, все это... Вот он все это забросил, вспомнил, что делали деды, и у него в центре огромного вот этого коровника стоит из нержавейки корыто — большое! Корова когда захочет попить — она сама подойдет. Ясли все убрал — их неудобно обрабатывать, вывозить оттуда все. Вот просто ровные две такие — сама дорога в середине, по которой трактор ходит, и здесь — который сметает сюда все, весь навоз, все это. Есть трактор, который разбрасывает сено. Вот они сами, коровушки, уходят попастись, потом возвращаются, когда хотят попить. И когда им нужно подоиться, они сами — маленький придел такой сделан, пристрой, — а там, по-моему, на восемь коров, на восемь мест доильные, значит, стоят эти аппараты, и они выстраиваются в очередь, коровушки, стоят, пока, значит, вот их там — тен-тен-тен! За счет этого нет необходимости ремонтировать бесконечно вот это вот оборудование доильное, сократилось расстояние, когда молоко от вымени попадает в резервуар, — то есть сразу меньше микробов, всяких нежелательных воздействий на молоко. Удивительной вкусности молоко. И вот он таким образом, вспоминая... Ну, а что делать — ну, все, тогда надо закрыть все и уехать куда-нибудь — опять же, там, в Москву, я не знаю, в какой-то крупный город и там выживать одному. А он все это на себе тянет.

Значит, там у них то, что механбригада какая-то была когда-то. Приезжаем туда — там два мужика, которые тут же застеснялись, увидели, что мы с камерой, и ушли. Я говорю: «А чего они ушли?» — «Да стесняются». А они в этот момент из каких-то обрезков железа делали совок для трактора. «Покупать, — говорят, — дорого. Ну, этот совок — не помню, там, — двадцать пять тысяч. А мы вот взяли там от какой-то старой машины, там, и вот эту станину, там, какой-то кусок металла — вот он сейчас... У меня такие мужики рукастые — сейчас сделают этот совок, и все, не надо тратить вот эти бешеные деньги, лучше потратим на что-то еще». Потрясающе.

А. Митрофанова

— Потрясающе. Вот слушайте, ну вот парадокс! Вот смотрите: я думаю, например, о немецкой деревне, да? Я тоже много поездила по разным городам и весям в Германии, и там, в общем-то, чистота, опрятность и нет разрухи. И я думаю, что здесь еще загадка не только в том, что... вот разница, скажем, не только в том, что у нас по-разному выстраивалась история, да? У нас тут был Советский Союз, который развалился, а у них, в общем-то, там правовое сознание и прочее. Здесь разница в менталитете, что немец — он не потерпит того, чтобы вокруг него, там, кто-то распродавал...

Ю. Григорьев

— Очень мы большие, очень. Это нас, всю нацию как бы, очень так расслабило. Знаете, когда просторы, когда вышел я — и сколько вижу, пошел гулять, по своей земле... Не тут же уперся в заборе соседа — Клауса, который вот тут сейчас эти... штакетничек подкрашивает, а э-э-эх! — пошел куда-то... Я не оправдываю этим — нет, нет, конечно. Безалаберности у нас, у нашего характера — ой, мать честная! И это и сегодня сказывается. Ведь сегодня наша страна стоит на перепутье. На перепутье! От того, что мы сегодня сделаем, наше будущее решается!

А. Митрофанова

— Ну, да. Это так было во все времена. Мы, по-моему, уже очень давно на этом перепутье находимся! (Смеется.)

Ю. Григорьев

— Нет, такого... такого вызова никогда не было!

А. Митрофанова

— Думаете?

Ю. Григорьев

— Когда весь Запад решил нас наказать, проучить за то, что мы решились по-своему жить, — у-ух! Такого не было.

А. Митрофанова

— Что касается... Вот Вы рассказали о своем духовнике, да? И вот я так понимаю, что этот человек все-таки очень важную роль в Вашей жизни играет.

Ю. Григорьев

— Ну, как же — батюшка, отец Николай в Толмачах, ну что Вы!

А. Пичугин

— А, понятно. Отец Николай Соколов?

Ю. Григорьев

— Да-да, протоиерей Соколов.

А. Митрофанова

— А чему Вы у него учитесь?

Ю. Григорьев

— Ой, это учиться — не научиться этому. У него удивительная мудрость. Она какая-то и житейская, и от того, что вот батюшка, наставник, Оттуда к нему пришла мудрость...

А. Митрофанова

— А у священников есть какая-то особая вот да, мудрость, Вы считаете? Что вот Господь дает за...

Ю. Григорьев

— Безусловно! Безусловно. Вы представляете, когда такое количество людей приходят и рассказывают, исповедуют свои проблемы, свои грехи, сколько он вмещает в себя этих несчастий, горестей, грехов, которые?..

А. Митрофанова

— И проживает их вместе с людьми, да.

Ю. Григорьев

— Ну, конечно, он же все через себя пропускает! Ой, это батюшка уникальный — и проповедник (нрзб.)...

А. Митрофанова

— Лично Вам что он дает? Вот Вам, для Вашего роста, для Вашего, ну, если можно так сказать, и духовного роста тоже?

Ю. Григорьев

— Он меня просто наставляет. Наставляет. Он подсказывает мне верные шаги в определенные моменты моей жизни. Вы представляете, я пришел как-то к нему и говорю: «Батюшка, больше не могу, вот что-то меня просто вот... Как быть в этой ситуации? Я хочу это»... — «Нет-нет-нет, Юра». И как-то так мягко очень... Есть очень строгие батюшки, да? Он — не строгий. Наверное, мне, ну, не знаю, по моей немощи, что ли, дан такой батюшка... Скорее всего, да... Он очень мягко меня наставляет. «Нет-нет-нет, Юра. Давай подождем, что-то это...» Проходит время — десять раз я убеждаюсь, что он прав.

А. Митрофанова

— А вот духовник — это же все-таки человек, который ведет ко Христу, да?

Ю. Григорьев

— Ну, а как же. Он меня ведет-то куда?

А. Митрофанова

— Да. А как вот Вы себя ощущаете на этом пути? Насколько для Вас это важно в жизни вообще? Насколько... Вот, например, да, мы с Вами говорили о театре — это очень важная такая составляющая Вашей жизни. А эта часть?

Ю. Григорьев

— Ну, как? Без этого невозможно. Я не представляю себя без веры. Ну, а вера — это все, что связано с этим. Это храмы, куда я хожу... И я очень люблю бывать в Андроникове монастыре, в Троицком храме, там тоже...

А. Пичугин

— Знаменное пение...

Ю. Григорьев

— Там знаменное пение... Когда там «Отче наш», я пою... То есть, наоборот, «Верую» я пою, потому что там как бы более привычные все-таки, а вот «Отче наш» — не могу никак привыкнуть к этому распеву. Я — ну, так — проговариваю.

А. Митрофанова

— (Смеется.)

Ю. Григорьев

— Вот. А там замечательный тоже батюшка — отец Анатолий. Он как бы вот, ну, почти мне тоже наставник второй. Потому что когда на исповеди с ним, тоже о чем-то советуюсь — почему? Потому что он намного моложе. Да вообще, это такое счастье, что в нашей вере, в нашем православии такое количество замечательных наставников! А когда звучит какая-нибудь проповедь отца Смирнова? Ну, потрясающе!

А. Митрофанова

— А как Вы к таланту к своему относитесь в связи с... Вот в контексте веры именно как Вы это воспринимаете? Есть же в Евангелии слова о таланте?

Ю. Григорьев

— Ну, зарыть нельзя, поэтому я и мучился, и поэтому к отцу Николаю Гурьянову приходил. То, что дал Господь, надо реализовывать. И, по крайней мере, я точно знаю, что это мне дано. Да? Оно наполнено тем, что, опять же, от моих родителей и от Господа мне дано умение любить, быть добрым — то, что Вы говорите, светлым...

Меня... В театральное училище меня приняли забавно. Знаете, там такая графа — «За что?» — там, за какой-нибудь темперамент необычный, за обаяние, там, еще что-то...

А. Митрофанова

— Какая симптоматичная графа — «За что?».

Ю. Григорьев

— Никогда не подумаете, наверное, за что такое может быть... Вот у меня написали: «За чистоту». Я такой был, с шапкой волос — такой Есенин. Вот они... Больше, вроде... «А за что берем?»

А. Митрофанова

— (Смеется.) Действительно!

Ю. Григорьев

— Значит, придумали такое: «За чистоту». Какая там чистота — Бог с ней. Вот. Но это было тоже необычно и приятно.

А. Пичугин

— Спасибо Вам большое, что пришли к нам. Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

— ...Алексей Пичугин. Это программа «Светлый вечер»...

А. Пичугин

— ...и у нас в гостях Юрий Григорьев, актер, был. Всего Вам доброго и еще раз спасибо!

А. Митрофанова

— Замечательный наш, любимый дядя Юра!

Ю. Григорьев

— Спасибо, спасибо!

А. Митрофанова

— Да, и еще раз спасибо!

А. Пичугин

— Спасибо за наше прекрасное детство!

А. Митрофанова

— За наше детство и за «Спокойной ночи, малыши!»

Ю. Григорьев

— Спасибо Вам!

Радио ВЕРА

Последние записи

Стать добровольцем и помочь жителям Мариуполя

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы…

02.05.2024

«Разговор с подростками о христианских ценностях». Елена Бреднева

У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева. Мы говорили…

02.05.2024

«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская

У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…

02.05.2024

Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская

Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…

02.05.2024

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

This website uses cookies.