Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Светлый вечер с протоиереем Сергием и Еленой Дикими (эф. 18.03.15)

Светлый вечер с протоиереем Сергием и Еленой Дикими (эф. 18.03.15)



У нас в гостях были протоиерей Сергий Дикий и его супруга Елена.
Мы говорили о жизни прихода при храме великомученика Георгия в Коптево, о детской капелле "Виктория" и о других направлениях работы с детьми и взрослыми, организованными при храме.

Ведущие: Елизавета Горская и Владимир Емельянов

В. Емельянов

— Здравствуйте! В эфире программа «Светлый вечер» и её ведущие Елизавета Горская и Владимир Емельянов.

Л. Горская

— И сегодня у нас в гостях сразу два человека. Протоиерей Сергий Дикий со своей супругой Еленой.

Наше досье:

Протоиерей Сергий Дикий родился в 1967 году в Твери. Учился в Тверском музыкальном училище на дирижерско-хоровом отделении. Окончил Московскую Духовную Семинарию. С 1991 года служил священником в Тверской губернии, позднее переехал в Москву. Служит настоятелем в храме великомученика Георгия в Коптево. Супруга отца Сергия Елена родилась в Москве, окончила регентскую школу при Московской Духовной Семинарии. С 2003 года преподавала на Знаменских высших богословских курсах при Заиконоспасском монастыре, регент правого хора и куратор богословских курсов в храме великомученика Георгия в Коптево. У отца Сергия и матушки Елены пятеро детей.

Л. Горская

— Давайте определимся, матушка, как к вам обращаться. Мы перед программой сидели...

В. Емельянов

— Балагурили, я бы даже сказал.

Л. Горская

— Пытались выяснить. И обнаружили, что традиционное для обращения к жене священнослужителя обращение «матушка», оказывается, не совсем каноническое, простонародное. А как правильно?

Прот. Сергий Дикий

— Так и будем — матушка Елена.

В. Емельянов

— Попадьей, наверное.

Е. Дикая

— Да, пожалуйста, хоть горшком величайте, только в печку не сажайте.

Л. Горская

— Ну правда...

Е. Дикая

— Действительно. Давайте — матушка Елена, для меня это привычно и мне очень приятно.

В. Емельянов

— Матушка Елена, у меня в связи с матушкой вопрос и возник. Я прочитал не так давно письма старца Иоанна (Крестьянкина), кто-то спрашивает его относительно монашеской, священнической жизни. И у него такая фраза прозвучала: «Матушка — должность не простая, не легкая». Хотелось бы поговорить об этом: а что это за должность такая? Понятно, что не профессия, не призвание. Будучи юной девушкой, думали вы о том, что вы свяжете свою жизнь со священником.

Е. Дикая

— Вы знаете, мне кажется, что это не должность, это скорее образ жизни, образ мыслей, наверное, даже уже манера говорить, одеваться и ходить. Причем в сферу моих по попечений, я предполагаю, не только моих, но и других матушек, входит не только собственная семья, дети, муж, в первую очередь, но и приход. Так складывается жизнь. И я думаю, что это очень важно и для прихожан храма, когда жена священника, настоятеля старается помочь, старается поучаствовать, поддержать людей.

Прот. Сергий Дикий

— Мужа в трудах поддержать.

Е. Дикая

— Мужа, понятно. Просто транслировать, чтобы охватить такой большой приход как наш, приход в спальном районе Москвы, поэтому приходится, конечно, брать...

Прот. Сергий Дикий

— Тяжело тебе приходится.

Е. Дикая

— Нет, мне приходится хорошо, Слава Богу. Мне приходится хорошо (смеется). Несколько лет назад на каком-то из собственных дней рождений, когда меня поздравляли, говорили какие-то слова, добрые, хорошие. Как знаете, об именинниках, как о покойниках, или хорошо, или ничего. И я подумала, что прожив жизнь, я прожила её не свою, я прожила его жизнь, но это такое счастье.

В. Емельянов

— То есть никакого диссонанса у вас по поводу того, что вы проживаете не свою жизнь у вас не возникает?

Е. Дикая

— Не возникает. Я просто задумалась, почувствовала, что жизнь была не моя, я прожила его жизнь. Но это счастье, что я прожила его жизнь, жизнь была всегда наполнена...

Прот. Сергий Дикий

— Как прожила? Уже все?

Е. Дикая

— Все закончилось (смеется). Ну не будем так печально. К этому моменту, к моим определенным годам.

В. Емельянов

— Матушка Елена, ваш обычный день. Вы просыпаетесь... Чтобы нашим слушателям, да и нам были понятны чаяния, заботы матушки, у вас пятеро детей ведь...

Е. Дикая

— Да, у меня пятеро детей. Сейчас мой день больше принадлежит мне, чем, скажем, лет 5 назад. Поскольку дети мои собственные выросли уже, у меня уже в основном студенты, одна только школьница осталась. Мы уже бабушка с дедушкой, у нас уже внук один полуторогодовалый, чудесный малыш. Поэтому сейчас мое время принадлежит в большей степени мне, чем когда бы то ни было. Конечно, в первую очередь, это храм, поскольку я регент и я регента правого хора, приходится и учиться много, и заниматься много, чтобы поддерживать на хорошем, профессиональном уровне богослужение.

Л. Горская

— Чем регент правого хора отличается от регента левого хора?

Е. Дикая

— Амбициями.

(Смеются.)

Л. Горская

— Коротко и ясно.

В. Емельянов

— Вы сказали, что дети ваши уже студенты, я хотел у отца Сергия спросить: продолжается священническая династия в вашей семье?

Прот. Сергий Дикий

— В моей лично пока еще нет.

В. Емельянов

— А какие-то подвижки?

Прот. Сергий Дикий

— Молимся. Надеемся.

В. Емельянов

— А где они учатся, чем они занимаются?

Прот. Сергий Дикий

— Я сам со священнической семьи. У меня мой папа сейчас иеромонах в Оптиной пустыни, старший брат — протоиерей в Тверской губернии, окормляет тюрьму строго режима, у него три прихода под его окормлением. Младший брат — дьякон в Троице-Сергиевой Лавре, не монах тоже, женатый, как мы все, белое духовенство. И сестра — попадья. А мы надеемся, что наши дети будут продолжать наше дело.

В. Емельянов

— А учатся они сейчас где?

Е. Дикая

— Две дочери старшие учатся в университете — одна в МГУ, вторая — в Сеченовской академии. Мальчики учатся, один в строительном университете — МГСУ, второй — в художественном колледже. И младшая дочка школьница в 10 классе учится она. Она занимается французским языком активно и, скорее всего, свяжет свою жизнь с переводческой деятельностью.

Прот. Сергий Дикий

— Надеемся, что они сначала получат светское образование, по милости Божией, может быть, потом по собственному желанию...

В. Емельянов

— Потом врач в семье — это всегда хорошо.

Прот. Сергий Дикий

— И строить надо уметь.

Е. Дикая

— Да. Они поют все на клиросе, девочки у нас и работают в хоре, помогают активно. Младшая участвует в наших во всех молодежных делах приходских, старшие когда-то этим занимались.

Л. Горская

— А что у вас за молодежные приходские дела, давайте об этом поговорим.

Е. Дикая

— Наши молодежные приходские дела перечислять, боюсь, программы не хватит.

Л. Горская

— Давайте коротенечко.

Е. Дикая

— Давайте.

В. Емельянов

— Более 40 направлений у вас на приходе.

Е. Дикая

— У нас интересно на приходе, по-настоящему интересно. И порой в такие в выходные дни, в субботу, в воскресенье, приход напоминает муравейник — повсюду снуют детки. Самых разных возрастов — с 5 лет и до 25 лет, они перемещаются активно, чем-то занимаются. С чего начнем, батюшка, с каких?

Прот. Сергий Дикий

— Наверное, с хоровой капеллы.

Е. Дикая

— Любимое детище матушки.

Прот. Сергий Дикий

— Да, хоровая капелла...

Е. Дикая

— Номер один. Хоровая капелла. Хоровую капеллу мы задумали организовать в 2007 году, я сама когда-то начинала заниматься с детишками, собрали мы небольшой детский хор, целью поставили — участие в богослужении. Для того чтобы они начали петь, нужно было хорошо их учить. Для того чтобы хорошо их учить, нужно было набрать хороших профессионалов. И вот мы пригласили для работы с детьми выпускников хоровой академии имени Виктора Сергеевича Попова.

Прот. Сергий Дикий

— Они у нас и были, они в правом хоре у нас поют.

Е. Дикая

— Два моих баса, совершенно чудесных мальчика. И вот теперь у нас руководят хоровой капеллой два выпускника хоровой академии — Юрий Назаренко и Филипп Мещериков, девочки наши хоровые обожают их, своих молодых преподавателей, полной взаимопонимание и любовь, ну и результатом такого сотрудничества хоровой академии, храма и церкви стал хороший детский коллектив. С одной стороны, мы действительно достигли своей цели, дети регулярно участвуют в богослужении, поют вместе с правым хором, поют сами, это серьезный коллектив, который умеет петь на четыре голоса, даже если необходимо, то больше.

Прот. Сергий Дикий

— Лауреаты международных конкурсов.

Е. Дикая

— Стали участвовать в конкурсах, стали лауреатами в прошлом году, взяли очень хорошие места, второе, третье место в конкурсе «Звучит Москва». Серьезный престижный международный конкурс. Наравне с очень крепкими хорошими коллективами.

Прот. Сергий Дикий

— Лауреатами везде мы получали третье место.

Е. Дикая

— А, третье?

Прот. Сергий Дикий

— Первое место — хоровая академия получила, надо понимать, а третье — мы. 50 коллективов участвовало.

В. Емельянов

— А ваше капелла называется «Виктория»?

Е. Дикая

— «Виктория». Храм-то Георгия Победосносца.

В. Емельянов

— Логично.

Е. Дикая

— Как вы лодку назовете...

В. Емельянов

— Давайте послушаем хоровую капеллу «Виктория», которая существует при храме Георгия Победоносца в Москве, в Коптево.

(Звучит капелла «Виктория».)

Л. Горская

— Напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер» и у нас в гостях протоиерей Сергий Дикий с матушкой Еленой Дикой. И мы послушали песню «Катюша» в исполнении капеллы «Виктория». Почему такой неожиданный выбор?

Е. Дикая

— Это не неожиданный выбор.

Л. Горская

— Мы-то детскую песню ожидали услышать.

Е. Дикая

— Вы знаете, как интересно. В прошлом году мы задумали такой серьезный проект: подготовить большой патриотический концерт и для детей, и для взрослых, и самое главное...

Прот. Сергий Дикий

— … Миссионерский проект.

Е. Дикая

— Миссионерский проект, конечно.

Л. Горская

— Это к 70-летию Победы.

Е. Дикая

— Тогда это было еще 69 лет. Мы его уже два года катаем.

Прот. Сергий Дикий

— Мы его проводили на площадке нашего района в театре «Без вывески», туда мы пригласили всех жителей, ветеранов нашего района и праздник назывался «Пасха — День Победы». То есть совместили два особых праздника. С Пасхой соединили и День Победы, потому что победа над смертью — Воскресение Христово. И праздник прошел на ура. И после праздника решили записать диск, чтобы могли все слышать эти песни.

Л. Горская

— А в этом году планируете концерт проводить?

Прот. Сергий Дикий

— Планируем. Если кто-то нас еще пригласит, мы готовы поучаствовать.

В. Емельянов

— А можно немножко поподробнее о театре «Без вывески».

Прот. Сергий Дикий

— В нашем районе есть театр «Без вывески». Он так и называется «Без вывески». И муниципалитет и администрация района нам предоставляет этот театр, безвозмездно для проведения Пасхальных, Рождественский праздников. И так же праздников, которые мы делаем к Дню Победы и другим датам.

В. Емельянов

— То есть это просто площадка, которую вам предоставляют?

Прот. Сергий Дикий

— Да, это хороший зал, на 400 мест.

Л. Горская

— А вы силами прихожан делаете праздник.

Прот. Сергий Дикий

— Воскресная школа, молодежные организации, сами участвуем.

В. Емельянов

— У вас есть еще и взрослый хор.

Прот. Сергий Дикий

— Есть и взрослые, у нас есть правый хор, левый хор, любительский хор взрослых.

В. Емельянов

— А все почему, уважаемые радиослушатели? Все потому, что отец Сергий имеет музыкальное образование.

Прот. Сергий Дикий

— Да, на этом диске есть песни, которые я тоже исполняю.

В. Емельянов

— В музыкальном училище, а по какому класс вы окончили музыкальное училище?

Прот. Сергий Дикий

— Я — дирижер-хоровик.

В. Емельянов

— Тогда понятно, почему такая любовь к хорам. Вообще, хоры — это прекрасно, особенно когда поют дети. Приоткрою тайну, я 6 лет проучился в Московской хоровой капелле мальчиков, такая была. Там сейчас после ухода из жизни её руководителя...

Прот. Сергий Дикий

— На Тверской.

В. Емельянов

— Она в переулке, Малый Палашевский переулок...

Прот. Сергий Дикий

— Там мои дети...

Е. Дикая

— Наши мальчики там учились. Наши мальчики закончили эту школу. У Баклушина Леонида Игоревича. Он ученик...

В. Емельянов

— Да. Я его смутно помню, потому что он старше меня. Я к тому, что детский хор — это вообще замечательно. Неважно девочки там поют, мальчики, это очень красиво. Я помню, в Литве я попал... В Прибалтике вообще хоровое движение развито... Она просто меньше сама по себе, поэтому такая концентрация.

Л. Горская

— Меньше, чем что?

В. Емельянов

— Чем Россия. У нас тоже развито хоровое пение. Но поскольку страна большое, оно все размыто. А там сконцентрировано. И где-то в начале 90-х, может быть, 92 год, 93-й, я попал на фестиваль, который между тремя прибалтийскими республиками Латвией, Литвой и Эстонией, они привозили детские хоровые коллективы. И я должен сказать, что это нечто. Это потрясающе по красоте. Мы сейчас заговорили о хоре, я вспомнил свою учебу в капелле мальчиков, которая успехом не увенчалась.

Е. Дикая

— Вы знаете, я хочу сказать, в продолжение темы о хоре. Тот, кто когда-то пел в хоре, никогда уже не будет одиноким. Это же достаточно известная фраза, по-моему, она принадлежит Павлу Григорьевичу Чеснокову.

В. Емельянов

— А если это солист хора?

Е. Дикая

— Тем более (смеется). Команда за спиной.

Прот. Сергий Дикий

— Он будет всегда солистом... Ваш вопрос о том, сколько у нас направлений в нашем приходе разных. Это обусловливается тем, что приход — это семья. А в семье, если много детей, много направлений, много интересов. Приходит человек: «Я бы хотел заниматься тем-то и тем-то», и мы помогаем этому человеку открыть, ну к примеру, кружок любителей кино.

Л. Горская

— У вас такой тоже есть?

Прот. Сергий Дикий

— Тоже есть. Приходят студенты и показываем им классику.

Л. Горская

— А где вы все это делаете?

Прот. Сергий Дикий

— В воскресной школе, у нас есть там зал, где показывают им фильмы.

Л. Горская

— То есть вы построили здание воскресной школы?

Прот. Сергий Дикий

— Ну у нас деревня, у нас московская деревня. У нас не московский храм. У нас большая деревня.

Л. Горская

— Как это все выглядит?

Прот. Сергий Дикий

— Приезжайте и посмотрите.

В. Емельянов

— Храм удивительной красоты. Во-первых, он деревянный, что уже располагает к нему априори, потому что дерево, даже если оно не живое.

Прот. Сергий Дикий

— И главное, что все у нас там временное.

Л. Горская

— Сколько лет оно у вас уже временное?

Прот. Сергий Дикий

— 18 лет. И будет временным, пока. Когда мы хотели получить лицензию для того, чтобы дети получали аттестацию, деревянное здание в Москве считается временным. И аттестацию получить нельзя. Поэтому уже сейчас делаем проект и собираемся строить еще комплекс, в который будет входить храм святителя Спиридона с духовно-просветительским центром. И уже, я думаю, все эти направления мы там будем дальше развивать. Потому что нам не хватает места. Нам негде расположить наших питомцев.

В. Емельянов

— Еще бы. Воскресная школа, хор детский и взрослый, центр социальной помощи, боевые секции, военно-патриотический кружок, клуб ВДВ, клуб кинолюбителей, дискуссионный клуб. Колоссальная работа...

Е. Дикая

— Богословские курсы для взрослых.

В. Емельянов

— И еще есть выездные лагеря — летние, зимние. Тоже можно немножко поподробнее об этом, может быть, наши слушательницы мамы заинтересуются.

Прот. Сергий Дикий

— У нас при нашем храме проходит множество лагерей разного направления. Один раз мы проводили хоровой лагерь в Болгарии. Дети участвовали в фестивале, а потом остановились на 10 дней на берегу моря, ходили купались утром, а днем пели, пели вечером. Это потрясающий был лагерь. После купания дети проходят по скверу и стоит пустая сцена. Они встают на эту сцену и начинают петь, мимо проходят отдыхающие. Конечно, не было никого там с шапкой (смеется), потому что тогда бы они окупили, я думаю, свою поездку. Но, к сожалению...

Л. Горская

— Не сориентировались.

Прот. Сергий Дикий

— Не сориентировались. И когда какое-то дело объединяет детей, им нету времени для безделья, в каждом лагере есть свое направление. Есть военно-патриотические лагеря, есть лагеря, как я уже сказал, хорового назначения, в военных частях проводятся лагеря, те лагеря, в которых дети могут почувствовать не только свою самостоятельность, но и также научиться на какой-то период, на эти 10 дней быть взрослыми. И получить свой духовный опыт. Потому что в лагере всегда проводится Божественная Литургия, все исповедуются, причащаются. Я могу рассказать один такой случай, приехали в один лагерь, который проходил на озере в Тверской губернии, под городом Вышним Волочком. Мы приехали туда с детьми, и вот два мальчика сцепились, как два петуха. Мы их разняли: «Что вы делаете?! Как, вы же братья, вы же понимаете, что так нельзя себя вести...» Один говорит: «Да, да, я, конечно, понимаю». Второй: «Нет, я его простить не могу, он такой-сякой». Говорю: « ТЫ понимаешь, что ты находишься в тяжелом духовном состоянии, ты заболел, ты ненавидишь, ты злишься, ты не можешь простить». «Да, я понимаю, но я простить не могу». «Но надо же с этим что-то делать». «А что делать?» «Молитву Отче наш знаешь?» «Да, знаю». «Давай с тобой так договоримся, ты хочешь исцелиться?» «Да, хочу». «Ты знаешь радиус нашего лагеря?» Там где-то километра полтора вокруг дорожка такая есть. «Давай, читай молитву Отче наш и делай крестный ход вокруг лагеря». «Хорошо». Ушел, где-то минут 15 его нет, 20, потом подходит ко мне. Я спрашиваю: «Ну как твои дела?» Говорит: «Знаете, батюшка, уже лучше, но надо еще». «Хорошо, давай дальше иди». Опять ушел еще минут на 15. Потом приходит, говорит: «Все, я готов примириться». Я опять их подвожу к друг дружке. Они просят друг у друга прощения. И дальше спокойно вдвоем играют. Такой духовный опыт они уже получили в этом лагере. Мы стараемся, чтобы дети учились собой управлять, своими какими-то привычками. И в большой семье, когда лагерь на 80, на 90, а особенно на 160 человек, он не может проводиться без дисциплины.

Эти лагеря они, в основном, военного направления — построения, общая молитва, общие послушания, спортивные, естественно, там разные направления.

Если лагерь в лесу, они у костра сидят, они через 10 дней приезжают счастливые, но как их ни моешь, все равно чумазые. И они сами становятся проповедниками истины, сами дети. Недалеко от города Вышнего Волочка находится детский дом. И нас попросили: «А вы не можете взять человек 20 детей в ваш лагерь». Я говорю: «Хорошо, ладно, пускай приезжают».

Ну и привозят нам где-то человек 20, 13, 14, 15 лет, вышли из автобуса...

Л. Горская

— Закурили.

Прот. Сергий Дикий

— Мы их построили, говорим: «А теперь, пожалуйста, ваши вещи к досмотру». «Да вы не имеете права, вы вторгаетесь в нашу личную жизнь...» «У нас такие правила». Выудили пачки сигарет через одного практически. Они стали возмущаться: «Мы хотим обратно к себе в детский дом». Мы говорим: «Мы вас никого здесь не держим». Но автобус-то уже уехал. Если сегодня идти, это где-то километров 40. Мы вам даем старшего и идете к себе в детский дом. Или можете до завтра здесь побыть, не понравится, автобус приедет и вы уедете. «Не, ну хорошо, до завтра мы побудем».

В. Емельянов

— Так и быть...

Прот. Сергий Дикий

— Вечер, костер, песни, молодежь такого же возраста, как они, никто не курит, матом не ругается, сидят вокруг костра, поют песни. Они попадают в эту атмосферу, добрую атмосферу, доброжелательную атмосферу, на следующий день приезжает автобус. Мы говорим: «Ну все, собирайте свои манатки и милости просим к себе, обратно». Говорят: «Батюшка, можно мы не будем не пить, не курить, матом не будем ругаться, а с вами останемся». Я говорю: «Милости просим». И не один год они приезжали к нам, уже знали, куда они приезжали, уже себя настраивали определенным образом. Я думаю, что это для них определенная правильная прививка, что жизнь она радостная, когда она строится не на тех ценностях, к каким они привыкли в своем детском доме.

В. Емельянов

— К сожалению, привыкли.

Л. Горская

— Я предлагаю послушать еще песню в исполнении детей капеллы «Виктория».

В. Емельянов

— Давайте.

Е. Дикая

— Баллада о солдате.

(Звучит песня в исполнении капеллы «Виктория».)

Л. Горская

— Оставайтесь с нами, вернемся через минуту.

Л. Горская

— Мы снова приветствуем наших радиослушателей, напоминаем, что в эфире программа «Светлый вечер», с вами в студии Лиза Горская, Владимир Емельянов и сегодня у нас в гостях протоиерей Сергий Дикий со своей супругой Еленой.

Я, знаете, что хотела спросить. У меня, на самом деле, масса вопросов накопилось.

Первый, лагерь находится в лесу...

Прот. Сергий Дикий

— По-разному, и в лесу, и за границей лагеря проводим, площадку находим и прорабатываем то или иное направление.

Л. Горская

— Я так поняла, что вы в лесу тоже Литургию служите. Каким образом это делается?

Прот. Сергий Дикий

— Палатка, престол, семисвечник, у меня все есть для этого. И там был интересный случай, когда в этой палатке стоял семисвечник и я поставил туда, ну вы знаете, есть такие лампочки китайские, которые от солнышка заряжаются в течение дня, а потом всю ночь горят. И семь этих лампадок поставил, там дежурный, караульный стоит у храма, его сторожит всю ночь. И он прибегает: «Батюшка...» Я: «Что такое?» «Там кто-то приплыл!» «А что они?» «Они просто смотрят». «Ну хорошо, не заходят?» «Нет, просто смотрят».

Л. Горская

— А лагерь на берегу озера.

Прот. Сергий Дикий

— Да. И вот представьте. Рыбаки на лодке ловят рыбу и смотрят: в лесу семь светильников. Так они бросили свою рыбалку, приплыли туда, к берегу, выходят, а там стоит храм, престол, жертвенник, семисвечник, горят лампочки эти...

Л. Горская

— Дежурный стоит бледный...

Прот. Сергий Дикий

— Да, дежурный стоит рядом...

В. Емельянов

— Я думаю, они тоже бледные были. Представляешь, люди с перепоя едут на рыбалку и видят такое в лесу. Что уж тут скрывать, мы знаем чем заканчивается рыбалка.

Л. Горская

— «Особенности национальной охоты»...

Прот. Сергий Дикий

— Поэтому большая радость, когда эта Литургия совершается. Конечно, дети, которые приезжают из разных семей, из разных условий жизни, можно сказать, они уже когда проходят 2-3-4-5 дней, они уже на молитве стоят совершенно по-другому. И мы стараемся эти молитвы, утренние, вечерние совершать не полностью, а в таком сокращенном варианте, когда они и сами поют и Отче наш, и Символ веры, Богородицу, Достойно есть. И такое ощущение, что вот эти сосны, под которыми совершается молитва, они просто сами подымаются к небу. А когда совершается Божественная Литургия и ты понимаешь, что многие дети первый раз имеют этот опыт — исповеди, причастия, я надеюсь, что эта встреча с Богом, она останется яркой той звездой в жизни этих детей, которая потом будет вести к Богу.

Л. Горская

— У меня вопрос к матушке будет, можно?

Прот. Сергий Дикий

— Конечно.

Л. Горская

— Вот этот спектр досуга, который у вас в храме, и лагеря, складывается впечатление, что детский досуг он больше нужен родителям, а дети так немножко из-под палки, неохотно, вот опять, вот ваш хор, ваш кружок, а вам, я так понимаю, удается вовлечь детей, у вас там муравейник, все с горящими глазами, каждый на свой кружок, как получается?

Е. Дикая

— Наверное, все-таки дело в профессионализме руководителей.

Л. Горская

— Скромно сказала она.

Е. Дикая

— Так я ж не о себе (смеется). Я говорю о людях, которые любят это дело, которые помогают по-настоящему, умеют детей увлечь, умеют их научить, а дети видят отдачу, они видят, что у них получается, они видят, что есть результат их вложения, их труда. Это очень здорово. Поэтому, наверное, им хорошо здесь. Потом их же любят, а эта атмосфера любви... Я почему тоже очень люблю эти дни, когда этот муравейник вокруг, чувствуешь, что эта жизнь, её можно руками потрогать. Это движение, это бурление, эту потрясающую энергетику, любовь. Действительно литургия — общее дело. Она везде вот там получается в эти моменты. Это по-настоящему все, хорошо.

Л. Горская

— У вас получился мини-город, город в городе. Храм, при храме — приход, совершается Литургия, при этом досуг можно полностью занять, не выходя за пределы храмовой территории.

Е. Дикая

— Ну я думаю, что это не только у нас так. Я знаю много храмов и в Москве...

Л. Горская

— Я пытаюсь понять, как все устроено. Это необычно и непривычно.

В. Емельянов

— И хлопотно.

Прот. Сергий Дикий

— Конечно, необычно. Когда приходят прихожане к храму, а по территории храма мальчишки в маскировочной форме с автоматами бегают и отрабатывают ту или иную постановку, установку руководителя и командира. Конечно, это многих удивляет, кто первый раз приходит.

Е. Дикая

— А руководит ими настоящий офицер.

В. Емельянов

— Как это коррелируется?

Е. Дикая

— А вроде нет противоречия.

Прот. Сергий Дикий

— Потом все радуются. Радуются взрослые, родители. Главная цель всей этой деятельности, почему храм старается помочь родителям в воспитании детей, в чем эта главная помощь? Образование родители стараются дать своим детям, своих средств они не жалеют ни на обучение, ни на одежду, ни на питание, а окружение они им предоставить не могут. Часто в благополучных семьях, те дети, которые воспитывались в таких тепличных условиях, когда выходят на улицу, они теряются. А здесь создан микромир, своя семья, духовная семья, где дети в нравственном отношении, в желании служить Богу, родителям, ближним своим, они объединяются. И даже если в лагерях, например, возникают какие-то проблемы дисциплинарного характера, что понятно в наше время, то сами дети стараются участвовать в перевоспитании того или иного мальчика или девочки. Если ребенок сам хочет исправиться, то, естественно, все идут навстречу. А если говорит: «Вот вы ко мне пристали, я не хочу у вас здесь находиться», — то вызываются родители и ребенок едет к себе домой. Здесь в зависимости от желания самого ребенка.

В. Емельянов

— Он при этом становится изгоем в этом коллективе.

Прот. Сергий Дикий

— Он просто в этот коллектив не входит. Не вписывается. Если он хочет в этом коллективе быть, он начинает себя менять...

Л. Горская

— Ну как эти дети интернатские, они захотели остаться...

Прот. Сергий Дикий

— Они бросили свои дурацкие привычки, перестали ругаться, и они остались. И очень важно, чтобы эта альтернатива правильной жизни было для детей доступно.

Л. Горская

— Нет другой проблемы, что дети у вас, как в теплице, получаются? В этих приходских условиях.

Прот. Сергий Дикий

— Да какие же теплицы? Колючки-то всегда к нам попадают. Колючих полно.

В. Емельянов

— На голой земле в палатках...

Л. Горская

— Ну в Коптево не в палатках. Они в одной системе нравственных координат с вами, со своими сверстниками. А потом приходят в обычную школу, а там этой системы нет. Или она другая, и они беззащитными оказываются, потому что они не врут, не дерутся, не курят, не пьют.

Прот. Сергий Дикий

— Борьба уже начинается здесь, в лагерях. Дети-то разные приходят. Проблемы возникают, в любом случае. Мы берем со всех храмов города Москвы детей, желающих участвовать в лагерях. И бывает, что приходят родители, заполняют анкету, пишут, что да, он такой хороший, вредных привычек нет и пишут так, что в Царствие Небесное можно сразу ребенка отправлять, а на самом деле совсем не так. Естественно, возникают эти проблемы, которые мы стараемся решать вместе с поддержкой, конечно, и детей, его сверстников.

В. Емельянов

— Родители не знают своих детей, получается?

Прот. Сергий Дикий

— Они знают, но они хотят, чтобы взяли ребенка в этот лагерь. Поэтому, естественно, они не пишут, а потом что-то такое выявляется. Но, с Божьей помощью, если ребенок этого сам желает, то он становится участником не только одного лагеря, но уже и в следующие лагеря мы так же его приглашаем. Потом у нас есть еще Школа вожатых. Когда эти дети, когда становятся совершеннолетние, они проходят Школу вожатых и становятся руководителями в этих лагерях. А руководитель в лагерях ездят бесплатно, если если есть возможность, то даже как-то мы и премируем их за работу.

В. Емельянов

— Премия — это хорошо, но как вы наказываете хулиганов, проштрафившихся в этих лагерях? Один пример вы рассказали как мальчик ходил дважды...

Л. Горская

— Это не наказание было.

Прот. Сергий Дикий

— Это не наказание. Это он сам ходил.

В. Емельянов

— Повеление.

Прот. Сергий Дикий

— Это его духовный опыт, который он приобрел. Это борьба.

В. Емельянов

— Но вы же его подвигли к этому?

Прот. Сергий Дикий

— Я ему предложил, если ты хочешь... Если бы он сказал: «Я не хочу идти, эти круги мотать, пошли вы все лесом». Естественно, мы бы стали разговаривать с ними как-то, может, по-другому. Ты со мной или не со мной, с ними? Давай будем как-то этот вопрос... Поэтому, мы предлагаем, главное — ребенку предложить, чтобы он сам захотел. Это очень важно. Во всех направлениях, чтобы он сам захотел.

В. Емельянов

— Коли это военно-патриотическое, там, наверное, существуют какие-то наряды вне очереди?

Прот. Сергий Дикий

— Дети отжимаются, если надо, в основном, такие наказания. Отожмись 25 раз...

В. Емельянов

— А не может 25?

Прот. Сергий Дикий

— Сколько можешь.

В. Емельянов

— Давайте послушаем песню. Это будет песня «Соловьи» в исполнении капеллы под названием «Виктория». Еще раз напомню, что эта капелла, как и прочие объединения существуют при храме Георгия Победоносца в Коптево. Настоятель этого храма протоиерей Сергий и матушка Елена, его супруга, у нас сегодня в гостях в программе «Светлый вечер». Альбом этот называется «Песни военных лет», мы потом отдельно поговорим, где его можно взять, скачать, приобрести каким-то образом. И вот, что еще примечательно, в этой песне «Соловьи» солирует дочь отца Сергия и матушки Елены, зовут её Серафима Дикая. Послушаем.

(Звучит песня капеллы «Виктория».)

Л. Горская

— Напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире программа «Светлый вечер» и у нас в гостях протоиерей Сергий Дикий с супругой Еленой Дикой. Мы послушали песню «Соловьи»... Матушка, скажите, такая песня серьезная, а дети вообще понимают, что они поют?

Е. Дикая

— Да. Понимают, поют очень осознанно, самое главное, что доносят это свое проникновение, свое понимание до слушателей, на мой взгляд, им это очень удается. Но мы и работаем над этим. Над тем, чтобы они у нас все понимали хорошо.

Прот. Сергий Дикий

— Я думаю, что то исполнение, которое вы слышали, оно говорит о том, что все им понятно.

Л. Горская

— Историю еще дополнительно изучаете?

Е. Дикая

— Да, конечно. Вообще, в капелле, помимо, собственно, хора, детки занимаются сольфеджио, занимаются музыкальной литературой, я преподаю у них литургику, то есть мы изучаем богослужение, историю богослужения, язык богослужения, стараемся дать широкий охват такой образовательный.

Л. Горская

— Это все происходит в выходные дни?

Е. Дикая

— Нет-нет, ни в коем случае, это происходит и в будни тоже, поскольку в выходные дни не хватает времени. Дети занимаются по вторникам, по субботам, в течение трех часов.

Л. Горская

— А богослужебный репертуар у них тоже есть?

Е. Дикая

— Очень серьезный репертуар, детки поют Чеснокова, детки поют Бортнянского, Мусоргского, произведения таких замечательных серьезных композиторов. Это, конечно, свидетельствует об определенном уровне.

Прот. Сергий Дикий

— На богослужении они часто и одни исполняют, и бывает в объединенном хоре, вместе со взрослыми. На архиерейских службах, когда владыка к нам приезжает, дети участвуют в богослужении, это очень радует, ангельские голоса, такой необычный колорит, когда нету потолка.

Л. Горская

— Что значит «нету потолка»?

Прот. Сергий Дикий

— В звучании нету потолка.

В. Емельянов

— Небо.

Прот. Сергий Дикий

— Небо. В детских голосах звучит небо. Если вы посмотрите в глаза ребенка, вы что там увидите? Небо. Так и голос ребенка дает возможность понять, как же ангелы славят Господа на небесах.

В. Емельянов

— Ой, как красиво. И сказано, и представляется.

Л. Горская

— Я оказалась в окружении хористов. Внезапно.

Прот. Сергий Дикий

— Может быть, что-нибудь споем? (Смеются.)

Л. Горская

— Такой у меня прагматический вопрос. Как вы все успеваете? Такая деятельность при храме, плюс батюшка благочинный.

Прот. Сергий Дикий

— Не успеваем. Если к себе относиться требовательно, как это и полагается, понимая, что ты многие вопросы не успеваешь, хотел бы сделать. Поэтому возможность в развитии у нас каждый день.

В. Емельянов

— Сколько же вы на сон себе отводите?

Прот. Сергий Дикий

— Любим спать, любим.

Е. Дикая

— Как повезет.

В. Емельянов

— Складывается ощущение, что все очень благостно, хорошо и радостно у вас все происходит, вы производите впечатление... не то, что впечатление, вы улыбчивые люди, с хорошим чувством юмора, какие-то проблемы существуют, которые пока не удается решить?

Прот. Сергий Дикий

— Помещения нет. Самая главная проблема — нет помещения. У нас все расписано с утра до вечера. И когда приходит человек: «Я бы хотел открыть еще такое направление при вашем храме». И я вынужден сказать: «Вы простите, где?» Вот когда будет где, мы бы с удовольствием.

В. Емельянов

— А когда будет?

Прот. Сергий Дикий

— Когда построим храм и просветительский центр. Мой храм, также наш приход занимается строительством этого храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца, он входит в программу «200». И отдельно строится храм и рядом духовно-просветительский центр.

Л. Горская

— Это там же в Коптево? Рядом?

Прот. Сергий Дикий

— На этом же Коптевском нашем бульваре. То есть здесь будет деревянный комплекс, а там будет каменный комплекс.

В. Емельянов

— А в каком сейчас состоянии стройка находится?

Прот. Сергий Дикий

— Прочли публичные слушания.

В. Емельянов

— То есть еще не приступали к строительству?

Прот. Сергий Дикий

— Нет. Только недавно прошли публичные слушания, с хорошим результатом: 1200 с лишним — за, 80 — против.

В. Емельянов

— Ну как обычно.

Л. Горская

— А почему против?

В. Емельянов

— Ну не могут же быть все за.

Прот. Сергий Дикий

— Кто-то хочет с собаками гулять, еще что-либо. Публичные слушания прошли и сейчас уже идет разработка проекта, после того, как пройдет экспертиза, пройдет сам проект, уже будет «рабочка» и разрешение на строительство. Еще бы спонсоров бы найти, инвесторов. Пока я один инвестор.

Л. Горская

— Вы еще и инвестор...

Прот. Сергий Дикий

— Потому что наш храм строит, наш приход строит, я думаю, что святитель Спиридон нас не оставит, поможет нам, ну через, конечно, добрых людей.

В. Емельянов

— Может быть, кто-то из наших слушателей тоже захочет помочь, вы приезжайте в храм Георгия Победоносца в Коптево, это улица Большая Академическая, владение 33. С отцом Сергием поговорите...

Прот. Сергий Дикий

— И диск вы можете там приобрести в нашей лавке, мы даже вам подарим.

В. Емельянов

— Кстати.

Прот. Сергий Дикий

— Да, милости просим. И посмотреть на нашу московскую деревню.

В. Емельянов

— И в заключение нашей программы хотелось бы, чтобы все вспомнили, что этот год 2015 — это юбилейный год, юбилей Великой Победы, 70-летие. И огромное количество мероприятий будет проводиться в нашей стране.

Л. Горская

— И уже проводится.

В. Емельянов

— И уже проводится. А мы предлагаем послушать вам песню под названием «День Победы». Всем она вам хорошо известна. Но я, например, в своей жизни никогда не слышал песню «День Победы» в исполнении священника. И отец Сергий на диске «Песни военных лет», который был записан капеллой «Виктория», исполняет эту песню «День Победы». Давайте её послушаем и попрощаемся с нашими гостями. Напомню, что у нас сегодня в студии радио «Вера» на программе «Светлый вечер» был отец Сергий и он настоятель храма Георгия Победоносца в Москве, вместе со своей супругой матушкой Еленой. Спасибо вам большое, что вы нашли время к нам прийти и спасибо за этот душевный разговор.

Л. Горская

— Спасибо.

Прот. Сергий Дикий

— Божией помощи в ваших трудах, храни вас всех Господь.

Е. Дикая

— Спасибо вам большое.

 

Радио ВЕРА

Последние записи

Стать добровольцем и помочь жителям Мариуполя

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы…

02.05.2024

«Разговор с подростками о христианских ценностях». Елена Бреднева

У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева. Мы говорили…

02.05.2024

«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская

У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…

02.05.2024

Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская

Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…

02.05.2024

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

This website uses cookies.