
Поселились как-то в амбаре мыши и зажили припеваючи. Всего у них было вдоволь: и риса, и пшеницы, и проса, и бобов. Не было только детей. И вот наконец-то родилась у них мышка-дочка. Подросла она и превратилась в мышку ослепительной красоты.
— Наша дочь первая красавица в Японии, — рассудили отец с матерью. — Значит, и жениха ей надо найти самого лучшего в мире.
Думали мышки, думали, кто на свете самый прекрасный и могущественный, и решили, что это Солнце. Живёт оно высоко в небе и освещает весь мир земной.
Взяли отец с матерью дочку с собой и отправились на небо. Пришли они к Солнцу, поклонились низко и говорят:
— О, Солнце! Ты самое могущественное. Просим тебя, возьми нашу дочь в жёны.
—Спасибо вам за предложение, только есть на свете другой жених, он могущественнее меня, — улыбнулось им в ответ Солнце.
— Кто же это такой? — удивились мышки.
— Облако! — отвечает Солнце. — Сколько бы я ни старалось светить, через облако мне не пробиться.
Пришли тогда мышки к Облаку и попросили его стать женихом их красавицы-дочки.
— Благодарю за предложение, — говорит Облако. — Только есть на свете другой жених, он могущественнее меня. Это Ветер! Подует он — и гонит меня, куда хочет.
Отправились мышки к Ветру. Приходят к нему и говорят:
— О, Ветер! Ты самый могущественный на свете! Просим тебя, возьми нашу дочку в жёны.
— Спасибо вам за предложение, — говорит Ветер. —Только есть на свете другой жених, он могущественнее меня.
— Не может быть! — удивились мышки. — Кто же это такой?
— Утёс, — ответил Ветер. — Сколько бы я ни дул, а не могу его сдвинуть с места.
Пришлось мышкам пойти к Утёсу и сказать:
— О, Утёс! Ты самый могущественный на свете. Просим тебя, возьми нашу дочку в жёны!
— Спасибо вам за предложение, — говорит Утёс. — Только есть на свете другой жених, он могущественнее меня.
— Могущественнее тебя? — удивились мыши. — Кто же это?
— Да любая мышь! — отвечает Утёс. — Каким бы я ни был прочным, мыши спокойно прогрызают во мне свои норы. С ними я ничего не могу поделать.
— Так вот оно что! — радостно воскликнул отец мышки. — Как это я раньше не замечал, что мы и есть самые могущественные существа на свете?
Вскоре родители выдали свою дочь замуж за соседнюю мышь, чья семья жила в норе у подножья горы, и с тех самых пор могущественный мышиный род процветает на земле.
Говорят, тогда и появилась поговорка: свой род всех сильнее, даже любых невзгод.
(по мотивам японской сказки)
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема