
Одна из историй Нового Афонского патерика рассказывает о монахе Кирилле Карейском. Как-то раз он вышел во двор своей хижины и вдохнул свежий утренний воздух. Отец Кирилл уже много лет жил на Афоне, но каждый день как будто заново ощущал его удивительную атмосферу молитвенной тишины.
Вдруг отца Кирилла словно обухом по голове ударили: до его слуха донеслись бранные, богохульные слова! Монах не верил своим ушам – кто здесь, на Святой Горе, может так грубо говорить о Христе и Пресвятой Богородице?!
Отец Кирилл пошёл в том направлении, откуда раздавались голоса и грубый смех; оказалось, что это общались между собой рабочие из Афин, валившие лес неподалёку от кельи отца Кирилла.
Увидев монаха, лесорубы недовольно замолчали. «Ну, сейчас начнёт проповеди читать», - подумал, наверное, каждый из них. Но отец Кирилл не собирался этого делать. Обливаясь слезами, он встал на колени и стал умолять рабочих больше не сквернословить.
Лесорубы растерялись. Они ожидали совсем не этого! Сами едва не плача, они бросились поднимать с коленей пожилого монаха.
«Отец, ну что ты, в самом деле! Ну, прости ты нас, ради Бога, обещаем - больше мы никогда и слова бранного не произнесём!», – говорили рабочие.
Расстались они с монахом друзьями. С тех пор потрясённые поведением отца Кирилла, лесорубы тщательно следили за собой и, вместо того, чтобы сквернословить, читали про себя молитвы.
А старец Кирилл Карейский объяснял такую перемену очень просто: «Не нужно ругать и обличать людей, - говорил он. – Этим ничего не добьёшься. А вот смирением и добротой можно в одну минуту тронуть сердце человека и пробудить в нём благочестие».
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема











