Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Светлый вечер с Дмитрием Коганом (14.12.2016)

Светлый вечер с Дмитрием Коганом (14.12.2016)



Фото: wikipedia

У нас в гостях был заслуженный артист России, скрипач Дмитрий Коган.

Разговор шел о творческом пути нашего гостя, о музыке и музыкальных инструментах.

 

 

 

 


К. Мацан

— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие друзья. В студии моя коллега Алла Митрофанова и я, Константин Мацан.

А. Митрофанова

— Добрый светлый вечер.

К. Мацан

— У нас сегодня что-то чудесное происходит в студии, потому что будет звучать сегодня ни много ни мало скрипка Гварнери, музыка Баха и Пьяццолы — живьем, live, а это вообще что-то эксклюзивное. А в гостях сегодня — внимание! — Дмитрий Коган, скрипач, заслуженный артист Российской Федерации. Добрый вечер!

Д. Коган

— Добрый вечер!

Наше досье

Дмитрий Коган родился в 1978 году в Москве в семье потомственных музыкантов. С 6 лет начал заниматься на скрипке в музыкальной школе при Московской консерватории. В 10 лет впервые выступил с симфоническим оркестром. Окончил Московскую консерваторию и Хельсинскую музыкальную Академию. Выступает в самых престижных концертных залах мира. Особое место в репертуаре Дмитрия занимает цикл из 24 «Каприсов» Паганини, которые долгое время считались неисполнимыми. В мире всего несколько скрипачей, которые исполняют весь цикл каприсов. Большое внимание он уделяет восстановлению статуса классической музыки в современном обществе, проводит мастер-классы в различных странах, много времени посвящает благотворительности. В 2009-м, в день празднования Пасхи, дал концерт для полярников на Северном Полюсе. Автор, художественный руководитель нескольких фестивалей классической музыки, заслуженный артист России.

А. Митрофанова

— Когда мы готовились с Костей к эфиру, я решила послушать, как звучит в Ваших руках скрипка Страдивари, включаю трек, который мне в Интернете попадается (первый же), и этот первый же трек — это потрясающая музыка, саундтрек к фильму «Список Шиндлера», которую Вы исполняете так, что я забываю, как говорить, как дышать. Я просто это слушаю — и все, и думаю: «Интересно, а как же мы сегодня будем эфир-то с Костей вести?» Потому что когда слышишь такую музыку, то вообще непонятно, зачем слова. А Вы при этом ее постоянно исполняете. И Вы держите в руках скрипки Гварнери, Страдивари, Амати — выдающиеся какие-то инструменты. Вы себя в этот момент кем ощущаете?

Д. Коган

— Вы знаете, на самом деле, это большая ответственность — играть на таких инструментах. Во-первых, очень сложно. Это гораздо сложнее, чем играть на простом инструменте. Потому что вот таким инструментом овладеть и найти с ним общий язык, чтобы он дал свои лучшие качества, это действительно задача, с которой подчас справляться — ну, приходится много сил, энергии, душевной энергии на это тратить. Но когда ты с инструментом уже слился, когда ты уже нашел общий язык, то это большое счастье — дать публике почувствовать вот это слияние. Потому что я абсолютно уверен, что эти великие инструменты великих старинных итальянских мастеров, Вами перечисленных — Амати, Страдивари, Гварнери и некоторых других — это абсолютно божье творение, и Бог водил руками великого мастера, когда он это создавал. И большое счастье то, что эти инструменты есть, они сегодня с нами — спустя три, спустя четыре века. И все-таки можно людям дарить этот свет, дарить эту радость и дарить это счастье, ощущение этого изумительного тембра, изумительного звука. И я очень рад, что такая возможность вот лично у меня есть.

А. Митрофанова

— Я, когда вижу, как Вы играете, у меня, с одной стороны, складывается ощущение, что Вы и скрипка — это единое целое, то есть инструмент — это продолжение Вас, или Вы — продолжение инструмента.

Д. Коган

— Ага!

А. Митрофанова

— А с другой стороны, я слушаю то, что Вы сейчас говорите, и понимаю, что это два совершенно отдельных организма, которые друг под друга подстраиваются. Вы говорите, что для того, чтобы играть на таком инструменте, нужно работать душой. А в чем состоит эта работа души? И почему Вам нужно под него подстраиваться, а не инструменту — под Вас?

Д. Коган

— Нет, инструмент тоже подстраивается, разумеется.

А. Митрофанова

— Это супружеские отношения, по сути?

Д. Коган

— Конечно, конечно. Я не думаю, что душой нужно работать. Я думаю, что душой нужно чувствовать и душой нужно открыться. Вот только тогда придет вот эта синергия и придет вот это полное соприкосновение с душой инструмента. Это не работа, это нечто большее. Это какая-то другая сила.

К. Мацан

— Я вот слышал, как скрипачи говорят, что у скрипки, у любимого инструмента есть душа.

Д. Коган

— Конечно, есть.

К. Мацан

— Я всегда это воспринимал как такую метафору. А сейчас Дмитрий говорит, что вот эти выдающиеся мастера были ведомы какой-то Божьей рукой, и вот эти скрипки, эти произведения искусства — это такие Божьи творения. В этом смысле фраза про то, что у скрипки есть душа, совсем другой смысл, совсем другое измерение обретает.

Д. Коган

— Ну да, конечно. Конечно, у скрипки есть душа, а тем более, у такой — у великой скрипки, у великих инструментов. Конечно, их души очень сильные, их души очень тонкие, и, соприкасаясь с этими душами, главное — их не напугать ничем, главное — их ни в коем случае... не сделать так, чтобы она закрыта и не показала себя. А очень часто инструменты закрываются — когда ты не можешь из него ну ничего вытащить. Такое бывает.

К. Мацан

— Вы сказали, что это огромная ответственность — играть на таком инструменте. А Вы помните, как Вы впервые к чему-то такому прикоснулись? И что это был за опыт для Вас? Стало это каким-то, ну, не знаю, громко говоря, духовным опытом, в том числе?

Д. Коган

— Ну, Вы знаете, мне было, наверное, лет 16, когда я в первый раз взял в руки скрипку Страдивари. Потом я уже за свою деятельность сменил уже множество инструментов и, практически, инструменты всех великих мастеров были со мной в моей концертной деятельности — и Амати, и Страдивари, и Гварнери, и Гваданини, и Руджери, и Вильом, и Сториони, и Итальяно... Ну, огромное количество — долго перечислять. Но, Вы знаете, когда я первый раз взял в руки Страдивари, мне показалось — что, собственно, такого в этой скрипке, почему все считают, что скрипки Страдивари такие потрясающие? Я ничего не увидел. Я в ней ничего не увидел. Мне казалось, моя скрипка, которая была в миллион раз проще, гораздо предпочтительнее. На нее можно было жать — и она давала звук. А Страдивари тут же отторгал, начинал хрипеть. На нем надо было все играть очень легко, очень воздушно, очень прозрачно. А я тогда так играть не умел — не учили, что называется. Учили, наоборот, играть так серьезно, солидно и сильно. Поэтому инструмент мне не понравился, и на пару лет я забыл вообще об этой идее — играть на таких инструментах, ничего в нем не нашел.

Потом, когда мне уже было лет 18, у меня появился инструмент работы Джованни Батиста Гваданини, на котором я проиграл несколько лет, и вот это был, наверное, уже такой первый настоящий, выдающийся инструмент, который со мной много прошел.

К. Мацан

— Просто потрясающие Вы вещи рассказываете. То есть получается, что до такого инструмента нужно дорасти — не только исполнительски, но и как-то человечески дорасти? Это же какое вообще как бы смирение — так как-то понять, что вот есть я, а есть передо мной великая, ну, в кавычках скажем, «святыня», до которой я должен дотянуться. Вы так это чувствуете?

Д. Коган

— Да, я это чувствую примерно так. Потому что я говорю, что на более простом инструменте гораздо легче играть — вот в таком первоначальном понимании этого слова, гораздо легче.

А. Митрофанова

— Вы сейчас сидите в нашей студии и рассказываете: «Ну, вот в 16 лет я впервые взял в руки скрипку Страдивари — ничего особенного в этом инструменте тогда не увидел, подумал — ну, что такого?» Нас сейчас слушают люди, которые, наверняка — вообще, в принципе, во сне бы не приснилось — подержать в руках скрипку Страдивари. Вот мы с Вами сейчас здесь разговариваем. Я считаю, что я через одно рукопожатие с этой скрипкой знакома. Вы к нам сюда...

К. Мацан

— Со Страдивари знакома.

А. Митрофанова

— Фактически, да. Со Страдивари — через два рукопожатия. Вы к нам пришли со скрипкой Гварнери. Я это на всю жизнь запомню.

Д. Коган

— Да.

А. Митрофанова

— Понимаете, есть, как мне кажется, много людей, которые бы очень хотели точно так же подержать в руках эти инструменты и попробовать на них поиграть. Но — не случилось вот, не судьба, не получилось так. И слушают Вас сейчас и думают: «Ну да, конечно — счастливчик! Он же из музыкальной семьи. У него же дедушка — Леонид Коган, у него же мама, бабушка, папа — все люди, которые с такой музыкальной невероятной какой-то судьбой, знаменитости и прочее, прочее. Ну, конечно, это такой счастливчик просто, баловень судьбы». Скажите, пожалуйста, вот в том, как Вы играете, и в том пути, который Вы прошли, сколько процентов везения — того, что Вы так родились, сколько процентов таланта и сколько процентов пота? Говорят, что гениальность — это 10 процентов таланта и 90 процентов пота.

Д. Коган

— Это неправда.

А. Митрофанова

— Как у Вас?

Д. Коган

— Вот это неправда. Не согласен с этим. Ну неужели Вы думаете, что Пушкин или Лермонтов — это 90 процентов пота? Или Моцарт?

А. Митрофанова

— Ну, это огромный труд. Пушкин — это человек, который тщательно работал над каждой своей строчкой.

Д. Коган

— Вы знаете, ну многие работают. Вы знаете, сколько поэтов в это же время, со времен Пушкина, за 200 лет тоже работали над каждой строчкой? Но они же не Пушкин.

К. Мацан

— А Чайковский говорил, что муза приходит к трудолюбивым.

Д. Коган

— Наверное. Наверное, муза приходит — не то, что к трудолюбивым. Муза приходит к фанатично преданным своему делу людям.

А. Митрофанова

— А Вы такой?

Д. Коган

— Наверное, да. Но как-то мне очень сложно говорить о себе в процентах. Пусть этим занимаются музыкальные критики.

А. Митрофанова

— (Смеется.) Ну простите меня за такой формализм.

Д. Коган

— Когда будут раскладывать, сколько процентов труда, сколько процентов таланта и сколько процентов везения. Что касается везения, ну вот мы сейчас говорим про инструменты, да? Я, например, никогда не играл на инструментах своего деда. Никогда в жизни. Все инструменты мне предоставляли какие-то фонды, какие-то меценаты. Ну, вот как и сейчас этот инструмент Гварнери это Фонд музыкальных культурных проектов мне предоставил. Поэтому сказать, что в этом на меня как-то семья повлияла, — ну, нет, наверное.

Что касается традиций — ну, безусловно, у меня есть ноты с пометками деда, я вырос на его записях. Мне бабушка очень много о нем рассказывала. Я ведь не застал его — мне было четыре года, когда он умер, в 1982 году. Поэтому, наверное, в этом влияние было большое.

Негативные вещи, наверное, тоже были, связанные с тем, что меня с детства рассматривали под лупой. То, что легко прощалось другим, никогда не прощалось мне. Почему-то вот всех моих сверстников уравняли друг с другом, а меня равняли с моим дедом...

К. Мацан

— Сразу, с музыкальной школы?

Д. Коган

— Да, меня равняли обязательно с моим дедом. Вот я играл экзамен, и меня не сравнивали с теми, кто еще играл этот экзамен — меня сравнивали почему-то одного с моим дедом. Но я, наверное, благодарен за это. Все-таки это позволило мне вырастить какую-то такую самокритику, которой я пользуюсь до нынешних дней, и она мне все-таки помогает.

А. Митрофанова

— А самокритика важна для артиста? Многие же вообще не любят критику!

Д. Коган

— Я думаю, что это одно из самых главных — именно самокритика, именно искать и все время улучшаться. Я думаю, что это самое главное. Потому что если артист доволен собой и считает, что у него все отлично и что ему уже нечего искать, значит, он закончился как артист, вот в этот самый момент, его уже нет. Значит, неминуемо грядет деградация и падение вниз. Потому что это невозможно.

К. Мацан

— После стольких  слов о музыке мы не можем эту музыку не послушать, и мы вот сейчас попросим нам исполнить здесь, в студии, live, музыкальное произведение, и чтобы не только мы, но и все радиослушатели этим звуком, этим чудом насладились. Что мы сейчас послушаем?

Д. Коган

— Астор Пьяццола — «Танго-этюд №4 для скрипки-соло».

(Звучит «Танго-этюд №4 для скрипки-соло» Астора Пьяццолы.)

А. Митрофанова

— В студии радио «Вера» сегодня у нас в гостях Дмитрий Коган — скрипач, заслуженный артист России. И вместе с ним — скрипка Гварнери. Я считаю, что у нас сегодня два гостя, поскольку скрипка, как мы уже поняли из начала разговора с Дмитрием, это совершенно самостоятельное существо со своей душой, и с ней нужно еще уметь выстроить отношения. Вам это удалось. Вы в этом смысле, я думаю, все-таки человек, который очень хорошо умеет слышать.

Д. Коган

— Я каждый день выстраиваю со скрипкой отношения. Каждый Божий день.

А. Митрофанова

— Серьезно?

Д. Коган

— Они у нас такие, как семейная жизнь. Как вот с женой жить, знаете. Иногда я встаю не в том настроении, иногда она «встает не в том настроении», иногда мы оба не в том настроении день начинаем. Иногда у нас бывают прекрасные дни, и любовь, и полное понимание. Это абсолютно живые отношения.

К. Мацан

— Как Вы с ней миритесь, когда Вы поссорились?

А. Митрофанова

— (Смеется.) Интересно.

Д. Коган

— Ой, ну, по-разному. Иногда она со мной мирится, иногда я как-то пытаюсь ее уговорить. Очень ревнует меня к другим инструментам.

А. Митрофанова

— Но Вам же приходится и на других тоже скрипках играть, и тоже выдающихся.

Д. Коган

— Вот сейчас, 24 декабря, приедут пять великих скрипок из разных мировых коллекций, в Большом зале Консерватории будет концерт, и я уже предвкушаю — она меня сейчас начнет ревновать. Вот как только они приедут, она начнет мне мстить.

А. Митрофанова

— Это Гваданини, Вильом, Страдивари?

Д. Коган

— И Амати, да. Я начну изменять, а она начнет мне мстить.

А. Митрофанова

— (Смеется.) И как это будет выражаться? Она откажется что-то искать?

Д. Коган

— Ну, будет расстраиваться больше, будет звучать потяжелее, надо будет на ней больше обязательно играть, больше внимания ей уделять, чтобы разыграть. Она будет разыгрываться не сразу. Обычно где-то там две-три минуты, а тут она будет, может быть, полчаса не даваться. Поэтому... Ревнует очень сильно.

А. Митрофанова

— Но именно эта скрипка — Ваш основной инструмент? И Вы с ней...

Д. Коган

— Основная спутница, да.

А. Митрофанова

— Основная спутница. И Вы с ней, между прочим, совершили огромное количество путешествий, перелетов и выступали по всей стране с благотворительными концертами.

Д. Коган

— Да не только по всей стране — да и во всем мире.

А. Митрофанова

— Ну вот мне хотелось бы, чтобы Вы сейчас про свои благотворительные концерты рассказали, потому что для меня это было удивительно. Вы — человек, который... Ну, я не знаю — когда скрипач с мировым именем приезжает в какой-нибудь филармонический зал, там цены на билеты могут быть любые. Люди придут — придут послушать. Вы приезжаете в некоторые регионы, насколько я понимаю (читала об этом), и туда вход бесплатный, пригласительные билеты просто людям раздают. Подарок к 8 Марта женщинам, сотрудницам какого-нибудь предприятия или что-нибудь еще такое. Людям безумно приятно, они соприкасаются, таким образом, с волшебством. Но Вы-то в какой ситуации оказываетесь? Получается, что Вы вот так просто летаете, и все это — вот такая благотворительность? Что это Вам дает?

Д. Коган

— Ну, Вы знаете, это у меня был благотворительный тур — «Время высокой музыки», он длился два года. Я объехал практически все регионы страны. Мне тогда было — сколько? — это было два года назад, мне тогда было 35-36 лет, такая середина, наверное, творческой жизни.

А. Митрофанова

— «Земную жизнь пройдя до середины...»

Д. Коган

— Да. Мне как-то захотелось проехать всю страну и сыграть благотворительно. Мне кажется, что российский музыкант имеет на это право, даже в своей стране — во-первых, везде побывать... Я побывал в таких местах, где, наверное, никогда уже второй раз — конечно, зарекаться не хочу, но — вряд ли, может быть, буду во многих национальных республиках и так далее. А тем более, я там сыграл. Поэтому для себя такую некую миссию я выполнил, себе такой зачет поставил — что я это сделал, я получил большое-большое удовольствие, буду это всю свою жизнь вспоминать.

К. Мацан

— А как бы Вы эту миссию могли бы — если это возможно в принципе — сформулировать? Потому что человек, который вдруг задумывается, что «я хочу сделать благотворительный концерт» или любое другое дело, какой-то вопрос внутри себя имеет и на него отвечает. «Вот я сейчас хочу сделать для других, а не для себя». Что это за вопрос, что это за проблема, которая решается в душе как-то в этот момент?

Д. Коган

— Да, Вы знаете, мне это просто хотелось сделать на тот момент. Я просто получил от этого большое, большое удовольствие. Вот и все. Я ничего не решал, у меня не было никаких ломок в душе, у меня не было никаких сомнений. Просто это получилось — организовать такой огромный тур, и — с удовольствием, с удовольствием его провел.

А. Митрофанова

— Вы в одном из интервью сказали о том, что если, как Вы это для себя сформулировали, Вы будете помогать людям, детям, музыкантам, которые нуждаются в Вашей поддержке, то, может быть, и Господь тоже будет помогать Вам. Смилостивится над Вами и Вас...

Д. Коган

— Я в этом уверен. Я не то, что в этом уверен — я об этом молюсь и надеюсь, чтобы Бог не забывал и обо мне. Поэтому надо другим помогать.

А. Митрофанова

— Как это ощущается — вот его присутствие в Вашей жизни?

Д. Коган

— Ну, я сильно ощущаю. Я ощущаю сильно. Иногда Бог дает мне какие-то испытания, иногда Господь очень помогает мне в творчестве. Иногда он меня милует. Иногда я его гневлю, но надеюсь, что все-таки не очень сильно. А я, Вы знаете, с каждым годом все больше и больше прихожу к Богу. Стараюсь приходить к Богу.

К. Мацан

— Для человека творческой профессии...

Д. Коган

— ...это очень важно.

К. Мацан

— Важно, так. Ну, я думаю, что это для всех важно, и допускаю, что человек творческой профессии как-то это по-особенному для себя, опять-таки, формулирует. Вот почему это важно для человека творческой профессии?

Д. Коган

— Потому что любое творчество — оно от Бога. Любое. И потерять в творчестве благодать Божию, потерять в творчестве вот того самого Бога — это очень страшно для художника. Художник становится пуст, ему нечего сказать людям. А если ему нечего сказать людям, его творчество не имеет никакой ценности и никакой силы. Потому что художник творит для людей, художник — это проводник между Богом и людьми. Вот если Бог перестал даровать художнику вдохновение и творческую силу, значит, этот художник обесценился, и он ничего не может дать людям.

А. Митрофанова

— Вы так говорите, что художник — проводник между Богом и людьми. Знаете, иногда так про священников, как ни странно, говорят.

Д. Коган

— А у нас очень много общего. Очень, очень.

А. Митрофанова

— Расскажите, как Вы это ощущаете.

Д. Коган

— Вы знаете, у нас общая задача — мы приводим людей к Богу. Только священник приводит это через храм, через молитву, музыкант приводит это через музыку. Задача стоит же общая — чтобы человек стал лучше, чтобы он очистился. Чтобы он каждый раз, когда он вышел из храма, он стал немножко лучше. Вот моя задача абсолютно в том же — чтобы каждый раз, когда он вышел с концерта, он тоже стал лучше. Он стал чище, светлее, ему не приходили в голову какие-то плохие, недостойные мысли, и он делал поступки хорошие, поступки обдуманные и светлые.

К. Мацан

— А есть ли, в том числе у человека творческой профессии, какие-то особые искушения, особые трудности в этом смысле?

Д. Коган

— Наверное, есть. Это тяга к славе. Это тяга к каким-то материальным благам. Ну, бывает, что художники этим как-то грешат некоторые. Бывает, что от своего основного дела они начинают, достигнув в нем успехов, как-то отказываться, больше заниматься, как сейчас занимается, самопиаром, больше заниматься поиском каких-то вещей, которые принесут им такую мимолетную известность, громкую медийность и так далее. Не знаю, мне это как-то. Я за этим не гонюсь. Мне и так, в принципе, нормально.

