У нас в гостях была актриса, режиссер, Народная артистка России Елена Цыплакова. Наша гостья рассказала о своем творческом пути, о приходе к вере, и о тех встречах и людях, которые повлияли на ее творчество и на приход к Богу.
____________________________________________________________
А. Пичугин
— Друзья, это «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, в этой студии Алексей Пичугин...
К. Мацан
— ...и Константин Мацан. Добрый светлый вечер!
А. Пичугин
— И эту часть нашей программы, этот час вместе с нами проведет Елена Цыплакова — советская российская актриса театра и кино, режиссер, народная артистка России. Здравствуйте!
Е. Цыплакова
— Добрый вечер!
Наше досье:
Елена Цыплакова родилась в Ленинграде. Еще будучи школьницей, начала сниматься в кино. Окончила актерский факультет Государственного института театрального искусства имени Луначарского, а также актерский и режиссерский факультеты ВГИКа. Работала в Малом театре. В кино сыграла более 30 ролей. Как режиссер сняла более 10 фильмов. Народная артистка России. Замужем.
К. Мацан
— Елена Октябревна...
Е. Цыплакова
— Можно просто Елена.
К. Мацан
— Договорились!
А. Пичугин
— Договорились!
К. Мацан
— Ваша актерская карьера началась с вереницы удивительно ярких ролей, с целой вереницы. «Не болит голова у дятла», «Три мушкетера», «Адам женится на Еве», «Мы из джаза» — была целая плеяда таких вот образов, о которых мы все, конечно, прекрасно помним. И потом как будто вдруг возникает пауза, и актриса Елена Цыплакова как будто исчезает с экранов. И ходили самые разные домыслы — вплоть до того, что актриса ушла в монастырь. Что же на самом деле было, с чем связана была вот эта перемена в жизни, и что это была за перемена?
Е. Цыплакова
— Ну, на самом деле, наверное, трудно судить только по тем ролям, которые были в кино, потому что я работала и шесть лет в Малом Академическом театре, и довольно много там играла. Я второй раз пошла учиться во ВГИК, уже на режиссерский факультет, и поэтому занималась, и уже с 1989 года я начала заниматься режиссурой в кино. Поэтому я все время работала, но не всегда была на экране. (Смеется.)
К. Мацан
— То есть это не была какая-то жизненная перемена — просто смена этапа?
Е. Цыплакова
— Ну, я думаю, что, наверное, любая актриса, которая начинает с детства сниматься, с таких юношеских лет, наступают периоды, когда есть необходимость в тебе, когда ты играешь какие-то роли... Вот у меня был большой перерыв — у меня сейчас новый период, я начинаю играть мам и бабушек, потому что уже возраст такой. Поэтому это нормально, когда такие бывают какие-то перерывы. Но для меня это был не простой. Это был как раз такой период очень серьезного и духовного осмысления своей жизни, и того, что я делаю, и определенный выбор того, что я себе могу позволить играть, в чем сниматься. Потому что стало меняться кино наше — начали предлагать роли, которые мне становились просто неинтересны, как человеку, потому что я понимаю, что все равно, что бы я ни делала, это тоже определенный плод — и перед Богом, и перед людьми, то, что я делаю. Пришло серьезное осмысление своей собственной жизни.
К. Мацан
— А Вы уже в тот момент именно так и рассуждали, в этих категориях — «что я делаю перед Богом?» в те годы?
Е. Цыплакова
— Ну, наверное, в самые ранние — не совсем, хотя, я Вам хочу сказать, мне, конечно, очень повезло, потому что мое духовное воспитание началось с четырех лет, потому что у меня была бабуля, которая с четырех лет начала мне читать Евангелие. Я помню, как я была потрясена тем, что она мне рассказывала, читала.
А. Пичугин
— Еще в детстве были потрясены?
Е. Цыплакова
— В детстве, да. Я была потрясена тем, что Иисус и святые ходили по водам. Я пыталась это делать в деревне, когда к деду приезжала в Новгородскую область.
А. Пичугин
— И как?
Е. Цыплакова
— Ничего не получалось, я жутко расстраивалась. Когда мама это успевала заметить, меня за шкирятник из воды вытаскивала, потому что...
А. Пичугин
— А речка глубокая, наверное?
Е. Цыплакова
— Вы знаете, в деревне не было глубоко, а вот мы снимали дачу под Питером, в Пудости, там у берега глубоко. Но очень чистая вода. И вот, я помню, я решила походить, ничего у меня не получилось — сижу под водой, вижу, как водоросли вокруг красивые, и такая рука сверху мамина меня за шкирвятник оттуда. Говорит: «Мне соседка сказала твоя — ты в речку опять сунулась!»
А. Пичугин
— А Вы сидите на дне и переживаете, что ничего не вышло?
Е. Цыплакова
— Да! Причем, нет! Я так очень... Я гневалась! (Смеется.) Не получается у меня! (Смеется.)
К. Мацан
— Вот такое детское очарование чудесами, да, всем чудесным?
Е. Цыплакова
— Да.
К. Мацан
— А что еще поражало ребенка в четыре года в Евангелии?
Е. Цыплакова
— Мне трудно сейчас что-то сказать, конечно, потому что... Но меня бабуля водила в храм, где меня крестили — это в Санкт-Петербурге, тогда еще Ленинграде...
А. Пичугин
— Ленинград — Город-Герой, да.
Е. Цыплакова
— Да, Спасо-Преображенский собор. И я помню, что у меня была такая история какая-то... Я в первый раз услышала для себя такую очень важную какую-то вещь. У нас были дворовые войны, и у нас, в основном, все были взрослые ребята, во дворе жили, а мне было тоже где-то лет пять, уже шестой год. И я вдруг стою, за сараем прячусь от соседей — и вдруг такой голос я слышу, я до сих пор это помню очень хорошо, как было сказано: «Страх — чувство ложное». В моем детском уме как бы это было... Ну, как, что это такое? У меня такое было удивление... Я думаю: что это за фразу вдруг я слышу какую-то? И мне стали объяснять, что ситуация, которую ты боишься, когда она происходит, ты не боишься — ты действуешь. То есть это ложное ощущение. То есть я это очень хорошо запомнила. Я тогда не понимала, что такое можно услышать, увидеть. Потому что я очень испугалась, когда смотрела фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» — я помню это... У нас был такой маленький еще телевизор — «Заря». И я увидела, как черт выскочил из телевизора, и под стол спряталась. То есть у меня такой был страх в тот момент. Ну, это такие, вот самые детские какие-то воспоминания.
Но, на самом деле, я хочу сказать, что, конечно, сейчас, во взрослом состоянии, когда мне иногда снится наш двор, где я выросла, это почему-то бывает только в квартире у бабушки. У нас соседние квартиры были, и я не бываю... никогда в снах не всплывала квартира, где мы жили. А вот бабулина... И у меня до сих пор стоят ее иконы...
К. Мацан
— Где читали Евангелие?
Е. Цыплакова
— Да. У меня бабулины иконочки Богородицы и Иисуса Христа — тоже у меня дома, сейчас в Москве уже. И у меня сохранилось Евангелие, которое она мне читала. Маленькое такое, очень хорошее.
А. Пичугин
— Давайте вернемся к изначальному вопросу. Мне кажется, что то время, о котором говорил Костя, начало 90-х, вообще 90-е — это были не лучшие годы для кинематографа. И вообще, кинопроизводство в нашей стране либо остановилось, либо в первой половине 90-х снималось что-то такое совсем странное, за редким исключением.
Е. Цыплакова
— Ну, я сняла в 1992 году картину «На Тебя уповаю», и она не была в прокате, потому что продюсеры, прокатчики посмотрели и сказали: «Зачем нам такое грустное кино?» А у меня девочка — ну, коротко история — рожает ребенка на вокзале, пытается покончить с собой, в результате остается жива после психушки и идет работать в храм, и разговор очень важный со священником. Она говорит: «Не могу, нигде не могу». Она говорит: «Иди к тем, кому хуже, чем тебе». Она говорит: «Куда?» — «Иди помогай пожилым». Она говорит: «Нет, не могу». — «Иди к детям!» И она идет работать в детский дом, где малыши четырех-пятилетние. И вот там такой путь ее как бы духовного такого возрождения, этой героини. И эта картина попала в «Британику» как явление в российском кинематографе, ее возили на фестивали...
А. Пичугин
— В те же годы?
Е. Цыплакова
— Да. Но четыре года картина просто лежала, она была никому не нужна.
А. Пичугин
— В России — лежала на полке, угу...
Е. Цыплакова
— А потом — да, начались фестивали, и ее показывали только по телевидению на самом деле.
А. Пичугин
— Ну, хотя бы по телевизору!
Е. Цыплакова
— Уже потом, так слава Богу!
А. Пичугин
— Потому что я вспоминаю тот же хрестоматийный пример с фильмом Кары «Мастер и Маргарита», который, снятый в 1994-м, наверное, году, попал на экраны только, может быть, в 2008-м.
Е. Цыплакова
— Ну да, у меня где-то года через четыре — через пять картина вышла.
А. Пичугин
— А это вообще характерно было для кинопроизводства того времени?
Е. Цыплакова
— Ну, в общем, да. Тогда же вообще покупались только заграничные картины в наш прокат. А эта картина была заведомо малобюджетная, снималась при Войковском центре на киностудии «Двенадцати». Причем, продюсер понимал, что это все, так сказать, не очень как бы прокатно, но сделали эту картину, и я очень благодарна за это, потому что я очень люблю этот фильм.
А. Пичугин
— Угу. А вообще для актеров, для режиссеров — ну, для работников самого кинематографа... Я понимаю, что театр — он продолжал существовать... Я не знаю, может быть, актерам в труппе стало, естественно, хуже, денег стало меньше, но театр все равно в 90-е продолжал существовать.
Е. Цыплакова
— Ну, да, хоть «Целину» играли. (Смеется.)
А. Пичугин
— Киноотрасль прямо сразу почувствовала вот этот перелом после 1991 года?
Е. Цыплакова
— Ну, Вы знаете, так много писалось, а я не особенно люблю, так сказать, все вот эти искусствоведческие дела... Действительно, было проблемно, потому что многие вещи могли просто не запускаться. Хотя уже той цензуры не было. Я сняла «Камышовый рай», который раньше невозможно было бы даже запустить на уровне сценария.
А. Пичугин
— Ну, тут, видите, даже дело, наверное, не в искусствоведении, не в киноведении. Просто у нас сейчас на протяжении последней пары лет очень модно возрождать культ 90-х — со знаком «плюс», со знаком «минус», но все это обсуждают. Проходят какие-то выставки, все вспоминают. Видимо, почти 20 лет прошло, и люди как-то пытаются осмыслить этот период.
Е. Цыплакова
— Я думаю, что и осмыслить, и некая тоска все-таки по каким-то таким... Все-таки то кино, которое было, оно все-таки было больше режиссерским. Сейчас продюсерское кино, сейчас продюсер диктует все — от материала, иногда до актеров и так далее. Причем, те договора, которые сейчас режиссер подписывает... ты отказываешься сразу от всех прав, поэтому если тебя чего-то не устраивает и ты пытаешься «возбухать», что называется, то просто тебя меняют, и все.
А. Пичугин
— А кто такой режиссер теперь на площадке?
Е. Цыплакова
— Ну, он руководит процессом. Но всем остальным рулят продюсеры — с их уровнем сознания. (Смеется.)
К. Мацан
— Вот мы начали говорить о режиссерах. Вас же учили ну просто выдающиеся представители этой профессии — Лев Кулиджанов...
А. Пичугин
— Лиознова...
К. Мацан
— Да, Лиознова, Алов и Наумов.
Е. Цыплакова
— Наумов, да.
К. Мацан
— Я предполагаю, что это должны были быть не просто профессионалы, но еще и люди с очень глубоким миром...
Е. Цыплакова
— Они личности были, да, да.
К. Мацан
— ...личности. Потому что, чтобы снять такое, как сняла такое, как сняла, допустим, ну, самое известное — Лиознова, «Семнадцать мгновений весны», это нужно быть не просто мастером-ремесленником, нужно что-то иметь такое за душой, чтобы так поделиться со зрителем, чтобы всем потом много лет этому переживали. Чему эти люди научили Вас не только в плане профессиональном, а в человеческом? Стали ли они для Вас Учителями с большой буквы?
Е. Цыплакова
— Вы говорите о том, какое они кино снимали. Они действительно снимали великое кино, многие. И Кулиджанов, и Лиознова — просто потрясающие люди, на самом деле. Это удивительные... И, конечно, на всем творчестве их видна их личность. Наши философы не случайно говорят об уровне их сознания — есть плотский, душевный и духовный уровень. И я своим студентам — я много преподавала — всегда тоже говорила, и режиссерам, и актерам: Вы должны понимать, какого уровня сознания человека Вы или играете, или Вы ставите про это. Потому что, как сказать, бытие определяет сознание человека, выбор, который человек делает по своей жизни — как поступать. Так вот от этого очень многое зависит. Это были все-таки духовные люди, высокообразованные. И от того, как мы разговаривали просто вообще, как разбирали материал, он был удивительный. Мне очень повезло в этом смысле.
К. Мацан
— Была ли какая-то история, может быть, какие-то фразы, которые Вы, однажды от них услышав, пронесли с собой сквозь всю жизнь, которые на Вас повлияли? Какой-то разговор, может быть, Вы вспомните?
Е. Цыплакова
— Ну, Вы знаете, наверное, одну какую-то фразу я не смогу сказать. Ну, потому что я считаю, что, в принципе, в опыт человека входит не только общение с педагогами, а вообще все, что человек видит, как он ко всему относится. Потому что общение-то огромное. У меня 42 года в кино и огромное количество режиссеров, актеров, общение такое, которое очень много чего дает.
К. Мацан
— Елена Цыплакова, народная артистка России, сегодня проводит с нами этот «Светлый вечер». Продолжая тему учителей, кого бы Вы могли назвать — может быть, не из режиссеров, не из известных, а просто из тех людей, с которыми мы по жизни встречались, Учителями с большой буквы? Кто на Вас повлиял в духовном и мировоззренческом плане?
Е. Цыплакова
— Вы знаете, вот был такой педагог на курсе и у Кулиджанова, Слезного, и у Наумова с Аловым — Георгий Игоревич Склянский. Он был вторым педагогом. Это был удивительный человек, который работал и с Бондарчуком, и с Герасимовым. Он был такой тихий, незаметный, который был с крестом на груди всегда под рубашкой, и он был очень тонкий и глубокий человек. Вот с ним мы общались, может быть, даже больше, чем со всеми педагогами, потому что очень многие занятия он проводил, и мы всегда у него бывали дома. То есть все, что мы делали, мы с ним обсуждали, разговаривали. Это был такой очень важный момент.
Вы знаете, мой отец — он был удивительный человек, такой философ. Он пришел в 20 лет с войны инвалидом — простреленные ноги, грудь и все. Он работал дома, он был художник-график промышленный, но в моменты, когда ему хотелось поговорить, когда он сидел, пил крепкий чай на кухне, ему нужны были уши. Осознание, бытие — это такие вот его речи были. Вот сначала был мой старший брат, потом я. Многие вещи трудно повторить, то, что он говорил, но оно все равно оставалось в сознании. Он был удивительным человеком. Он оставил несколько писем удивительных, в которых для меня такие фразы какие-то там удивительные. Он там, например, пишет: «Не отпусти радости труда, чтобы не обрести бремя существования».
К. Мацан
— Да, это...
Е. Цыплакова
— Такие послания поколению!
К. Мацан
— Требует осмысления.
А. Пичугин
— Вы говорите про Георгия Игоревича Склянского...
Е. Цыплакова
— Да.
А. Пичугин
— ...что он ходил с крестом под рубашкой. А я смотрю — ему же было лет совсем немного, едва за тридцать.
Е. Цыплакова
— Да, он был верующим человеком, и это тоже, конечно, влияло и на наше тоже сознание студентов.
А. Пичугин
— Так я вот это к чему спрашиваю? Вы говорите про своих педагогов — про Алова, Наумова, про Лиознову, Кулиджанова. Это все режиссеры периода «оттепели», как мы сейчас говорим, может быть, даже чуть более позднего периода. А что их формировало, как Вам кажется? Вы говорите, что это личности. Но ведь эти личности были сформированы в очень страшное время. Это дети военного и послевоенного периода.
Е. Цыплакова
— Да, да.
А. Пичугин
— Что еще на них так повлияло, что дало им жизнь? Да тут же, на самом деле, очень много людей можно назвать — Тарковского, и Данелию, и огромное-огромное количество режиссеров. Но ведь это же... Откуда? Это дети своего времени, советские дети.
Е. Цыплакова
— Мне трудно за них отвечать. (Смеется.) Вы такой вопрос задаете, честно говоря... Я...
А. Пичугин
— Ну, Вы с ними общались, и, наверное, у Вас есть какие-то соображения на этот счет?
Е. Цыплакова
— Вы знаете, я, наверное, все-таки про духовную жизнь этих людей не решусь так говорить, потому что Вы задаете такие вообще вопросы, которые требуют определенных каких-то, я не знаю, знаний про духовную жизнь. Я смотрела их фильмы, мы общались, мы разбирали те отрывки, которые ставили, но я за них ответить не смогу. Если можно, Вы спрашивайте про меня, я...
К. Мацан
— А вот я как раз тогда про Вас спрошу. Вы сказали про педагога, который на Вас сильно повлиял, который ходил с крестом...
Е. Цыплакова
— Я работала с Динарой Асановой, вообще с интересными людьми, поэтому...
К. Мацан
— ...с крестом на груди. Едва ли — если я ошибаюсь, поправьте меня — в то время можно было безопасно говорить о вере вот так на кухне и обсуждать.
Е. Цыплакова
— Он не говорил много в институте — мы разговаривали, скорее всего, об этом дома.
А. Пичугин
— У Вас, когда, Вы говорите, бабушка читала Евангелие... А когда это уже начало формироваться в осознанное?
Е. Цыплакова
— В 36 лет я серьезно пришла.
А. Пичугин
— В 36, да?
Е. Цыплакова
— Причем, мне было сказано об этом в 18 лет. Я приехала в Армению на пробы, и меня повезли в храм Рипсиме. Я была так как-то... Ну, я не знаю, мне очень понравился храм, потому что к нему идешь — и нету ничего вокруг, кроме неба. Такой неотделанный туф. Я зашла — не было много золота, ничего — одна огромная икона Богородицы, такая строгая. И у меня там произошло такое — ну, я не знаю, как можно назвать — возмущение духа или еще что-то. Такое состояние было удивительное. Я стояла, и меня потом... А я где-то с 16 лет... Шло такое серьезное осмысление, потому что отец, его разговоры о смысле жизни, о том-сем, когда человек приходит в какой-то совершенный возраст. И у меня такой был вопрос — когда же человек становится взрослым по сознанию? И вот мне было сказано, что совершенная жизнь начнется в 36-37 лет. Я так удивилась. Мне было 18.
К. Мацан
— Это кто Вам сказал?
Е. Цыплакова
— Ну, у меня такое вот... Знаете как...
К. Мацан
— У Вас было такое ощущение?
Е. Цыплакова
— Ну, знаете, как сказано в Евангелии — это я сейчас понимаю, тогда я это не очень понимала... А в Евангелии сказано, что «и слышишь голос, и не знаешь, откуда пришел, и не знаешь, куда ушел — так бывает со всяким рожденным от духа». И действительно, в 36 — через болячки через какие-то, ну, так сказать, накопление какого-то жизненного опыта, общения с людьми я действительно серьезно пришла. У меня было, наверное, лет восемь такого серьезнейшего покаяния, рассмотра... то есть пересмотра... Всю свою жизнь просто перетряхивала, все свое поведение и так далее просто... Мне было это очень важно тогда. И тогда был момент, когда я действительно от очень многого отказывалась, потому что у меня даже был момент, когда мне внутренне нужно было отказаться вообще от профессии — видимо, для того, чтобы освободиться от страхов что-то потерять. Потому что ведь очень многие актеры — верующие, но при этом они боятся об этом говорить открыто, потому что они боятся, что, как бы, ну, это неформатное поведение для наших продюсеров и так далее.
А. Пичугин
— Почему? Мне кажется, что действительно количество верующих актеров...
Е. Цыплакова
— Ну, сейчас стало легче. А раньше ведь очень многие люди боялись об этом говорить. Когда я начала говорить об этом открыто, первое время все показывали на висок, крутили пальцем — что со мной что-то не в порядке, очень многие.
А. Пичугин
— А сейчас читаешь интервью — выясняется, что все верили еще с глубоких 60 — 70-х...
Е. Цыплакова
— Ну, видимо, стеснялись, боялись как-то, что...
А. Пичугин
— И крутили пальцем у виска.
Е. Цыплакова
— Да, ну, в общем, разные были реакции. Но дело не в этом — дело в том, что просто я прошла через внутренний какой-то отказ от этого и вернулась. Мне одна моя верующая подруга говорит: «Интересно — ты снималась, тебе Господь давал работу, тебя прославили, тебе люди верят, тебе как-то доверяют, хорошо относятся. Ты сейчас пришла к главному в жизни — и в кусты, что ли?» И мне нужно было... И я начала постепенно выступать — кстати, с картиной «На Тебя уповаю» и начала говорить о заповедях, начала говорить о Боге. Это был очень интересный для меня опыт. Я сняла первый свой сериал — «Семейные тайны», 24 серии, где я пыталась — вот для меня это был колоссальный духовный опыт — с актерами разбирать все сцены, все ситуации, которые происходят между ребятами, между персонажами с позиции Заповедей, то есть закладывать как бы правильную информацию. Солгал — солгал, струсил — струсил. Не оправдывать грех, который совершает. Потому что там страшные истории семьи, которые такое из-за денег творят друг с другом — «Король Лир» современный. И мне...
К. Мацан
— А Вас слышали, воспринимали?
Е. Цыплакова
— Да. Ну, в разной степени, но слышали — а куда было деваться? Только я говорю об этом смысле.
К. Мацан
— Нет, я имею в виду, чтобы так, наверное, сцену разобрать и так сыграть, нужно обладать каким-то опытом — мировоззренческим, внутренним, да?
Е. Цыплакова
— У меня очень хорошая библиотека древних христиан, честно скажу. Я очень много читала для себя, мне это было очень важно, помимо того, что Евангелие потом уже, Ветхий Завет. Но у меня очень много древних христиан. Очень интересные книги, в библиотеках, которые для меня... Я сидела с маркером и себе подчеркивала важные для себя мысли, перечитывала, думала. Вы знаете, в одной из проповедей я прочитала такую удивительную фразу, где было сказано, что, читая Писание, люди должны помнить, что оно дается не для чтения, а для откровения. И вот очень многие вещи какие-то открывались потом. Потому что когда размышляешь, когда молишься и просишь понять, то очень многие вещи начинают открываться. Это такой удивительный совершенно путь. И, естественно, я говорила на том уровне, на котором я могла это понять и чувствовать, потому что... Но было интересно, потому что вот, например, Егор Бероев после работы — мы заканчивали снимать — подошел ко мне и сказал: «Лена, я хочу креститься. Я хочу, чтобы Вы были крестной». Несколько человек в группе бросили курить. У меня...
А. Пичугин
— Ну, а сейчас Егор к нам приходит — уже очень сознательный верующий человек.
Е. Цыплакова
— Ну вот, видите, как? Есть же плод какой-то! Кино иногда хорошее что-то делает.
А у меня, знаете, была очень интересная история с «Семейными тайнами». Когда они прошли, я однажды пришла на одно мероприятие, ко мне подошла очень известная адвокат и сказала: «Лена, у меня такая история с Вами связана...» Я говорю: «Какая? Мы незнакомы». Она говорит: «У меня три дня шли люди и забирали иски о разделе имущества. Без скандалов, без всего, не требуя денег назад, ничего. Я так испугалась — я думала, меня ославили, со мной не хотят разговаривать, где-то какая-то статья вышла... И я не выдержала и десятого человека спросила, почему он забирает иск». И ей сказали: «Вы знаете, мы посмотрели сериал «Семейные тайны» и подумали: «Чего мы делимся? Ну если они хотят, чтобы это им принадлежало, пусть принадлежит».
К. Мацан
— Потрясающе!
Е. Цыплакова
— Она говорит: «А почему? Ну Вам деньги никто не вернет». Они говорят: «А что такое деньги? Мы к Богу идем». Я была потрясена, потому что я, когда начинала работать над сериалом, молилась и просила. Я говорю: «Господи, я понимаю, что я могу не изменить сознание людей вот этой картиной...» Хотя я считаю, что кино — это опосредованный жизненный опыт для людей. Почему так важно понимать, что мы снимаем и какую энергию мы туда закладываем, какие мысли, как мы относимся сами к этому. Я говорила: «Пусть вот посмотрят... Ну, хотя бы даже если они в Церковь пойдут и подумают: «Боже, я такое творил? Прости, я не буду больше этого делать»... И вот одна адвокат мне сказала, что у нее десять человек забрали иск после просмотра. И это, конечно, было удивительное такое утешение мне свыше, что, в общем, все правильно. Слава Богу, куда-то там, не очень портим задуманное.
К. Мацан
— Вы сказали, что у Вас был период покаяния. Я не прошу, безусловно, раскрывать никакие тайны личные. Хотел спросить вот о чем: как Вам кажется, в принципе, приход к вере часто требует от человека в себе что-то менять.
Е. Цыплакова
— Конечно.
К. Мацан
— Что тяжелее всего в себе менять?
Е. Цыплакова
— Я думаю, что самая большая проблема — это всегда самость. Я человек горячий, и у меня, конечно, были какие-то... То есть как? Я достаточно определенно всегда мыслю и в актерской профессии, и в режиссуре, и поэтому соразмерять себя, свое мировоззрение менять, наверное, это самое сложное. Потому что, как в Библии написано, «Господь сказал: «Напишу на сердцах Законы Мои, вложу в мысли их и буду ходить в них». Вот, наверное, это самый великий смысл жизни человека для того, чтобы Господь вошел в тебя и через тебя... Ведь тот дар творчества, который дается, это не обязательно только кино и искусство. Это все, чем человек занимается.
Мне однажды во время молитвы какие-то потрясающие слова пришли — что «покайтесь, очистите сердца» — это «не мешайте Мне творить через Вас и преобразовывать этот мир». Я была... Я, когда выступаю, всегда говорю об этом, потому что, в общем, наверное, это главный смысл рождения человека — чтобы мы преобразовывали этот мир и сделали его лучше. Но это возможно только тогда, когда у человека внутри действительно Закон Божий, когда он и в мыслях, и в словах. То есть когда ты себя с этим соразмеряешь, все свои поступки. Вот это, наверное. очень важно, потому что только таким образом, наверное, можно что-то сделать. Потому что я раньше думала: «Боже мой, что-то хорошее происходит...» А, прочитала у Климента Александрийского в «Строматах» — потрясающая вещь по поводу заповеди «Не укради!». Он говорит, что любой художник, который считает, что он сотворил, он сделал, крадет славу Божию и будет наказан. Боже, а как же быть тогда, когда тебя, там, кто-то похвалил или еще что-то? И у меня вдруг мысль такая пошла, что я раньше неосознанно говорила «Слава Богу!», а сейчас я говорю всегда осознано. Я говорю: «Слава Богу!» и радуюсь, что, может быть, не очень попортила замысел какой-то, который нам дается для того, чтобы мы это сделали.
А. Пичугин
— Но Вы помните, что официально — официально! — человек, в отличие от других существ, сотворенных Богом, имеет возможность творить?
Е. Цыплакова
— Да.
А. Пичугин
— Поэтому человек — творец тоже.
Е. Цыплакова
— Да, да. Это величайший дар его.
А. Пичугин
— Их же нельзя сравнивать с Богом! Поэтому, я думаю, нет ничего плохого. Тут главное — не возгордиться.
Е. Цыплакова
— Я вот про это же и говорю — что на самом деле вся слава — Богу, а если мы делаем — это счастье, когда есть возможность что-то делать, такие вещи. Вот для меня огромным счастьем была постановка «Матери Иисуса» в Ногинском театре. Вы себе не представляете — я ездила через день, хоть на маленьком облачке, но радуга была.
К. Мацан
— Это пьеса Володина, да?
Е. Цыплакова
— Да, Александра Володина. Это был сценарий для фильма.
К. Мацан
— Мы, конечно, хотели об этом поговорить. Раз Вы это упоминаете, давайте тогда продолжим. Как в принципе пришла идея? Из чего вышла идея обратиться именно к этому материалу, наверное, непростому?
Е. Цыплакова
— Он очень непростой, да. Вы знаете, дело в том, что... Ну, тут, наверное, тогда нужно чуть-чуть издалека начать. У меня был период, когда я слегла. Я уработалась до такого состояния, что у меня была I группа, и я лежала месяца четыре, вообще не могла сама повернуться. В Евангелии такое есть — «расслабленный». Вот я была расслабленная. Ничего врачи не могли понять, что и как. Меня так списали, я пришла на своих ногах в больницу, а выехала на коляске.
И когда я лежала, я молилась, и говорю: «Господи, неужели, в 50 лет — я столько уже знаю, такой опыт какой-то колоссальный — и профессиональный, и человеческий, и духовный — и что, вот так тупо сдохнуть?» Я говорю: «Я хочу еще служить». Ну, насколько это возможно, я пытаюсь любую свою работу вот внутренне для себя считать, как некое служение, которое я могу как бы сделать в благодарность Богу за то, что вообще у меня было, есть, возможно, будет и так далее. И я встала, меня вымолили. Меня вымолили, потому что... Причем, вымолили очень интересно. У нас поселился наш друг — такой молитвенник из Брянской области. Муж молился, я молилась, и приходил еще врач-мусульманин, который тоже... И тоже молился в другой комнате — уходил и тоже молился. Я встала. Сначала ходунки — шаг, три, пять, десять. Коляска... И все. А когда еще была на коляске, меня пригласили в Серпухов на фестиваль и сказали: «Лена, мы очень хотим, чтобы Вы приехали к нам как VIP-гость и так далее». Я говорю: «А Вас не смутит, что я на коляске?» Такая пауза... Он говорит: «А Вас?» Я говорю: «Меня не смутит, многие люди так живут. Я не знаю, встану я когда-нибудь или нет, это для меня еще пока не открыто». Он говорит: «Хорошо, приезжайте». Меня, значит, муж привез туда. Они меня закатили на сцену. Мне, оказывается, вручили там «Владимира Храброго» — такую гжельскую статуэтку очень красивых цветов, которая охраняет их город. Я там познакомилась с Юрием Пиденко — он тогда был замминистра культуры области. И мы чего-то разговаривали, разговаривали замечательно, очень хорошо, познакомились.
Проходит время, я уже встала — я ходила с палочкой, и вдруг он мне звонит и говорит: «Лена, меня назначили директором Ногинского театра. Поставь у нас что-нибудь».
К. Мацан
— На секунду прервемся — и вернемся к этой теме. У нас в гостях, напомню, народная артистка России Елена Цыплакова. В студии Алексей Пичугин и Константин Мацан. Снова в этой студии увидимся-услышимся через несколько минут.
А. Пичугин
— Друзья, еще раз здравствуйте! Это «Светлый вечер» на радио «Вера». Здесь, в этой студии, Алексей Пичугин...
К. Мацан
— ...и Константин Мацан.
А. Пичугин
— В гостях у нас актриса, режиссер Елена Цыплакова. Еще раз здравствуйте.
Е. Цыплакова
— Добрый вечер.
А. Пичугин
— Вы остановились в нашей беседе на том, что Вам предложили поставить что-нибудь, пока что-нибудь в Ногинском театре.
Е. Цыплакова
— Да. И я кинулась искать. Думаю... Очень хотелось найти духовную пьесу, которая бы говорила о проблемах выбора человека в духовной жизни его. И вдруг я думаю так: «Володин!» И начала искать. Я думаю: «Я не читала эту пьесу раньше, этот сценарий». Этот сценарий был для фильма. И я позвонила в двенадцатом часу ночи — просто было ощущение: вот, я нашла, что мне интересно, что я хочу. Я позвонила Юре и говорю: «Юра, я нашла». Он говорит: «Приезжай завтра!» Это было удивительно просто. Я приехала на следующий день, и, практически, был решен вопрос о том, что мы ставим эту пьесу. Я, конечно, добавила к ней две евангельские цитаты в начале и в финале пьесы. Мне было это очень важно добавить для того, чтобы как бы все-таки сконцентрировать на определенном отношении, потому что пьеса очень неоднозначная, и она мне этим нравится. Потому что она заставляет человека думать. Вот сколько я слышала реакций людей, которые смотрели — видимо, мне очень повезло... Марина Шраменко и Арсений были на спектакле, потому что я снималась у них на передаче «Неравнодушный разговор», и я сказала, что я ставлю спектакль. Они приехали на премьеру. И они захотели снять спектакль.
К. Мацан
— Речь идет о телеканале «Радость моя».
Е. Цыплакова
— Да, это телеканал «Радость моя». Слава Богу, да.
А. Пичугин
— И о наших нынешних коллегах — Марине Шраменко и нашем продюсере Арсении Федорове.
Е. Цыплакова
— Отлично! И они прислали трех операторов и сняли за два прогона этот спектакль. Это огромное счастье для меня, потому что на сегодняшний день, когда я имею возможность где-то выступить, я беру всегда этот спектакль, показываю его людям — он действует на них удивительно совершенно. Мы придумали акцию в театре и после спектаклей раздаем бесплатные Евангелия и духовную литературу, которая мне помогает тоже... И владыка Иринарх дает бесплатно людям раздавать в хорошие руки (нрзб.)...
К. Мацан
— Епископ Красногорский Иринарх.
Е. Цыплакова
— Да, он заведует в Синоде тюремным служением. Я приехала, мы с ним дружим еще со времен, когда он был владыкой в Перми. Мы там дружили и общались очень много. Я приезжала, потому что я была членом попечительского совета Белогорского монастыря. А здесь, когда он появился в Москве, приехал, я говорю: «У Вас наверняка есть бесплатная литература! Давайте людей просвещать». И мы этот спектакль как акцию просветительскую делаем. То есть после спектакля люди выходят... И вот 6-го числа был поставлен спектакль... Он идет, к сожалению, редко. Актерам довольно тяжело, потому что пьеса с очень сложными текстами, там очень многое основано на Слове Божием, но играют они редко, потому что город небольшой, и, естественно...
А. Пичугин
— А актеры все ногинские?
Е. Цыплакова
— Да, это репертуарный спектакль. И я была так рада — я 6-го числа была в театре, был абсолютно полный зал. И мы раздали 250 Евангелий. И они приводят детей. Вы знаете, это огромная радость, потому что мне потом рассказывали, что привезли из гимназии детишек, и неделю, говорят, бурлили, обсуждали, залезали в Интернет, обсуждали Евангелие, читали и как-то так очень серьезно к этому относились. Это очень радует, потому что на самом деле для меня, как для человека верующего, это, наверное, самая главная работа. В других работах нет возможности до такой степени откровенно говорить о вере, о Боге, хотя вот в «Семейных тайнах» я говорила о заповедях, о том... с героем... У нас вообще мистическая картина, потому что у меня там герой исцеляется от рака через покаяние. Это потом произошло с моей мамой. Мы вымолили ее с IV стадией онкологии, у нее шли метастазы. Хирург не поверил, пока не увидел снимки — мы сделали потом томограмму послойную с контрастной жидкостью. Потому что мы сидели в больнице с мужем, и наш друг тоже молился на расстоянии. Мама молилась — она верующая. Читали молитву Георгия Победоносца о том, что «верую, Господи, что Ты мертвых воскрешаешь, живых исцеляешь, нам помоги!» Потому что, как в Евангелии написано — что «посмотрел Павел в глаза человеку и увидел у него веру, необходимую для получения исцеления». Вот произошло, вплоть до этого.
К. Мацан
— Я очень счастлив, что у нас сегодня в гостях Елена Цыплакова, потому что есть возможность у меня задать вопрос об одном из моих любимых фильмов. Я ребенком, разумеется, рос на фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», и, разумеется, знал все песни наизусть. И, как я сейчас уже понимаю, тексты этих песен во многом помогли позже прийти к вере. Потому что я слышал...
Е. Цыплакова
— Да, я говорю, что это первая молитва на экране: «Святая Катерина, пошли мне дворянина!»
К. Мацан
— Вот я как раз хотел именно... Вот именно об этом я хотел Вас спросить. Потому что я, конечно, понимаю, что я слушал «Хоть Бог и запретил дуэли, но к шпаге чувствую талант...», «Господь, ты видишь это тело...», и я понимал, что если в моем любимом фильме герой говорит о Боге, значит, Бог есть. Ребенку в четыре года, в пять лет было очень легко и просто этому довериться, в это поверить, и потом уже, во взрослом возрасте, вопросов «а есть ли Бог?» не возникало. Конечно, есть, раз о нем пел Арамис.
И в этом же ряду стоит песня «Как рада я, что с детства одно узнала средство: коль хочешь в жизни счастья, молись своей святой. Святая Катерина, пошли мне дворянина!», которую пела Ваша героиня. Кстати, я не знаю, озвучивала вокал... Это Ваш был голос?
Е. Цыплакова
— Нет, нет.
К. Мацан
— Ну, Ваша героиня пела. В любом случае, Вы этот текст проговаривали. Насколько в тот момент Вы задумывались о том, что, возможно, помимо воли авторов текста и музыки, под видом такой легкой лирической песни поется, возможно, о самом глубоком в жизни — о молитве, о святости вообще, об обращении к Богу?
Е. Цыплакова
— В тот момент, конечно, сознание... Мне было 19 лет... Были только какие-то интуитивные вещи, не очень осознанные. Потому что интуитивно я по прошествии многих лет начинала понимать, что даже тот выбор, который я делала, — тех ролей, на которые соглашалась и так далее, — он все равно был интуитивным больше. Но если нужно, я начинала доказывать и начинала для себя как-то это формулировать. В тот момент, конечно, не очень понимала.
К. Мацан
— А со временем как-то?.. Вы об этом думали?
Е. Цыплакова
— Конечно. Вообще, слово творит... Четвертое Евангелие начинается с чего? «Сначала было Слово, и Слово было у Бога, и через Слово начало все быть, что начало быть». То есть я тоже и со своими студентами, и с актерами всегда говорю... Почему я всегда вычищаю диалоги там, где я работаю как режиссер, обязательно? Потому что слово творит. Мы творим реальность вокруг себя тем, что говорим, как от полноты сердца говорят уста. И человек в своей жизни просто создает некую реальность тем, что он говорит. Это очень важно. Я это понимаю.
К. Мацан
— Ну, вот Вы сейчас так пошутили, полусмеясь, что это была первая молитва на советском экране...
Е. Цыплакова
— Да. Ну, вообще...
К. Мацан
— Об этом же можно и всерьез подумать. Ведь и вправду?..
Е. Цыплакова
— Конечно. Конечно! Я Вам просто хочу сказать, что, Вы знаете, такое странное представление очень многих маловерующих людей, что все христиане — это люди такие мрачные, все постоянно под грехом...
К. Мацан
— Да! Хмурые...
Е. Цыплакова
— А это неправда, потому что на самом деле и апостолы, и все говорили: радуйтесь, потому что когда человек осознает то, что происходит, совершенно другой взгляд на жизнь — сознание совершенно меняется. Это действительно радостная жизнь. Я живу во много раз радостнее, светлее и веселее — ну, такой нормальной веселостью, а не дурной, что называется. Поэтому...
Вы знаете, я однажды... Такой у меня был очень серьезный вопрос. Я однажды сидела, вот у меня было несколько дней такой тишины и никаких... никакой суеты, беготни. Я сидела, молилась. И я говорю: вот, Господи, многим святым Ты давал понимание, что такое грех и страсть. Вот мне, сегодняшней Цыплаковой, артистке, режиссеру, ну вот объясни, что такое грех и страсти? Моими сегодняшними, современными... И у меня такие пошли мысли очень интересные. Господь создал человека. Он мог создать его неидеальным? Я говорю: «Нет». Значит, все чувства и эмоции, которые есть у человека, имеют идеальную, божественную основу. Бесы ничего своего сотворить не могут — они могут только исказить и извратить. Значит, извращение идеального качества и есть грех и страсть. Ну, вот так мне объяснили. Мне говорят: «Вот гнев»... А я была раньше гневливая. Ну, потому что горячая. У меня все время «шашки наголо!», еще с детства. Я говорю: «Смертный грех!» Мне говорят: «А в основе — идеальное Божественное качество». У меня было такое изумление, я думаю: «Какое?» Пошла мысль: «Ненависть к греху, к хаосу и беспорядку». я прочитала у одного из старцев о том, что если грех не возненавидишь, никогда от него до конца не очистишься.
А. Пичугин
— Актриса и режиссер Елена Цыплакова сегодня у нас в гостях в программе «Светлый вечер».
К. Мацан
— Вы в прошлой части программы сказали, что когда пришли к вере, Вам даже, может быть, захотелось... были мысли о том, чтобы оставить актерскую профессию...
Е. Цыплакова
— Да.
К. Мацан
— ...и Вам это было нужно, чтобы освободиться от страхов что-то потерять. Вы это слово произнесли — «освободиться». Вообще, мне кажется, для того, кто смотрит на православие и на церковь со стороны, может показаться, что, как мы сказали, православные такие хмурые, такие унылые люди — есть такой стереотип. Но это именно стереотип. А есть стереотип того, что вера требует от всего отказаться — вот ничего теперь будет нельзя.
Е. Цыплакова
— Ничего подобного. Вы знаете...
К. Мацан
— А Вы произнесли слово «свобода». Вот как вера дает свободу?
Е. Цыплакова
— Да! Потому что где дух — там свобода.
К. Мацан
— А как это на практике происходит?
Е. Цыплакова
— Человек на самом деле освобождается от власти над тобой материального. Ведь это очень важно! А у Бердяева, кстати, в смысле творчества — замечательные слова: что, говорит, покаяние должно приводить к началу новой творческой жизни. То есть нельзя зацикливаться только на том, что я грешен, и я никуда не могу... Вот все эти ограничения... Мне кажется, что как раз такое истинное покаяние приводит к внутренней свободе, потому что сказано, что «водимые духом не под законом». Там совершенно меняется сознание.
К. Мацан
— И к радости.
Е. Цыплакова
— И к радости, конечно! Конечно! Потому что на самом деле — да, ты осознал, что ты... Вот ты осознал — что делает Господь? Он сказал: «Ты поняла? Не делай больше!»
К. Мацан
— «Иди и больше не греши!»
Е. Цыплакова
— «Иди и больше не греши! И не делай этого! Живи, радуйся, твори! Живи в этом мире!» Тебе Господь говорит: «Царствие Небесное внутрь Вас есть». То есть вот эти радость и свет человек должен при жизни... Я это даже друзьям в Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) написала... Там кто-то умер — и пишут: «Царствие Небесное!» Я говорю: «Братцы, Царствия Небесного надо желать человеку при жизни, а не после смерти! Потому что после смерти он пойдет туда, извините, чего наработал». А при жизни надо, чтобы человек это раскрыл. Потому что надо понять, что дух духовен... Человек — это дух, в первую очередь. А пока мы на уровне плоти, кем порабощены — тому рабы. Либо мы угождаем плоти... Есть огромное количество душевных людей — сказано в Евангелии, что сначала душевные, а потом духовные. Но, то есть, все равно, когда человек к этому приходит, у него совершенно другая жизнь начинается. Она начинается радостная, действительно, потому что ты освобождаешься от негатива, который в тебе есть, который тебе не дает нормально жить.
А. Пичугин
— А поясните, пожалуйста, вот этот смысл фразы о том, что человеку уже умершему Царствия Небесного желать-то и не стоит.
Е. Цыплакова
— Нет, я не к тому, что... Все желают, только после смерти. Я говорю о том, что надо желать при жизни.
А. Пичугин
— Ну...
Е. Цыплакова
— Я не говорю, что это не нужно...
К. Мацан
— Не то, что не надо делать, а что...
Е. Цыплакова
— Я просто говорю, что лучше желать при жизни, чтобы человек понял это при жизни. Потому что — да, могут вымаливать родственники, друзья, священники, кто берется, пишет записочки и так далее, вымаливает душу человека. Это действительно очень важно. но лучше, чтобы человек при жизни это понял. Жить радостно. То есть он...
И даже в Откровениях вот этот момент очень интересный, когда показали Иоанну эти 144 тысячи, которые находились в духе в убеленных одеждах, он говорит: «И не будет их жечь солнце, и не будет, там... и утрет слезу...» То есть это при жизни. Но в духе люди...
К. Мацан
— Ну, то есть имеется в виду, что пожелание Царствия Небесного — это не форма пожелания только на похоронах.
Е. Цыплакова
— Да, я вот об этом говорила.
К. Мацан
— То, что касается вообще каждого все время.
Я знаете о чем бы еще хотел спросить? Вы в начале беседы сказали, что у Вас начался такой период, когда Вы стали играть мам и бабушек.
Е. Цыплакова
— Да.
К. Мацан
— Я подозреваю, что, наверное, для актрисы это не так-то просто — в этот период вступить и его принять?
Е. Цыплакова
— Почему? Нормально! Мне много лет!
К. Мацан
— Вы об этом говорите просто. Для Вас это тоже радость?
Е. Цыплакова
— Да.
К. Мацан
— Продвижение по этой шкале возраста?
Е. Цыплакова
— Ну, конечно. Мне 57 лет. Я же не могу уже играть каких-то молоденьких девушек. Поэтому это нормально.
К. Мацан
— Нет, это вопрос такой профессиональный. Есть вопрос более, может быть, такой мировоззренческий, что... Допускаю, что для кого-то это некий стресс, это нежелательная такая... неизбежная, но нежелательная вещь. А Вы...
Е. Цыплакова
— Вы знаете, я отношусь к каждому году своей жизни как к накоплению некоего опыта такого — и человеческого, и душевного, и духовного. И меня совершенно не смущает мой возраст. Я везде открыто об этом говорю, потому что для меня, в общем... Сколько мне даст Господь прожить, я не знаю, но, тем не менее, я бы никогда не хотела сейчас вернуться в тот возраст, который был раньше, потому что там были свои прелести и радости, но я очень многие вещи осознала, совершенно по-другому мыслю, по-другому живу — я бы не хотела быть той же, какая была раньше.
К. Мацан
— А могли бы Вы эту мысль расшифровать — то есть что-то было не так тогда?
Е. Цыплакова
— Ну, естественно, конечно. Я очень многие вещи не понимала. Я же сказала, что у меня был такой очень серьезный период разбора собственной жизни, такого покаяния, когда я разбирала себя просто по костям — все поступки, которые совершала.
А. Пичугин
— Вполне возможно, пройдет еще десять лет, и Вы скажете...
Е. Цыплакова
— И еще будет больше, конечно!
А. Пичугин
— ...вот сейчас, вот 57 лет — что-то не так, а вот уже... Ну, да, тут уже нормальный рост...
Е. Цыплакова
— Ну, конечно. Каждому возрасту... Ведь Господь же дает, потихоньку учит.
К. Мацан
— А вот смотрите, есть такое мнение, что с годами, в принципе, человек, все больше и больше понимая о жизни, накапливая опыт, становится на самом деле более циничным — «да все я про эту жизнь уже знаю — люди такие, какие они есть»...
Е. Цыплакова
— Вообще, цинизм — это качество не Божественное совсем. Еще даже Блок когда-то писал, что вообще любая ирония — это не божественное качество. Я не помню, как он точно это говорил...
А. Пичугин
— Ну, это смотря в какой ситуации... Если врач будет подходить к больному без здравой — здравой, подчеркну — доли цинизма, он не сможет его лечить. Если священник будет подходить к своему прихожанину...
Е. Цыплакова
— Ну, Вы знаете, я думаю, что цинизм... Лучше просто любовь братская, может быть, какая-то? Это повыше будет?
К. Мацан
— Мне кажется, цинизм — это просто такой психологический барьер какой-то, чтобы не сойти с ума.
А. Пичугин
— Но вот этот психологический барьер, чтобы не сойти с ума, для тебя, как не для врача, будет называться цинизмом как раз. Но он не будет от него внешне ничем отличаться.
Е. Цыплакова
— Не буду с Вами спорить, но я не считаю цинизм хорошим качеством.
А. Пичугин
— Терминология...
Е. Цыплакова
— У меня тоже это было. И злоречие было. Вы знаете, мне даже сон приснился удивительный совершенно по поводу злоречия. Я такая была — остра на язык раньше. Мне вдруг снится сон, что я живу в доме, у меня живет змейка — вот такая небольшая, коричневая и ядовитая, я с ней дружу. И мне вдруг снится сон — я ложусь спать, она со мной в постели, я просыпаюсь — она у меня свернулась клубочком на языке, на конце языка, спит тоже.
К. Мацан
— Какой страшный сон!
Е. Цыплакова
— Причем, такой подробный, цветной вообще. Я встаю в ужасе во сне, подхожу к зеркалу, смотрю, думаю: «Боже мой! Сейчас я ее попытаюсь вынуть, она меня ударит своим языком, отравит». Все, я, значит, ходила, ходила, потом придумала: «А, я палец, ноготь подсуну — если она даже ударит, ударит по ногтю». Я, значит, вырываю ее с языка, отрываю голову, кидаю, бегу, беру стакан с прозрачной водой и полощу рот и прислушиваюсь, отравилась я или нет». Я потом просыпаюсь — во сне мне приснилось, что я аж вспотела. Я просыпаюсь, и у меня такая мысль идет: «злоречие». То есть это как раз был период моего такого вот покаяния. Мне вдруг такой вот сон приснился. Я думаю: «Боже мой, сколько же я грешила этим!» Я могла обидеть человека, сказать какую-то такую колкую вещь и так далее. То есть я понимала, насколько это смертельно для человека, который это делает для себя. Я перестала себе позволять — постепенно. Естественно, не сразу какие-то вещи у меня получались, но я уже пасла сама себя в этом смысле, не позволяла себе больше этого делать.
К. Мацан
— Вы много лет преподаете и общаетесь, наверняка, уже общались с разными поколениями студентов.
Е. Цыплакова
— Да.
К. Мацан
— И помните себя в студенчестве. Как Вам кажется, как меняются поколенческие приоритеты, в частности, тех, с кем Вы видитесь? Чем мы отличаемся от тех, кто учился с Вами вместе на курсе?
Е. Цыплакова
— Ой, мне сложно ответить на этот вопрос. Я вообще, честно говоря, не люблю никаких обобщений таких, потому что я считаю, что вообще двух одинаковых людей в мире нет, так Господь нас создал. Все разные. И поэтому обобщать, честно говоря, не очень люблю. Потому что...
К. Мацан
— Не обобщайте. Расскажите про Ваши наблюдения личные.
Е. Цыплакова
— Знаете, это, наверное, вечная проблема взрослого поколения и молодежи. Потому что мы сами взрослеем, у нас меняются вкусы. И мы сами даже по-другому на все реагируем. Поэтому... Но я могу сказать, что когда я набирала курсы у Нестеровой, когда я там преподавала и была деканом, приходят очень молодые люди в профессию режиссерскую, еще не обладающие таким серьезным каким-то опытом. И я пыталась всеми возможными силами, разговорами для того, чтобы они проявляли именно свою личность, свой взгляд. Потому что каждый человек уникален.
А. Пичугин
— Спасибо большое! Наше время уже подошло к концу. Я напомню, что в гостях сегодня у программы «Светлый вечер» на радио «Вера» была режиссер, актриса Елена Цыплакова. Спасибо большое, что пришли к нам сегодня. Алексей Пичугин...
К. Мацан
— ...Константин Мацан. Спасибо за удивительно теплую и глубокую беседу.
Е. Цыплакова
— А я всем желаю радостного существования, жития, Царствия Небесного внутри Вас!
А. Пичугин
— Спасибо! Всего доброго! Будьте здоровы!
К. Мацан
— До свидания!
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 326 зач., X, 35 - XI, 7.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из ключевых тем, к которой раз за разом в своих посланиях обращается апостол Павел, — это тема веры. Что такое вера? Какую роль она играет в деле спасения души? Что необходимо сделать, чтобы её укрепить? И достаточно ли человеку одной веры, чтобы иметь глубокие взаимоотношения с Богом? Ответ на все эти вопросы, можно найти в том отрывке из 10-й и 11-й глав послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.
Глава 11.
1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
2 В ней свидетельствованы древние.
3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел даёт определение веры, которое на многие века стало классическим: «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». В этом высказывании две части. В первой говорится о том, что благодаря вере те вещи, которые мы ожидаем, становятся словно осязаемыми. Они будто получают бытие в нашей душе. Осуществляются в ней. В некоторой степени мы можем предвосхитить их в своём представлении. Потрогать и рассмотреть их своим умом, а порой и прожить внутри своего сердца. Во второй части высказывания говорится о том, что вера — это уверенность в том, что эти вещи существуют в действительности.
Итак, отсюда видно, что вера — это особое состояние ума. Во-первых, оно позволяет нам признавать существующим то, что мы не можем осязать органами своих чувств. Во-вторых, вера в какой-то степени позволяет нам это неосязаемое ощутить. Вот как об этом пишет блаженный Феодорит Кирский, «вера делается для нас окном, через которое мы видим то, на что надеемся. Она ещё не пришедшее в бытие показывает как бы уже состоявшимся». Святитель Иоанн Златоуст приводит такой пример: воскресения мёртвых ещё не было, но вера делает его действительным в нашей душе. То есть вера в Бога это не просто признание того факта, что Он есть. Это ещё и Его ощущение внутри себя.
И далее апостол Павел даёт совет, как же укрепить в себе веру. Он перечисляет имена праведников — Авель, Енох, Ной. Согласно Священному Писанию, все эти праведники жили до Вселенского потопа. То были особые времена. Жизнь была устроена иначе. Последствия греха ещё не вошли в полную силу. Земля ещё очевидным образом несла на себе печать рая. И люди, многие из которых лично знали Адама или его ближайшее окружение, не сомневались в том, что Бог есть. Все они в этом смысле верили в Него. Вера была для них чем-то естественным. Однако только Авель, Енох и Ной не просто признавали Его бытие, но и жили так, будто Он есть. Они подтверждали свои убеждения делами. Вера сказывалась на их мыслях, чувствах, словах и поступках. Поэтому о них говорится, что они ходили перед Богом. То есть жили, словно постоянно ощущали на себе Его взор. Чем интенсивнее они согласовывали с этими убеждениями свою повседневную жизнь, тем ярче образ Бога проступал в их сердце. Их вера крепла.
Вывод прост. Одного согласия с той мыслью, что Бог есть, недостаточно. Так веруют бесы. Они на все сто процентов знают, что Бог существует. Но на их жизни это никак не сказывается. А потому нам необходимы действия согласно нашей вере. Что это за действия? В первую очередь — это непрестанный поиск воли Творца путём исполнения евангельских заповедей. Взаимоотношения с Богом, самим собой и людьми на евангельских принципах, вопреки своей корыстной выгоде, именно это даёт нам ощутить реальность присутствия Бога в нашей жизни. Господь перестаёт быть абстракцией или книжным образом. Он становится живым, осязаемым. Его благодать становится содержанием нашего ума и нашего сердца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь паллиативным детям в рамках проекта «Не в центре внимания»
Благотворительный фонд «Мои друзья» запустил проект «Не в центре внимания». Его главная задача — поддержать людей, столкнувшихся с неизлечимыми заболеваниями и показать окружающим, что, если человека нельзя вылечить — ему всё равно важно помочь. Дать возможность паллиативным пациентам нормально питаться, спать без боли, принимать вертикальное положение и не только. Благодаря этой помощи у тяжелобольного человека и его родных будут силы жить дальше. Станет меньше страхов, боли, дискомфорта и появится больше поводов для радости.
4-летняя Маша Клюева — одна их тех, кому помогает фонд «Мои друзья». У девочки синдром Лея. Это редкая болезнь, поражающая центральную нервную систему. Сегодня девочка очень слаба — она не говорит, не держится на ногах и не может есть твёрдую пищу. Маша ежедневно нуждается в лечебном питании, подгузниках и других средствах ухода. На это всё у семьи каждый месяц уходит 135 000 рублей.
Фонд «Мои друзья» помог семье Клюевых приобрести для Маши важные дорогостоящие приспособления — это ходунки и кресло для купания, созданные специально для детей с инвалидностью. Теперь девочка может передвигаться по квартире, а ещё чувствовать себя комфортно во время мытья. Недавно родители прислали сотрудникам фонда видео, где счастливая Маша стоит в ходунках. Для неё это новые позитивные ощущения, возможность смотреть на этот мир в другом положении и быть более активной.
Сейчас фонд «Мои друзья» в рамках проекта «Не в центре внимания», ведёт сбор на лечебное питание, медицинские приспособления и расходные материалы для нескольких подопечных. Если вы хотите поддержать тяжелобольных детей, переходите на сайт: моидрузья.орг
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Под крылом Архангела Михаила». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Разговор шел о проекте «Под крылом Архангела Михаила», объединившем три храма в разных уголках России, которым сейчас требуется поддержка. Мы узнали об удивительной истории этих храмов, посвященных Архистратигу Михаилу, и как их возрождение влияет на те места, где они расположены.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер