Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Светлый вечер с Петром Алешковским. Гость программы — прот. Владимир Вигилянский (05.04.2018)

Светлый вечер с Петром Алешковским. Гость программы — прот. Владимир Вигилянский (05.04.2018)



прот. Владимир Вигилянский.
Фото: Евгения Давыдова

В гостях у Петра Алешковского был настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.

Наш гость поделился своими воспоминаниями о родителях, об их сложном, но очень интересном жизненном пути, рассказал о своем предке святом Алексие Бортсурманском, а также о своем приходе к вере и о людях, повлиявших на приход в Церковь.


П. Алешковский

— Здравствуйте, это программа «Светлый вечер» с Петром Алешковским, и сегодня у меня замечательный гость — протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель церкви Святой Татьяны при Московском университете. Добрый день.

Протоиерей В. Вигилянский

— Добрый день, Петр!

П. Алешковский

— Так вот у нас в передаче люди, которые приходят в гости, просто вспоминают. И давайте мы настроимся на эту волну памяти и куда-то с Вами постараемся отплыть. Итак, мы — естественно, не будет тайной для наших слушателей — как-то все-таки сговариваемся. И Вы абсолютно богемный молодой человек, житель «Аэропорта»... Если кто не знает, когда таксист вез меня, скажем, на «Красноармейскую», которая к «Аэропорту» не имела отношения, но была очень близко, он говорил: «А я думал, Вам в Барский тупичок». Значит, это были особые писательские дома, вокруг которых была такая аура — можно было встретить Симонова, гуляющего с трубкой здесь, попыхивающего, по улице, ну, и так далее. И в советское время это было что-то совершенно особенное. Значит, вот это была, с одной стороны, интеллигенция, с другой стороны — писатели, властители дум, а с другой стороны — бесконечные сплетни и такие слишком возвышенные репутации и так далее. И, тем не менее, вот Вы... Ну, во-первых, Вы писали стихи — может быть, пишете и сейчас, я не знаю. Вы, по-моему, окончили журналистику, да?

Протоиерей В. Вигилянский

— Нет, Литературный институт.

П. Алешковский

— А, Литературный институт, да. Работали в журналистике, и вдруг — в советское еще время, как большую часть нас всех — Вас как-то потянуло, и Вы крестились. Давайте чуть пораньше. Было ли рядом, вокруг Вас это? Какого Вы года рождения?

Протоиерей В. Вигилянский

— Я родился в 1951 году. И только со временем я понял, что это всего лишь шесть лет после окончания войны. И это... Что такое шесть лет? Вот мы смотрим — шесть лет тому назад — это вчера.

П. Алешковский

— Конечно.

Протоиерей В. Вигилянский

— Ну, многие люди, мои ровесники, которые жил в крупных городах и так далее, уже такая... Этого запаха войны не было. А я-то как раз нет — я родился в местах... ну, считайте, в ссылке.

П. Алешковский

— Это где?

Протоиерей В. Вигилянский

— Я родился в Тернополе, на Украине. И оказались мы там, потому что отец после лагерей не мог жить в крупных городах, с одной стороны, и поэтому его не принимали на работу, поскольку у него была справка, а не паспорт. Это с одной стороны. С другой стороны, мама по паспорту была француженка. Кто помнит, 1951 год — это как раз разгар борьбы с космополитизмом. И вообще люди с какой-либо иной национальностью...

П. Алешковский

— ...иной, да, национальностью подпадали туда.

Протоиерей В. Вигилянский

— ...вот, они попадали... Ну, и просто боялись. Понятное дело, что она была из семьи человека, который был расстрелян как французский шпион.

П. Алешковский

— Угу. Как мамина фамилия?

Протоиерей В. Вигилянский

— Ее фамилия в русской транскрипции была Ландау, но она Ландо.

П. Алешковский

— Ландо, угу.

Протоиерей В. Вигилянский

— «Au» в конце читалось как «Ландау». И поэтому ее тоже никуда не принимали. Но, тем не менее, она увидела, что нужен корреспондент в газету «Вiльна життя» в Тернополь. И с моей... у меня была старшая сестра... Беременная мною, надо было кормить семью, и она поехала — не понимая, не зная, что в это время бандеровцы убивали не только военных исподтишка или, там, членов партии, а всех, кто сотрудничал с советской властью: учителей, журналистов, тем более, корреспондентов, врачей они убивали. И так далее, и так далее. И когда она приехала, да еще с животиком, в Тернополь...

П. Алешковский

— Без отца пока?

Протоиерей В. Вигилянский

— Нет, с отцом.

П. Алешковский

— А, уже, угу.

Протоиерей В. Вигилянский

— Все уже расписались, чтобы приезжать. Когда он увидел мою маму, она выглядела, как совсем молоденькая, судя по ее фотографиям, он сказал: «Ты куда приехала, дура? До тебя здесь около ста человек журналистов было убито».

П. Алешковский

— Да неужели так было? Кошмар.

Протоиерей В. Вигилянский

— Потому что любая командировка, если из города выезжал, то все.

П. Алешковский

— А, да, да.

Протоиерей В. Вигилянский

— И ее пожалели, она работала не выходя из редакции.

П. Алешковский

— Ну, понятно.

Протоиерей В. Вигилянский

— Ну, я родился, и после этого они поехали на стройку на Каховскую ГЭС.

П. Алешковский

— Это уже ближе, в Центр.

Протоиерей В. Вигилянский

— Да. Ну, тоже Украина, Днепр. Отец был чернорабочим, а мама в какой-то бетонной мастерской, значит, была. И там был голод, несмотря на то, что 1951 год. Я помню, у меня была нянька — тетя Шура, молдаванка. Вся деятельность была в том, чтобы она брала меня и вставала в очередь.

П. Алешковский

— Замечательно, что у рабочего на бетонном производстве и жены, тоже работающей где-то, была нянька. Это просто надо было иметь няньку — могли иметь няньку. Это вопрос отношения к тому, как люди жили, а не к кошельку, на самом деле, по большому счету.

Протоиерей В. Вигилянский

— Да, да. Жили мы очень тоже интересно — в бараке, у нас была одна комната. Я, старшая сестра, няня и родители. В соседней комнате жил будущий известный писатель Анатолий Кузнецов.

П. Алешковский

— С ума сойти.

Протоиерей В. Вигилянский

— Он тоже приехал...

П. Алешковский

— На стройку?

Протоиерей В. Вигилянский

— ...молодым человеком на стройку. Вот, и подружились, и с мамой они дружили до самого последнего его отъезда в Лондон, когда он остался там. Могу сказать, что он начинал у нас...

П. Алешковский

— Перед отъездом?

Протоиерей В. Вигилянский

— Перед отъездом. Он жил в Туле, и поэтому, когда приезжал в Москву, чаще всего останавливался у нас, на московской квартире. Довольно любопытно... Он ждал очереди на комнату, и поэтому вырыл во дворе Каховки, где мы жили, землянку, и жил в землянке. А он писатель, писал рассказы, и был конкурс на рассказ в газете «Пионерская правда». Но там зашифровывались имена, поэтому на этом конкурсе он получил первое место, два вторых и три третьих.

П. Алешковский

— (Смеется.) С ума сойти!

Протоиерей В. Вигилянский

— (Смеется.) Получил все премии...

П. Алешковский

— ...да, какие возможно!

Протоиерей В. Вигилянский

— ...какие были возможны в этом конкурсе.

П. Алешковский

— Вот это, между прочим, гениальная идея для сегодняшних людей, которые проводят премии: зашифруйте, и тогда будет честно.

Протоиерей В. Вигилянский

— Да.

П. Алешковский

— Здорово.

Протоиерей В. Вигилянский

— Вот. И это они со смехом вспоминали, когда Толя приезжал и останавливался у нас, где-то у нас на кухне, вспоминали, как это житье было в Каховке. И вот мы жили в Каховке до 1956 года, реабилитации. Как только реабилитация произошла, мы уехали. Реабилитировали отца, реабилитировали маминого отца расстрелянного. Мы переехали в Москву и там получили сначала одну квартиру, потом...

П. Алешковский

— А кто был папа?

Протоиерей В. Вигилянский

— Папа был писатель.

П. Алешковский

— А по какому делу и сколько он сидел?

Протоиерей В. Вигилянский

— Его история очень интересная. Он убежал из дома в 16 лет, сразу после революции. Это сейчас мы раскопали всю историю, связанную с этим домом и с нашими родственниками, и так далее, и так далее. До этого я не очень хорошо знал. И он стал журналистом и был сотрудником газеты «Известия», которой руководил Бухарин.

П. Алешковский

— Понятно.

Протоиерей В. Вигилянский

— Мало того, он молодым человеком — там, лет в 20 (в 20!)... Он 1903 года, значит, 1923 год — он поехал в командировку в Лондон.

П. Алешковский

— Ну, в то время еще ездили, да.

Протоиерей В. Вигилянский

— Он в командировку как журналист...

П. Алешковский

— А в 20 лет тогда полками командовали. Поэтому это достаточно нормально. Сегодня это невозможно себе представить.

Протоиерей В. Вигилянский

— И там так получилось, что он был совершенно без денег, он подрабатывал тем, что он открыл — или, может быть, не открыл, а участвовал в танцгруппе, где учил людей танцевать вальс-бостон, фокстрот...

П. Алешковский

— Замечательно. (Смеется.)

Протоиерей В. Вигилянский

— ...и так далее, набирал деньги на обратный путь.

П. Алешковский

— Ага, понятно.

Протоиерей В. Вигилянский

— Это помню детские рассказы и все такое. Он был троцкистом, членом партии и распространял завещание Ленина против Сталина.

П. Алешковский

— Да-да.

Протоиерей В. Вигилянский

— Этим занималась — очень интересно... Типография... Занимались троцкисты. Ведь это против Троцкого было сказано очень...

П. Алешковский

— Тоже все, да. Да. Да.

Протоиерей В. Вигилянский

— ...жесткие и все такое. Но поскольку была внутренняя борьба — настоящая, это не придуманная, это не то, что мы думаем — «ах, вот Сталин боролся сначала с Троцким, потом с Зиновьевым, Каменевым и так далее, навешивал на него какие-то обвинения» — нет, была настоящая борьба.

П. Алешковский

— Ну, Сталин боролся и поборолся.

Протоиерей В. Вигилянский

— И Троцкий боролся против Сталина. И Бухарин, там, и так далее...

П. Алешковский

— Троцкий как раз не очень. Троцкий, к сожалению, в какой-то момент закис, уехал в Крым и начал писать свои тома. И он ждал, что его позовут. Он вдруг — человек гениальный стратег и все прочее... Вот это великая тайна, на мой взгляд, Льва Давидовича Троцкого, который вдруг сдался, и этим немедленно воспользовался Сталин. Но троцкисты были очень активны, сильны — Пильняк тот же, там, скажем, писатель и так далее. Вот. И сколько же папа отсидел?

Протоиерей В. Вигилянский

— Его посадили в 1934 году.

П. Алешковский

— И в 1951 только он вышел?

Протоиерей В. Вигилянский

— Нет, он попал под амнистию — бериевскую амнистию. Он умирал в Воркуте в больничке от язвы желудка и полной дистрофии. Ему оставалось сидеть... Его, по-моему, осудили на пять лет, и ему оставалось сидеть несколько месяцев, но он умирал. И когда пришла амнистия (а бериевская амнистия — те, кто меньше 10 лет, получали сроки), практически всех выпустили. Всех выпустили. Несмотря на самые страшные обвинения.

П. Алешковский

— Всех вот «коротких»?

Протоиерей В. Вигилянский

— «Коротких». И когда пришли и сказали, типа, что «тебе нужно идти на Большую Землю», то есть до железной дороги 100 километров...

П. Алешковский

— ...то он дойти не может?

Протоиерей В. Вигилянский

— Там была группа восемь человек, которые получили амнистию, и он сказал: «Я знаю, что я умру, но я хочу умереть не...»

П. Алешковский

— ...не в лагере, а на свободе.

Протоиерей В. Вигилянский

— «...не в лагере, а на свободе».

П. Алешковский

— Напомню нашим слушателям, что это программа «Светлый вечер» с Петром Алешковским, и в гостях у нас протоиерей Владимир Вигилянский. Да, пожалуйста. Помните знаменитый рассказ Жженова «Саночки», да? Вот это та же самая история.

Протоиерей В. Вигилянский

— И нужно было идти несколько суток.

П. Алешковский

— И ему было даровано выжить?

Протоиерей В. Вигилянский

— Не просто. Когда он доехал до Москвы, выяснилось, что у него нету...

П. Алешковский

— Язва прошла?

Протоиерей В. Вигилянский

— Язва прошла. И никогда в жизни...

П. Алешковский

— ...она его не беспокоила?

Протоиерей В. Вигилянский

— Не беспокоила.

П. Алешковский

— Фантастика.

Протоиерей В. Вигилянский

— Это вот, во-первых, воля к жизни. С другой стороны...

П. Алешковский

— Ну, бывают такие истории. Мы прекрасно понимаем, что это такое и как это объяснить.

Протоиерей В. Вигилянский

— Вот. И поразительно, но потом ему запрещено было где-то жить. А когда происходила его реабилитация в прокуратуре, то прокурор сказал: «Ну вот первый раз Вы были арестованы в 1931 году, потом в 1934 году, потом в 1947 году»... Он говорит: «Нет, в 1947 году я не был арестован». Тот ему дает постановление — ордер на арест. Его просто не нашли.

П. Алешковский

— Да-да-да.

Протоиерей В. Вигилянский

— Просто не нашли. Хотя в его деле в МГБ тогда было еще...

П. Алешковский

— Ну, троцкистов «додавливали» определенным образом совершенно четко. Хорошо. Но папа при этом не был верующим человеком, да?

Протоиерей В. Вигилянский

— Он в отличие от мамы, не был верующим человеком. Но... Это было... Вернее, я не знаю. Тут я ничего не могу сказать. Но никаких признаков... Моя мама читала всю жизнь Евангелие, Библию. У нее была под подушкой, и всегда это было. Например...

П. Алешковский

— А папа не замечен в чтении?

Протоиерей В. Вигилянский

— В этом смысле он не замечен. Они развелись с мамой. Правда, у него были другие семьи и так далее, поэтому я не знаю...

П. Алешковский

— ...дальнейшего, да.

Протоиерей В. Вигилянский

— ...множества вещей. Но выяснилось — это выяснилось только сейчас, — что он не только из семьи священнослужителей, потому что фамилия «Вигилянский» — это священническая фамилия. «Вигилия» — это «всенощное бдение» по-латыни. Не только из священнической... Но у нас в пятом колене, а у него в четвертом колене был настоящий святой!

П. Алешковский

— Угу. Это кто?

Протоиерей В. Вигилянский

— Это святый праведный Алексий Бортсурманский. Это времена Серафима Саровского. Они одновременно, в одни и те же годы были, И когда к Серафиму Саровскому приходили с Нижней Волги, он говорит: «А зачем? У Вас свой есть — отец Алексий!».

П. Алешковский

— «У Вас свой есть», да.

Протоиерей В. Вигилянский

— «Идите к нему». И сейчас моя дочь раскопала все-все на свете, вплоть до дневников Алексия Бортсурманского.

П. Алешковский

— Замечательно.

Протоиерей В. Вигилянский

— Он тоже должен был быть канонизированным до революции, и уже все документы, связанные с канонизацией были, но не успели из-за революции, и поэтому его канонизировали в 2000 году. Просто берешь дело о канонизации...

П. Алешковский

— ...и переносишь его.

Протоиерей В. Вигилянский

— И переносишь просто с... И моя дочка раскопала не просто его — нашла его дневники утерянные. В его дневниках было сказано: «Вопросы печатания, распространения моих дневников пусть решает мой потомок в священническом сане».

П. Алешковский

— Потрясающе! Вы напечатали, я надеюсь?

Протоиерей В. Вигилянский

— Еще нет.

П. Алешковский

— То есть Вы решаете?

Протоиерей В. Вигилянский

— Нет, документ есть, цитаты из него, очень много, уже распечатаны и все такое, но этот вопрос может смутить очень многих — этот дневник, если его целиком напечатать. Именно это и думал он, когда...

П. Алешковский

— ...так сказал.

Протоиерей В. Вигилянский

— ...так написал.

П. Алешковский

— Да. А я думаю... Я, конечно, не читал, но я думаю, что это очень важно, чтобы святой представал человеком. Тогда понятно будет, что есть святость. Вот. Но это Вам решать, потомку.

Протоиерей В. Вигилянский

— Нет, дело не в этом. Дело в том, что в этих дневниках — это то, что мы сейчас называем визионерством... Но к нему являлись Святая Троица, Матерь Божия постоянно, ангелы, святые и так далее. А это очень многих людей...

П. Алешковский

— ...да, это отпугивает очень многих.

Протоиерей В. Вигилянский

— ...людей очень смущает. Хотя мы в Евангелии видим, в житиях святых... Святой Антоний, который запросто говорил...

П. Алешковский

— Вы понимаете, в чем дело, это дает возможность всем как бы признавать, что они тоже это видят. И каждый раз... Это сложная проблема для Церкви, конечно, которую сейчас здесь и не надо особенно оговаривать, но понятно, что это сложно проверяется — но если это следует подтвердить. Вот. Понятно. Какая интересная история!

Протоиерей В. Вигилянский

— Да. Так вот это по отцу.

П. Алешковский

— Да.

Протоиерей В. Вигилянский

— Мама моя была крещена в храме Святой Мученицы Екатерины в Петрограде... уже в Ленинграде, 1923 год. Ну, потому что была католическая семья и так далее, и там гены совершенно по-другому работали. У отца наоборот — он ушел из семьи, но не потому, что они верующие или еще что-то такое — там по многим соображениям. Он из города Курмыша, ныне Нижегородской, а тогда был Царицынской...

П. Алешковский

— Уезд.

Протоиерей В. Вигилянский

— ...губернии...

П. Алешковский

— Губерния, да.

Протоиерей В. Вигилянский

— Вот, Царицынская губерния и все такое. Понятно, теперь понятно... Я в этом году побывал там, вернее, летом побывал там — там уникальная ситуация. Там из 10 тысяч жителей вот этого маленького городка Курмыш была в 1918 году во время красного террора расстреляна тысяча гражданского населения, потому что они поддержали беляков, и там действия латышских стрелков на Волге — они карательным образом расстреляли все дворянство, всех знатных людей, хозяев домов и так далее. Я теперь понял, а почему он убежал-то оттуда. Это, видимо, вся семья...

П. Алешковский

— Ему просто повезло убежать.

Протоиерей В. Вигилянский

— ...вся семья убежала. Там без разбору...

П. Алешковский

— Конечно.

Протоиерей В. Вигилянский

— Там не смотрели ни на что и... ну, ничего. Представляете, каждый десятый был расстрелян просто так! Это, так сказать, история наша. А его дед... Почему они убежали? Потому что его дед был священник, настоятель храма в Курмыше, то есть мой прадед, дед моего отца.

П. Алешковский

— А Вы знали об этом, когда сан принимали?

Протоиерей В. Вигилянский

— Нет. О том, что священники?..

П. Алешковский

— Что были священники, знали об этом?

Протоиерей В. Вигилянский

— Знал, потому что есть фотографии. Фотографии в семейном архиве. Причем, не у отца, а у его младшей сестры Нины Дмитриевны, с которой общался, и она мне...

П. Алешковский

— ...все это показала и сказала, угу.

Протоиерей В. Вигилянский

— Я таким образом вообще узнал, что есть священники.

П. Алешковский

— Здорово. Понятно. Ну, это мы залезли очень далеко в генеалогию, да...

Протоиерей В. Вигилянский

— ...в генеалогию, но, на самом деле, это, вообще, довольно важная вещь. Потому что люди совершенно... У них за ХХ век очень многое оборвалось, утрачено.

П. Алешковский

— Люди — они не знают своего прошлого, не только прошлого страны, но и своего прошлого. А это очень важно.

Протоиерей В. Вигилянский

— Да. А многие скрывали. Например, первый мой серьезный и длинный разговор с патриархом Алексием был... Почему он был долгим, хотя я зашел на пять минут?

П. Алешковский

— Чаю попить, да.

Протоиерей В. Вигилянский

— Не чаю попить, а по важному делу и все такое. Но он задал мне вопрос: «Расскажите про своих родителей». Я чего-то зацепился, зацепился — и все. Его страшно заинтересовала французская ветвь.

П. Алешковский

— Да.

Протоиерей В. Вигилянский

— Я потом понял, почему его заинтересовало — потому что у него немецкая ветвь.

П. Алешковский

— У него немецкая ветвь, он дворянин.

Протоиерей В. Вигилянский

— Да, дворянин, монархист. Но что я узнал во время этого разговора! И выяснилось, что он мало кому это говорил! Что его дед по материнской линии был расстрелян как белогвардеец.

П. Алешковский

— Да.

Протоиерей В. Вигилянский

— Я этого не знал. Конечно, он это скрывал! Потом, что касается по отцу — по отцу-то как раз это там были губернаторы, генералы, там были придворные...

П. Алешковский

— Фон Ридигера, да.

Протоиерей В. Вигилянский

— ...очень высокого ранга. Но они были все служаки. Все служили царю и Отечеству. И, по советским понятиям, его родословная — это вообще расстрельная. Отец был коллаборационистом — в кавычках, потому что он служил в Эстонии во время немецкой оккупации...

П. Алешковский

— Отец Владимир, я Вас перебью. Это радио, и нам нужно «спрятаться» на короткое время. Я напоминаю: это «Светлый вечер» с Петром Алешковским, отец Владимир Вигилянский в студии. Пожалуйста, оставайтесь с нами, мы сейчас снова «вынырнем» из эфира.

Итак, мы снова с Вами. Это программа «Светлый вечер» с Петром Алешковским. В гостях у нас сегодня протоиерей Владимир Вигилянский. И вот на очень интересном моменте я Вас прервал, давайте дальше, пожалуйста. Вы рассказывали свое воспоминание о Святейшем.

Протоиерей В. Вигилянский

— И вот патриарх Алексий, у которого была, по советским понятиям, ужасная биография и ужасная анкета. Отец — коллаборационист, который во времена немецкой оккупации служил в Церкви, стал священником. Ну, и по другим...

П. Алешковский

— Его же Пимен закрыл, прикрыл и вытащил. Нет?

Протоиерей В. Вигилянский

— Нет, еще раньше. Еще Пимен совсем к этому не имел никакого отношения. Его сначала приняли в 1946 году, молодого человека, приняли в Ленинградскую Академию...

П. Алешковский

— В Академию, да.

Протоиерей В. Вигилянский

— И это был вопрос очень, как бы Вам сказать... серьезный вопрос, потому что он из оккупированной территории...

П. Алешковский

— Ну, понятно. Да, да.

Протоиерей В. Вигилянский

— Ну, и так далее. Еще фамилия у него не та — Ридигер. Вы понимаете, это...

П. Алешковский

— Угу. Чи еврей, чи немец.

Протоиерей В. Вигилянский

— Да. Как-то совершенно ничего понять... Вот. А потом еще выяснилось — вот мне патриарх об этом сказал, что отец его матери был расстрелян в Кронштадте, Кронштадтский мятеж так называемый.

П. Алешковский

— Ну, да, да. Знаменитый, да.

Протоиерей В. Вигилянский

— Там он был расстрелян, Вы понимаете? То есть это вообще — ехать некуда уже. Только по этой анкете было понятно, что он идет вообще на Голгофу. Когда он приехал сюда из Эстонии, из Таллинна приехал в Москву, вернее, в Ленинград, и поступил в семинарию-академию, он приехал на Голгофу, на распятие — с такой анкетой. По священническому пути он пошел. Это люди, которые если не шли специально на мученичество, то, по крайней мере, это держали в своей голове и понимали, на какой путь они ступают — это вот после войны, в 40-е годы и так далее. И поэтому мы с ним очень долго говорили. Потому что я ему кое-что рассказывал из своей, а он мне стал рассказывать, понимаете, то, чего...

П. Алешковский

— ...не знаем.

Протоиерей В. Вигилянский

— Нет, просто я, во-первых, не знаю, во-вторых, я совсем не ожидал. И, в том числе, я ему рассказывал... Я ему говорю, что вот эта священническая линия, которая была еще прервана моим дедом, потому что он стал инспектором училищ там и получил по должности дворянство. А так это никто не был... Ну, вот как-то так мы с ним и говорили. Я говорю: «Поэтому я не был крещеным и пришел в 30 лет к крещению уже сам».

П. Алешковский

— А куда, в какую церковь?

Протоиерей В. Вигилянский

— Ну, дело совершенно даже тут не в... Ну, меня крестили в Одинцово, отец Валериан Кречетов, очень известный, до сих пор живущий, замечательный совершенно священник из священнической семьи, который на меня произвел большое очень впечатление и сыграл большую роль в моей жизни. Просто моя жена тоже хотела креститься. У нас уже было двое детей, надо было крестить детей, и она обратилась сначала...

П. Алешковский

— ...в одно место.

Протоиерей В. Вигилянский

— ...в одно место, ее привели к отцу Всеволоду Шпиллеру. Был такой знаменитый...

П. Алешковский

— Да, знаменитый.

Протоиерей В. Вигилянский

— ...священник. Он сказал: «Знаешь что, тебе лучше всего вот туда вот, подальше от братства». И он направил к отцу Валериану ее. Потому что там без записи, там, и так далее, в советские времена...

П. Алешковский

— Да-да. Да-да. Не потому, что он не хотел ее крестить, а потому что он хотел ее спрятать.

Протоиерей В. Вигилянский

— Да.

П. Алешковский

— Конечно, эти ходы тоже мы помним.

Протоиерей В. Вигилянский

— Да. И поэтому мы поехали, вернее, она поехала, покрестилась она. Потом, через какое-то короткое время, мы детей крестили. Потом только — я. Причем, мы почему-то решили в паре идти, потому что один мой друг, ныне покойный, но известный поэт Михаил Поздняев, мы с ним крестились в одном тазу.

П. Алешковский

— Замечательно!

Протоиерей В. Вигилянский

— Обливаться. И почему-то мы связали — и он, и я — связали крещение друг с другом. Вот в том смысле, что когда он созреет, потом я сказал: «Знаешь что, и мне тоже нужно. Дай мне...» Он сказал: «Ара! Хватит! Володь, пошли! Поехали!».

П. Алешковский

— Замечательный был человек и поэт очень хороший.

Протоиерей В. Вигилянский

— Я говорю: «Теперь я... Теперь я, давай. Давай, я сейчас созрею. Сейчас внутренне я совершенно как-то не очень могу». Ну и, в конце концов, мы с ним поехали договариваться о дней крещения, и когда приехали договариваться, нас тут же покрестили. Так что мы с ним вдвоем, я говорю, крестили в одной купели...

П. Алешковский

— Но Вы катехизацию не проходили, это все пришло потом, да?

Протоиерей В. Вигилянский

— Это пришло потом. С другой стороны, эта катехизация все-таки в интеллигентных семьях — она такова, что мы...

П. Алешковский

— Нет, я проходил просто приказом от отца Александра Меня: «Петя, не дурите. Вот полгода — и на Пасху мы Вас покрестим. Вот будет праздник!». Так и получилось.

Протоиерей В. Вигилянский

— Да. А мы никакой катехизации не проходили, но при этом мы уже прочитали — что Миша, что я — огромное количество всякой русской...

П. Алешковский

— ...и философской христианской литературы, да?

Протоиерей В. Вигилянский

— ...философской христианской литературы и много чего другого. Хотя, конечно, вот это новое измерение и давало некий объем тем знаниям, которые получили... Они были слишком плоскостными и идеологизированными, может быть, политизированными, может быть, совершенно неправильно, так сказать, выстроенными. Потому что я был потрясен... После того, как я покрестился, и когда я стал читать какую-то литературу, я был потрясен и поражен: как же так — я это читал, но я, оказывается, это совершенно не так понимал. Но это у любого человека, который вообще...

П. Алешковский

— ...влезает глубже, глаза раскрываются, да.

Протоиерей В. Вигилянский

— ...влезает глубже, глаза раскрываются. И, перечитывая великие произведения наших классиков, через каждое десятилетие мы открываем совершенно новые пласты, которые нам непонятны. Ну вот примерно так у меня и было. И получилось так, что после крещения, с одной стороны, никаким образом наша жизнь не изменилась — я как работал в институте искусствознания, в секторе художественных проблем средств массовых коммуникаций... Даже трудно это все произнести, не только понять вообще, что это такое. Но, грубо говоря, эстетическая сторона технических видов искусства.

П. Алешковский

— А, Дадамян?

Протоиерей В. Вигилянский

— Нет, Дадамян... Мы с Дадамяном в одно и то же время были и все такое. Нет, это Вартанов... Это кто занимался радио, телевидением, грамзаписью, фотографией, кино. Технические виды средств массовой коммуникации. Проблема очень интересная, между прочим, она совершенно не надуманная, и просто это новые языки. И это функционирование этих языков — оно имеет определенную теорию, базис и так далее. Поэтому вот я был единственным человеком в нашей группе — нас было человек 12-15, кто вот эту связь с литературой осуществлял, поскольку я заканчивал Литературный институт. Я не поэт, я литературовед и критик.

П. Алешковский

— А мне казалось, что Вы стихи писали.

Протоиерей В. Вигилянский

— Нет, никогда. Никогда. И я поэтому вот этим делом занимался. И, с одной стороны, круг людей: жена — поэт, писательское детство, писательский район, где мы живем, и так далее, это с одной стороны. С другой стороны, сразу появилось огромное количество всяких монахов, священников. И я вдруг увидел... Я-то считал, что наше окружение — это и есть свет нации, это и есть такая элита и так далее.

П. Алешковский

— Да-да-да.

Протоиерей В. Вигилянский

— И потом: ничего себе, есть, во-первых, люди, чье сообщество намного чище, намного интереснее и намного глубже! Вот, это были священники. И вот мы познакомились с монахами Троице-Сергиевой лавры, Псково-Печерского монастыря, послушниками и так далее. Сейчас они все митрополиты, архиепископы, епископы...

П. Алешковский

— Ну, понятно, да, да.

Протоиерей В. Вигилянский

— А тогда они просто ночевали у нас на шкурах, на земле, это самое... На балконе, если это было летом. Проходной двор... Они нас катехизировали, просвещали, ну, и мы тоже им немножко что-то такое говорили, что им было интересно. И вот это столкновение было — ну, так, интересным. Интересным.

П. Алешковский

— И, наверное, очень важным, потому что была совершенно другая сторона медали, которая была всегда повернута на темную, неосвещаемую сторону для большинства людей. Там, Псково-Печерский монастырь не закрывался никогда. У нас была традиция — мы на день Петра и Павла ехали сначала в Псково-Печерский из Новгорода, а потом возвращались в Изборск и уже отмечали день рождения Петров в Изборске, в археологической экспедиции. Но стояли мы утром в Печерах, и это было тоже незабываемо совершенно, важно, и не как вся жизнь вокруг. Это очень важный опыт, мне кажется.

Протоиерей В. Вигилянский

— Я, конечно, очень хотел как-то послужить Церкви, чтобы мои скудные какие-то навыки или знания могли бы пригодиться. И меня познакомили с владыкой Питиримом, митрополитом, который заведовал издательством. Там выходил журнал Московской патриархии. И меня сразу приобщили...

П. Алешковский

— ...к редакторско-издательской деятельности.

Протоиерей В. Вигилянский

— ...к издательской деятельности. И я... Тогда выпускались «Минеи», русским шрифтом напечатанные. Минеи — это богослужебные тексты, которые присущи тем или иным дням...

П. Алешковский

— Дням недели, да.

Протоиерей В. Вигилянский

— Дням недели. И там должна была быть житийная справка про святого этого дня. Но это должно было бы что-то очень короткое и так далее. И вот я стал...

П. Алешковский

— Ну, короткое — на полторы страницы, на две, может быть, вполне житие.

Протоиерей В. Вигилянский

— Да. От одной до... Смотря какой святой, какой праздник и так далее. И я прямо — у меня там по месяцам мы делились. Там была группа людей, которая это писала. И я большое количество особенно летних и немножко осенних номеров вот этих «Миней» — они делятся... Вот там большинство моих таких житийных справок. Вот. Ну, и надо было в это дело входить, надо было понимать, надо было стилизовать, обдумывать очень многие вещи. Я работал...

П. Алешковский

— Это не отрывной календарь писать, на чем многие зарабатывали в советские времена.

Протоиерей В. Вигилянский

— Да-да. Нет-нет-нет. К тому же, это не такие уж большие были заработки. Но, тем не менее, просто я этим делом занимался. Я тогда познакомился с двумя молодыми редакторами, монахами. Один из них — правнук отца Павла Флоренского, другой — живущий ныне в застенках здесь, в Андреевском монастыре, епископ. И вот тогда... А тогда они были просто молодыми...

П. Алешковский

— ...ребятами, да.

Протоиерей В. Вигилянский

— ...ребятами.

П. Алешковский

— Но только не ребятами, а иноками.

Протоиерей В. Вигилянский

— Ну да, да-да. Монахами. Монахи они были. Я с ними тогда вот как раз этим делом занимался и как-то потихонечку вошел, входил вот в эти отношения с церковниками.

П. Алешковский

— А как Вы в то время... Ведь вряд ли Вы много читали житийных... Вы, может быть, читали житийные повести в изданиях Академии наук, как культурный человек, да? Перед Вами — выжимка из жизни неизвестного святого, какой-нибудь Софьи Константинопольской, которую 13 лет замучили огаряне и вырывали у нее щеки, и язык прижигали, и перси рвали, и она Христа не сдала. Вот как Вы, во-первых, относились к этому, и, во-вторых, как Вы это редактировали? Как Вы чувствовали размер? Вы понимаете, о чем я говорю. Как Вы понимали, как пересказать людям, которым важно и нужно это прочитать, современным языком? Ведь это сжать это все и сохранить основное!

Протоиерей В. Вигилянский

— Вот самое трудное — это соблюсти определенный баланс. Вообще, ХХ век, в том числе дореволюционные десятилетия — они были очень рационалистичными, и всякий «бред» — в кавычках я говорю слово «бред», — как там ослы говорят, лошади преображаются или как кричат дети в утробе матери «Аминь!» или, там, «Господи, помилуй!» или еще что-нибудь в этом роде, это считалось не комильфо. Это все из истории...

П. Алешковский

— ...выкидывалось.

Протоиерей В. Вигилянский

— ...и житийных всяких этих вещей это выкидывалось. А я сразу как-то понял, что жития — это икона. А икона — это не фотография и не исторический документ...

П. Алешковский

— Который... Это канон.

Протоиерей В. Вигилянский

— Это определенная... То же самое — в житийной литературе совершенно не нужно искать, хотя Ключевский когда-то написал, что жития русских святых как источник...

П. Алешковский

— ...как исторический источник.

Протоиерей В. Вигилянский

— Как исторический источник... Вот в эту сторону двигался рационалистический ХХ век и XIX век — что нужно как исторический источник. Я сразу понял, что это жанр. Что это жанр в литературе такой же, как жанр в живописи. Что там нету прямой перспективы, а есть обратная перспектива. То же самое и здесь — то есть все по-другому. Это все действует совершенно другими... Вот. Но мои редакторы были тоже очень рационалистичны. Я был более мистически настроенный, чем мои редакторы. И поэтому единственной моей защитой...

П. Алешковский

— Ну Вы же были неофит? Вам и положено было быть более мистически настроенным.

Протоиерей В. Вигилянский

— Но я хитрый неофит был. Я смотрел каноны, которые писались на основании житий. И поэтому нельзя, чтобы житие не повторяло... не было основой этого канона, который читается во время службы в Церкви. И там вся мистическая сторона — все есть в акафистах и канонах. Поэтому нельзя быть рационалистом, когда житийная справка напечатана рядом с богослужебной.

П. Алешковский

— Напомню нашим радиослушателям, что это программа «Светлый вечер» с Петром Алешковским, и протоиерей Владимир Вигилянский у нас в студии. Хорошо, мы, кажется, очень интересную и важную тему затронули, потому что люди слышат акафист святому, и надо сказать, что тут есть старая семинаристская история о том, как, скажем... Есть ведь святые, о которых мы практически ничего не знаем. Какой-нибудь там Новоезерский и очень много святых с Русского Севера, который в XV веке был заселен куда сильнее, чем сегодня. И все знают, скажем, Кириллов, Ферапонтово, Белое Озеро и еще прочее, а была масса — какой-нибудь Корнилий Комельский, еще известный, и так далее. И вот акафист, значит, там: «Радуйся, блаженний, яко рыбу ловивый, яко сеть закидавый», там, еще чего-то. Потому что — что? Ну, с одной стороны, можно воспринять это как насмешку. Но это не насмешка. До нас дошло: жил на берегу озера, ловил рыбу неводом, был праведной жизни и скончался таким-то образом. Вот все это закладывается в стих, и это есть отголосок, тень его жизни. И это есть то прочтение, которое сохранилось и дошло до нас, потому что, наверняка, есть те люди, которые были, наверняка, причислены к лику святых там, но не дошли до нас. И это надо понимать. Да, простите...

Протоиерей В. Вигилянский

— Нет-нет-нет... Ну, я Вам просто рассказываю некий эпизод из моей жизни, когда я впервые столкнулся с каким-то деланием, связанным с этим. Потом один из этих молодых иеромонахов сказал: «Слушай, у нас есть место в семинарии Академии — учителя русского языка в семинарии, а в Академии — стилистики. Ты не хочешь пойти? Ты готов абсолютно преподавать». И меня представили ректору. Я ему понравился. И он сказал: «Все, уходите из своего Института искусствознания»...

П. Алешковский

— «...и приходите к нам».

Протоиерей В. Вигилянский

— «Приходите — вот будет Успение Пресвятой Богородицы 28-го числа. Сразу после службы у нас здесь первый ученый совет. Я представлю, и с 1 сентября начнете». И я почему-то не... Не ушел с работы. А потому что мне мои друзья-монахи сказали: «Слушай, на такие вещи нужно брать благословение». А у кого? У старцев. А где старцы?

П. Алешковский

— В Троице.

Протоиерей В. Вигилянский

— Нет, «вот ты же знаешь одного». А я действительно знал одного, который жил в селе Покровка, архимандрит Геннадий (потом он стал схиархимандритом Григорием). Он сыграл большую роль в нашей семье потом. Но поначалу я к нему поехал — это был 1983 или 1984 год...

П. Алешковский

— Советская власть...

Протоиерей В. Вигилянский

— Я уже три года крещеный и так далее, я уже много чего понимаю, знаю и так далее. И я поехал к нему. У меня с ним были интересные до этого взаимоотношения — это он мне предрек, что я буду священником. Почему я к нему поехал? Потому что когда я к нему приехал по одному делу — не к нему, а к человеку, который к нему приехал, вот так скажем, в эту Покровку, и я зашел в дом к нему и вошел в комнату, никого не увидел и стал кричать: «Кто здесь?» и все такое, и вдруг услышал чей-то голос — лежащего на скамейке старичка. Он сказал: «Что же ты, отец Владимир, входишь в комнату и не крестишься на образа?». Он меня назвал «отец Владимир». Мы с ним незнакомы... были знакомы, но без имени. Я ему не представлялся, что я Владимир. До этого, за год до этого.

П. Алешковский

— Да, так скажем.

Протоиерей В. Вигилянский

— А он мне в спину говорит: «Что же ты, отец Владимир, входишь, а на...» А я в джинсах...

П. Алешковский

— Да, ну, понятно.

Протоиерей В. Вигилянский

— ...в майке, там, какой-то, и так далее, приехал. И искал иконописца, который ему писал там в храме... И вот я к нему поехал. К нему поехал брать благословение на то, чтобы стать преподавателем...

П. Алешковский

— ...русского языка.

Протоиерей В. Вигилянский

— Перестать быть младшим научным сотрудником Института искусствознания. Русского языка и стилистики для Академии. И я приехал и говорю: «Вот, отец Геннадий, вот такая история, мне ректор сказал: «Если будешь у нас преподавать, мы пиджачников не любим. Придется... Надо будет рукополагаться, стать священником». Я говорю: «Вот мне так сказал ректор, и что мне делать?». Он сказал: «Сам священства не ищи, но если предложат, не отказывайся». Я говорю: «Ну, практически, уже предложили. Ну вот сказали, что со временем присмотрятся и...» Ну, он опять мне повторил это дело. Там мы расстались с ним, и все. Приезжаю на поезде из Курска, вернее, Белгорода (это между Белгородом и Курском — Покровка)... Вот из Белгорода приезжаю. Лето, жара. Мне грудного ребенка жена выдает и говорит: «Пойди, погуляй». А, нет-нет, не так было! Я приехал — и тут звонок от моей мамы: «Володя, тут пришел один журналист брать у тебя интервью. Он тебя разыскивает». Я говорю: «Кэгэбэшник, что ли?». Какой журналист?..

П. Алешковский

— Ну, да-да-да.

Протоиерей В. Вигилянский

— Она говорит: «Кажется, да». Я говорю: «Дай ему трубочку». А прописан-то я у мамы...

П. Алешковский

— Ну да.

Протоиерей В. Вигилянский

— А живу у жены.

П. Алешковский

— Ну да.

Протоиерей В. Вигилянский

— И он говорит: «Ну вот мне нужно с Вами встретиться». Я говорю: «Ну, пожалуйста, приезжайте — вот такой-то адрес». А жена говорит: «Бери ребенка (третий наш ребенок, грудной, полгодика), и давай гулять на улицу с коляской. А сюда его, пожалуйста, не тащи, говори с ним на улице».

П. Алешковский

— На улице, да.

Протоиерей В. Вигилянский

— Вот. И я с коляской перед подъездом на скамеечке дожидаюсь этого дядьку. Ну и, действительно, я так издалека увидел — я точно знал, что это он. Ну, особый, так сказать...

П. Алешковский

— Ну, пиджак, да.

Протоиерей В. Вигилянский

— Ну...

П. Алешковский

— Ну, это условно, да, я понимаю. Да. Печать стоит.

Протоиерей В. Вигилянский

— Печать такая стоит, и все. Он пришел. Я говорю: «Хочу с Вами познакомиться». Он говорит: «Я сотрудник Комитета Государственной Безопасности, капитан такой-то... майор такой-то». Я говорю: «Дайте мне Ваше удостоверение». Он говорит: «Пожалуйста». Открыл. Я посмотрел фамилию, имя, отчество. Потом, правда, все забывается мгновенно — и фамилия... (Смеется.)

П. Алешковский

— Да. Да-да-да.

Протоиерей В. Вигилянский

— Имя помню...

П. Алешковский

— Не, ну главное — сохранить эту стилистику.

Протоиерей В. Вигилянский

— Да-да-да. Ну, он сказал: «Вот Вы будете преподавать». А я там какую-то анкету заполнил.

П. Алешковский

— Да-да.

Протоиерей В. Вигилянский

— А она уже попала туда.

П. Алешковский

— Конечно.

Протоиерей В. Вигилянский

— Вот. «Вы будете преподавать, и Вы нам нужны как сотрудник, у которого мы можем брать...»

П. Алешковский

— Информацию, да.

Протоиерей В. Вигилянский

— «...консультации, консультироваться с Вами относительно тех или других людей, поскольку они будут»... Многие выпускники Академии становятся дипломатическими работниками церковными, и Вы понимаете, что Служба безопасности — мы, так сказать, должны выбирать»... Ну, в общем, короче говоря, я отказался, и меня не взяли.

П. Алешковский

— Угу, понятно.

Протоиерей В. Вигилянский

— Пока! Пока! Вот... Это за десять лет до моего рукоположения. Хотя мог бы быть вот такой вот путь...

П. Алешковский

— ...весьма успешный.

Протоиерей В. Вигилянский

— Ну, не то, чтобы успешный, но на десять лет раньше, чем...

П. Алешковский

— ...чем это случилось.

Протоиерей В. Вигилянский

— Чем это случилось.

П. Алешковский

— «Священства не ищи, а если предложат, не отказывайся». Ну что ж, вот и есть... Если понимаешь — даже не веришь, а если понимаешь, если чувствуешь в отношении с прозорливым человеком (я уж не говорю про старца), что вот есть люди, которые понимают, куда тебе, что тебе... Просто большая часть людей с ними не сталкивается. Но когда ты сталкиваешься, ты точно понимаешь: вот этому человеку можно ввериться. Вот прямо вот... вот целиком. И Вам повезло, конечно, в этом смысле. И я бы слушал Вас и слушал, но, к сожалению, наш этот «Светлый вечер» подходит к концу, поэтому мне остается только поблагодарить Вас за то, что Вы пришли к нам в гости, и, может быть, даст Бог, еще придете. Большое спасибо. Сегодня у нас был здесь протоиерей Владимир Вигилянский. Спасибо.

Протоиерей В. Вигилянский

— Спасибо!

Радио ВЕРА

Последние записи

Стать добровольцем и помочь жителям Мариуполя

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы…

02.05.2024

«Разговор с подростками о христианских ценностях». Елена Бреднева

У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева. Мы говорили…

02.05.2024

«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская

У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…

02.05.2024

Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская

Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…

02.05.2024

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

This website uses cookies.