А. Митрофанова

— Мне кажется, есть еще одна сложность — она связана с тем, что, может быть, художнику в большей степени, чем простому смертному, свойственно, в силу целого ряда обстоятельств, иногда помимо его собственной воли, ощущать себя в центре мира, что ли. Потому что внимание, поклонники, восхищение талантом, восхищение игрой для того, чтобы, как мне кажется, выстраивать отношения с Господом Богом, нам, людям, бывает очень важно себя из центра мира сдвинуть, чтобы в этом месте оказался Бог. Насколько это для художника... Я сейчас, может быть, даже не о Вашем личном опыте спрашиваю, потому что Вы можете на этот вопрос отвечать, а может не отвечать. Но насколько, как Вам кажется, этот вопрос в принципе актуален — по поводу того, что для художника мир абсолютно вокруг него построен? И вот есть... И в смысле отношений с Богом это может быть сложностью, проблемой или вопросом каким-то.

Д. Коган

— Ну, знаете, у любого художника, любого творческого человека есть принципы. У одного такие принципы, у другого другие принципы. Кто-то более верует в Бога, кто-то вообще не верует в Бога. И очень сложный вопрос, на самом деле. Я не могу за всех ответить. Я не могу понять, в то же время, как творчество может быть вне Бога. Мне кажется, что это невозможно. Но у кого, наверное... кто-то поспорит, у кого-то будет другое мнение. И — не знаю, каждый, наверное, должен ответить на этот вопрос сам за себя.

А. Митрофанова

— А кризисы в творчестве бывают?

Д. Коган

— Конечно.

А. Митрофанова

— И что тогда делать?

Д. Коган

— Искать. Искать. Бывают, и часто бывают, и это нормально. Когда уже то, что ты делал три года назад, пять лет назад, десять лет назад, ты понимаешь, что это уже пройденный этап, пройденный путь, и в этом ты ничего не достигнешь, нужно искать новое. Но это не всегда получается найти. И ты не понимаешь, что нужно искать, ты не понимаешь, куда двигаться, не понимаешь, что делать дальше. Это я проходил несколько раз в своей жизни, проходил тяжело. Потом что-то откуда-то — все-таки какая-то путеводная звезда появлялась. И что-то новое рождалось.

К. Мацан

— Мне кажется, музыка сама должна... подсказывает даже иногда, куда идти. Такое бывает?

Д. Коган

— Такое бывает. Музыка очень часто помогает в этом. Смена репертуара, смена вообще какой-то обстановки, работа с другими творческими партнерами — конечно.

А. Митрофанова

— Я вот просто думаю, что... Смотрите, Вы в 16 лет впервые в жизни взяли в руки скрипку Страдивари. А в 18 лет Вы играли на Гварнери, правильно?

Д. Коган

— На Гваданини, уже много лет.

А. Митрофанова

— На Гваданини, прошу прощения. После этого скрипка Гварнери стала Вашей спутницей на многие-многие годы и остается таковой и сейчас. Вы в довольно юном возрасте исполнили все сложнейшие вариации Паганини — 40 их или сколько, да?

Д. Коган

— 24 каприса.

А. Митрофанова

— Простите! Яф не музыкант, поэтому мне извинительны такие ошибки, хотя кто знает.

Д. Коган

— Конечно.

А. Митрофанова

— 24 вариации — это, на самом деле, потолок. То есть каждый раз Вы приближаетесь к какому-то потолку, потом выясняется, что это не потолок, а всего лишь какой-то, знаете, пролет между этажами.

Д. Коган

— Да.

А. Митрофанова

— Вы поднимаетесь еще выше, поднимаетесь еще выше. И каждый раз это, наверное, тоже связано с каким-то кризисом...

Д. Коган

— Конечно.

А. Митрофанова

— Я правильно понимаю, что на каком-то этапе то, что Вы даете такие благотворительные концерты и начинаете, ну, в принципе, отдавать — то есть не накапливать, не работать на себя, не зарабатывать какие-то там бонусы, очки или славу и так далее, мировую славу, а начинаете отдавать, — что это тоже определенный этап, который дает силы, что ли, для того, чтобы двигаться дальше?

Д. Коган

— Ну, Вы абсолютно правы. Вы знаете, и у меня это в жизни именно так и получилось. К своим 30 годам я уже сыграл практически и практически везде уже, многократно сыграв...

К. Мацан

— ...практически, на всем.

Д. Коган

— Да, и на всем. Сыграл уже практически все, что для скрипки написано, — ну, все лучшее, так скажем. Конечно, не все — я не хочу показаться таким самонадеянным, но очень много. Сыграл это на величайших в мире инструментах многих — не всех, но многих. И сыграл это в самых крупных залах мира — может быть, не всех, но, опять же, многих и многих. И годам к 30 я почувствовал некоторую пустоту. Я подумал: а что же дальше? Ну, пройдет еще год, два, три, пять — вот так же это и будет. И вот здесь благотворительность мне очень помогла. Я действительно понял, что моя жизнь и моя цель, моя миссия — это не доказывать себе или доказывать кому-то, тому или иному музыкальному критику, что я могу еще сыграть, еще вот и на пяти скрипках сыграл, а теперь я могу сыграть на семи, а потом я могу сыграть на девяти, и могу сыграть это, а могу сыграть еще в два раза больше. Что моя цель — не в этом, а моя цель — приводить людей в концертные залы. Приводить каждого человека к музыке. Вот то, что должен делать священник, это превращать человека неверующего в человека воцерковленного. Вот моя задача в музыке примерно такая же. Я должен новую публику вводить в прекрасный мир классической музыки. Вот это моя задача, это моя миссия, и я занимаюсь последние несколько лет в основном этим.

А. Митрофанова

— Давайте сейчас снова дадим слово скрипке Гварнери в Ваших руках. Что Вы исполните?

Д. Коган

— Астор Пьяццола, «Танго-этюд №1 для скрипки-соло».

(Звучит «Танго-этюд №1 для скрипки-соло» Астора Пьяццолы.)

К. Мацан

— Дмитрий Коган, заслуженный артист Российской Федерации, скрипач (в его руках скрипка Гварнери), сегодня с нами в этом «Светлом вечере». В студии моя коллега Алла Митрофанова, я — Константин Мацан. Буквально через минуту мы продолжим.

А. Митрофанова

— Еще раз добрый светлый вечер, дорогие слушатели! Константин Мацан, я — Алла Митрофанова, и в нашей студии сегодня, напомню, Дмитрий Коган — скрипач, заслуженный артист России. И вместе с ним у нас в гостях скрипка Гварнери. И я каждый раз прошу Костю ущипнуть меня, потому что мне кажется, что я сплю.

Спасибо Вам за Ваше исполнение. И в продолжение разговора мне бы хотелось обратиться к тем концертам, которые Вы исполняли в экстремальных обстоятельствах — за Полярным кругом в Арктике или на подводной лодке, или в каких-то еще таких экстремальных местах. Я знаю, что Вы играли в самолете и так далее. А зачем? Что это дает? Это остроту ощущений добавляет? Или это тоже, прежде всего, для того, чтобы Вас услышали в тех местах, где эти люди, кроме как Вас, там они не услышат?

Д. Коган

— Ну, Вы знаете, на подводной лодке — я хотел, чтобы меня услышали моряки, которые ведут такую трудную, тяжелую службу. На Северном полюсе я хотел, чтобы меня услышали полярники, которые полгода, целую зимовку находятся там. Где-то я играл по необходимости, потому что по-другому было нельзя. Не так давно, пару лет назад, я приехал в Германию и сошел с самолета, проходил таможню, и у меня с собой было пять великих скрипок. Как раз пять скрипок, и они были...

А. Митрофанова

— ...в багаже?

Д. Коган

— Ну, не в багаже — они были в двух кейсах. И офицер таможни меня остановил, попросил предъявить, что я везу. Когда он увидел такое количество инструментов, он очень подозрительно начал задавать вопросы, очень подозрительно отнесся...

А. Митрофанова

— Да, немцы умеют на таможне...

Д. Коган

— Да, потому что он принял меня, видимо, за какого-то дилера...

А. Митрофанова

— Контрабандиста!

Д. Коган

— Контрабандиста, который промышляет перевозкой...

А. Митрофанова

— ...скрипок Страдивари.

Д. Коган

— ...нелегальной продажей великого антиквариата. И я понял, что уже дело идет к аресту...

К. Мацан

— Прямо так?

Д. Коган

— И мне ничего не оставалось делать, как только достать скрипку и начать на ней играть. Этот человек, офицер таможни, сказал, что он придет через несколько минут. Я подумал, что он, наверное, пошел за наручниками или за понятыми, чтобы уже окончательно оформить мое задержание, а он привел своих коллег, и я им дал небольшой концерт. Прямо в терминале. И, Вы знаете, даже прохожие, просто пассажиры случайные присоединились. Ну, они меня поблагодарили, я собрал инструменты и уже...

А. Митрофанова

— Вот это флэшмоб!

Д. Коган

— Да, и уже пошел на выход. Но это было не специально — никто этого не планировал. Но такие вот тоже бывают ситуации. (Смеется.)

А. Митрофанова

— А я вспоминаю эпизод из фильма «Пианист», где, помните, Броуди играет гениального пианиста и исполняет перед нацистом, перед офицером немецкой армии... я уже даже не помню сейчас, какое произведение — надо пересмотреть этот фильм. И, в общем, спасает таким образом собственную жизнь. Потому что тот сохраняет в тайне его убежище и не выдает его, хотя он еврей, и дальше понятно, что с ним сделают, с этим великим человеком.

Д. Коган

— Да, я помню.

А. Митрофанова

— Да, просто такой тоже пронизывающий эпизод. Но, слава Богу, мы живем сейчас в другие времена, и когда подобные вещи происходят с великими музыкантами, видя концерты на таможне, например, но, по-моему... Я представила себя в этой мизансцене, как если бы, например, я стояла в соседнее окошко с паспортом, чтобы мне там штампик поставили и разрешили пройти, и тут бы...

Д. Коган

— А тут на пяти скрипках концерт. (Смеется.)

А. Митрофанова

— …офицер бы выбежал из своей кабинки, побежал бы слушать Ваш концерт, и мы бы все услышали там эти пять скрипок.

К. Мацан

— А может быть, таможенник понимал, что по-другому он не может Вас попросить сыграть, и старался как-то эту ситуацию спровоцировать, чтобы был концерт.

Д. Коган

— Это был для меня последний шанс, поэтому это я сам начал, по моей инициативе.

К. Мацан

— Вы сказали в первой части программы, что Вы свою миссию видите в том, чтобы людей приводить в концертные залы и знакомить с этим миром академической, классической музыки. Сейчас рассказываете про удивительный случай про концерт на таможне. В одном интервью Вы с восторгом рассказывали про известного скрипача, который сыграл двухчасовой концерт для одного слушателя. Вот если я ничего не путаю, был такой эпизод.

Д. Коган

— Да-да.

К. Мацан

— А Вам был хотелось самому такой необычный концерт пережить? Что это значит — играть два часа для одного слушателя?

А. Митрофанова

— И кто должен быть этот человек?

Д. Коган

— Это действительно был такой выдающийся скрипач... Ну, во-первых, он ХХ века — Бронислав Губерман. И в одном городе случилась какая-то ошибка, накладка, и его концерт то ли как-то перенесся на другой день... Ну, в общем, публика думала, что на другой день, и на концерт пришел только один слушатель. И он не отменил этот концерт, хотя любой другой бы поступил, конечно, ровно так. И он сыграл целый концерт для одного слушателя.

А. Митрофанова

— Невероятно.

Д. Коган

— Вы знаете, что энергетически это бывает тоже очень сильно.

К. Мацан

— Но это же очень сложно, наверное?

Д. Коган

— Может быть, это такие другие отношения со слушателем. Они какие-то более интимные такие — из сердца в сердце. Вы знаете, я тоже люблю играть — ну, кого-то из своих близких просто посадить и сыгарть целую программу.

К. Мацан

— Серьезно?

Д. Коган

— Мне это приятно сделать, да. Иногда даже в концертном зале. Могу это сделать спокойно. Ну, концертов я таких, конечно, еще не играл — для одного слушателя, заявленных концертов, но просто сделать репетицию — мне это всегда очень приятно.

А. Митрофанова

— Когда Вы в Арктике играли, Вы играли там в палатке, насколько я понимаю... Она, наверняка, отапливалась?

Д. Коган

— Ее прогрели аж до ноля градусов!

К. Мацан

— (Смеется.) «Аж до ноля?»

А. Митрофанова

— До ноля?

Д. Коган

— Угу.

А. Митрофанова

— И Вы при нуле градусов?..

Д. Коган

— При нуле.

А. Митрофанова

— А как реагировали полярники на Ваше?..

Д. Коган

— Очень тепло, несмотря на 50-градусный холод. Реагировали очень тепло, искренне, и я до сих пор вспоминаю. И мне бы хотелось еще когда-нибудь там побывать. Надеюсь, сбудется.

А. Митрофанова

— Вы же «витамины радости», получается, людям привезли в своем чехле, вместе со скрипками. Ну, это как укрепление, что ли, такое. Это утешение такое. Это как весна.

Д. Коган

— Ну, мне... Это очень для меня сильно было, сильная эта поездка на Северный полюс. Это выступление — долго его вспоминал и сейчас вспоминаю. Мне как-то очень это приятно — что в таких тяжелейших условиях люди находятся и так тянутся к музыке, так слушают.

А. Митрофанова

— А можно теперь в другую точку перенестись, где Вы давали концерт — Беслан? Вы оказались там в чрезвычайно непростое время, после тогО, как там случилась трагедия, и Вы приехали туда. А что чувствует музыкант в такой момент, когда он оказывается?.. Ну, то есть, наверное, понятно, что это колоссальная ответственность, но, в то же время, Вы ведь понимаете тоже, что от Вас ждут, наверное, какого-то утешения. Можете ли Вы его дать в этот момент? Что это? Вот что это такое по роду... по замесу по своему — подобное концертное выступление?

Д. Коган

— Вы знаете, мне кажется, что если музыкант нужен... А ведь мы занимаемся именно тем видом искусства, который нужен в тяжелую минуту. Потому что в тяжелую минуту человек не хочет просто смотреть телевизор — он хочет слушать Баха, он хочет читать какие-то произведения классиков.

А. Митрофанова

— Настоящего хочет.

Д. Коган

— Да, он хочет быть вот без всей этой жизненной мишуры. Вот в тяжелую минуту это именно так. Я это очень много раз уже проходил. И мне кажется, что если у тебя есть эта возможность... Вот если у меня есть возможность играть людям Баха, то — ну, рад — это не то слово, но мне становится приятно, что я нужен, что я хоть чем-то могу в тяжелое время быть полезен.

К. Мацан

— Мне кажется, неслучайно Вы в этом контексте упоминаете именно Баха — возможно, самого глубокого в мировой истории композитора, возможно, самого религиозного, невероятно талантливого такого и прозорливого, я бы даже дерзнул сказать. У нас сейчас, слава Богу, не тяжелые минуты, но мы можем все-таки Баха услышать в Вашем исполнении?

А. Митрофанова

— Да, очень большая просьба.

Д. Коган

— Да. Сейчас прозвучит Иоганн Себастьян Бах — «Сарабанда» из «Партиты №2».

(Звучит «Сарабанда» из «Партиты №2» И.-С.Баха.)

К. Мацан

— Дмитрий Коган, заслуженный артист Российской Федерации, скрипач. Его скрипка Гварнери сегодня проводит с нами этот «Светлый вечер».

А. Митрофанова

— Дмитрий, а Вы однажды в интервью сказали о том, что бывает, что концерты Вы играете на внутреннем резерве, который начинает иссякать. И дальше такая фраза у Вас там была: «Ну, подумаешь — проживу меньше на несколько лет». А Вы так легко относитесь к собственной жизни, к собственному таланту? Вы из этого?.. Я не знаю, не всякий человек легко так может сказать: «Ну, подумаешь — ну, проживу меньше на несколько лет».

Д. Коган

— Ну, Вы знаете, мои родные против этого — чтобы я как-то уж совсем уж загонялся в концертном графике. Потому что иногда я ставлю такое количество, которое потом, когда начинается, сам не понимаю, как я могу осилить такую степень нагрузки. Иногда я могу поставить семь концертов подряд или восемь концертов подряд каждый день, с переездами и перелетами, например, каждый день. То есть летать семь дней, семь или восемь дней подряд. Не знаю, до недавнего времени я об этом вообще не задумывался. Сейчас вот уже потихонечку возраст-то подходит... 38 лет. Может быть, и стоит задуматься, чтобы немножко ограничить эту суету и еще все-таки больше сконцентрироваться на глубине и поиске.

К. Мацан

— Вот как раз таки то, о чем спрашивает Алла: по моим ощущениям, это не только про здоровье и про концертный график. Это про то, что, видимо, для человека — для Вас — есть какие-то вещи, что называется, ценнее здоровья и жизни, ради которых этим можно жертвовать или поступаться, ради чего-то большего. Вот Вы говорите о поиске.

А. Митрофанова

— Мы с разной интенсивностью просто можем, как мне кажется, проживать одну и ту же минуту, единицу времени — минуту, час, день. Вкладывать больше или меньше сил в то, чтобы это проживать. И то, что говорите Вы, это, судя по всему, Вы ведете, как это принято говорить, на полную катушку, но только не в том плане, что Вы от жизни что-то получаете, а в том плане, что Вы ей все время что-то отдаете. И как это возможно? Вот вопрос.

Д. Коган

— Вы знаете, честно говоря, я это даже не анализирую.

А. Митрофанова

— Ну, понятно. Если бы анализировали...

Д. Коган

— Я не анализирую, а музыкой занимаюсь, и занимаюсь ею столько, сколько это возможно.

А. Митрофанова

— Расскажите о концерте, который будет в ближайшее время. Это же какая-то потрясающая история — мультимедийный проект, где будет звучать музыка Пьяццолы и Вивальди — «Времена года».

Д. Коган

— Да, это вот сейчас, 17 декабря, в Доме музыки будут «Времена года» Вивальди и Пьяццолы. Причем, мы соединили Вивальди — не только музыку, мы еще сделали видеопроекцию, потому что у Вивальди под каждой строкой написан текст, что происходит в данный момент в музыке — или лающая собака, или поющая кукушка, или спящий пастух, или пьяный человек. И все это под каждой строкой написано. И мы попытались вывести на экран именно все мысли, которые хотел донести Антонио Вивальди своей музыкой. И синхронно это будет вместе с музыкой, чтобы слушатель не только услышал, но и увидел, что будет в данный момент происходить в музыке. И вот когда синхронизируется, мне кажется, что это все-таки интересно слушать.

А. Митрофанова

— Ну Вы сами, когда Вивальди играете, Вам же, наверное, такая визуализация не очень нужна? У меня ощущение, что у Вас с ним какая-то такая связь «без роуминга», и Вы понимаете, что он имел в виду, визуализируете это как-то в голове.

Д. Коган

— Ну, понимаете, одно дело — я, а другое дело — зритель. И — вот о чем мы говорили — для меня каждый новый слушатель, приходящий в зал, это победа. И для меня победа, если этот слушатель захочет прийти еще раз в зал. Поэтому мне кажется, что это совершенно нормально — заинтересовать слушателя сразу, чтобы через такое даже визуализационное понимание он все равно пришел к классической музыке.

А. Митрофанова

— Удивительно, что Вы это рассматриваете не как Вашу личную победу, а как победу музыки, что ли, а Вы в этом смысле проводник. Ну вот... Ну, спасибо за такой подход, вообще-то. Мне кажется, это дорогого стоит.

Д. Коган

— Спасибо Вам за теплые слова, за оценку!

А. Митрофанова

— Давайте мы сейчас снова к музыке обратимся. Напоследок — может быть, что-то из... У Вас же, наверняка, свои вариации есть какие-то? Вы экспериментируете?

Д. Коган

— Это громко сказано. Я ничего... Я не пишу музыку. Я могу что-то сымпровизировать. У меня бывают какие-то темы, которые приходят, и я на них что-то могу сыграть «на бис».

А. Митрофанова

— А давайте послушаем, дадим слово еще раз нашей «гостье» из Ломбардии — скрипке Гварнери. Вместе с Вами, в Ваших руках — вариация Дмитрия Когана. Здорово!

Д. Коган

— Это громко сказано. Просто импровизация.

А. Митрофанова

— Хорошо.

(Звучит импровизация Д. Когана.)

К. Мацан

— Спасибо большое! Дмитрий Коган, заслуженный артист России, и в его руках — скрипка Гварнери. Мы сегодня провели в каком-то чудесном настроении, чудесной атмосфере благодаря этой музыке целый час. Это по-настоящему такой «Светлый вечер». Он такой эмоционально светлый, музыкально светлый, звуково светлый. Спасибо огромное, Дмитрий! Ждем Вас снова по случаю и просто так в нашей студии. В студии были Алла Митрофанова и я, Константин Мацан. До свидания, до новых встреч на волнах радио «Вера».

Д. Коган

— Спасибо, друзья! Всего доброго!

А. Митрофанова

— До свидания!

Радио ВЕРА

Последние записи

Стать добровольцем и помочь жителям Мариуполя

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы…

02.05.2024

«Разговор с подростками о христианских ценностях». Елена Бреднева

У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева. Мы говорили…

02.05.2024

«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская

У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…

02.05.2024

Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская

Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…

02.05.2024

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

This website uses cookies.