
Многие мои знакомые крестились, уже будучи взрослыми. Уверена — после крещения каждый человек духовно меняется. Но иногда эти изменения особенно очевидны. В одной из моих командировок я стала непосредственным участником именно такого события.
На Соловки наша съёмочная группа прилетела в самом конце сентября. Снимать телефильм об этом святом месте. Правда, святость его по-настоящему мы почувствовали немного позже. А вот невероятная красота острова поразила сразу.
Оператор Алексей камеру включил, едва сойдя с трапа самолёта. Хорошо помню тот первый соловецкий видеокадр. Его Лёша снял, буквально опустившись на колени. Уж очень величественно монастырь на заднем плане смотрелся в этом ракурсе — снизу, через высокую осеннюю траву. Так сам собой получился у Алексея первый поклон Соловецкой земле.
Этот симпатичный русоволосый парень уже работал с нами на других телепроектах. Но раньше разговор о вере у нас не заходил. А тут эта тема возникла естественным образом. Трудно передать наше общее удивление, когда за вечерней трапезой мы вдруг узнали, что Лёша некрещёный! И нашу радость, когда услышали:
— Я хочу покреститься. Именно здесь, на Соловках!
Наместник монастыря принял нас с любовью, готовиться к Таинству Алексия благословил, но добавил:
— Только ведь у нас традиция такая — крещение совершается в Святом озере. И летом, и зимой.
Я замерла, ожидая Лешиной реакции. Но молодой человек улыбнулся:
— Значит, и осенью можно?
Понятно, что без искушений не обошлось. В первый вечер мы почему-то не смогли найти батюшку, которого отец наместник назначил совершить Таинство крещения. Слава Богу, на следующий день наша встреча со священником состоялась. И тут же резко испортилась погода.
Но налетевший порывистый ветер так же неожиданно утих, едва мы вышли на берег. Мы даже смогли расставить на мостках свечи. Они горели ровным и спокойным огнём. И вместе с вековыми стенами монастыря создавали немного таинственную и очень кинематографичную картину. Но оператор был занят важным делом. Может, самым важным в его жизни.
«Эх, жаль, не умею снимать», — подумала я, натягивая поглубже шапку и засовывая руки в карманы тёплой куртки. Конец сентября на Севере! Но я-то, по благословению архимандрита очередной раз ставшая крестной, закутаться могла.
А в нескольких метрах от берега, по пояс в воде Святого озера, стояли одетый в белую рубаху юноша и почти невидимый в чёрном облачении священник.
— Крещается раб Божий Алексий!.. — торжественно прозвучало в вечерней соловецкой тишине.
Помните про первый кадр на Соловках, сделанный нашим оператором? Да, он, несомненно, получился профессиональным и по-настоящему художественным. Я бы сказала, душевным. Но тот видеоматериал, который Алексей снял после крещения, на мой вгляд, словно наполнился особым, духовным смыслом. Ведь через объектив телекамеры на мир смотрел человек, на которого сошла благодать Святого Духа. А это не могло пройти бесследно.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер