Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Соборное послание святого апостола Иакова

Соборное послание святого апостола Иакова


Иак., 51 зач., I, 19-27.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Античная мудрость гласит: «Истина рождается в споре». При этом автор высказывания, Сократ, имеет в виду не то, что спорящие приходят к осознанию истины. А то, что, наблюдая со стороны за спором, ты точно понимаешь, какими людьми на самом деле являются участники дискуссии. О некоторых неприятных особенностях человеческой природы рассуждает в своём послании и апостол Иаков. Отрывок из первой главы этого библейского произведения читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.

Глава 1.

19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,

20 ибо гнев человека не творит правды Божией.

21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:

24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.

27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Автор прозвучавших строк — апостол Иаков — вошёл в историю не только как первый епископ Иерусалимской Церкви, но и как сводный брат Господа Иисуса Христа. Иаков был сыном Иосифа Обручника от первого брака. Иаков сначала очень скептично отнёсся к действиям своего младшего брата, когда Тот оставил деятельность плотника и строителя и начал проповедовать удивительное для всех учение — Евангелие. Будущий апостол даже пытался препятствовать Спасителю в Его служении. Не потому, что Иаков был грешником, а потому, что он очень трепетно относился к вопросам веры. И полагал, что Господь Иисус может быть обманщиком.

Однако после смерти и воскресения Христа из мёртвых всё для Иакова изменилось. Господь Иисус явился, согласно преданию, Своему сводному брату, и тот поверил, что Иисус есть истинный Спаситель. Иаков в течение всей оставшейся жизни искренне каялся за своё прежнее жестокосердие и упрямство. И всячески стремился к тому, чтобы других людей уберечь от подобной ошибки. Вот почему он призывает своих читателей быть усердными в слушании и медленными в оценке тех или иных событий.

Не является секретом, что многим из нас свойственно сначала видеть в словах и поступках окружающих что-то плохое и для нас небезопасное. Но апостол призывает нас не торопиться делать негативные выводы, повременить с гневом. Потому что наломать дров — дело не хитрое. А восстановить поломанное, может, в конечном счёте, и не получиться. Как же приучить себя к правильному пониманию окружающей реальности? Как обезопасить себя от необдуманных и скоропалительных решений? Апостол даёт нам ответ на эти вопросы.

Любой добрый навык становится частью нашей жизни только тогда, когда мы от рассуждений переходим к делу. Данную вещь и имеет в виду святой Иаков, когда пишет о том, что только к слушанию или чтению Слова Божьего духовная жизнь не сводится. Можно бесконечно много изучать духовную литературу, но ни на сантиметр не приблизиться к идеалу заповедей Господних. Предостерегает апостол и от пустого учительства. Ведь, чего греха таить, людям так нравится рассуждать о возвышенном и важном. Но при этом мало что делать. Потому святой Иаков и пишет: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие».

Для апостола духовное служение подразумевает не только проповедь о Боге, но и практические действия, которые подкрепляют собой произнесённые слова, делают их по-настоящему крепкими и действенными. «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира» — таким призывом завершает свои рассуждения апостол Иаков, призывая нас к тому, чтобы не быть христианами только на словах или только в пространстве храма, но поступать по правде Божией все дни нашей жизни.

tolpekina

Последние записи

Деяния святых апостолов

Деян., 13 зач., V, 1-11. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви…

17.05.2024

«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян

Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет…

16.05.2024

«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов

У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного…

16.05.2024

Новодевичий ставропигиальный женский монастырь. История обители

В этом году Россия празднует великий юбилей! Это событие и для Столицы — Москва готовится к празднику с 2010-го года, — и для…

16.05.2024

«Терпящих обиды защищает Бог»

За святителем Лукой Крымским всегда наблюдал кто-то из органов безопасности. Однажды в Сибири в Туруханской ссылке его вызвали в отдел…

16.05.2024

«Слава Богу за всё, что пришлось мне пережить»

Служба инспектором в Новгородской духовной семинарии в 1906 году оказалась для монаха Петра Зверева, будущего архиепископа Воронежского,…

16.05.2024

This website uses cookies.