Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Светлый вечер с Еленой Камбуровой (23.12.2015)

Светлый вечер с Еленой Камбуровой (23.12.2015)



У нас в гостях была певица, актриса, народная артистка России Елена Камбурова.

Наша гостья рассказала о своем творческом пути, о том, как и для чего возник ее театр музыки и поэзии, а также об отношении к жизни и об ощущении присутствия Бога рядом.

_____________________________________________________________

В. Емельянов

— Вы слушаете программу «Светлый вечер». Здравствуйте! В студии Владимир Емельянов и Алла Митрофанова.

А. Митрофанова

— Добрый «Светлый вечер»!

В. Емельянов

— Наш сегодняшний гость, с которым мы проведём этот «Светлый вечер» — Елена Антоновна Камбурова. Здравствуйте, Елена Антоновна!

Е. Камбурова

— Здравствуйте!

Наше досье:

Елена Камбурова. Родилась в Новокузнецке. Окончила эстрадное отделение Государственного училища циркового искусства, а позднее отделение эстрадной режиссуры ГИТИСа. В первую её песенную программу вошли произведения Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы. Русскоязычный репертуар певицы сегодня сочетается с песнями на иностранных языках. Голос Елены Камбуровой звучит более в чем ста кинофильмах и мультфильмах. Народная артистка России, члена Союза театральных деятелей, лауреат Государственной премии, художественный руководитель основанного ею Театра музыки и поэзии.

В. Емельянов

— Вы знаете, честно говоря, со вчерашнего вечера, зная, что вы будете сегодня у нас в гостях, зная ваши песни, зная ваш творческий путь, листал в интернете различные источники, но совершенно невероятная просто судьба у вас. Ехал на эфир и думал: «Как подступиться-то? С чего же начать?» И понял, что надо начать вот с чего: а вы любите день рождения свой?

Е. Камбурова

— В детстве очень любила.

В. Емельянов

— А сейчас?

Е. Камбурова

— А сейчас не очень. Потому что я ещё не настолько мудра, чтобы легко относиться к тому, что ты переступаешь не просто ступеньку, а ты переступаешь лестницу, которая ведёт в вечность. И от того, что тебе кажется, что ты очень многого не сделал ещё в этой жизни, не успел или как-то не сумел, и что времени остаётся всё меньше и меньше. В общем, как-то не могу сказать, что это очень как-то уж радует, да.

В. Емельянов

— Но ведь в июле этого года вас не могло не порадовать это событие, потому что у вас был юбилей! Мне хотелось бы спросить: как вас поздравили коллеги по театру, вообще коллеги? Поздравила ли вас Родина, в конце концов?

Е. Камбурова

— Вы знаете, наверное, я не очень нуждаюсь в поздравлении Родины. У меня в этом смысле есть самое главное — это часть, какая-то частица народа, которая для меня является как раз Родиной. И мои зрители, мне кажется, это такой особый вид людей. Я, как с самого начала, считала, что это мои потенциальные друзья. Просто по простому принципу, что им интересно то, что интересно мне. И они разделяют мою любовь к тому, с чем я выхожу на сцену. Вот они есть, они меня прекрасно поздравили. И мне кажется, не просто прекрасно, а даже блистательно, я бы сказала, поздравил мой коллектив — Театр музыки и поэзии.

В. Емельянов

— Давайте тогда сразу о вашем коллективе и поговорим — Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой. Если ехать от Садового кольца по улице Большая Пироговская, есть там такой скверик...

А. Митрофанова

— Уютный.

В. Емельянов

— Уютный, да. И в здании... это такой сталинский жилой дом, когда-то там был кинотеатр «Спорт», как я помню. И в 92-м году там возник Театр музыки и поэзии.

Е. Камбурова

— Главное, что это ещё находится напротив, наискосок чуть-чуть, от Новодевичьего монастыря.

В. Емельянов

— 92-й год — совершенно разломное какое-то время. Люди потеряны, растеряны, совершенно непонятно, что происходит. Какая-то дикая инфляция, ничего нет на полках, людям вообще не до искусства, не до театра, политические страсти какие-то кипят. И в этот самый момент, именно в этот момент, возникает Театр музыки и поэзии!

Е. Камбурова

— Это, знаете, из разряда чудес. В принципе, это время, когда за каждый метр вообще люди дрались. И вдруг театру, который совершенно другой мир, понимаете, абсолютно, и вот именно ему, благодаря Лужкову, который как-то, насколько я поняла, понял, что он разделил моё ощущение, что должен быть такого рода театр в любое время. Он всегда должен быть! Всегда должна быть поэзия, должна быть музыка. И, может быть, это самая главная составляющая для жизни человека. То есть вера в то, что это должно быть. Вера у меня эта, очевидно, была серьёзная. Я не трубила об этом, но внутри у меня это было, наверное, ярко. И это почувствовали те, в чьих руках были эти метры, площадь.

А. Митрофанова

— Елена Антоновна, когда речь идёт о поэзии, мы имеем в виду тексты, над которыми нужно чуть-чуть задуматься, замедлить свой жизненный бег, замереть, постараться вместе с автором этих текстов каким-то образом подышать. Это те вещи, которые сейчас, в наше сумасшедшее время, может позволить себе далеко не каждый. А почему вы считаете, что поэзия продолжает...

Е. Камбурова

— И не только сейчас!

А. Митрофанова

— Да. Почему же она, по вашим словам, должна оставаться актуальной или должна оставаться нужной, или должна быть востребованной? И таковой, безусловно, является, но это же парадокс! Почему так?

Е. Камбурова

— Мне трудно ответить на этот вопрос. Я знаю только, что так было, так есть, так будет. Так было всегда — поэтическое начало присутствовало в любом обществе. Всегда находились чудаки, ненормальные, которые рассматривали жизнь не как возможность провести её в бытовых, так сказать, подробностях: вот так, эдак — это всё не уходит. Но для которых это никогда не было главным. Они всегда, такие вот чудаки, Дон-Кихоты в некотором роде, вот они такие всегда были ненормальные, но благодаря им держится жизнь на земле, дух человеческий на земле. И соединяется то лучшее, что есть в религиозном сознании, с сознанием поэта, который видит мир, как возможность для духовного осознания того, вообще, для чего ты живёшь, что ты можешь сделать не только физически, но и, так сказать, каким-то посылом людям, не обязательно сегодняшним, но будущим тоже. И вот так всё это тысячелетия и существует.

В. Емельянов

— Вы такая же чудачка, такая же ненормальная?

А. Митрофанова

— В хорошем смысле слова!

Е. Камбурова

— Очевидно, да, конечно, безусловно! Я вообще считаю, что не чуточку задуматься, а, собственно, меня эти песни, на которые я... ну, как бы абсолютное дело случая... К тому времени, когда я познакомилась с песнями Новеллы Матвеевой, Булата Окуджавы, у меня довольно широкий спектр, вообще, песенных привязанностей — это то, что я слышала по радио, самые разные и эстрадные... При том, тогда эстрадная песня была много человечнее, и там был смысл. Сегодня это, как правило, набор слов — чудовищный набор.

В. Емельянов

— Но это даже не эстрада ведь.

Е. Камбурова

— Как? Нет, тогда та эстрада была!

В. Емельянов

— Нет, тогда — да. А сейчас...

Е. Камбурова

— Я и говорю, что та эстрада, которая была тогда, которая вызывала у меня очень часто потом уже, познакомившись с этим поэтическим направлением в песне, она вызывала такую ироническую улыбку. Но сегодня я понимаю, переслушивая: «Да Боже мой, какие песни-то чудесные!» Но всё в сравнении, действительно, всё относительно.

А. Митрофанова

— Может быть, то же самое когда-то будет по отношению к той популярной музыке, которая сейчас имеет место в нашей жизни и так широко распространена? Мы переслушаем, допустим, песню про баклажан лет через сколько-нибудь!

Е. Камбурова

— Мне кажется, что через какое-то время, если как-то сложится так, как, мне кажется, должно сложиться, к этому будут относиться, как относятся к болезни. Это песенная болезнь, поэтическая болезнь... ну, я не знаю как. Это нездоровье такое.

В. Емельянов

— То есть все мы сейчас находимся в психосоматическом таком отделении?

Е. Камбурова

— Мне кажется, не все мы. Мы только наблюдаем. Я, например, наблюдатель. Я же не радуюсь ни одной из этих песен.

В. Емельянов

— А потому что вы — чудачка!

Е. Камбурова

— Нет. Причём таких, как я, достаточно много! И не только людей, проживших какую-то жизнь и знающих что-то другое. Нет, и среди тех, кто недавно начал свою жизнь. Я же вижу их в своих зрительных залах. Это не пустые слова, это действительная реальность.

В. Емельянов

— Елена Антоновна, хотел спросить: композитор Журбин как-то сказал в проброс где-то, что для песни популярной хорошая поэзия, в общем-то, не очень нужна, нужна средненькая такая. Тогда это запоминается, тогда это становится шлягером и так далее. Глядя на авторов, которых исполняете вы, просто удивляешься. Потому что, если их открыть просто как поэзию, как произведение искусства, как стихотворение, то даже и не понимаешь: а как это могло прийти в голову — положить на музыку, да ещё и спеть? Когда это нужно просто читать или декламировать.

Е. Камбурова

— Вот здесь спорный вопрос, потому что из огромного перечня стихов, которые в моём репертуаре... Берётся, ну, тот же Владимир Дашкевич. У Марины Цветаевой он берёт стихи, которые очень демократичны. Что ж тут непонятного: «Помолись, дружок, за бессонный дом...»? И у Мандельштама... Не берутся слишком сложные... Действительно, очень часто ты читаешь и стоишь как бы перед закрытой дверью. И нужно перечитать, переосмыслить, помедлить над строкой, что называется. Это читательская история. Как только идёт песня... В общем, я не могу сказать, что в моём репертуаре есть что-то такое абсолютно недоступное для понимания. Этого нет — вот этой зауми какой-то. Знаете, бывает: вот уж так, вот так как-то. И думаешь: «Ладно, я перечитаю, может быть, я что-то ещё раз, в третий раз, пойму». Нет, они все демократичные. Если учесть, что ещё появляется музыка, которая даёт им крылья, и есть ещё эмоциональная такая дорожка, то, в общем... Если бы сегодня было бы всё по-другому, я выступала бы перед тремя людьми в зале, потому что это были бы те, кто когда-то... понимаете? Но я позавчера работала в Питере, это был полный зал. Понимаете? Это люди, которые вместе со мной шагают все эти годы. А среди них ещё половина тех, кто ещё не родились тогда, когда я начала выходить на сцену. Это я как бы защищаю демократичность этих песен. И в принципе, любой нормальный человек, если он хоть что-нибудь, если он не полный, так сказать... Он должен, если не абсолютно понять, то прочувствовать обязательно эти песни.

В. Емельянов

— А давайте попробуем прочувствовать одну из них прямо сейчас!

Е. Камбурова

— Вот, кстати, сейчас я вам говорила о Марине Цветаевой, что это очень просто. Мне кажется, что это очень демократичные стихи. Вот Владимир Дашкевич написал музыку на её стихи «Вот опять окно...».

В. Емельянов

— Давайте послушаем!

Е. Камбурова

— Да.

Звучит песня на стихи М. Цветаевой «Вот опять окно...» в исполнении Елены Камбуровой.

А. Митрофанова

— Елена Антоновна Камбурова — певица, актриса, народная артистка России сегодня в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». Елена Антоновна, когда вы отвечали на первый Володин вопрос и говорили о том, что боитесь чего-то не успеть, боитесь оказаться неготовой к переходу в вечность, я слушала вас и понимала, что в моём сознании это немножечко несостыкуется, потому что ведь вы же человек, который живёте в таком предельном напряжении, и у вас такой высокий, мне кажется, градус самореализации. Даже не только самореализации, а вот какой-то такой и альтруисткой работы, что сложно ответить себе на вопрос: «А чем ты занимаешься в этой жизни?» — с каким-то негативным таким оттенком чтобы был этот ответ. Или чтобы в этом ответе прозвучало какое-то чувство неудовлетворённости собой. Это ж как с себя в таком случае надо спрашивать? И вот я хочу спросить: а как же вы с себя спрашиваете? И как вы считаете, вот каковы ваши планки и в чём вы не дотягиваете до них?

Е. Камбурова

— Собственно, вся наша жизнь — это немножечко экзамен. Правда? Мне кажется. И если не каждый день для меня экзамен, то уж, во всяком случае, каждый выход на сцену — это для меня экзамен, сдал я или не сдал. И показателем отметки не всегда служит очень тёплый приём. Ты-то знаешь, что с годами идёт вот это вот тепло, оно просто в принципе уже у зрителей складывается. И они по старой памяти будут тебе и рукоплескать, и говорить всякие прекрасные слова. Но ты-то знаешь, что ты вот здесь не допел, там не поднялся. Не поднялся в уровень того, чего заслуживает само произведение. Я слишком люблю эти песни...

В. Емельянов

— Чтобы позволить как-то... да?

Е. Камбурова

— Да, чтобы они не прозвучали так, как они должны звучать.

А. Митрофанова

— Как вы строго с себя спрашиваете! Вот честное слово! Я, как зритель, это могу сказать.

Е. Камбурова

— Понимаете, это как вы любите человека и чувствуете что... в какой-то момент вы понимаете, что, оказывается, он не дотягивает до этой любви. А иногда с годами наоборот: вот ты любил какую-то книгу, а перечитываешь, думаешь: «Боже, как я мог этого не увидеть, какое это чудо!» Вот так, да.

А. Митрофанова

— В любом случае, это очень строгий спрос с себя. И я не знаю, стоит ли... Хотя, с другой стороны, может быть, это и есть рецепт такого успеха?

Е. Камбурова

— Это стоит, потому что они прекрасны! Разве они не стоят этой радости и того, чтобы... Всё равно, что взять цветок, который ты сорвал. Он ещё долго может сохранить вот эту красоту, а ты поставил его в вазу, а воду забыл налить. Понимаете? И вот они бедные...

В. Емельянов

— А с другой стороны, зачем его вообще рвать? Можно прийти и наслаждаться им!

Е. Камбурова

— Да, вы понимаете, это с одной стороны, а с другой стороны, мы живём в такой стране, где только сколько месяцев их можем лицезреть?

В. Емельянов

— Три, наверное.

Е. Камбурова

— Да, два-три месяца. А выращиваются они именно для того, чтобы мы не ходили в оранжереи, и всё время не будешь ходить, а вот взял эти цветы и любуешься дома, общаешься с ними.

А. Митрофанова

— Почему вам так важно, что ваш театр рядом с Новодевичьем монастырём? Вы так подчеркнули это, отвечая на Володин вопрос, я так отметила про себя.

Е. Камбурова

— Это я для возможных зрителей — им проще будет. Это с одной стороны, а с другой стороны, действительно, очень приятно, что это место как бы давно... Ведь все места храмов, они как бы отмечены Господом Богом. Вот так случилось, они здесь. А наш театр и вообще этот дом, который построен на месте бывшего храма. А храм на месте огородов монастыря Новодевичьего.

В. Емельянов

— Но там же и было Девичье поле, и так и называлось.

Е. Камбурова

— Девичье поле, да. И построен он на деньги прихожан, которые остались без храма, которые долго уговаривали игуменью Новодевичьего монастыря, чтобы им дали вот этот земельный маленький участок.

В. Емельянов

— Если вы, уважаемые наши слушатели, желаете попасть в театр музыки и поэзии Елены Камбуровой, то милости просим! Кстати, станция метро «Спортивная» — всё очень просто: выход в сторону улицы Доватора, и направо из метро.

Е. Камбурова

— Да. Там просто есть и к нам указатель.

В. Емельянов

— Тем более!

А. Митрофанова

— Тем более там есть такой прямой указатель. Елена Антоновна, когда я слушаю, как вы поёте, я слушаю и понимаю, есть ощущение, что человек в этот момент общается не столько со зрителем, сколько с Господом Богом. Бывает ли у вас такое ощущение? И насколько для вас вообще значима эта связь?

Е. Камбурова

— Для меня она очень и очень значима. Я понимаю, что я не сама по себе существую, а я ведомый человек. Другое дело, что очень часто могу терять зрение и слух на то, что меня ведёт... ведут. Я вдруг это теряю. Я в этот момент теряю ровное состояние души. Вот у меня ощущения, что всё напрасно, всё это... В общем, какие-то такие минорные тона. Как небо, которое вдруг заслоняется тучами. Но никогда ещё не было ощущения, что всё, мрак полный. Даже когда как-то очень мрачно, да, ты понимаешь, что там, наверху, есть эта бирюза. Это обязательно должно быть. И когда я выхожу на сцену, я всегда выхожу с ощущением, что я не одна.

А. Митрофанова

— Это ощущение, которое... Это ощущение присутствия Бога в жизни? Или что это такое?

Е. Камбурова

— Ну а как? Конечно! Мы все — дети Господа Бога. И вот я выхожу, мне кажется, что я не ошибаюсь. Я выхожу на сцену... Как бы на самом деле это концерт вот такой-то артистки или певицы, или кого-то такого. Но на самом деле во всём этом есть то, что можно назвать проповедью, то, что можно назвать исповедью. Там есть много заповедей. Перечитать Булата Окуджаву, ведь все его строчки — это невероятно... Вот всё это, собственно, так и получилось, что меня воспитывали сами песни.

В. Емельянов

— Давайте нашим слушателям дадим возможность послушать ваш голос, ваши песни!

Е. Камбурова

— Ну вполне демократичная песня. Я, надо сказать, много писалась в кино. Вот одна из песен, тоже на стихи Булата Окуджавы. Удивительные, нежные, полётные стихи и не менее полётная музыка Исаака Шварца — «Любовь и разлука» из фильма «Нас венчали не в церкви».

В. Емельянов

— Давайте послушаем!

Звучит песня на стихи Булата Окуджавы «Любовь и разлука» в исполнении Елены Камбуровой.

В. Емельянов

— Сегодняшний «Светлый вечер» мы проводим с замечательной актрисой, певицей Еленой Антоновной Камбуровой — народной артисткой России, лауреатом Госпремии, между прочим, членом Союза театральных деятелей России, основателем и художественным руководителем московского Театра музыки и поэзии. Мы вернёмся к вам совсем скоро!

А. Митрофанова

— Добрый «Светлый вечер» ещё раз, дорогие слушатели! Владимир Емельянов, я — Алла Митрофанова. И этот «Светлый вечер» с нами проводит Елена Антоновна Камбурова — певица, актриса, народная артистка России, художественный руководитель московского Театра музыки и поэзии, о котором мы и продолжаем наш разговор. В первой части программы вы, Елена Антоновна, начали уже немного говорить о ваших постановках. Может быть, кто-то из наших слушателей не был в вашем театре. Хотелось бы дать представление о том, что у вас там происходит. Каждый спектакль — это свой космос. Как вы себе обозначаете координаты этого космоса? Зачем вы затеваете каждый новый спектакль?

Е. Камбурова

— Во-первых, как-то с самого начала мы не поставили рамки. Знаете, вот это: или драматический театр, или как-то... Всё сразу, сразу ушло. И наши спектакли, многие из них совершенно непонятно по какому принципу — да, с одной стороны, музыкальный спектакль. Но это надо видеть. Понимаете? Вот надо увидеть спектакль «Земля» по музыке Баха. Надо увидеть спектакль «Грёзы» по музыке Шуберта и Шумана. Или «ВРЕМЕНА...ГОДА...» по циклам Чайковского, Вивальди, Пьяцоллы. Я легко об этом говорю. Я не ставила их. Их ставил Иван Поповски — удивительный совершенно режиссёр с невероятной какой-то фантазией, которой он каким-то тоже невероятным образом в не очень приспособленном, даже просто по объёму, помещении нашего театра , он каким-то образом добивается того, что он своим внутренним взором сначала видит эту картинку. Не просто... там идёт музыкальная сторона. При том наши доблестные певицы и актрисы не только ведь фантастически владеют голосами, но они вынуждены подчиняться ещё правилу этих спектаклей, что они ещё должны быть решены и пластически. И всё это вместе создаёт какие-то такие неповторимые впечатления для наших зрителей. В общем, мне очень трудно говорить о нашем театре, потому что даже неловко — я всё время говорю очень хорошие слова.

А. Митрофанова

— Но они же справедливы!

Е. Камбурова

— Но мне кажется, что вы, зрители, если вы нас услышите, вы, наверное, со мной согласитесь!

В. Емельянов

— Просто нужно прийти. Елена Антоновна, ваш вход на театральный Олимп был очень сложный, очень. И строительный какой-то вуз, и какие-то стройки в Москве, и попытка поступить в Щукинское училище. Ведь если бы вы оказались там, вы оказались бы на курсе Юрия Любимова, на том курсе, который потом стал театром на Таганке. Вам близка была эстетика Таганки тогда и не жалели вы?

Е. Камбурова

— Я ничего не знала об этой эстетике тогда.

В. Емельянов

— А потом, уже с годами?

Е. Камбурова

— А потом я осознала одну вещь: что меня вела уже тогда её величество песня. Она меня просто вела: «Так-так-так, не-не-нет — это не твоё!» Уже казалось бы — я чуть было не поступила. Но вот... это называется судьбой, по-разному это можно назвать — путь, но что-то, что ведёт меня вообще по жизни. Вот и здесь просто меня взяли за ручку и отвели. И в результате у меня получился такой путь, на котором то, о чём я мечтала — актёрское какое-то проживание на сцене — мне его подарили и сами песни, в которых я вынуждена была быть не только лирическим исполнителем. Но в чём-то это какие-то комедийные грани, в чём-то очень трагические краски, которые в результате уже в нашем театре привели к спектаклю «Антигона», где я играю, кроме хора, все остальные роли практически. И очень органично в это вошла.

А. Митрофанова

— Что касается ваших песен — вы сказали сейчас слово «проживать». Я подумала: «Ведь вы же, действительно, их проживаете». Причём, мало того, что вы их проживаете, вы их всякий раз проживаете заново. То есть каждое отдельная песня — это как отдельное актёрское такое, в полном смысле слова...

Е. Камбурова

— Я подчиняюсь тому, что я абсолютно уверена в том, что песня — живое существо, абсолютно, живущее во времени, так же, как... То есть у песен есть какой-то возраст, у каких-то, у каких-то нет. То есть, пока живёт человечество, у них нет этого возраста — они живут во времени. И поэтому они рождаются заново. Я поэтому уверена, что и мы рождаемся заново каждый день. Нам кажется, что мы — те же самые вчера и сегодня. Ничего подобного! Потому что сегодня к нам постучалось такое впечатление, которого не было вчера, и не было вообще никогда. И значит, оно не могло не повлиять на нас, не войти в нашу кровь, в нашу душу, в наше сознание. Значит, оно должно нас изменить, значит, мы опять сегодня новые. Или мы тогда живём жизнью обывателя: всё, как оно было вчера, оно сегодня; мы тупо посмотрели телевизор; ничего не отложилось у нас ни в голове, ни в душе... И поэтому каждый раз мне никогда не бывает с ними скучно. То есть мне даже страшно представить себе, что вот я выйду и начну петь, и вдруг мне всё равно. И у меня нет у самой этой вибрации. Понимаете, я сама чувствую: меня волнует. Если меня не волнует то, что я произношу, пропеваю, то, значит, я понимаю: «Э, сегодня чего-то такое... я где-то не в тех лугах хожу!»

А. Митрофанова

— Давайте послушаем ещё одну из ваших композиций! Посоветуйте, чтобы вы сейчас рекомендовали нам поставить.

Е. Камбурова

— Знаете, я вам говорила, что тут ты становишься и характерным актёром, и, порой, и комедийным. И много трагических красок. А не мог не писать трагические стихи Осип Мандельштам, чувствуя, как вот этот век-волкодав на него смотрит в упор. Поэтому, может быть, из цикла Владимира Дашкевича одно из произведений, вот на стихи Осипа Мандельштама — «Сохрани мою речь».

Звучит песня на стихи Осипа Мандельштама «Сохрани мою речь» в исполнении Елены Камбуровой.

В. Емельянов

— Продолжаем наш «Светлый вечер». У нас сегодня в гостях народная артистка России Елена Антоновна Камбурова. Елена Антоновна, мы не можем просто не поговорить об ещё очень важной вашей деятельности. Вы ведь активный борец за права животных. И ведь помните, уважаемые слушатели, была такая жуткая история несколько лет назад. Сейчас я точно не помню уже, сколько. Жил-был в подземном переходе бедный...

Е. Камбурова

— «Мальчик».

В. Емельянов

— «Мальчик» — бедный пёс, которого все подкармливали и вообще всё ему приносили, люди сострадательные какие-то подстилки ему приносили, и так далее, и так далее. В один прекрасный день, утро или вечер — не знаю, как назвать этих людей и можно ли их назвать таким образом, — эту собаку просто взяли и убили. Теперь этой собаке стоит памятник на станции метро «Менделеевская». Ты не видела, Алла?

А. Митрофанова

— Нет, я не видела.

В. Емельянов

— У неё уже нос её...

А. Митрофанова

— Отёрт и блестит?

В. Емельянов

— Вообще, просто блестит, если бы он стоял на солнце, он просто отражал бы полгорода. Елена Антоновна была главой попечительского совета вот этого комитета, который... Это не очень хорошо так сказать: поднял бучу вокруг этого события, но можно сказать и так. Потому что люди собирали деньги, люди боролись. Вот расскажите, пожалуйста, о том, каким образом сейчас складывается ваша деятельность на этом поприще!

Е. Камбурова

— Вот вы сказали «активный», и я покраснела, потому что, к сожалению, ой, как многого мы не делаем для того, чтобы защитить право живых существ на то самое главное, чего достойно любое живое существо на Земле. Господь Бог создал Землю, всё: травы, деревья, животинки. Мы все... особенно те, которые не могут без человека существовать, они пришли к нему издавна — кошки и собаки. Вот кошки и собаки пришли к человеку для того, чтобы ему служить. И это неправда, но многим кажется: ну, что кошки? Только так вот... Ничего подобного! Такие медсёстры, такое чудо! Такая нежность в человеке разливается, когда он просто берёт и гладит это существо. И мы никак... Уж было можем почти всё уже. Уже, казалось бы, мы добились того, что в подвалах домов какие-то маленькие приюты отдельно для кошек, чтобы можно было их сохранять, регулировать численность. И вся эта проблема ушла бы, но мы очень многого не можем сделать. А что милосердие и сострадание — это самый главный экзамен на личность человека, я в этом абсолютно убеждена.

В. Емельянов

— Вы знаете, вы зря обиделись, что я вас назвал активной, потому что ведь...

Е. Камбурова

— Нет, не обиделась, а мне неловко стало потому, что я...

В. Емельянов

— Стало неловко, да. Напрасно! Потому что многие не делают и йоты того, что делаете вы вместе с людьми, которые разделяют вашу точку зрения.

А. Митрофанова

— Вы знаете, Елена Антоновна, вы сейчас сказали о том, что способность сострадать, милосердие и сострадание — это такой главный экзамен на человечность. Почему? Кто-то ведь, может, считает: «Послушайте, вот я забочусь о своей семье. У меня всё в порядке с моими детьми. И хорошо — я не могу отвечать за всё человечество! Не требуйте этого от меня!»

Е. Камбурова

— Вот это мне очень чуждая позиция, потому что — ну как можно не увидеть, если в тебе есть это чувство в крови? Оно есть, ты не можешь быть равнодушным вообще к любому страданию, к любому существу, которое на твоих глазах может завтра умереть от голода и холода. Этим существом может быть собака, кошка, может быть бомж, который вот прислонился, и ты можешь ему сегодня чем-то... даже просто добрым словом ты можешь его обогреть. Ты можешь, и это твой человеческий долг.

А. Митрофанова

— Вы знаете, я слушаю вас и вспоминаю песню маленького фонарщика, который бродит от звезды к звезде. И история его такова, что он звёзды зажигает не факелом, а спичкой, которою чиркает о подмётки своего башмака. И всё бы ничего, но проблема его в том, что всякий раз, когда он чиркает о подмётку башмака спичкой, уменьшается не подмётка башмака, а сам фонарщик. Мне кажется, что это очень современная песня, современная притча потому, что мы очень часто в этой ситуации выбираем всё-таки внутренний комфорт, внутренний покой. Мы же понимаем, что всякий раз, когда мы проявим к кому-то вот такое сострадание, мы как будто бы чуточку от себя, что ли, отщепляем. А жизнь такова, что нам нужно, наоборот, себя стараться укрепить каким-то образом, не растрачивать себя направо и налево, потому что тогда не останется сил на собственную жизнь.

Е. Камбурова

— Но, тем не менее, история жизни праведников и вообще людей, которые отдавали всё, что они могли, другим, показывает, что каким-то образом восполняется эта энергия, сила, она обязательно возвращается.

А. Митрофанова

— Парадокс!

В. Емельянов

— Нет, почему? Потому что жизнь есть любовь, мир есть любовь, на самом деле.

А. Митрофанова

— Я согласна, Володь. Более того, это умножение любви. А в любви — чем больше отдаёшь...

Е. Камбурова

— Это один закон. Это вот как то, что ты зёрнышко посадил, а оно дальше... ты уже почти ничего... Ты сделал шаг прекрасный — полил его, ещё, а дальше там столько всего происходит.

В. Емельянов

— Просто в наше такое, как мне кажется...

Е. Камбурова

— Непростое время, как говорят.

В. Емельянов

— Оно даже не то что непростое, а равнодушное, жестокосердное. А мы говорим о таких вещах...

А. Митрофанова

— А когда были другие времена, Володь, с другой стороны?

В. Емельянов

— Тоже, Алл, соглашусь с тобой. Но всё-таки мне кажется, что были времена как-то немножко и...

Е. Камбурова

— Помягче?

В. Емельянов

— Да.

Е. Камбурова

— Безусловно, да.

В. Емельянов

— А, может, это я уже как-то...

А. Митрофанова

— Как вы думаете, Елена Антоновна, по поводу времён, которые мы не выбираем?

Е. Камбурова

— Но времена не выбирают, действительно. Но очень хотелось бы, можно молиться только об этом, чтобы поменялись учителя. Ведь учителями становятся сами родители — они первые учителя. Вот приходит маленькое существо, он, она — девочка, мальчик, они ничего не знают про этот мир, как правило. У меня очень много юных мам и родителей, и я смотрю на эти фотографии — чудо какое, какая радость пришествия в этот мир! И я думаю: «Боже мой, что же будет? Как ты посмотришь дальше, какими глазами ты посмотришь дальше на всё, что происходит?» И понимаешь, что, как воспитывается человек буквально с периода беременности, что слушает это существо, какую музыку, от этого зависит всё дальше, какие песни поют, какие песни предлагают петь в яслях, в детском саду, дальше, в школе, и так далее... Где это стадное чувство, которое увлекает — вот они все слушают это: тяжёлый рок, вот что-то такое. Они слушают, они уже не могут расслышать вот эти тоненькие вибрации, интонации нежности. Слух уже очень сильно...

В. Емельянов

— Замусорен, да.

Е. Камбурова

— Да. Им очень трудно. Но бывает, конечно, мы знаем, что могут быть какие-то невероятно жестокие правители, но очень любить классическую музыку — парадокс.

А. Митрофанова

— Да, тонкие эстеты, действительно.

В. Емельянов

— Любить животных.

Е. Камбурова

— Да, тонкие эстеты. Это как бы исключение из правил, но не может не влиять вот эта самая главная степень воспитания — милосердие и сострадание. Я читала как раз о Елизавете Фёдоровне: ну что, Эллочка — маленькая девочка, которую мать воспитывала в духе милосердия и сострадания. Всё это на российской почве обрело такие, вообще, невероятные всходы.

В. Емельянов

— Елена Антоновна, очень жаль, что у нас время... И каждый раз я жалею, что...

А. Митрофанова

— Всего лишь час.

В. Емельянов

— Час на встречу. Время наше, к сожалению, подошло к концу. И каждый раз, уверяю вас, я всем гостям говорю: «Пожалуйста, приходите к нам ещё!» Потому что поводов для разговоров есть огромное количество.

Е. Камбурова

— Да, безусловно.

В. Емельянов

— Я напоминаю, уважаемые друзья, что у нас сегодня в гостях была народная артистка России Елена Антоновна Камбурова — певица, актриса, лауреат Государственной премии России, член Союза театральных деятелей России, основатель московского Театра музыки и поэзии.

Е. Камбурова

— Вы знаете, я бы добавила очень важное для меня, не знаю, как это — звание или что-то ещё. Есть такая премия «Своя колея». Вот для меня она очень важна, потому что очень важно, если ты что-то выбрал в жизни, дальше уже не мимикрировать. Ну мало ли — такие обстоятельства, чего уж там.

В. Емельянов

— Вы — лауреат премии «Своя колея»?

Е. Камбурова

— Да.

В. Емельянов

— Но ваш путь, действительно, это такая отдельная дорога. Это вдалеке от магистралей, от автотрассы.

Е. Камбурова

— Да, вдалеке.

В. Емельянов

— Но она есть, эта дорога.

Е. Камбурова

— Есть, конечно, и у меня очень много попутчиков.

В. Емельянов

— И это прекрасно! В завершении нашей передачи послушаем песню.

Е. Камбурова

— Да, тогда послушаем опять то, что в кино прозвучало. Это из фильма «Небеса обетованные», стихи Эльдара Рязанова.

В. Емельянов

— Которого не стало недавно.

Е. Камбурова

— Не стало. И это так печально для меня, потому что как-то всё время всё собирались дружить, всё никак не могла доехать до дачи, как-то всё... И те маленькие, совсем малюсенькие, отведённые для общения фрагменты времени открыли для меня Эльдара Рязанова совершенно с какой-то ожидаемой, но, знаете, радостно ожидаемой стороны. Я увидела человека, чьи представления о мире очень сходны с моими.

В. Емельянов

— «Светлый вечер» для вас провели Алла Митрофанова и я — Владимир Емельянов. До свидания, до новых встреч!

Звучит песня «Господи, ни охнуть, ни вздохнуть...» на стихи Эльдара Рязанова в исполнении Елены Камбуровой.

Радио ВЕРА

Последние записи

Хорошо уже сейчас. Елена Сурняева

Однажды близкая подруга Катя поделилась со мной некоторыми обстоятельствами своей жизни. Непростая ситуация заставила ее…

29.04.2024

Ценная книга. Анна Жарая

Моя мама стала воцерковляться в тот момент, когда я была ещё школьницей. Она понемногу, постепенно…

29.04.2024

Самостоятельный синдром. Анна Жарая

На протяжении большей части своей жизни, я считала себя человеком самостоятельным и надеющимся только на…

29.04.2024

Самая страшная ложь. Анна Жарая

Я выросла в семье, где меня воспитывали порядочным человеком. Всегда знала, что ложь — это…

29.04.2024

Праздник непослушания. Анна Жарая

Хочу рассказать о том, как поняла, насколько послушание является необходимым навыком. Особенно важно человеку слушать…

29.04.2024

Правило полностью. Анна Жарая

В начале своего воцерковления я не молилась утренним и вечерним правилом. И, честно говоря, особой…

29.04.2024

This website uses cookies.