В жизни многих людей случаются моменты, когда их вера начинает рушиться. Со стороны это выглядит очень плоско. В детстве был послушным, хорошим мальчиком, молился, ходил в воскресную школу, на службы в храм, а потом раз — поменялся и стал другим.
А кто видит, что происходит в душе? Одной из причин такого перелома может быть ложное представление о Боге. Я как-то прочитал мысли об этом философа Людвига Фейербаха. Тут они в тему. Фейербах говорил, что человек творит Бога по своему образу и подобию. Он может вкладывать не только лучшее, но и худшее в образ Бога. На мой взгляд, Фейербах здесь прав не по отношению к Живому Богу, а в отношении идеи Бога.
У меня есть друг Алексей, который тоже в детстве был таким примерным мальчиком. Как он сам рассказывал, рос в православной семье. С родителями часто ходил в храм. Всей семьей молились дома. Потом мальчик пошёл в воскресную школу.
Но в юношеском возрасте, как сказали родители, Алексей буквально «отбился от рук». Внешне так и было: перестал причащаться, не читал Евангелие и болезненно воспринимал разговоры об этом. Только вот внутри у него был конфликт, который никто не видел.
В детстве, через назидание родителей, бабушки он усвоил образ Бога, как грозного надзирателя, который строго смотрит за каждым шагом и наказывает человека за его ошибки. В подростковом возрасте мой друг решил, что если Бог такой, то Он ему и не нужен. Короче говоря, стал атеистом.
И вот, уже взрослый Алексей, однажды проходя мимо храмов, увидел объявление, что там проходят встречи под названием «Разговоры о главном». Он мог пройти мимо, но вопрос из детства «почему Бог нас наказывает?» вдруг вспыхнул в его голове.
Леша сфотографировал это объявление, сохранил себе контакты. Через неделю решился и пришел на эти «разговоры», чтобы задать свой вопрос.
Беседу вёл священник. Когда подошла очередь вопросов, мой друг встал и задал самый больной свой вопрос, точнее, вопросы. Они посыпались один за другим, словно, выплескивая боль.
«Почему Бог жестокий? Почему христианство такое несвободное? За что Бог наказывает человека?»
Батюшка замолчал. И после паузы задал Леше встречный вопрос:
— Как ты думаешь, почему тебе так важно узнать ответы? Что заставляет тебя их искать?
— Я раньше думал, что мне все равно, но чем больше я вижу, как ломаются жизни моих школьных друзей, как умирают родственники, как болеют дети, тем живее звучит вопрос: если Бог есть, за что Он так нас наказывает? — вопрошал Алексей.
— А почему ты думаешь, что это от того, что Бог жестокий? Почему Он кажется тебе таким? — спокойно отвечал священник.
— Потому что мне в детстве часто говорили: нельзя играть в компьютерные игры, иначе Бог накажет, веди себя со старшими хорошо, Бог всё видит и тебе в конце жизни воздастся по заслугам...
— Ты правда думаешь, что Бог станет наказывать человека за его ошибки? — спокойно спросил священник. — Если так, то нас всех нужно наказать.
— Мне не хочется в это верить, поэтому мне проще думать, что Бога нет — заключил мой друг.
— А может быть все эти вопросы в тебе — стук Бога в твоё сердце? Вомзожно, Господь хочет до тебя достучаться сквозь некую ложную идею о боге, которую ты принял в детстве?
Алексей шел домой в глубоких раздумьях. Этот ответ священника оказался той самой отмычкой, которая помогла вскрыть заржавевший замок, на сердце Леши, закрывшие его сердце от Господа. Замок ложной идеи о настоящем Боге.
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Астрахань. Братья Василий, Александр и Иван Губины
В историю города Астрахани вписаны имена братьев Губиных — Василия, Александра и Ивана. Они родились в крестьянской семье в шестидесятых годах девятнадцатого века. В молодые годы сообща занялись продажей древесины, на этом разбогатели и вошли в купеческое сословие. В Астрахани Губиным принадлежали лесопильные заводы, пристани и склады. Будучи глубоко верующими, братья щедро тратили своё богатство на благотворительность. На средства добродетельных купцов существовал приют для бедных стариков. При богадельне Губины открыли лечебницу, куда мог бесплатно обратиться каждый нуждающийся. Меценаты многие годы были попечителями Астраханской Мариинской гимназии и духовной семинарии. Построили в городе несколько храмов. Один из них, посвящённый Иоанну Предтече, стал семейной усыпальницей Губиных. Эта церковь действует и сейчас. И на богослужениях жители Астрахани молятся об упокоении создателей храма, рабов Божиих Василия, Александра и Иоанна.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Астрахань. Архиепископ Филипп (Ставицкий)
В 1928 году в Астрахани из двадцати пяти храмов пятнадцать принадлежали обновленцам. Так называли сторонников церковной реформы, полностью подконтрольных советскому режиму. В этот непростой период Астраханскую епархию возглавил архиепископ Филипп (Ставицкий). Владыка отстаивал возвращение храмов православным и призывал раскольников к покаянию. Его усилиями целые приходы возвращались в Православную церковь. Это вызвало недовольство властей. Архиепископа Филиппа арестовали и отправили в ссылку. Владыка в письмах поддерживал и укреплял паству. Вернувшись из заключения в 1943 году, он продолжил служение. Ещё при жизни архипастыря верующие замечали его прозорливость. По молитвам владыки совершались исцеления. После кончины архиепископа Филиппа его захоронение у Покровского собора Астрахани стало местом паломничества.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Многозначные слова — излишество или необходимость
Когда я говорю слово «гвоздика», что я имею в виду — цветок или приправу? А если «шляпка», то, что это — часть гриба или головной убор? Вы уже догадались, что я говорю о таком языковом явлении, как полисемия, то есть многозначность. Слово одно, а смыслов несколько.
Самый богатый на значения глагол — это слово «идти». В словаре основное его определение — передвигаться пешком, перемещаться. Второй смысл выражен во фразе «идёт дождь». Есть и другие значения: «идёт время», «идут годы», а также издалека к нам «идёт письмо». В кулинарных рецептах можем встретить такое выражение: «На литр воды идёт три ложки сахара». А в сфере моды: «Вам очень идёт этот цвет».
В многозначном слове основное и переносное значения обязательно связаны по принципу схожести. Например, «нос» лодки и «нос» человека. Поэтому мы не будем путать их с омонимами, то есть словами, которые одинаково пишутся, но совершенно не связаны между собой по смыслу. Например, лук, из которого стреляют, и лук, который едят. Это совершенно разные слова, а не многозначные.
Кое-кто считает (даже некоторые учёные), что многозначность часто мешает, лучше, если слово будет иметь одно значение. Ведь тогда высказывание будет более прямолинейным, и не возникнет возможности для другого толкования. Но ведь многозначность — это языковое богатство, она даёт основу для создания фразеологизмов, метафор, речевых игр, пословиц, стихов, шуток и каламбуров. Было бы жаль отказываться от такого интересного языкового явления. В подтверждение этому хочу прочесть шуточное стихотворение поэта Якова Козловского:
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
— Где вы были?
— У лисички.
— Что вы ели там?
— Лисички!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова