Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Соборное послание святого апостола Иакова

Соборное послание святого апостола Иакова


Иак., 55 зач., III, 11 - IV, 6.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи.

Люди, приходящие в Церковь, обычно воспринимают святых как совершенно особенных людей, которые уже при жизни совершенно не грешили. Потом, познакомившись поближе с жизнью тех или иных праведников, узнают, что и те не лишены недостатков, что в их жизни бывали нестроения и слабости. Люди начинают разочаровываться и решают, что и здесь, в церковной жизни нет правды, раз грешники признаются святыми. Неужели это правда и если да, то почему это возможно? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й и 4-й глав послания апостола Иакова, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 3.

11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?

12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,

16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.

17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Глава 4.

1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?

2 Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.

5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?

6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

На первый взгляд прозвучавшие сейчас слова апостола Иакова только подтверждают то жёсткое разделение на святых и грешников, которое обычно проводят люди. Да и как ещё можно понять слова о том, что из одного источника не может течь сладкая и горькая вода? Соответственно, услышав эти слова, человек смотрит на собственную жизнь и видит в ней грехи, которые апостол образно называет горькой водой, в этот момент для него становится очевидно, что добрым источником он быть уже не может. А раз не может, нечего и пытаться. И так поразительным образом печальный вывод становится поводом к своеобразной радости падшего человека. Ведь если ты знаешь, что бороться бессмысленно — освобождается сразу столько времени и сил. Пока человек не знал, что он безнадёжный грешник, он боролся, старался жить правильно, но потеряв надежду, человек начинает жить так, как ему заблагорассудится.

Но на самом ли деле слова апостола Иакова так однозначны? И что подразумевается под источником горькой и сладкой воды? За некоторое время до этого в Евангелии Христос говорит ученикам, что источником добра и зла в человеке является его сердце. При этом из Писания очевидно, что сам человек очистить сердце не может. Не случайно пророк Давид в 50-м псалме просит, чтобы Бог сотворил для него сердце новое. То есть человек не может гарантировать всех движений своего сердца. Но что он может? Он может выбрать направление, в котором будет прикладывать усилия сам и о помощи в котором будет просить Господа. Думаю, что апостол Иаков говорит прежде всего именно об этом. Человек, во-первых, призван совершить выбор. Причём совершить его со всей решимостью. И, во-вторых, сделанному выбору следовать. И даже если иногда у него не будет получаться, это не будет значить, что он изменяет своему выбору, ведь без Бога это следование никогда не будет безупречным. Обычно мы не выбираем эмоций, которые рождаются в нашем сердце, однако мы способны выбирать, что с этими эмоциями сделать, как с ними быть. Неслучайно, говоря о мудрости, апостол говорит, что подлинная мудрость — это мудрость свыше. Именно она чиста, мирна, скромна, послушлива, полна милосердия всего подобного.

У человека не получается жить иначе не потому, что он совершенно бессилен, но потому что он выбирает следование своим желаниям вместо того, чтобы следовать за Творцом. И, напротив, если он выбирает Бога, он выбирает путь святости, несмотря на возможные незначительные погрешности в своём поведении. Он не становится сразу совершенным, но смиренно устремляется навстречу Тому, кто может покрыть его несовершенство Своей благодатью.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Последние записи

Хорошо уже сейчас. Елена Сурняева

Однажды близкая подруга Катя поделилась со мной некоторыми обстоятельствами своей жизни. Непростая ситуация заставила ее…

29.04.2024

Ценная книга. Анна Жарая

Моя мама стала воцерковляться в тот момент, когда я была ещё школьницей. Она понемногу, постепенно…

29.04.2024

Самостоятельный синдром. Анна Жарая

На протяжении большей части своей жизни, я считала себя человеком самостоятельным и надеющимся только на…

29.04.2024

Самая страшная ложь. Анна Жарая

Я выросла в семье, где меня воспитывали порядочным человеком. Всегда знала, что ложь — это…

29.04.2024

Праздник непослушания. Анна Жарая

Хочу рассказать о том, как поняла, насколько послушание является необходимым навыком. Особенно важно человеку слушать…

29.04.2024

Правило полностью. Анна Жарая

В начале своего воцерковления я не молилась утренним и вечерним правилом. И, честно говоря, особой…

29.04.2024

This website uses cookies.