
Иак., 52 зач., II, 1-13.
1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, 3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,- 4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого,- хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Мы живем в мире условностей и договоренностей и уже давно привыкли к тому, что во многих сферах люди обходятся формальностями. И к сожалению нередко к формальности люди готовы свести и свою веру.
Как-то лет 10 назад мой не очень церковный знакомый попросил меня крестить его ребенка. Я согласился, но попросил его прийти на несколько бесед перед крещением, чтобы узнать, во что необходимо верить, как необходимо жить самому, и к чему приучать ребенка, чтобы крещение принесло свои плоды… Он расстроился и сказал что-то вроде: «Я уж думал, что на меня эти формальности распространяться не будут». Для него беседы были чем-то бюрократическим… Надо сказать, что он был мастером и занимался ремонтом автомобилей. И я спросил его: Если друг приедет к тебе чинить машину, ты ведь постараешься сделать все наилучшим образом и не махнешь рукой на мелочи, не назовешь их формальностями… Ведь от этого в итоге будет зависеть его жизнь. Может быть, ты даже постараешься соблюсти еще больше того, что он посчитает формальностью, потому что ты будешь понимать, что это жизненно важные вещи. Беседы кажутся тебе формальностью, но я то знаю, что они так же жизненно важны.
Сегодняшнее чтение апостол начинает именно с этого: необходимо верить и жить не взирая на лица. То есть воспринимать людей не по формальным признакам, а смотреть в суть вещей. Для тебя не должно быть богатого или бедного: должны быть братья и сестры. Выражение «вы пересуживать в себе», которое мы встречаем в четвертом стихе можно перевести иначе «вы вводите разделение общину».
Учитывая, что для иудеев было характерно считать богатых — праведниками, которые благословлены Богом, а бедных — грешниками, к которым Он не благоволит, апостол напоминает им, что вся ветхозаветная традиция исполнена любви и уважения к бедным, которые всю свою надежду возложили на Бога. Тот, кто презирает бедного — не готов проявлять к нему любовь, а значит еще не изменил своего сердца. Но если ты соблюдаешь все другие заповеди, но не соблюдаешь главной — все теряет смысл. И даже если с человеческой точки зрения найдется множество объяснений того, почему богатый заслуженно богат, а бедный заслуженно беден — христианин не должен ориентироваться на формальности, но должен оказывать милость тому, кто в ней нуждается. Не ориентируясь в любви на формальную правду, человек проявляет себя как свободный и будет судим Богом по закону свободы, который прост: суд без милости тому, кто не оказал милости, ведь милость выше суда!
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



