Гость программы - Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата.
Темы беседы: как организована церковная помощь при чрезвычайных ситуациях, таких как наводнение в Сочи, и почему об этом так мало говорится в СМИ; объявленный Синодальным информационным отделом конкурс короткометражных видеороликов.
После разговора с Владимиром Романовичем Елизавета Горская и Алексей Пичугин расскажут о некоторых событиях, в которых принимал участие Предстоятель Русской Православной Церкви.
Ведущие: Владимир Емельянов, Лиза Горская
В. Емельянов
— В студии Владимир Емельянов и Лиза Горская, в эфире программа «Светлый вечер» на радио «Вера».
Л. Горская
— Здравствуйте.
В. Емельянов
— Традиционно по пятницам у нас в гостях Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата и главный редактор журнала «Фома».
Добрый вечер, Владимир Романович.
В. Легойда
— Здравствуйте.
Наше досье:
Владимир Романович Легойда — председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата, главный редактор журнала «Фома», преподаватель МГИМО. Родился в 1973 году в Кустанае, в 1996 году окончил Институт Международных Отношений, а спустя несколько лет защитил диссертацию, кандидат политических наук. С 2007 по 2009 был заведующим кафедрой международной журналистки МГИМО, с этой должности ушел по собственному желанию, в связи с назначением на должность председателя Синодального информационного отдела. Владимир Легойда входит в состав многих церковных советов и комиссий, известен своей общественной деятельностью. Помимо прочего — член совета при Президенте по развитию институтов гражданского общества и правам человека. Женат, трое детей.
В. Емельянов
— Вышел новый номер журнала «Фома»…
В. Легойда
— Ура, начали с хорошего!
В. Емельянов
— На обложке заглавие «Как устроить в семье настоящий патриархат», но поскольку мы не успели его еще просмотреть, он вышел вот-вот, мы предлагаем наш разговор о семейных ценностях…
В. Легойда
— Перенести на следующую пятницу?
В. Емельянов
— Совершенно верно. Ближе к дню почитания Петра и Февронии. А сегодня хотелось поговорить вот о чем, затронуть для начала серьезные темы. Сейчас произошли климатические всякие катаклизмы в районе Краснодарского края, затронуты Карачаево-Черкессия, затронуты районы Сочи. Можно вспомнить, что были чудовищные пожары в 2010 году, в Крымске 2012, и мы хотели бы сегодня поговорить об опыте Церкви по оказанию помощи, содействия по ликвидации последствий, не как спасатели, а какую лепту вносит Церковь в помощь людям.
В. Легойда
— Спасибо большое за эту тему. Давайте поговорим. Здесь важно понимать, вы очень правильно сказали, что Церковь — это же не дублер МЧС. Но Церковь — во-первых, это верующие люди, которые в том числе и в МЧС работают. Кстати сказать, вы знаете, наверное, что у Церкви есть соглашение с министерством, которое предполагает с одной стороны… которое предполагает постоянный контакт и есть священники, которые работают с сотрудниками МЧС в том числе. Это значит, что эти священники проходят определенную подготовку, чтобы иметь нужные навыки, если им придется оказаться в экстремальной ситуации.
В. Емельянов
— Навыки оказания первой помощи?
В. Легойда
— Навыки по нахождению в этих ситуациях. И чтобы эти священники могли оказывать помощь и сотрудникам МЧС… Конечно, не в роли штатных психологов, что иногда в сознании у человека подменяется: раньше были психологи, теперь — священники. Но речь идет о духовной помощи, или — душевной, если говорить церковной помощи. Имеется в виду, не в бытовом смысле душевной, прекраснодушный, а имеется в виду — помощи человеку, который переживает эмоциональный стресс, но вполне может нуждаться в духовной поддержке. Это, может быть, первоочередная задача, но, конечно, дело еще в том, что вы прекрасно знаете и наверняка наши многоуважаемые слушатели знают, много раз об этом говорили, что один их отделов, который существует в структуре современно Русской Православной Церкви — синодальных отделов, то есть церковных министерств — это отдел по церковной благотворительности и социальному служению, который непосредственно занимается помощью в разных сложных ситуациях. Помощи людям, помощи социальным группам. И одно из направлений помощи этого отдела — это как раз участие Церкви в чрезвычайных ситуациях, которые выражаются в совершенно разных вещах. Начиная от того, о чем мы стали с вами говорить, помощи священников и заканчивая просто сбором средств, нужных вещей для людей, которые оказались в чрезвычайной ситуации.
В. Емельянов
— Прихожанин, зайдя в свой храм, может увидеть объявление…
В. Легойда
— Может. Как обычно, скажем, это действует в Москве. Начнем с этого. И в других городах. Обычно, если не дай Бог что-то случается, этот наш отдел организует сбор помощи… Вы упомянули о пожарах, были и другие, скажем, катаклизмы. Просто назывались места, куда можно приходить, либо оказывая помощь, сортируя те предметы первой необходимости, которые приносят люди, желающие помощь. Та страшная ситуация с пожарами, она в каком-то смысле была первой масштабной, в которой Церкви много и системно участвовала, и она многому нас научила. Если помните, тогда даже были какие-то журналистские расследования или просто публикации, связанные с тем, что собирают люди помощь, не в Церкви, а вообще, а потом её находят где-то сваленной в лесу. Это зачастую происходило не от того, что кто-то не хотел куда-то вести, а потому что собирали не то, что нужно. Чему нас научила та ситуация, и что теперь всегда происходит системно, в случае с Церковью, по крайней мере. Когда что-то происходит, некая чрезвычайная ситуация, первое, что делают сотрудники отдела, они выезжают на место и разбираются, что на сегодняшний день является необходимым. Если там нужна вода, значит, это вода, если нужны предметы, связанные с оказанием медицинской помощи, и, скажем, есть понимание по государственной линии, которая, конечно, в первую очередь занимается государство, что где-то может там не хватать… Или, скажем, когда на Дальнем Востоке происходили природные катаклизмы, это было связано с уничтожением жилищ, мест, где люди жили. И тогда была государственная программа оказания помощи. Но вместе с тем там были разные люди, которые по тем или иным причинам не в полной мере эту помощь получили. Вот после изучения вопросы, Церковь собрала деньги, отдел профильный. И когда Патриарх посещал те районы, это было в прошлом году, по-моему, или позапрошлом уже, я запамятовал, Святейший лично вручил ключи от нескольких квартир, деньги на которые были собраны профильным отделом. То есть совершенно разная помощь…
В. Емельянов
— То есть квартиры не только от государства, но и от Церкви.
В. Легойда
— Да. Но там, повторяю, были разные ситуации, потому что государство тоже изучает вопрос, есть критерии, но людям все равно надо жить, даже если они формальным критериям не удовлетворяют. Я сейчас не помню нюансов этой ситуации, это лучше спросить у сотрудников отдела, но я почему это все говорю, на что хочу обратить внимание. На то, что это высококвалифицированная помощь, в том смысле, что помогать тоже надо уметь. И я давно на это обратил внимание, что когда общаешься с людьми, которые занимаются благотворительностью, первый тезис какой? Помогать нужно уметь. И здесь одного желания недостаточно, здесь нужно понимать, какая помощь нужна человеку, как лучше это сделать. В этом смысле мы с вами можем совершенно определенно сказать, что то, что делать Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, это всегда связано с тем, что действительно человеку нужно.
В. Емельянов
— Но церковные организации сами признавались, опять возвращаясь в 2010, 2012 год, что действовали не вполне профессионально.
В. Легойда
— Да, это был как раз процесс понимания и изучения ситуации, как это нужно делать.
В. Емельянов
— И сейчас дело сдвинулось…
В. Легойда
— Да, но тогда ведь не было… Что-то случилось, мы бросаем клич, начинаем собирать вещи, потом оказывается, что то, что мы собрали, оно не нужно или частично не нужно. Поэтому сейчас сначала изучается ситуация, потом собираются вещи.
Л. Горская
— Потом у людей представление, что если надо пожертвовать вещь, это может быть какая-то изношенная вещь, которая тебе самому не нужна. Люди приносят вещи иногда, которые просто раздавать и дальше передавать в качестве гуманитарной помощи.
В. Легойда
— Тут я бы хотел скзать, что Церковь единственное место, где этому все равно будет найдено применение. Потому что если это государственная или общественная структура, которая собирает в помощь конкретным людям в конкретной ситуации, оказывается, что им это не нужно, они не знают, что с этим делать. А Церковь всегда найдет, что с этим делать. Потому что есть много других программ, одновоременно реализуемых, поэтому все равно нужно. Это не отменяет того факта, что в конкретных ситуациях нужно собирать именно то, что людям нужно, но другое дело, что в Церкви и это не пропадет, потому что есть другие нуждающиеся.
В. Емельянов
— И потом давайте не будем забывать, что ты можешь поезхать в магазин и купить сто футболок, сто тренировочных штанов, сто курточек спортивных, а я не могу этого позволить…
В. Легойда
— Вот видите, какие интересные подробности я о вас узнаю.
Л. Горская
— А я о себе.
В. Емельянов
— К примеру. А я могу, предположим, найти 2-3 старые, но в приличном состоянии куртки. И я от чистого сердца принесу и буду надеяться, что это кому-то поможет.
В. Легойда
— Вы знаете, друзья, я вот еще какую хотел бы сказать для меня очень важную вещь. В первую очередь, что важно и для нашего отдела, о котором мы говорим. Все-таки Церковь — не организация, которая создана для того, чтобы помогать людям в чрезвычайных ситуациях. Ну если не считать чрезвычайной ситуацией сам факт жизни человека на этой земле, который предполагет ответ на самый главный вопрос: а для чего я на этот свет появился? В этом смысле, конечно, единственным МЧС является Церковь. И только Церковь. Но здесь вот, что важно, дело в том, что многие люди и это тоже, если хотите, подтвержденные факты, они свое отношение к вере меняют или в Церковь приходят, включаясь в такую историю. Я почему об этом вспомнил, просто ассоциативно, вы сказали про 100 футболок и прочее. Я вспомнил, как мне коллеги рассказывали из отдела по благотворительности, когда был объявлен сбор. Приезжает человек на автомобиле, говорит: «Вот я купил обувь». Они: «Спасибо». Разгружают. «Давайте я вам помогу, у вас много». Остается. Потом они начинают разговаривать, где-то за чаем, в короткие перерывы. И оказывается, что в Церковь человек особенно не ходит, о жизни в Церкви ничего не знает, живет стереотипами, или даже стереотипов у него. А тут он смотрит, как сказал один мой знакомый, впервые оказавшийся в монастыре, что здесь тоже люди. А дальше он понимает, что не просто люди, а люди, которые очень осмысленно проводят время. И эту жизнь свою не прожигают, а проводят наполнено неким смыслом. Человек начинает по-другому относиться к Церкви, находит новое измерение в своей жизни, просто через движение души, просто потому что он когда-то решил купить эти 20-30 футболок.
В. Емельянов
— Мы напоминаем, что вы слушаете программу «Светлый вечер» на радио «Вера». В студии Владимир Емельянов и Лиза Горская. Традиционно по пятницам у нас встреча с Владимиром Легойдой, председателем Синодального информационного отдела Московского Патриархата и главным редактором журнала «Фома».
Еще такой вопрос, Владимир Романович, а почему эта сторона деятельности Церкви менее освещена, менее на виду, чем разные общественно-политические скандалы и скандальчики?
В. Легойда
— А вы правда не знаете ответ на этот вопрос? Вы правда искренне недоумеваете?
В. Емельянов
— Я подозреваю, но хотел бы из ваших уст услышать.
В. Легойда
— Вы хотели бы, чтобы журналистов ругали не вы, а я. Я не буду никого ругать. Потому что тут дело, конечно, не в журналистах, а в нас с вами, если не считать, что мы, наверное, тоже журналисты, а в тех, кто потребляет информацию. Почему тираж какого-нибудь таблоида или желтой газеты всегда будет выше, чем тираж серьезного издания или издания, посвященного благотворительности. Слава Богу, благотворительные проекты в качественных СМИ, они всегда, поразительно хорошо, всегда находят отклик. Но для меня это совершенно очевидно. И одна задач нашего отдела заключается в том, чтобы как можно людей знало об этой стороне жизни Церкви. Я вообще, вы знаете, считаю, что когда начинают говорить: «Вот. Вы же пиар отдел. Почему вы не отвечаете на разные обвинения и прочее». Во-первых, мы не пиар отдел, а, во-вторых, я не считаю, что все время надо доказывать, что ты не верблюд. Собака лает, караван идет, но караван должен идти. И о том, куда караван идет, что он несет, люди должны знать, это наша задача. Для верующего человека есть некая сложность, потому что он вспоминает о том, что Евангелие нам говорит, что одна рука не должна знать, что делает другая. А тебе не надо, мы расскажем, но люди должны знать. Не для того чтобы они сказали: «Ах, какая хорошая Церковь», а для того чтобы присоединиться. И понимать, чем Церковь живет, что она делает на самом деле. Есть целый ряд причин, почему это не становится номер один и, может быть, к сожалению, никогда не станет. Есть богословское объяснение этому, мы находимся в падшем мире, где человек нередко поддается легче и масштабнее греховным движениям, чем антигреховным. Но с другой стороны, об этом и говорят, и нужно говорить. Бывают, знаете, забавные ситуации, мы много раз обращали внимание на то... скажу совсем общо... федеральные СМИ рассказывают о православной благотворительной программе, хорошо рассказывают, качественно, интересно, кроме одного маленького нюанса, забывают (сейчас делаю пальцами знаки кавычек) сказать о том, что это все организовано православной службой «Милосердие». Ну как-то забывают...
Л. Горская
— Получается, никем?
В. Легойда
— Нет, ну есть такой замечательный дом, в который можно прийти женщинам, оказавшимся в сложной ситуации, они получат помощь, все есть, кроме слов, что это православная организация.
В. Емельянов
— Вы думаете, что это сознательно или это небрежность?
В. Легойда
— Я думаю, что это по-разному бывает. Но с точки зрения, если говорить о профессионализме, то это православный изъян, этого делать нельзя. Если ты рассказываешь, то важно рассказать, чтобы было понятно, кто это сделал.
В. Емельянов
— Классический журналистский, даже это не прием, а обязанность — 10 раз перепроверить, причем в разных источниках.
В. Легойда
— Но тут даже перепроверять ничего не надо. Когда люди делают сюжет о хосписе или детском доме, они же прекрасно понимают, кто его создал, если вы не по пресс-релизу делаете, если вы туда съездили...
Л. Горская
— А в пресс-релизе тем более написано.
В. Легойда
— Да, вы правы. Это, конечно, не главная причина. А главная то, что есть темы, которые всегда будут, к сожалению, более резонансными. Именно поэтому, не хотелось бы уходить в другую тему от заявленной, но именно поэтому эта ситуация дает мне право говорить, что большинство резонансных тем, касающихся Церкви, особенно когда они находятся в треугольнике скандала, интриги, расследования, они к реальной жизни Церкви имеют очень косвенное отношение. Потому что, понимаете, случилось какое-то ДТП и оказалось, что водитель был пьян, а потом оказалось, что водитель — священник... Бывают такие ситуации?
В. Емельянов
— Бывают.
В. Легойда
— Бывают. Но несколько десятков тысяч священников в России, из них больше половины не имеют такого автомобиля, вообще никакого автомобиля. И так далее. Поэтому судить на основании этого сюжета, что так живут все наше духовенство — это просто искажение ситуации. Как говорит один мой замечательный друг: бывает ситуация, когда вроде бы правда, но не истина. И когда правда факта, поданная определенным образом искажает картину. Вроде бы журналист ни в чем не соврал, но картина, которую получил читатель, зритель, слушатель, она совершенно никакого отношения не имеет.
В. Емельянов
— Но это делается сознательно. Потому что они гонятся за рейтингами, им нужно ущучить, и все это раскрутить таким образом, что масса священников ездит на дорогих автомобилях…
Л. Горская
— Ну, Володь, не надо обобщать.
В. Емельянов
— Я могу мысль высказать? Тогда будут яркие заголовки и тиражи будут возрастать.
В. Легойда
— Более того, я могу сказать, что это не связано с Церковью. У нас ведь если взять тему водителей-чиновников, когда мы узнаем, что у чиновника есть персональный автомобиль, когда он проехал двойную сплошную, не остановился, попал в ДТП, водитель оказался пьян, скручивают номера и так далее. Какой посыл? Что делают эти чиновники? Постоянно нарушают правила, что тоже не является полной картиной.
Л. Горская
— А может в этом нет так много плохого? Может, в этом есть положительный, оздоровительный эффект? Кто-то лишний раз задумается о том, как он выглядит со стороны, как ему себя вести, что делать, что не делать на публике, это и чиновников касается.
В. Легойда
— Может быть, я тут не буду с вами спорить. Начнем более жестко. Я не пытаюсь сказать, когда говорю, что священники не живут так, как большинство, это же не значит, что я пытаюсь сказать: ну и что. Не ну и что. Ничего хорошего, что в ДТП оказался виноват пьяный водитель, который является священником, ничего хорошего нет. Но я же о другом пытаюсь сказать, это искажает картину жизни в Церкви.
Мы в свое время проводили Круглый стол такой «Отражение в СМИ жизни религиозных общин». И выступил первый наш спикер, как мы сейчас говорим, с тезисом, который был заострен, но это заострение позволило нам обсудить реальную проблему. Он сказал, что 90% материалов о Церкви в СМИ не имеет к жизни в Церкви вообще никакого отношения. Я не пытаюсь сказать, что у нас жизнь хорошая, её показывают плохой, я хочу сказать другое: реальные церковные проблемы тоже не находят отражения в СМИ. Мы не пытаемся сказать, что у нас все хорошо, мы пытаемся сказать, что у нас не так, как о нас зачастую рассказывают. Вот, что важно. Я всегда задаю вопрос журналистам: «Как вы думаете, кто говорит о каких-то проблемных ситуациях в жизни верующих людей? Патриарх говорит и священноначалие». Проведите контент-анализ выступления Патриарха, где он говорит, что священник не может быть таким, не может быть таким, что в храме должны к людям относиться так, а нельзя относиться так.
В. Емельянов
— Ругает периодически.
В. Легойда
— Может быть, не самый лучший глагол, но можно сказать и — ругает. А вот этот формат… Почему я настаиваю, что тот очистительный эффект, на который вы пытаетесь указать, ну прямо санитары леса, а не журналисты, может быть, он в потенции и имеется, но, на самом деле, давайте не будем из коллег делать самозабвенных борцов за чистоту жизни. Это люди, которые прекрасно понимают, тут я вынужден согласиться, скандалы, интриги, расследования продаются.
В. Емельянов
— Равно так же, как и новости не могут быть хорошими.
Л. Горская
— Это все спорные утверждения.
