С освоением Сибири в государстве российском назрела проблема самая серьезная – до Сибири, до строящихся городов сибирских нужно было как-то добираться. И управлять ими, и посылать им нужные товары, и получать от них дань… И так далее…
И потому 22 ноября 1689 царевым указом учредили путь из России в Сибирь и далее в Китай. Строительство, правда, началось только в 1730 году и продолжалось, учитывая масштабность проекта аж до середины века 19-го. И получился Сибирский тракт, или Осьмая государственная дорога, самая длинная в мире. Строили ее, почитай не одно поколение крестьян, казаков, купцов и прочего служилого люда.
И не думайте, что строили ее абы как. Нет, строительство жестко регламентировалось правительственными документами. Я приведу несколько цитат, чтобы вы это поняли и представили себе Сибирский тракт воочию. Единственно, что я сделал, так это перевел русскую систему мер – сажени, аршины, футы - в привычную нам метрическую. Послушайте.
«Для приведения дорог в удобные к проезду состояния полезно придавать дорогам сим по их ширине поперечную профиль с возвышением середины дороги над общим её уровнем, и на этой возвышенной средней полосе устроить проезжую часть выпуклою поверхностью от середины к краям - дабы вода могла свободно в обе стороны стекать. Обратить особое внимание на улучшение этой возвышенной средней проезжей части, которую укрепить на ширине до 6-ти метров способом, наиболее соответствующем почве, например, в песчаном грунте вереском, ельником и глиной, в болотистых местах фашинником и, наконец, сверху песком, гравием или камнем. Необходимо обратить внимание на должное содержание в исправности и боковых продольных канав, а ровно и на отвод воды в них…»
«Если дороги имеют ширину от 20 до 30-ти метров, то углубить существующие боковые канавы для свободного стока воды к пересекающим дорогу рекам, ручьям и оврагам... В местах, где было большое следование пешеходов, устраивать по внешней стороне за канавами для пешеходов валики, которых ширина может изменяться по количеству добытой из канав земли – заметьте, это уже речь о тротуарах…
Ширина проезда при сухом и твердом грунте – 10 метров, при мягком и глинистом и чернозёме – 20 метров. По низким и болотистым местам дорога должна возвышаться в виде полотна на фашинах и потом засыпаться сухой землей. Ширина мостов, плотин, гатей – 8 метров».
Понятно, что строительство весьма способствовало экономическому развитию тех мест, через кои пролегал тракт. Но это тема отдельной программы…
«Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о русских изобретателях и конструкторах конца 19-го — первой половины 20-го веков, которые внесли значительный вклад в развитие техники во всём мире.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
- «Михаил Конаевич Тинбаев — воевода XVII века». Александр Малов
- «Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Обратиться за помощью на портал «Доброе дело»

Благотворительный портал «Доброе дело» — создан православным просветительским проектом «Экзегет.ру» для того, чтобы помогать тем, кто оказался в беде, прежде всего жителям российской глубинки. На сайте проекта «Доброе дело» размещаются истории людей и сборы, в которых можно поучаствовать. О тех, кто нуждается в поддержке, команда портала в основном узнаёт от священников и волонтёров. Но также у любого, кто находится в сложной ситуации, есть возможность обратиться сюда самостоятельно.

Почти за год работы проекту «Доброе дело» удалось помочь большому количеству людей. Среди них многодетная мама Татьяна из отдалённого посёлка Республики Тыва. Она воспитывает троих детей. У младшего инвалидность, поэтому основная часть денег уходит на лекарства и поездки на лечение. На многое другое ресурсов уже не остаётся. Например, Татьяна никак не могла купить водонагреватель, стиральную машину, которая давно вышла из строя, и обновить гардероб детям на холодное время года. Однако всё это помогли сделать добрые люди. Теперь многодетной маме не приходится стирать руками, в доме постоянно есть горячая вода и дети готовы к грядущим морозам.

Также помощь пришла и в дом одинокой бабушки Раисы Ивановны из Рязанской области. Её жильё настолько обветшало, что однажды обвалился подпол, и перед выходом из дома образовалась огромная дыра. При участии портала «Доброе дело» проблему удалось решить в короткие сроки. Сгнившие полы отремонтировали, и теперь Раиса Ивановна может спокойно ходить по дому, без риска для жизни.
Если вы знаете того, кому необходима помощь, или же поддержка требуется вам, оставьте заявку на сайте благотворительного портала «Доброе дело», в разделе «Мне нужна помощь».
Также можно позвонить по номеру: +7 909 164 33 46
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к вере». Антон и Виктория Макарские
Гостями программы «Вечер воскресенья» были известные артисты и музыканты Антон и Виктория Макарские.
Мы говорили с ними об их пути к вере и о том, как приход к Богу повлиял на их творческую и семейную жизнь.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья







