Возле храма на лавочке, глядя на весеннее солнышко, сидят и разговаривают две женщины, одна в годах, другая совсем молодая. Та, что помоложе, говорит: «Как же вы жили в советское время – в храм не ходили, заповедей Божьих не знали…» - «Да, - говорит та, что постарше, - заповедей не знали, время такое было… Но все равно старались жить по-Божьи » - «Как же это?» - удивилась молодая. «Да вот так…совесть-то у нас была, вот по ней и жили…»
Кому из нас не знакомы эти слова – «жить по совести», «совесть замучила», «потерять совесть»… Вещь совершенно таинственная: где конкретно она в человеке находится – ни один анатом не знает, увидеть ее глазами и потрогать руками, взвесить и измерить – нельзя. А жить без нее человек не может. Мало того – не со всякой совестью может жить человек, только с чистой. И горе тому, у кого совесть в пятнах и потеках, у кого она больна… Она способна мучить человека даже тогда, когда никто его вроде бы не обвиняет, ни суд, ни общественное мнение, когда он делает какие-то вещи – лжет по мелочи, ловчит, отталкивает слабого и немощного, идет на компромисс со своими убеждениями, ради того, что в нынешнем обществе считается важным – ради денег, престижа, выгодной карьеры…
О том, как страшны бывают терзания совести, говорит Пушкин устами героя своей трагедии «Скупой рыцарь»:
«...Когтистый зверь, скребущий сердце, - совесть,
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый; эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают!..»
Голос совести в человеке – это голос Божий, заложенный в человеке с рождения. Так что женщина, пережившая в России времена государственного атеизма, в чем-то права: у человека может не быть возможности прийти в Церковь, услышать слова Евангелия – но у него есть возможность быть чутким к своей совести, не усыплять и не обманывать ее, стараться жить по ее велениям, как бы это ни было трудно, как бы веления совести порой ни вступали в противоречие с обычаями суетного времени. Совесть – одна из тех вещей, которая дает нам возможность быть в этом мире – людьми.
«Окна на ЗАГС»
Окна моей квартиры выходят на городской ЗАГС. Очень часто, особенно по субботам, я слышу задорные крики «Горько!», сигналы автомобилей и вижу, как участники торжества открывают шампанское. Но сегодня, в утро пятницы, здесь тихо, хотя на парковке стоят несколько автомобилей, украшенных ленточками.
Всё ясно, расписываются. Так оно и есть. Из здания ЗАГСа сначала высыпает толпа весёлых родственников и друзей, а следом выходят счастливые жених с невестой. «Интересно, а где же традиционные крики "Горько" и выстрелы шампанского?», — думаю я. И тут замечаю, как один солидный мужчина, наверное, отец кого-то из молодожёнов, достаточно громко говорит: «Друзья, давайте по машинам, батюшка в церкви уже ждёт нас!»
Так вот оно что, впереди венчание! А после него всё будет, и возгласы «Горько», и поцелуи жениха с невестой, и звон бокалов. Мне становится радостно от того, что в нашем городе образовалась ещё одна семья. И я мысленно желаю молодожёнам счастья, любви и помощи Божией в их совместной жизни.
Все выпуски программы Утро в прозе
23 апреля. О жизни в нашей стране
21 апреля, в день памяти преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил новопостроенный храм Чуда Архангела Михаила в Хонех в районе Братеево города Москвы.
На проповеди по окончании Литургии Святейший патриарх говорил о жизни в нашей стране:
23 апреля. О тщетности спешки
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Всякий торопливый терпит лишение».
О тщетности спешки, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.