В. Легойда
— А бесспорных утверждений в жизни очень мало. Но есть факты. И факты, я могу их повторить. Вы сравните тиражи изданий, вы будете мне доказывать, что какая-то желтая пресса, её большой тираж способствует оздоровлению общества? Не поверю никогда.
Л. Горская
— Вот недавно в Германии проходил семинар для СМИ и там обсуждались особенности освещения федеральными СМИ деятельности благотворительных церковных организаций.
В. Легойда
— Я не знаю про семинар в Германии, я знаю семинар, который проводил наш отдел с немцами в Москве, где обсуждалась похожая тема и где как раз участвовали представители отдела по благотворительности. И мы пришли ко многим общим выводам.
Л. Горская
— Каким выводам?
В. Легойда
— То, о чем мы с вами начали уже говорить. О специфике подачи материалов, о неких внутренних сложностях, о том, что не так просто… Я еще могу сказать как издатель, мы в «Фоме», когда подступали к этой теме, мы с чем столкнулись, хотя кто-то считает, что здесь нет проблемы, только профессионализм журналистов… Мне кажется, что не все так просто. Есть какое-то хорошее, про которое ты пишешь, ты искренне, сам, находишь людей, говоришь: «А мы хотим про вас написать». Делаешь материал, все говорят: «А, понятно, рекламная история». Рассказать про что-то хорошее хорошо читателем можно восприниматься как рекламная история. Конечно, это зависит от подачи, конечно, но это какая-то установка сознания. Если напишешь плохо, то правда, если хорошо, сколько вам заплатили? А бывают такие ситуации в жизни, звонят мне или коллегам в «Фому»: «Мы хотим дать у вас рекламу…» Я не знаю чего — гимназии, благотворительной организации. Мы говорим: «Ну, пожалуйста, но реклама есть реклама, к рекламе отношение соответствующее, давайте мы лучше напишем про вас материал». Не в смысле причем за те же деньги, рекламу — пожалуйста, рекламный отдел, тут все, к сожалению или к счастью, все довольно четко, есть свои законы, есть налоговые органы, которые следят — реклама рекламой. Но мы понимаем, что ничего плохого в рекламе нет, но к рекламе определенное отношение. Давайте мы сделаем материал, где расскажем через людей…
В. Емельянов
— Отказываются?
В. Легойда
— Нет, не отказываются, задача в том, чтобы сделать так, чтобы это не смотрелось как приложение к рекламе или та же реклама, по другому поданная. Я для себя это формулирую так: вообще, это наш фомовский общий подход к материалам: материал должен царапать сердце. Не царапает, значит, он не фомовский.
В. Емельянов
— А сделать так, чтобы он царапал сердце, это задача журналиста. И если журналисту не интересна эта тема, не надо, не садись, не пиши. Колбасит тебя от этой темы, тебе хорошо, ты искренне заинтересован, у тебя все получится.
В. Легойда
— И да, и нет. Это вообще базовый принцип журналистики. Если журналисту не интересен собеседник, не интересно дело, про которое он пишет, не интересна история, которую ему поручили, он не сделает интересный материал. Но…
Л. Горская
— Мне кажется, это базовый принцип работы.
В. Легойда
— Не во всем. Если ты носишь кирпичи, то, наверное… Хотя могу ошибаться, потому что у меня меньше опыта просто в этом. Но я просто помню, папа в детстве брал меня всегда помогать на пасеке, я это очень не любил, но работал хорошо, по мнению своего отца (смеется). Но было все равно, как я отношусь к этой центрифуге, которую я качал. Хотя там была, может, другая мотивация. Но в журналистике… Как я всегда подкалываю своих студентов, вы ленивы и не любопытны, это профнепригодность для журналиста. Но, мне кажется, что интерес тоже не является достаточным условием для хорошего материала. Я помню, показательную ситуацию на планерке, когда встает какой-то журналист, говорит: «Вот я вчера была в детском доме», — 7 минут восторженного рассказа, все уже готовы были взять это в план. И у нас был замечательный редактор, он сидел мрачно насупившись в углу комнаты, после таких восторженных речей он всегда говорил: «А в чем тема?» Идет еще более эмоциональный монолог на 8 минут. Он говорит: «Это понятно. А в чем тема?» Если вы не можете сформулировать тему своего материала в одном предложении, не о чем писать. Там люди обижались. Но я этому человеку крайне благодарен, он учил и помогал нам учить, учиться нам самим, как заниматься журналистикой, а не просто писать в Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), как ты прекрасно позавтракал, как хороша была яичница.
В. Емельянов
— Мы напоминаем, что вы слушаете программу «Светлый вечер» на радио «Вера».
В. Емельянов
— На радио «Вера» «Светлый вечер». У нас в гостях, поскольку сегодня пятница, Владимир Легойда.
Владимир Романович, вы объявили о конкурсе короткометражных роликов о роли христианских нравственных ценностей в жизни современного общества. Немного подробнее расскажите об этой инициативе.
В. Легойда
— Спасибо, что вы на это обратили внимание. Может быть, немного так официально звучит, но нам бы хотелось, чтобы с помощью этого конкурса, тем, когда кто-то сказал: «Слышу слово нравственность, хватаюсь за пистолет», чтобы это было наполнено живым содержанием, чтобы это царапало сердце, чтобы простимулировать наших коллег в разных епархиях, городах, да не только коллег, а может быть и тех, кто просто что-то там снимает на свой фотоаппарат, телефон, какие-то живые истории, связанные с тем, что принято называть традиционными ценностями, нравственными ценностями, что это как-то появилось в понятном, приемлемом формате. Короткие, до 4 минут ролики… Хотя нас уже завалили письмами: как же, у нас есть прекрасный ролик на 8 минут, а вы нас не возьмете. Но мы исходили из компромиссного тезиса. Но просто мне кажется, что это тоже очень важно. Потому что, знаете, в свое время, я помню, правда, это было уже достаточно давно — около 10 лет назад, но я был на одном таком журналистском семинаре и один из выступавших, известный журналист, главный редактор популярного издания, он задал вопрос, на который сам тут же и ответил. Он спросил: «Какое место вопросы нравственности занимают в повестке дня медийной». И сам на него ответил: «Никакого». Может быть, это тоже был такой полемический прием намеренного заострения проблемы. Но вектор-то обозначен правильно. И для меня тогда, поскольку это было так удачно сформулировано, я всегда пытался и в «Фоме», и в других проектах, в которых мне приходилось принимать участие, и потом, когда был создан наш отдел, отталкиваясь от этого, попытаться этот вектор не то чтобы поменять, но чтобы хотя бы появился и другой. И в данном случае, это работа в этом же направлении. Конкурс — это форма стимулирования появления какого-то журналистского материала, собственно.
В. Емельянов
— А где они будут размещены эти ролики?
В. Легойда
— Они могут быть размещены в самых разных местах, но не совсем неожиданных, конечно, это и интернет-пространство во всем его многообразии, включая социальные сети и прочее, если будет что-то, что будет вписываться в телевизионные форматы, мы готовы с разными телеканалами на эту тему говорить. Но мы подождем результатов.
В. Емельянов
— Кто отсматривает материалы? Это жюри какое-то?
В. Легойда
— Это сотрудники, эксперты, которых мы привлекаем для этой работы.
В. Емельянов
— Все-таки видеоролик — это довольно сжатая форма, для того чтобы снять действительно достойное полотно, нужен не только операторский талант, но и режиссерский — выстроить это все. Потому что может это получиться просто нелепо, комично и так далее. Какого эффекта вы ждете от этого конкурса?
В. Легойда
— Эффекта искренности.
В. Емельянов
— В первую очередь.
В. Легойда
— Да. Потому что мы же не собираемся, мы не организовываем новый кинофестиваль и даже не фестиваль профессиональных роликов. То, о чем вы говорите, как в любой подобного рода работе, есть две составляющих: одна, такая, которая относится к ремесленной части, профессионально-ремесленной, то, о чем вы говорите — правильный кадр, режиссура, а другая — это какая-то такая искра, которая характеризует словом талант, не будем говорить о более обязывающем слове — гениальность. Хотя мы думаем: а вдруг какой-нибудь и гениальный появится ролик. Но это то, что не программируется, а то, что либо есть, либо нет, как бы он не выстраивал, какой бы замечательной не была режиссура, операторская работа. Но это такие общие слова, мы хотим посмотреть, но для нас не первое, не второе важно, а некая искренность. Хотя я, конечно, с вами согласен, что нужно здесь критерий качества вводить, потому что к сожалению эпоха дилетантизма, в которую мы живем, так я её для себя определяю, она нас поглощает. И во всем этот дилетантизм начинает доминировать. Все специалисты по всем вопросам, зайди в социальную сеть тебе все объяснят. Это страшно дезинформирует человека. А с точки зрения видеоконтента это может оказать как минимум отрицательное действие на формирование вкуса. Поэтому мы постараемся то, что сделано против правил и это против правил не дает какого-то неожиданного творческого эффекта, конечно, мы это постараемся отсечь. Условно говоря, антиэстетически сделанный материал, я надеюсь, мы не будем показывать зрителю потенциальному.
В. Емельянов
— А кто может принять участие?
В. Легойда
— Любой.
В. Емельянов
— Куда эти работы надо присылать?
В. Легойда
— А у нас есть вся информация на сайте нашего отдела и на официальном сайте Русской Православной Церкви, там указан адрес, по которому можно это присылать, время пока есть.
В. Емельянов
— Что ожидает победителя?
В. Легойда
— Пусть это будет маленький секрет. Но конфета будет очень сладкой.
В. Емельянов
— Ну что, уважаемые слушатели, может быть, кто-то из вас рискнет попробовать. Только потом расскажите, что за конфета. Я в первую очередь к слушателям обращаюсь. Потому что Владимир Романович может и не рассказать вовсе.
В. Емельянов
— Мы напоминаем, что вы слушаете программу «Светлый вечер» на радио «Вера».
Л. Горская
— Я бы хотела с вашего позволения все-таки подробнее поговорить о том, что может быть положительными новостями в нашей современной жизни и в наших современных СМИ. Мы говорим о том, что СМИ охотнее хватаются за негативные новости, возможно, это так, можно спорить. Но все-таки если это в конструктивное русло это рассуждение направлять, что может формировать положительную повестку дня?
В. Легойда
— Я глубоко убежден, если говорить о журналистике в целом, не только о новостной журналистике, это все-таки специфическая часть. То я глубоко убежден, что эту повестку формирует не что, а кто. И в данном случае это не только журналисты, что совершенно очевидно, а это герои материала. В принципе, журналистика про людей. Я в этом глубоко убежден. У нас, когда об этом говорят, обычно думают, что про людей известных, знаменитых, состоявшихся. Мне же кажется, что в потенциале любой человек интересен, дальнейшее — это мастерство журналиста. Но интересной новостью, понятно, что есть такое понятие «новостной повод», общественная значимость информации, но… и здесь, повторяю, чем уже пространство новости, если короткие новостные сообщения в газете, конечно, там сложно сказать, что господин N просто потому, что он живой человек, будет интересен… Это другая история, здесь понятие новостного повода чрезвычайно важно, объясняю студентам, что если что-то случится с вашей собакой, напишут ли об этом центральные газеты? А вот в каком случае напишут газеты о собаке, о кошке? И мы обсуждаем, что такое информационный повод. Но, в принципе, в центре журналистского интереса находится человек. Причем очень важно, чтобы человек себя узнавал, не в смысле, чтобы писали про него, но это, знаете… В свое время мы говорили, где-то в начале нулевых, как сейчас говорят, мы говорили как раз, объясняя студентам, сравнивали наши газеты с европейскими и говорили, что российские газеты, первая полоса — это всегда бермудский треугольник «Кремль — Дума — Правительство». А, скажем, возьмите рядового москвича, что его интересует? Его бы, наверное, не в последнюю очередь интересовало бы на тот момент, почему те реагенты, которыми посыпают улицы, они разъедают обувь». Можно ли ожидать эту тему, на тот момент, сейчас все-таки ситуация изменилась, может быть, не радикально, но изменилась. Но на тот момент было понятно, что на первой полосе это не появится никогда. А большинство газет европейских, то, что мы называем социально-значимым делом, социалка никогда не будет спрятана, она всегда будет среди важных политических событий впереди.
В. Емельянов
— А на Западе, если посмотреть европейское телевидение вечером в отеле, например, когда с прогулки возвращаешься, то там помимо всех этих плясок, пений, катаний на коньках, все то, что есть у нас, они могут часами сидеть, рассуждать об экологии, об экологии в городе, о том, что надо электромобили… Сидят и два с половиной, три часа, целая передача этому посвящена, это не экологический канал.
В. Легойда
— Я прекрасно понимая. Подхватывая эту тему, могу сказать, что когда я в первой половине 90-х годов прошлого века учился в Калифорнии, я был поражен, когда на каком-то из занятий, даже после занятий, мы сидели моей группой, у меня был второй немецкий язык, и я, чтобы его не забыть окончательно, я взял в качестве одного из предметов немецкий язык. Мы сидели немецкой группой, американцы, и болтали после или перед занятием. И они затронули эту тема Recycle, бросаешь нужные отходы в нужное место. И люди оживились все. Жарко, Калифорния, вяло… Они оживились и с пеной у рта стали спорить, как правильно это делать… Это реальная часть жизни. Другое дело, что нельзя забывать, что экологическая политика, большие экологические движения, это, конечно, связано не всегда с идеалистическим стремлением спасать окружающую среду.
В. Емельянов
— Это же и денежка.
В. Легойда
— За этим стоят и политические интересы, и экономические интересы, тема очень не простая, но то, что она в повестке дня целого ряда стран существует намного сильнее, чем у нас, к сожалению, чем у нас, я думаю, что так и есть.
В. Емельянов
— Уважаемые коллеги, начали с экологии, стихийных проявлений и закончили.
В. Легойда
— Закольцевали.
В. Емельянов
— Ничего не остается, как напомнить, что сегодня пятница, стало быть, короткий день. Просто пора домой. Спасибо, Владимир Романович, что нашли время прийти к нам на очередной эфир.
В. Легойда
— Вам спасибо.
В. Емельянов
— Это была программа «Светлый вечер» на радио «Вера». У нас в гостях был Владимир Легойда. Хороших выходных.
Л. Горская
— Всего доброго.
В. Легойда
— До свидания.
Артёму Казённых важно отправиться на лечение, нужна помощь
Артёму Казённых 9 лет, он не может нормально двигаться и очень плохо видит. Но благодаря любви и заботе близких, жизнь его наполнена теплом и радостью. В семье мальчика есть особенная традиция — когда кто-то из друзей и знакомых приходит в гости, Артём неспеша подходит к человеку и аккуратно кончиками пальцев трогает его лицо. Так он здоровается с близкими людьми и понимает, кто пришёл в дом.
Артём всю жизнь борется с последствиями остановки сердца и нескольких операций на головном мозге, которые пережил в младенчестве. Чтобы помочь ребёнку развиваться, мама ежедневно выполняет с ним разные физические упражнения, возит сына на реабилитации. «Постепенно наш герой восстанавливается, — говорит Лидия. — Сейчас Артём осторожно делает первые шаги, самостоятельно может подняться и сесть на стул, что-нибудь съесть. Его крёстная, кондитер, каждый праздник старается порадовать Артёмку маленьким бисквитным десертом, что вызывает у него бурю положительных эмоций. Ведь теперь он может сам прожевать кусочек торта, хотя раньше ел только протёртую пищу», — продолжает рассказ мама.
Жить сегодняшним днём и замечать всё хорошее — вот девиз семьи Артёма Казённых. «Мы радуемся даже самому малому, тому, чему многие люди не придали бы значения. Например, недавно сынок впервые смог обнять меня одной рукой за шею. Просто обнять — какое это счастье!» — радуется Лидия. Она верит, что у сына впереди много новых побед.
Сейчас Артёму предстоит следующая реабилитация, которую мама оплатить не в силах. На помощь пришёл благотворительный фонд «Дети Ярославии», он открыл сбор для мальчика. И если вы хотите поддержать Артёма, переходите на сайт фонда: deti-yaroslavii.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Страстной седмицы». Прот. Павел Великанов
У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы размышляли с нашим гостем о смыслах и значении Страстной Седмицы и о том, как участие в богослужениях этих дней может помочь подготовиться к встрече главного христианского праздника — Пасхи.
«Страдания и вера». Татьяна Семчишина
У нас в гостях была медсестра детской реанимации Татьяна Семчишина.
Мы говорили о том, как страдания и жизненные испытания могут способствовать приходу к вере, о том, как поддержать человека в горе, а также о важной роли тишины и молчания в нашей жизни.
Ведущий: Константин Мацан
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, уважаемые друзья! У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня Татьяна Семчишина, медсестра детской реанимации. Добрый вечер!
Т. Семчишина
— Здравствуйте!
К. Мацан
— Вот не первый раз Татьяна у нас в гостях в программе «Светлый вечер», а уже даже второй. Мы с Таней не то, чтобы давно, но знакомы, поэтому, как в жизни, будем общаться «на ты». И я бы вот с чего начал. Вот я тебя представляю как медсестру детской реанимации... Нередко я встречаю такое мнение, что вообще во врачебном сообществе, скорее, человек будет неверующим, потому что взгляд на мир научный, естественнонаучный, работаете вы с конкретными данными физиологии, анатомии, биологии и так далее, и вот места чему-то такому, что не измеряется на приборе, здесь, вроде бы, не остается. Почему «вроде бы»? Потому что, с другой стороны, а где еще встретить чудо, как не в больнице, где происходят, наверное, иногда необъяснимые с медицинской точки зрения вещи, когда врачи говорят: «Ну, бывает, и такое бывает. Хорошо, что человек выздоровел». Вот как ты это наблюдаешь, будучи человеком внутри этого процесса?
Т. Семчишина
— Наверное, стоит сразу оговориться, что поскольку я не врач, а медсестра и могу говорить от лица не столько врачей или врачебного сообщества, а медицинского сообщества, как медработник, как я сама это переживаю или как я это наблюдаю... И, конечно, ты абсолютно прав, что, с одной стороны, медики имеют дело с множеством данных, законов, процессов, опять-таки, опыта врачебного профессионального, медицинского, тех случаев, которые наблюдают, и это, конечно, в какой-то степени сужает область такой детской... назову это... не хочу никого обидеть, но какой-то слепой веры, когда ты надеешься и очень хочешь надеяться, тем более, когда речь идет о любимом человеке, близком, который болеет и страдает. Наверное, в этом смысле медики гораздо более люди отстраненные, может быть даже, циничные, потому что там, где мама болеющего ребенка продолжает надеяться, медики понимают, что это закончится тем или иным исходом.
С другой стороны, в нашей области, и это знает очень хорошо любой врач, медсестра, все те, кто каждый день занимается лечением людей и пытается им помочь, всегда есть место для необъяснимого и для того, чтобы... я назову это «действовал Бог», как человек верующий. Потому что даже если будет самая лучшая команда профессионалов, которые будут, допустим, оперировать в самой лучшей больнице, с самым лучшим оборудованием и самым лучшим обеспечением всеми необходимыми препаратами, есть всегда место, ну, случайности, стечению обстоятельств, когда что-то может пойти не так, или когда что-то может пойти так в тех больницах, местах, где нет совсем никаких условий. Но почему-то в одних ситуациях человек выздоравливает и получает исцеление, а в других вдруг начинаются какие-то осложнения, которые могут привести и к смерти. И, наблюдая за этим, наверное, люди могут по-разному это истолковывать — и как, опять-таки, случайность, совпадение, но здесь всегда есть место тайне, и я думаю, что никто другой, как медики, не наблюдают этого так часто, когда, кажется, по всем законам, все должно пойти таким образом, а оно идет совершенно другим.
Ну и, плюс, конечно же, никто, как медики, так часто не видит страдания и, в том числе, смерти, которая, да, к сожалению, становится частью нашей рутинной работы. Но без осмысления этого ты не можешь там оставаться. Другое дело, что каждый человек находит для себя разный ответ в этом осмыслении, и кто-то находит его действительно в вере, а кто-то — в такой отстраненности и некотором, наверное, ожесточении, может быть, сердечном, которое скрывается за словом «профессионализм».
К. Мацан
— Ну, говорят, что врачи — циники. Вот это — про это, да?
Т. Семчишина
— Наверное, да, можно и так сказать.
К. Мацан
— Вот ты, мне кажется, важнейшую тему ты такую поднимаешь — вообще о приходе к вере, о, скажем так, содержании этого процесса. Вот ты сказала, что, встречаясь часто со смертью, с уходом людей, разные люди совершают разные выводы, иногда противоположные, из одной и той же ситуации. А вот от чего это зависит, как тебе кажется? Почему один человек приходит к мысли, ну, к какому-то обоснованию для себя религиозной веры, включая то, что вот жизнь не заканчивается со смертью и есть надежда на вечную жизнь, вот в этом тоже выражается вера, а кто-то из той же самой ситуации делает вывод, что «нет, все» (я сейчас, может быть, огрубляю), «все бессмысленно». Вот этот самый цинизм, как, может быть даже, защитная реакция, возникает, бросающаяся в глаза бессмысленность. Вот я даже уже, скорее, знаешь, тут не про медицину, а к твоему опыту просто верующего человека, многолетнего прихожанина храма, который при этом с этой темой сталкивается, с темой медицины и смерти, — что Бог касается в какой-то момент сердца человека и говорит, что «вот найди утешение в этом, ищи утешение здесь», а другого, получается, Бог не касается, раз он ожесточается и не верит?
Т. Семчишина
— Это сложный вопрос.
К. Мацан
— Конечно, сложный. Я, вообще-то, простых вопросов не задаю.
Т. Семчишина
— Сложный вопрос, на который я могу попробовать ответить некоторым предположением, потому что все-таки опять я говорю с позиции человека верующего, хотя и мне знакомы сомнения, недоумение, и уже в профессию я пришла верующим человеком. Хорошо, конечно, ответить просто и схематично, сказав, что это зависит от того, с каким сердцем, наверное, с каким багажом ты уже приходишь, ну вот, там, например, в профессию или в какую-то конкретную ситуацию страдания, боли и какого-то экзистенциального напряжения. Потому что, конечно, влияют и встречи, и воспитание, духовное воспитание наших учителей. Потому что в том, как я вижу какие-то вещи и как я их трактую, огромная заслуга, и это результат работы множества людей, с которыми мы общались — и отца Георгия Чистякова, и владыки Антония Сурожского, чьи книги оказали на меня очень большое влияние, и Фредерики де Грааф, и многих других людей. И когда ты встречаешься лицом к лицу с конкретной ситуацией, она ложится уже на подготовленную почву. Хотя, говорю, конечно, это не исключает вопросов, недоумений, сомнений и боли.
С другой стороны, наверное, и благодать Божья... Я не знаю, как ответить на вопрос, почему кого-то касается, а кого-то не касается. Но это еще и выбор, это и выбор человека в том, чтобы оставаться открытым или нет. Мы все испытываем боль — это я совершенно точно могу сказать. Мы все, работая там, где мы работаем, и видя то, что мы видим, переживаем за наших пациентов и не можем эту боль не испытывать. Другое дело, насколько мы ее в сердце допускаем и насколько мы готовы и в дальнейшем ей открываться и — может быть, не самое удачное выражение — что-то с ней делать. Потому что я могу отдать ее Богу — это, мне кажется, единственное, что имеет смысл, и дать согласие на то, чтобы снова этой боли открываться. Но я совершенно точно знаю и понимаю, что бывают и моменты, и бывают ситуации, когда человек говорит: «Нет, я не хочу этой боли. Да, я вижу ее, но я совершенно не готов ее испытывать и снова и снова к этой ситуации возвращаться, поэтому я выбираю такое дистанцирование». Потому что это тоже ведь может быть объяснено очень логично и какими-то важными причинами и мотивами для того, чтобы профессионально не выгореть, для того, чтобы мочь помогать больным, для того, чтобы уметь профессионально оказывать им помощь, и так далее. И, наверное, да, мировоззрение, наверное, готовность открывать сердце и готовность как-то рефлексировать и, ну, назову это «что-то делать» с этим переживанием и что-то делать с этой болью. Наверное, от этого зависит.
К. Мацан
— Ты эту фразу произнесла, очень такую цепляющую в хорошем смысле слова — «отдать Богу». Вот мне эти слова очень нравятся — «надо отдать боль Богу», потому что в них, что называется, постулируется сразу и существование Бога, и Его активное участие в жизни человека верующего, то, как это верующий видит, Его готовность эту боль человека забрать, какое-то такое динамичное отношение. То есть, Бог из какого-то слова, фигуры, идеи, чего-то такого большого, где-то существующего, превращается в Того, Кто близкий с тобой, Кому до тебя есть дело. А вот как ты это переживаешь? Как бы ты, ну, если угодно, объяснила вот это свое чувство — отдать боль Богу — человеку, который этого опыта не имеет? Понятно, что это сложно, может быть даже, невозможно объяснить до конца или даже хоть сколько-то. Но описать, свидетельствовать, наверное, можно. То есть, это невозможно передать, как любой опыт, но, может быть, что-то о нем можно сказать?
Т. Семчишина
— Ты знаешь, однажды у нас был такой разговор с коллегой — ночной, в какое-то небольшое затишье и в какой-то небольшой такой промежуток передышки. Она спросила меня: «Скажи, вот ведь я вижу, что довольно часто ты общаешься с семьями наших детей, и даже с кем-то, и со многими ты продолжаешь общаться после смерти детей. Они присылают тебе фотографии. Как ты все это выносишь? И зачем?» И тогда я попыталась ответить на вопрос, именно используя вот этот образ «отдать Богу», при этом понимая, что я разговариваю с человеком, который, может быть, где-то очень на пороге веры, как-то задумывается. Это действительно было сложно, как это можно объяснить, потому что, разговаривая со «своими» (я беру это сейчас в кавычки) — ну, с теми, кто как-то более в церковный контекст погружен, среди верующих людей, я могу что-то говорить о молитве, хотя все эти слова — они, наверное, будут достаточно плоскими, и все будет не то. Но здесь суть в том, что есть боль, которую на самом деле очень сложно вынести. Ее довольно сложно вынести еще и потому, что ты не можешь ничего с этим сделать. Иногда это твоя боль, личная, потому что ты соприкасаешься с какой-то трагической ситуацией и видишь, как это отражается на семье, на ребенке. Может быть, еще обстоятельства какие-то сложные. Иногда это, действительно, да, тоже вот отражение боли других людей. Ты видишь, насколько другому человеку больно — матери, потерявшей ребенка своего, или самому ребенку. Но наше, наверное, такое человеческое, естественное желание — эту боль утишить сразу, уменьшить ее, избавиться от нее. Когда я говорю о том, что мы можем отдать эту боль Богу, это, наверное, больше о том, что мы можем ее с кем-то разделить. Это не всегда означает утешение, но когда ты в боли не один, это приобретает какой-то другой смысл. И особенно когда ты в этой боли не один, а с кем-то, кто больше тебя, больше всей этой ситуации, Тот, Который благ, Который милостив и Который, в общем, не хочет никому зла и не хочет никому ничего плохого. И когда ты в этой боли с тем, кто в глубине своего существа видит и держит судьбы всех и знает тайну, и знает каждого по имени — и этого ребенка, который ушел, или этой семьи, каждого ее члена. Наверное, как-то более стройно мне сложно это объяснить, но, как говорил кто-то из великих, что боль... ты можешь горе разделить пополам с кем-то, и это уже... Ну это совместное проживание — оно и объединяет, и оно помогает тебе в этом быть и продолжать, продолжать существовать, продолжать жить.
К. Мацан
— Татьяна Семчишина, медсестра детской реанимации, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Мы говорим о трудных вопросах, на самом деле, веры, которые возникают в связи с болезнью, в связи с испытаниями. И наша сегодняшняя гостья видит это просто в процессе своей работы в детской реанимации. Вот еще немножко останавливаясь, может быть, задерживаясь на этом выражении, на этом состоянии, наверное, сердца человеческого — «отдать боль Богу»... Я вот в прошлой части упомянул, что мне оно очень нравится, это выражение, потому что в нем дается какое-то представление о Боге активном и с нами взаимодействующем, к нам обращающемся. Но ведь тут еще, наверное, важно, что и человеческая активность здесь постулируется? Я почему об этом спрашиваю — потому что я вот помню, в похожем контексте когда мы с кем-то говорили, вот отдать боль Богу, отдать проблему Богу, поручить эту проблему Богу, человек совершенно нецерковный и неверующий услышал в этом пофигизм. То есть, «вы, верующие — вы просто от этого закрываетесь». Ну, «отдай Богу» — это то же самое, как, другими словами, просто «не думай об этом», «да не парься!». Но правильно, что мы не про это же говорим сейчас? А вот как ты это чувствуешь? Почему это не про «не парься»? Вот я даже понимаю, что в плане твоей работы в реанимации это глупый вопрос и наивный. Я не предлагаю тебе сейчас переносить его на конкретные ситуации, когда перед тобой страдающий человек. Но если говорить именно о вере, о том, как ты проживаешь отношения с Богом, которые вот не про «не парься», а про твое активное участие — что это такое?
Т. Семчишина
— Я думаю, что если говорить с точки зрения психологии, наверное, можно назвать это формой рефлексии, да? Что когда происходят какие-то сложные события — ну, например, смерти пациентов, еще какие-то неразрешимые вещи, с которыми мы активно в рамках своих профессиональных обязанностей сделать ничего не можем, то просто забыть и как-то отодвинуть это в долгий ящик — это, наверное, да, была бы, наверное, пассивная позиция. Мне кажется — ну, может быть, я так устроена, но мне кажется, что очень важно все-таки не оставлять эти ситуации, а к ним возвращаться и их обдумывать. Пусть это будет с точки зрения психологии действительно такой рефлексией. Но если говорить с точки зрения веры, то мне кажется очень важным вот что. Когда-то я услышала это от Фредерики де Грааф. В каком-то разговоре мы с ней обсуждали тоже какую-то рабочую ситуацию, и она говорит: «Ну ты зовешь туда Бога, ты зовешь туда прийти Бога? Ты знаешь, что в какие-то моменты ты можешь требовать, чтобы Бог туда пришел? Да, Он знает это и без тебя, да, Он видит эту ситуацию, но ты можешь требовать, чтобы Божья Матерь и Господь в эту ситуацию вошли». Я не сразу это поняла, что она имеет в виду, но мне кажется, что это какая-то точка соприкосновений, точки встречи именно активности человека и активности Бога. Потому что это пространство человеческого сердца. И человек, видя или участвуя в неких обстоятельствах, где человек страдает, его призыв Бога туда — это, мне кажется, именно это и есть проявление активности, неравнодушия, неотстранения. И то же самое — если речь идет о смерти или вот о каких-то таких сложных событиях. То есть, мы, с одной стороны, молимся и отдаем Богу эту ситуацию — может быть, непонятную, может быть, с которой мы не согласны, но, вместе с тем, мы призываем Его прийти туда и освятить эту ситуацию Своим присутствием. Как дальше будет, я не знаю, но что-то страшное уже случилось, что-то трагичное уже случилось. Но призвать Бога в эту ситуацию, мне кажется, это лучшее, что можно сделать.
К. Мацан
— Я помню, в одном интервью священник Александр Ткаченко, создатель первого детского хосписа в России, сказал, что у Бога нет других рук, кроме наших. Ну это не он первым сказал — это такая известная, бесспорная, с одной стороны, мысль. С другой стороны, я помню, что в другом интервью человек тоже, много работающий, скажем так, в социальных проектах, помогающий и бездомным, и больным, к этой фразе по-другому отнесся — что «не, ну, конечно, у Бога есть другие руки, кроме наших, потому что, может быть, если Господу надо, Он Своими руками что-то сделает и без нашей помощи». И тогда человек добавил: «Ну, в лучшем случае, пальцы». Но, может быть, мы не будем множить дальше физиологические метафоры — «руки», «пальцы», но что ты об этом думаешь? Как в тебе эти слова отзываются?
Т. Семчишина
— Мне кажется, что это — опять-таки, наверное, возвращаясь к вопросу открытости сердца и открытости... ну, открытости миру, открытости человеку, причем, в совершенно разных реакциях. Мне почему-то первое, что приходит на ум, когда я слышу эти слова, это какие-то ситуации... Ну вот, например, самая простая — допустим, закончилась моя смена, и я выхожу из отделения, может быть, очень уставшей и, может быть, думающей только о том, чтобы поскорее добраться домой...
К. Мацан
— Потому что после суток дежурства.
Т. Семчишина
— Да, ну, после суток, и поехать скорее домой, и лечь спать, и вообще как-то немножечко отключиться от той реальности, которая была моей реальностью в последние 24 часа. И в этот момент, например, я вижу, что на диванчике около отделения нашего сидит женщина и, например, плачет. И, может быть даже, я узнаю в ней маму кого-то из наших детей. И здесь может быть несколько вариантов, да? Это может быть, например, мама, с которой есть у нас какой-то контакт и с которой у нас, ну, какие-то отношения даже сложились, потому что ребенок уже лежит какое-то продолжительное время. Это может быть мама какого-то другого ребенка, с которым я никогда не работала, но я знаю, что она приходит. Или, может быть, это совсем незнакомый человек. В целом, реакция моя может быть такова, что, ну, вообще-то, я закончила уже работать. Лифт — вот, пожалуйста, здесь пройти пять метров, и я сажусь на лифт и уезжаю к себе. Ну, потому что это не мое дело. Ну, плачет она — почему она плачет? Я не знаю, почему она плачет. Узнавать и как-то погружаться в это все еще я могу быть совсем не готова. Но, на мой взгляд, если так сложилось, что на выходе со смены почему-то я встретила эту женщину, ну, лучше подойти к ней, сесть и спросить ее, по крайней мере, что случилось. Или, ну, может быть, какими-то другими словами. Потому что мы все очень сильно нуждаемся в том, чтобы быть увиденными другими людьми. И, может быть, я ничем не смогу ей помочь. Может быть, я и выслушать ее не могу. А может быть, она мне как-то грубо даже ответит, или агрессивно, или... Да все, что угодно, может быть. Но в данном случае как-то Божьими руками... Что я могу, как Божьи руки, здесь, да? Я... вот как задание от Бога такое, да, это переживаю — что если человек встречается, даже если мне очень не хочется, даже если как-то вот... ну, как будто бы даже я имею моральное право пройти, но лучше все-таки подойти и спросить. Ну не захочет она другого человека рядом с собой, не нужно ей это будет — ну тогда так, как есть. Может быть, посидеть с ней какое-то время. А может быть, она пришла, потому что были ситуации, когда, например, мама потерялась просто. Ну, то есть, она должна была прийти в другое место, и она потерялась, растерялась, там, ребенок в тяжелом состоянии, и она не поняла, куда идти. И это все тоже решалось довольно просто, потому что я вернулась в ординаторскую, мы позвонили лечащему врачу и поняли, что требуется — она перепутала этажи и пришла не туда. То есть, это могут быть какие-то вещи, которые совсем не «великие», но если мы пришли в этот мир, если мы родились и продолжаем жить, и если как-то мы хотим для Бога тоже что-то делать, мне кажется, хорошо бы стараться — конечно, это не всегда получается, но — держать глаза открытыми, уши открытыми и сердце открытым.
К. Мацан
— Вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» Татьяна Семчишина, медсестра детской реанимации. У микрофона Константин Мацан. Не переключайтесь.
«Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. Мы говорим сегодня с Татьяной Семчишиной — медицинской сестрой детской реанимации.
Вот до перерыва, знаешь, какую-то ты очень важную тему затронула, причем, важную, знаешь, вот мне лично в плане каких-то лайфхаков. Лайфхаков, потому что мы хотим, чтобы от наших программ была сплошная польза, и вот на практике что выносить. Я вот могу тебе признаться, что для меня вот в той ситуации, которую ты описывала — допустим, сидит человек в больнице ли, на улице, на работе ли где-то, например, плачет, и, в принципе, ситуация, с одной стороны, располагает к тому, чтобы подойти, спросить, что случилось, а с другой стороны, ты понимаешь — вот это моя проблема психологическая, честно признаюсь тебе и всему честному народу, — я боюсь вот того самого какого-то грубого ответа, неловкости, которую я могу создать, в которой я могу оказаться, боюсь почувствовать себя глупо. И боюсь одновременно и человеку как-то... Может быть, ему сейчас не нужно внимание. Вообще, я понимаю — допустим, когда мне плохо, я, может быть, не хочу, чтобы вообще меня трогали. Но это индивидуально. Я внутри себя борюсь, с одной стороны, с каким-то правильным пониманием, что, ну, хорошо бы сейчас подойти, узнать. И я вот абсолютно понимаю тебя, когда ты говоришь, что «вот мне сейчас, именно мне этот человек именно попался — ну неслучайно же это, ну Господь же все видит!» А с другой стороны, какие-то внутренние ограничители включаются. Вот что ты посоветуешь? Ты отчасти уже об этом начала говорить. Может быть, ты тоже это испытываешь. Судя по всему, тебе это знакомо. Как находить для себя внутреннюю мотивацию все-таки поступить по-христиански, громко скажем, и вот это внимание проявить, не боясь, несмотря ни на что, и быть готовым даже, там, не знаю, к неловкости, к грубому ответу, но все-таки сделать?
Т. Семчишина
— Ну, начнем с того, наверное, что касается мотивации, что, боюсь, нет готовых рецептов, потому что каждый раз и в каждой ситуации приходится делать выбор. Это не что-то такое, что идет по накатанной и что один раз уже решено, и теперь наконец-то все просто и легко.
С другой стороны, я вот о чем думаю. Господь дал нам свободу, и эта свобода — она выражается во всем. Она выражается, в том числе, в том, что решим мы сами — подойти или не подойти. Она заключается и в том, что человек может принять нашу помощь, не принять нашу помощь, нуждаться в нас, не нуждаться в нас, а нуждаться в ком-то другом. И, наверное, один из тех принципов, которые хорошо бы постараться соблюдать, это человеку эту свободу предоставить. И в каких-то ситуациях я понимаю, что мне проще все-таки тоже опираться на рецепты на какие-то готовые, и в каких-то ситуациях я для себя формулировки нашла. Вот, например, я живу на метро «Теплый Стан», где у нас находится рынок, и там переход довольно длинный из метро, много лестниц, куда довольно часто приезжают бабушки со своими сумочками-кошелочками на колесиках. И для того, чтобы подняться или спуститься (а чаще всего бабушки приезжают уже с нагруженными сумочками), ну это требует усилий, чтобы по ступенькам их поднять. И тоже кажется — ты видишь пожилого человека, который с этой тележечкой со своей цок-цок-цок по ступенькам, и реакция может быть очень разной, потому что бабушки тоже по-разному настроены.
К. Мацан
— Меня однажды так отшили, будто я хотел сумку забрать, а не поднять.
Т. Семчишина
— Да. Потому что бывает, что, действительно, ну вот люди как-то так реагируют остро. И, ну, для себя я какую-то формулировку нашла такую, что когда я подхожу, говорю: «Извините, пожалуйста, разрешите вам помочь!» — и это оставляет человеку абсолютную свободу, потому что кто-то может сказать: «Да мне и так удобно». О’кей. «Да, хорошо, очень было бы здорово». «Нет, не нужно». И... Ну, и когда... И себя чувствуешь в этом тоже свободной. И человеку ты предлагаешь, и оставляешь ему право отказаться и свободу отказаться или принять.
Конечно, гораздо сложнее, когда речь идет не о физической помощи, которая очевидна, а о помощи (или не помощи), о каком-то участии, когда речь идет о горе, слезах или какой-то сложной ситуации, и мы не знаем, что случилось. Но, мне кажется, если иметь в виду, опять-таки, эту деликатность и какое-то пространство свободы, ну, по крайней мере, может быть даже, и вопрос «что случилось?» не такой удачный... Там, что ты расскажешь, что случилось? «Мне плохо». Там, «моему ребенку плохо». Что случилось... Все плохо. Но, может быть, спросить: «Я могу вам чем-то помочь?», как бы по-киношному ни звучала эта фраза. Или: «Не могу ли я что-то для вас сделать?» И если человек скажет «нет», может быть, побыть еще, посмотреть на него и уйти?
К. Мацан
— В прошлой части программы ты говорила, когда мы начали в самом начале размышлять о том, насколько человеку в медицинском деле труднее или проще, скажем так, прийти к вере, найти утешение к вере, ты сказала: «Все мы переживаем боль и сомнения». Я вот хотел бы к этой фразе творчески придраться. Опять же, может быть, это будет связано с твоей работой, может быть, нет, но какие у тебя сомнения в вере, какие вопросы к Богу (если это одно и то же — сомнения в вере и вопросы к Богу)? Я понимаю, что ты вряд ли ставишь под сомнение бытие Божие как таковое. Хотя сейчас ты расскажешь. Но тогда чего они касаются?
Т. Семчишина
— Они действительно не касаются бытия Божия. Но... Есть, например, сомнение — это один из самых болезненных вопросов, я думаю, что не только для меня. Это вопрос, что есть благо. Что есть благо, ну, например, для конкретного ребенка. Или что есть благо для его семьи. И если мы говорим о том, что, ну, «я верю, что Господь всемилостив и благ, и в Его деснице тайна человеческой судьбы», то где это благо в какой-то конкретной ситуации, где его очень сложно разглядеть или невозможно? И что есть благо в этой ситуации? Это вопрос, который довольно часто снова и снова приходится ну как-то решать, задавать, по крайней мере, этот вопрос.
К. Мацан
— Ты имеешь в виду, может ли болезнь, например, быть благом для семьи, для человека, для ребенка?
Т. Семчишина
— Я боюсь сейчас уйти в какие-то теоретические размышления, потому что все-таки эти, наверное, вопросы имеют право задавать только непосредственные участники. Легко сидеть в студии и говорить о таких вещах. Но, скорее, это какие-то очень конкретные события или конкретные... Даже, наверное, не столько сама ли болезнь — благо. Я не буду касаться этой темы — она слишком деликатная, и она слишком индивидуальна для каждого конкретного человека. Но в процессе лечения и в процессе борьбы за жизнь мы, да, сталкиваемся с ситуациями — ну все ли мы сделали правильно и все ли мы сделали, исходя из блага, из пожелания блага, например, такой вопрос. И еще вопросы смысла, который, наверное, основополагающий — в чем смысл, где смысл? Наверное, немножко сложно говорить об этом абстрактно, но я боюсь, честно говоря, приводить какие-то конкретные примеры, потому что опасаюсь быть недостаточно бережной и деликатной к тем людям, о которых я могу рассказывать.
К. Мацан
— Когда человек надеется на чудо, а чудо не случается, это вызов вере?
Т. Семчишина
— Это очень серьезная проверка, я думаю. Потому что, как сторонний наблюдатель, опять-таки, я могу говорить о том, что очень часто чудо, которого мы хотим, оно имеет очень конкретные осуществления, да? То есть, мы хотим очень конкретных вещей, надеясь на чудо. Например, в ситуации болеющего ребенка хотим его выздоровления во что бы то ни стало. Вопрос блага в этом тоже очень важен, потому что иногда, например, в силу ряда причин, осложнений, лечения мы, как медики, можем понимать, что если даже ребенок выживет в этой ситуации, то его жизнь не будет полноценной. Он, например, ну, не сможет никогда ходить или не сможет говорить, или еще чего-то не сможет. То есть, его выживание физическое — оно не будет означать качества жизни и полноты этой жизни. Ну, хотя о полноте, наверное, можно говорить в духовном смысле, и мы, наверное, не будем эту тему затрагивать. Но я вижу, например, несколько вещей и могу поделиться такими размышлениями — что чудо иногда может быть в другом. Мы просим конкретного чуда в выздоровлении, а чудо случается, выражаясь в каких-то других вещах, хотя ребенок погибает, например, и этого выздоровления мы не получаем.
Но когда я говорила еще о том, что это такая проверка того, что стоит наша вера... С одной стороны, мы помним прекрасно все евангельские строки — «просите, и что бы вы ни попросили Во Имя Мое, да будет вам», С другой стороны, это тоже достаточно известные слова — о том, что «что нам дороже — сам Бог или Его блага, или Его благодеяния?» И вот в ситуации, когда мы просим и не получаем, очень бывает сложно, но возможно сохранить веру в то, что Бог всемилостив и благ, и неизменен, и принять из Его руки то, что происходит, даже если мы сейчас этого не понимаем. И даже если очень больно. И даже если эта боль потери разрывает сердце.
Но я вот, наверное, не посмею здесь говорить о наших родителях, потому что действительно для этого каждый проходит свой путь, и свой путь осмысления, и свой путь веры. Но вот здесь очень серьезно встает вопрос, насколько дорог мне Бог. Если я не сомневаюсь в Его существовании, если Он был здесь, если Ему небезразлична судьба моего ребенка, если Ему небезразлично все, что происходит с нами, как дальше строить эти отношения, если случилось то, что случилось.
И почему-то вот хочется мне еще одним поделиться — тоже важным, мне кажется, моментом таким. Однажды мы провожали семью, у которой умер малыш. Было отпевание, и батюшка наш, больничного храма после того, как отпевание закончилось, он подошел к супругам, к родителям малыша, обнял их и сказал: «У вас было время надежды, теперь оно закончилось, и наступает время веры и любви». И это настолько точно отражает состояние... Ну вот, по крайней мере, это такое было точное описание для этой конкретной семьи, потому что они до последнего надеялись. И сейчас, когда все закончилось так, как закончилось, они возвращаются домой, но возвращаются домой, к сожалению, с погибшим ребенком. Но наступает время, когда ты можешь верить во встречу, ты можешь верить в то, что любовь не заканчивается земной жизнью, и что любовь продолжается. Вот, мне кажется, это какое-то максимально точное описание того, что может происходить.
К. Мацан
— Татьяна Семчишина, медицинская сестра детской реанимации, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Вот буквально предвосхищаешь ты ту тему, о которой я хотел бы в этой последней части нашей программы поговорить, без которой, конечно, наш сегодняшний разговор был бы неполным. В том смысле, что мы всю программу говорим о твоей работе, о том, что ты видишь на работе, как медицинская сестра в детской реанимации, о трудных ситуациях, боли, страдании, смерти как о вызове вере. Как о вызовах. Но что-то мне подсказывает, что этим, скажем так, духовная палитра твоей работы не исчерпывается, и наверняка есть место и наблюдениям встречи с надеждой, с любовью, с тем светлым, что происходит. И это тоже связано с верой, может быть, дает ей расти, укрепляться, убеждаться, утешаться, получать от Бога утешение. Вот насколько в этом смысле тут твоя работа на твою веру влияет? Был ли пройден какой-то путь — вот не с точки зрения вызова и проверки, а с точки зрения вот ее еще большего какого-то раскрытия и, ну, если угодно, открытия красоты Божьего замысла о нас всех?
Т. Семчишина
— Мне действительно не хотелось бы, чтобы у наших слушателей создалось впечатление, что где-то мы на передовой, где постоянные испытания и непрерывные вызовы жизни и вере. (Смеется.) Хотя, я говорю, конечно, это часть тоже нашей повседневной жизни.
Изменилось ли как-то само понимание, да? И как-то больше раскрылось ли видение Божьей красоты? Мне кажется, что очень явно в наших вот повседневных делах, в нашей повседневной работе раскрывается красота встречи. Красота встречи с человеком. Потому что, несмотря на то, что иногда рутина подразумевает какую-то скорость — что один, второй, третий, это поток людей, но эти лица и судьбы, которые проходят, это, конечно, удивительные какие-то такие нити и удивительные переплетения. Огромное у меня уважение вызывают наши родители и дети. Хотя с детьми мы не всегда имеем возможность общаться — ну, потому что, в силу особенностей отделения, мы можем уже видеть их в медикаментозной коме и под аппаратами, но с кем-то мы общаемся, и это люди, которые дарят огромную радость, как бы это ни странно показалось, и удивление, и удивление жизни. И... Ну, мы тоже меняемся, видя этот свет и видя эту красоту.
И, конечно, не могу не вспомнить одну из наших недавних таких историй, когда у нас полгода лежал малыш, и ему нужна была почечно-заместительная терапия. Ну, поэтому он был в сознании, он мог общаться. У него была масса каких-то игрушечек, книжечек. И мы его очень полюбили все — женская часть коллектива точно, но даже наши реаниматологи, конечно, они с большой нежностью относились к этому малышу. И поскольку он был у нас достаточно долго, и, конечно, для ребенка ситуация непростая — да, он днем находится с мамой, но он все равно в относительно незнакомом пространстве, на ночь он должен оставаться один, незнакомые люди, которые постоянно меняются и которые какие-то процедуры проводят. Но он, как любой ребенок, растет, смотрит на мир, чему-то учится, что-то ему нравится, что-то ему не нравится. И он это все разделял с нами. Мы научились читать, играть, какие-то новые вещи придумывали для того, чтобы его порадовать. (Смеется.) И мы многому учились...
Я не знаю, как ответить на этот вопрос, мне немножко сложно. Наверное, мне даже сложнее ответить на этот вопрос, чем на вопрос касательно вызовов. Но мы видим, насколько... Вот я думаю, что благодаря работе это тоже очень проявляется. Мы видим, насколько мир разный, насколько люди разные. Иногда, как бы банально это ни прозвучало, насколько уникален путь каждого человека и насколько все бывает неоднозначно, и не надо торопиться с выводами о человеке, например, или о семье. Лучше всего не пытаться со своими какими-то понятиями «правильными» на семью наседать, а побыть рядом с ней и сопроводить. Это, наверное, лучшее, что мы можем сделать. Этому работа очень учит. И она всегда напоминает о том, что Дух Святой — Он не в грохоте, а Он в тихом веянии ветра, вот в такой деликатности, нежности и соприсутствии. Это очень явно всегда.
К. Мацан
— Не могу тут не спросить, раз уж прозвучало имя чрезвычайно дорогого мне митрополита Антония Сурожского. Дорогого — в смысле, автора, пастыря, чьи тексты во многом вообще меня, конечно, тоже к вере привели и сформировали, видение каких-то вещей. Он много говорит о необходимости... Не необходимость — плохое слово «необходимость»... о молчании, о возможности молчания. В каких-то ситуациях быть с человеком рядом, без слов, просто быть, присутствовать, чтобы суть твоя была здесь, вместе с ним. И, с одной стороны, в общем-то, не так уж редко мы об этом говорим — о том, что слова часто не нужны лишние. А с другой стороны, так ли это просто на практике? Владыка Антоний тоже в своих текстах... Мне даже довелось один переводить с английского на русский, ранее не опубликованный по-русски текст. Вот об этом он там подробно размышляет — что тоже по-разному можно молчать. Можно просто прийти и помолчать. Ну вот я пять минут помолчал, вроде как, и исполнил завет владыки и больше... пойду дальше, поработаю. Можно молчать, говорит он, с таким достаточно напускным видом и молиться внутренне, показывая, что «вот, вот я молчу наполненно и молюсь за того человека, который рядом со мной». Может быть, такого молчания тоже не надо.
И мой вопрос к тебе, собственно, простой: а что это такое на практике? Удавалось ли, вот удавалось ли этот совет владыки воплощать по-настоящему? Я спрашиваю без подвоха, потому что мне это неизвестно — мне не удавалось, не было повода проверять это. А у тебя, наверное, поводов предостаточно.
Т. Семчишина
— Это совет, наверное, во многом «на вырост». Потому что это то, к чему можно всегда стремиться и пробовать, пробовать, пробовать снова, как и множество других советов, которые владыка дает. Но ты помнишь эту ситуацию, которую мы обсуждали, этот пример — если мама сидит около отделения заплаканная. Иногда... ну здесь какая-то чуткость, наверное, все-таки нужна. Потому что иногда, может быть, действительно один из способов проявить участие — это сесть рядом с ней. И, может быть, не сразу начать говорить, предлагать, и это тоже может быть такой формой, ну, «я свое дело сделал, могу теперь идти, быть свободнее». Я подошел, спросил: А ничего не надо? Помочь вам?" — «Не помочь». — «Отлично!» И с чистой совестью уходить домой.
К. Мацан
— Я прямо себя узнаю, сейчас ты описываешь...
Т. Семчишина
— Но посидеть рядом и как-то прислушаться — может быть, человек что-то скажет, а может быть, нет, и вот, как это владыка часто называет, «из глубины молчания задать вопрос», это уже, наверное, уже такая способность и какая-то душевная внимательность более высокого уровня.
Удавалось ли или не удавалось — я не знаю. Я не знаю, не мне судить, но...
К. Мацан
— Надо спросить у тех, рядом с кем ты молчала.
Т. Семчишина
— Вот я точно знаю вот что. Иногда мы с коллегами с нашими тоже обсуждаем какие-то сложные ситуации, которые случаются у нас на работе. Это могут быть и конфликты, например, с кем-то из родителей или какие-то ситуации кризисные такие, когда не знаешь, как реагировать, и довольно часто я слышу от наших девушек-медсестер вопрос (ну, он такой даже риторический), что «ну я не понимаю, что говорить, я не знаю, что сказать». Вот идет человек, который вот только что вышел из палаты, где умер ребенок его. И, вроде, с одной стороны, я тоже с ними работала, и как-то хочется выразить им соболезнование, но я боюсь подойти, потому что я не знаю, что сказать.
И однажды, когда мы беседовали с человеком вне нашей сферы, и я вдруг поймала себя на мысли, что у меня вопрос этот не возникает — о том, что сказать. И, наверное, можно считать это вот таким плодом наследия владыки. Потому что я не владею какими-то техниками и словами, которые всегда срабатывают, что придает мне уверенность и ту самую мотивацию и отсутствие страха в том, чтобы подойти к тому-то. Но иногда я понимаю, что ты можешь, даже переступив, там, через собственные неудобства, страх внутренний или все, что угодно, но просто подойти, и этого бывает достаточно. Иногда из этого рождаются слова, иногда нет. И иногда бывает, что... ну особенно когда ситуация крайне напряжена в силу переживания... И говорить, что... Просто я понимаю, что говорить что-то — довольно глупо. Да даже не только желание исполнить совет владыки, а просто слова неуместны. Ты в этом, может быть, минуту, две, пять, не знаю, сколько, будешь, а потом всегда можно спросить у, там, родителя, например, у мамы: «Вы хотите, чтобы, там, я осталась, или уйти?» И принять тот ответ, который будет озвучен.
Но мне кажется, что я бы, наверное, так отреагировала на этот вопрос — мы очень недооцениваем роль тишины и роль молчания. И как-то иногда как будто есть какое-то клише, что вот эта тишина и молчание — это отсутствие действия. Или это отсутствие, там, наполненности действия, наполненности смыслом. Хотя очень часто оно может быть гораздо более значимым, чем любые слова, сказанные от души, формально, те, не те. Часто слова действительно не имеют значения, мы об этом забываем. И отношение человеческое — оно не обязательно выражается в словах. Оно может быть в жесте или во взгляде выражено.
К. Мацан
— Вот мы на радио, к сожалению, не можем вообще без слов обойтись. Иначе это была бы тишина, которую было бы странно слушать. Но пускай наша сегодняшняя беседа, вот чьи-то слова сказанные, послужит к тому, чтобы, их услышав, нам всем захотелось — я это говорю абсолютно искренне и ответственно — немножко помолчать и побыть в тишине, но в такой вот не отсутствующей тишине, а вот именно в том, о чем ты сказала, — в тишине присутствия и в наполненном молчании рядом с ближними, с тем, кому сейчас нужна наша помощь.
Спасибо огромное тебе за нашу сегодняшнюю беседу. Татьяна Семчишина, медицинская сестра детской реанимации, сегодня с нами и с вами была в программе «Светлый вечер». Я уверен, не последний раз на радио «Вера» мы с тобой общаемся, так что до новых встреч на волнах нашей радиостанции.
Т. Семчишина
— Спасибо большое! Всего доброго!
К. Мацан
— Счастливо! До свидания!