
Иак., 51 зач., I, 19-27.
Глава 1.
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из центральных тем только что прозвучавшего отрывка — тема благочестия. Тема весьма актуальная не только для тех, кому апостол Иаков пишет своё послание, но и для всех последующих поколений христиан, включая и нас с вами. Человек благочестивый — тот, кто установил правильные отношения с Богом. То есть такие отношения, благодаря которым его наполняют мир, благодать и сердечный покой. Но вот вопрос, что такое благочестие? В чём оно заключается? На этот вопрос мы и находим ответ в только что прозвучавшем отрывке.
Слово благочестие, по-гречески θρησκεία (фриския), означает почитание Бога в ритуале, в обрядовом богослужении, а также следования разного рода религиозным нормам. Ходить в храм в воскресный день и по праздникам — благочестие; причащаться и исповедоваться хотя бы раз в месяц — благочестие; молиться утром, вечером, перед едой и каким-либо важным делом — благочестие; соблюдать положения церковного устава — благочестие и т.д. Всё это воспринимается нами как форма истинного богопочитания, как то, что соединяет нас с Богом и за что Господь даёт нам прощение грехов. А потому нередко мы делаем на этом акцент в своей личной духовной жизни, а также приучаем к этому своих детей.
Апостол Иаков не отвергает такого понимания. Однако он указывает на тот важный, фундаментальный аспект благочестия, о котором нередко забывали уже его непосредственные слушатели. Для апостола человек может быть внешне благочестив и безупречен, однако при этом его благочестие будет пустое, то есть фальшивое, ложное. Бывает это в том случае, если его сердце наполнено сварливостью, гневливостью, похотливостью, злобой, если он чрезмерно болтлив и, наконец, если он не совершает дела милосердия. Иными словами, пустое благочестие — это соблюдение всех предписаний церковного устава при равнодушном и пренебрежительном отношении к ближним. Пустое благочестие у того, кто уделяет больше внимания обряду, но на практике своими конкретными делами не служит другим людям. Такой человек, по слову апостола, обманывает сам себя.
К слову, подобное благочестие осуждает и Господь в Священном Писании. Через пророка Исаию Он упрекает евреев, которые чрезмерно увлеклись скрупулёзным исполнением уставных предписаний традиции, но совершенно забыли о конкретных делах по отношению к ближним: «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их». Так и для апостола Иакова: всё это не имеет никакого смысла, если не подкрепляется исполнением главной заповеди Евангелия о деятельном служении тем, кто нас окружает.
По мысли апостола, именно такое служение есть подлинное исполнение закона Божия. Поэтому апостол Иаков и называет его законом свободы. Служение окружающим даёт нашему сердцу благодать, которую нельзя достичь просто механическим исполнением предписаний устава. Более того, именно это служение освобождает нас от тяжкого груза наших грехов, а также от чувства вины и страха, которые появляются в нас, когда мы не можем в полноте, досконально выполнить все предписания внешнего, ритуального закона, когда ощущаем, что совершенно не соответствуем высоким житийным образцам праведных святых.
Именно за подобные дела Господь готов наполнить нас, дать свой мир и прощение. Прямо об этом сказано у пророка Исаии. Бог говорит: «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда... если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю».
Это вовсе не значит, что нет необходимости в том, чтобы совершать богослужение и хранить другие внешние формы богопочитания. Это означает, что мы должны правильно расставлять акценты в своей духовной жизни. В нас должно жить чёткое понимание того, что подлинные мир и покой даёт нам хранение своего сердца в чистоте перед Богом и людьми, а также деятельное и самоотверженное служение тем, кого мы встречаем на своём жизненном пути.
Псалом 45. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Тревога — чувство, посещающее сегодня многих. Как с ней справлялись герои Библии? Ответ на этот вопрос очень ярко звучит в 45-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 45.
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. На музыкальном орудии Аламоф. Песнь.
2 Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах,
3 посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей.
4 Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их.
5 Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего.
6 Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра́.
7 Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля.
8 Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш.
9 Придите и видите дела Господа, — какие произвёл Он опустошения на земле:
10 прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копьё, колесницы сжёг огнём.
11 Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесён в народах, превознесён на земле.
12 Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова.
Кажется, тревога — как чувство — всегда сопровождала людей. Всегда в мире происходили катаклизмы, случались эпидемии, военные конфликты, и всегда обычный человек переживал о том, что они ворвутся в его жизнь. И всё же наш уровень тревожности несопоставимо выше тревожности наших предков. У этого есть разные причины, но одна из самых простых и очевидных заключается в том количестве плохих новостей, с которым человек сталкивается сегодня. В прежние времена мир простого человека был довольно сильно ограничен рамками населённого пункта, в котором он жил. Проблемы, о которых он слышал, даже если и были вполне серьёзными, казались ему далёкими. А те, которые происходили с ним самим, он не распространял на весь мир. Но дело, конечно, не только в количестве новостей. Дело ещё и во внутренней позиции, которая была связана с верой в Бога.
Автор псалма, который мы сегодня услышали, исполнен глубочайшей уверенности в том, что Бог защитит свой народ от всяких бед. Примечательно, что псалмопевец говорит от лица многих и уверен, что никто не почувствует страха, даже если содрогнётся земля и горы сойдут со своих мест. Происходить может всё, что угодно, — это будет лишь веселить Иерусалим, потому что Господь с Ним. Когда на Его народ восстают другие народы оказывается достаточно Его гласа, чтобы растаяла вся земля. И, конечно, особенного внимания заслуживает описание того, как Бог уничтожает оружие врага, сокрушает луки, ломает копья, помогая израильтянам победить.
Псалом, который мы услышали, полон восторга, но не только его. Реальность, в которой жил псалмопевец, явно сложнее, и порой он вынужден буквально стенать от тех проблем, которые окружают его и людей, находящихся рядом с ним. Причем, обычно причину происходящего он видит в том, что сердце народа далеко отстоит от путей Божиих. И в этом самое поразительное, что мы узнаём о Боге Библии. Ведь Он может сокрушить любой внешний объект, горы и долины, моря и реки — Ему подвластна вся земля. Физически Господь может поразить любых врагов, сломать любые стрелы и копья... Но Он не ломает воли людей, которые когда-то выбрали Его своим Богом. Он может изменить обстоятельства вокруг них, может предать их в руки врагов, но не меняет их сердец.
Когда мы задумываемся о Боге, мы не можем осмыслить многого: вечности, вездесущия, всеведения... Однако Его премудрость, Его любовь и способность к общению для нас понятнее, ведь мы и сами, пусть и в другой мере, к этому способны. Но в свою очередь это значит, что, имея опыт общения друг с другом, мы призваны понять, что, в отличие от воздействия, которое может быть односторонним, воздействия на объекты, общение всегда взаимно.
Доверяя Богу вместе с Давидом, в бедах и возлагая на Него свои надежды, нам стоит помнить, что Он может изменить многое в нашей жизни, но без нас не может изменить нас самих. И когда мы тревожимся, Он готов нас поддержать, но доверять Ему мы призваны научиться сами.
Псалом 45. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 45. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 45. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых.
На музыкальном орудии Аламоф. Песнь
2 Бог нам прибежище и сила,
скорый помощник в бедах.
3 Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля,
и горы двинулись в сердце морей.
4 Пусть шумят, вздымаются воды их,
трясутся горы от волнения их.
5 Речные потоки веселят град Божий,
святое жилище Всевышнего.
6 Бог посреди его; он не поколеблется:
Бог поможет ему с раннего утра.
7 Восшумели народы; двинулись царства:
(Всевышний) дал глас Свой, и растаяла земля.
8 Господь сил с нами,
Бог Иакова заступник наш.
9 Придите и видите дела Господа, —
какие произвел Он опустошения на земле:
10 прекращая брани до края земли,
сокрушил лук и переломил копье,
колесницы сжег огнем.
11 Остановитесь и познайте, что Я — Бог:
буду превознесен в народах,
превознесен на земле.
12 Господь сил с нами,
заступник наш Бог Иакова.
9 июня. О духовном смысле праздника Дня Святого Духа

Сегодня 9 июня. День Святого Духа.
О духовном смысле праздника — священник Стахий Колотвин.
Если мы посмотрим на церковный календарь, то в течение года всегда после Великого Двунадесятого праздника будет малый, связанный с ним праздник, прямо на следующий день. После Рождества Христова мы вспоминаем Собор Пресвятой Богородицы, после Крещения Господня мы вспоминаем Собор Иоанна Предтечи, вспоминаем Иоакима и Анну после Рождества, вспоминаем Старца Симеона и Анну Пророчицу после праздника Сретения Господня.
Когда мы оглянемся на День Живоначальной Троицы, который правильно называется полностью Днём Сошествия Святого Духа на апостолов, то мы увидим, что есть отдельный праздник Святому Духу. По идее, Святой Дух прославляется и на богослужении самого Двунадесятого праздника, но всё-таки, поскольку мы в этот день отмечаем полноту общения человеческого рода со всей Живоначальной Троицей — и с Богом Отцом, и с Богом Сыном, и с Богом Духом Святым, — то нам нужен отдельный день, чтобы отдельно прославить Бога Духа Святого.
Ведь Он — участник творения нашего, ведь Он — участник творения всего мира, ведь Он — тот, кто действует во всех таинствах Церкви. И хотя нам легче представить Бога Сына, потому что Он воплотился и Сам явился к нам, хотя нам легче обратиться к Богу Отцу, воспринимая Его как заботливого Небесного Отца, тем не менее, с Духом Святым мы непосредственно взаимодействуем каждый момент своей христианской жизни, и этот день нужно обязательно прославить.
Все выпуски программы Актуальная тема