
В жизни многих людей случаются моменты, когда их вера начинает рушиться. Со стороны это выглядит очень плоско. В детстве был послушным, хорошим мальчиком, молился, ходил в воскресную школу, на службы в храм, а потом раз — поменялся и стал другим.
А кто видит, что происходит в душе? Одной из причин такого перелома может быть ложное представление о Боге. Я как-то прочитал мысли об этом философа Людвига Фейербаха. Тут они в тему. Фейербах говорил, что человек творит Бога по своему образу и подобию. Он может вкладывать не только лучшее, но и худшее в образ Бога. На мой взгляд, Фейербах здесь прав не по отношению к Живому Богу, а в отношении идеи Бога.
У меня есть друг Алексей, который тоже в детстве был таким примерным мальчиком. Как он сам рассказывал, рос в православной семье. С родителями часто ходил в храм. Всей семьей молились дома. Потом мальчик пошёл в воскресную школу.
Но в юношеском возрасте, как сказали родители, Алексей буквально «отбился от рук». Внешне так и было: перестал причащаться, не читал Евангелие и болезненно воспринимал разговоры об этом. Только вот внутри у него был конфликт, который никто не видел.
В детстве, через назидание родителей, бабушки он усвоил образ Бога, как грозного надзирателя, который строго смотрит за каждым шагом и наказывает человека за его ошибки. В подростковом возрасте мой друг решил, что если Бог такой, то Он ему и не нужен. Короче говоря, стал атеистом.
И вот, уже взрослый Алексей, однажды проходя мимо храмов, увидел объявление, что там проходят встречи под названием «Разговоры о главном». Он мог пройти мимо, но вопрос из детства «почему Бог нас наказывает?» вдруг вспыхнул в его голове.
Леша сфотографировал это объявление, сохранил себе контакты. Через неделю решился и пришел на эти «разговоры», чтобы задать свой вопрос.
Беседу вёл священник. Когда подошла очередь вопросов, мой друг встал и задал самый больной свой вопрос, точнее, вопросы. Они посыпались один за другим, словно, выплескивая боль.
«Почему Бог жестокий? Почему христианство такое несвободное? За что Бог наказывает человека?»
Батюшка замолчал. И после паузы задал Леше встречный вопрос:
— Как ты думаешь, почему тебе так важно узнать ответы? Что заставляет тебя их искать?
— Я раньше думал, что мне все равно, но чем больше я вижу, как ломаются жизни моих школьных друзей, как умирают родственники, как болеют дети, тем живее звучит вопрос: если Бог есть, за что Он так нас наказывает? — вопрошал Алексей.
— А почему ты думаешь, что это от того, что Бог жестокий? Почему Он кажется тебе таким? — спокойно отвечал священник.
— Потому что мне в детстве часто говорили: нельзя играть в компьютерные игры, иначе Бог накажет, веди себя со старшими хорошо, Бог всё видит и тебе в конце жизни воздастся по заслугам...
— Ты правда думаешь, что Бог станет наказывать человека за его ошибки? — спокойно спросил священник. — Если так, то нас всех нужно наказать.
— Мне не хочется в это верить, поэтому мне проще думать, что Бога нет — заключил мой друг.
— А может быть все эти вопросы в тебе — стук Бога в твоё сердце? Вомзожно, Господь хочет до тебя достучаться сквозь некую ложную идею о боге, которую ты принял в детстве?
Алексей шел домой в глубоких раздумьях. Этот ответ священника оказался той самой отмычкой, которая помогла вскрыть заржавевший замок, на сердце Леши, закрывшие его сердце от Господа. Замок ложной идеи о настоящем Боге.
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема