Начиная читать духовную литературу, вы столкнетесь с понятием греха и страсти. Что это такое?
Страсти и грех — это одинаковые и одновременно разные вещи. Грех вырастает из страсти. Страсть — это семена, а грех — это выросшее растение. Страсти носят в себе все люди, а грехи, к счастью, выходят на поверхность и легче узнаются. Грехи ‒ как деревья в лесу, срубить их проще. А страсти тяжело распознаются и тяжело выкорчевываются, они подобны корням деревьев.
Итак, грехи — это страсти, оформившиеся и пришедшие в действие. А страсти — это по большей части явление внутренней жизни. Это тайна, изнанка человека. Можно всю жизнь бороться с грехом, оставляя без внимания страсть. Например, можно всю жизнь бороться с пьянством ‒ пить какие-то таблетки, капать лекарства, ‒ но не понять, почему ты болен. А болен можешь быть потому, что у тебя есть глубокая, неуёмная гордыня, от неё ‒ недовольство жизнью и отсюда желание уйти в «параллельный мир». Так и с другими грехами — в их основе всегда что-то застарелое, что-то неисповеданное. Нечто любимое, что душа не хочет отдавать.
Поэтому надо копать вглубь.
Допустим, я очень раздражительный человек. Раздражительность — это грех, а причина его — страсть. Может быть, страсть гнева, которая, в свою очередь, рождается от нетерпения, гордости, от желания первенства. Такой человек тороплив, вспыльчив, категоричен, упрям, стои́т на своём и не слушает противоположную точку зрения, не сдержан на язык, злопамятлив. Он может приписать это свойствам своего характера. На самом деле, это семена страстей, уже оформленных в грехи.
Нужно руководствоваться открытым, проверенным учением Церкви, а это: Евхаристия, Евангелие, молитвослов и ты. А всё, что будет дальше, уже от Бога зависит. Он посмотрит на степень твоей искренности, на твои силы, на меру твоего духовного и телесного здоровья и твои нравственные возможности. И либо позовёт тебя дальше на большие труды, либо скажет: «Храни, что имеешь, пока приду».
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. О земном и небесном хлебе

Сегодня 16 октября. Международный день хлеба.
О земном и небесном хлебе — протоиерей Михаил Самохин.
Даже в атеистическом советском государстве часто звучала фраза «Хлеб — всему голова». Сейчас, когда мы вновь свободно исповедуем Господа и Спасителя Христа, почти каждому нашему слушателю знакомы слова молитвы «Отче наш», которую нам дал сам Господь, и где мы также просим у Небесного Отца именно хлеба на сегодняшний день.
И всё же хлеб для православного христианина ещё важнее. «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».
Читаем и в Евангелии от Иоанна: «Хлеб становится плотью для того, чтобы мы имели жизнь вечную, изменив свою природу через причастие этой плоти, смогли войти в Царствие Небесное». Праведный Иоанн Кронштадтский отмечает, как ясно учение о необходимости и действительности причащения христиан под видами хлеба и вина истинного Тела и Крови Христовых. Действительно, всё открыто и ясно. Никто не препятствует нам причащаться Телу и Крови Спасителя, кроме наших грехов и нашей лени.
Будем же стараться преодолевать их и вкушать хлеба живого, самого Христа, во исцеление души и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема